ВД Семьевеедение 5 - 8 класс

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительнаязаписка ............................................................................................. 3
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
«Семьеведение» ....................................................................................................... 8
Личностныерезультаты ........................................................................................ 8
Метапредметныерезультаты .............................................................................. 10
Предметныерезультаты ...................................................................................... 13
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение» .............................. 15
Тематическоепланирование................................................................................... 22
Календарный учебный график

…………………………………………………. 37

Список рекомендуемой литературы . ……………………………………………..41

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Общаяхарактеристикакурса
Программакурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение»(далее–
программа)для8–9классовсоставленанаосновеположенийитребований:
– Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основногообщегообразования(утвержденприказомМинистерствапросвещенияР
оссийскойФедерацииот 31мая2021г.№287);
– федеральнойрабочейпрограммывоспитания.
Приразработкепрограммыиспользовалисьследующиенормативныедокуме
нты:
– КонституцияРоссийскойФедерации;
– УказПрезидентаРоссийской
«Об

утверждении

Основ

Федерации от 09.11.2022г.№809

государственной

политики

по

сохранениюиукреплениютрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей»;
– СемейныйкодексРоссийскойФедерации.
Актуальностькурса
Актуальность

курса

внеурочной

деятельности

«Семьеведение»всовременныхусловияхобусловленанеобходимостьюразработки
специальныхпрограмм

обучения

и

воспитания,

способствующих

формированиюупредставителеймолодогопоколенияприверженноститрадицион
нымроссийскимдуховнонравственнымценностям,включаяценностикрепкойсемьи,укрепляющихграждан
скоеединствороссийскогообщества,направленных на решение демографических
проблем в Российской Федерации.Семья

–основа любого государства.

Ведущими функциями семьи являютсярождение ивоспитание детей,передача
духовно-нравственного,социальногоикультурногоопытановомупоколению.
Традиционнаясемейнаякультурануждаетсявподдержкегосударства,втомчи
3

слепосредствомобразования.Образованиестановитсясредством,

4

обеспечивающимсдерживаниеипредотвращениенегативныхтенденцийраспада
семьи.

Оно

призвано

решить

проблему

сохранения

и

восстановленияотечественныхтрадицийсемейноговоспитанияипередачимолодо
мупоколениюзнанийопсихологических,культурныхинравственныхнормахсемей
нойжизни.
Важностьобращенияшколыксемейнойпроблематикеобусловлена,преждев
сего,тем,чтосемьяявляетсяоднимизважнейшихсоциальныхинститутов,
формирующих

в

человеке

основы

его

гражданской

идентичности.Вместестемценностьсемьивсознаниимолодыхлюдейзачастуюдева
львируетсяподвоздействиемнегативноговлиянияэлементовдеструктивнойидеол
огии.Вэтойсвязиформированиевсознанииобучающихсяценности крепкой семьи,
брака,

многодетности

является

одной

из

основныхзадачсистемыобщегообразованиявРоссийскойФедерации.
Созданиепрограммыкурса«Семьеведение»дляобучающихся5–
9классовпродиктовано

важностью

целенаправленной
просветительскойивоспитательнойдеятельности,котораяпре
дполагает:
– осознание

семьиитрадиционных

семейных

отношенийкакценностивжизнисовременногочеловека;
– приобщениексистеметрадиционныхдуховно-нравственныхценностей;
– формированиеуобучающихсякультурысемейныхотношений,уваженияк
старшимпоколениям;
– приобретение

обучающимися

опыта

выстраивания

моделейповеденияимежличностныхотношенийвсемье,соответствующихпринят
ымвроссийскомобществетрадиционнымдуховно-нравственнымценностям.
Программапредусматриваеторганизациюразнообразнойдеятельностиобуч
ающихся

с

целью

применения

получаемых

знаний

для

анализа

жизненныхситуацийирешенияпроблем,возникающихвсфересемейныхотношени
й.Приоритетноевниманиевпрограммепридаетсясовременнымнаучно5

педагогическим

подходам,

которые

обеспечивают

открытый

диалог

с

учетомвозрастныхособенностейобучающихся.
Новизнапредлагаемогокурсавнеурочнойдеятельностизаключаетсявтом,что
егосодержаниепредполагает:
– освоениеобучающимисянавыковизнанийвсфересемейныхотношений,ко
торыепригодятсяимвжизни,станутважнымкомпонентом,влияющимнаихдальней
шуюжизненнуютраекторию;
– рассмотрениесемейнойпроблематикинетолькосточкизрениясовременны
х

научных

позиций,но

и

с

точки

зренияее

ценностно-

смысловогоиэмоциональноговосприятияобучающимися,атакжеихиндивидуальн
огожизненногоопыта;
– развитиепрактическихнавыковипознавательныхинтересовобучающихся
,

связанных

с

их

ценностными

установками

на

создание

крепкоймногодетнойсемьиимоделямиповедениявсферереальныхсемейныхотно
шений.
Цельизадачикурса
Цельюкурсаявляетсявведение

молодых

людей

в

традиционнуюдлянашегоОтечествасистемусемейныхценностейиформирование
просемейныхценностносмысловыхустановок:брачности,многодетности,целомудрия.
Изучениекурсанаправленонаформирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность,
чтобыобучающиесясвязывали своебудущееименноссемейнымобразомжизни;
– понимания

обучающимися

5–9

классов

особой

значимости

институтасемьидлясамосохраненияиразвитияобщества,сохраненияисторическо
йпамятиипреемственностипоколений;
– ответственного

и

уважительного

отношения

обучающихся

к

старшемупоколению,кроссийскимтрадиционнымдуховнонравственнымценностям,
6

в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и
женщины,рождениюивоспитанию детей.
Врамкахрешенияосновныхзадачпрограммыдолжнобытьобеспечено:
– ознакомление

обучающихся

с

базовыми

понятиями,

раскрывающимисмыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение
категорий и таксономиисемейныхтерминов;
– формирование

у

молодых

людей

основных

представлений

о

семейнойжизниспозициипсихологии,культурологиииэтики;
– осознаниеобучающимисясистемыроссийскихсемейныхценностейиприн
ятиеихдляпостроениясобственнойсемьивбудущем;
– содействиеподросткамврешенииимиличныхсмысложизненныхвопросо
в,связанныхссемейнымиотношениями;
– обеспечениеосознанияобучающимисясвоейгражданскойисоциальнойид
ентичностикакграждан Россииипродолжателейтрадиций родаи семьи;
– содействиенаправленностиобучающихсянасозданиекрепкой,счастливой
семьи,снижениеи предотвращениерисковнапути к еесозданию;
– ознакомлениеобучающихсясосредствамирешениясемейныхпроблем;
– обучениеосновампсихологическойидуховнонравственнойбезопасностивсфересемейныхотношений.
Местокурсавобразовательномпроцессе
Программа«Семьеведение» рассчитана

на реализацию в течение34

учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может
бытьпредложенобучающимсявкачествеодногоизсуществующихповыбору.
Программаявляетсясодержательным

и

методическим

ориентиромдлясоставленияпедагогамирабочихпрограмм.Предложенныеэлемен
тысодержанияивидыдеятельностиобучающихсядолжныбытьконкретизированыс
учетомвозрастныхособенностейизапросовобучающихся.Расширениесодержани
яивидовдеятельностисвязаносвозможностьювыборапедагогом
7

различных

вариантов

учебно-методического

обеспечения

курса,

а

такжессуществующимиусловиямишкольнойинформационнообразовательнойсреды. Освоение программы курса может быть организовано
образовательнойорганизациейвовнеурочноевремя:
– длястаршихподростков(8–9классы).
В

содержании

курса

курсивом

выделены

позиции,

которые

целесообразноизучатьтольков8–
9классах.Включениеэтихэлементоввсодержаниепрограммыкурсавнеурочнойдея
тельностиневедеткнарушениюегосодержательногоединстваиориентируетпедаго
говнанеобходимостьучитыватьособенностиегопреподаванияв8–9классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать
какпредметомдискуссии,такиосновойдляпроектнойдеятельностиобучающихся.
Темыпроектоввыбираютсяучителемсучетомрегиональнойспецифики.Содержате
льные

элементы

программы

позволяют

организовать

на

их

основепрактическуюипоисковоисследовательскуюдеятельность,результатыкотороймогутбытьиспользованыпр
иреализацииобучающимисяиндивидуальныхпроектов.
Особенностьпрограммывнеурочнойдеятельностисостоитвтом,чтовнейв
краткой

обобщенной

форме

представлены

все

основные

аспекты

семейнойпроблематики(исторические,социокультурные,правовые,экономическ
ие,психологические,нравственные),
позволяющиеобучающимсяознакомитьсясосновамисемьеведения.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация

программы

курса

внеурочной

деятельности

«Семьеведение»направленанаобеспечениедостиженияобучающимисяличностн
ых,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданскоевоспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
егоправ,уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активноеучастиевжизнисемьи;
– пониманиеролисемьикаксоциальногоинститутавжизничеловека;
– обретениеположительногообразасемьи,родительства(отцовстваи
материнства),освоениетрадиционныхсемейныхценностейРоссии;
– готовностьвыстраиватьбесконфликтныеотношениявродительскойсемье
,классе,школьномколлективе;
– пониманиеролисемьикак социальногоинститутавжизничеловека;
2) патриотическоевоспитание:
– осознание

российской

многоконфессиональном

идентичности

обществе,

проявление

в

поликультурноми

интереса

к

познанию

родногоязыка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России,ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины‒России,семейныхтра
дицийнародовРоссии;
3) духовно-нравственноевоспитание:
– ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыб
ора

в

семейных

отношениях,

готовность

оценивать

свое

поведениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициитрадиционных
духовно-нравственныхценностей,атакжеправовыхнорм;
9

– способностьксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивацииксозд
анию крепкой,гармоничнойсемьи;
4) эстетическоевоспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других
народов,пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,этническихкул
ьтурныхтрадицийинародноготворчества;
5) физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровьяиэмоциональногоблагополучия:
– осознаниеценностижизни;ответственноеотношениексвоемуздоровьюиу
становканаздоровыйобразжизни;
– соблюдение

правил

безопасности,в

томчисле

безопасногоповедениявинтернет-среде;
6) трудовоевоспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в
рамкахсемьи)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьиниции
ровать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогородадеятельность,уважен
иектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;
7) ценностинаучногопознания:
– овладение

языковой

и

читательской

культурой

как

средством

познаниямирасучетомсемейныхтрадицийнародовРоссии;
8) адаптацииобучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальнойиприроднойсреды:
– освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,
соответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,включаясемью;
– умениеоцениватьситуациюстресса,корректироватьпринимаемыерешени
яидействия,формулироватьиоцениватьрискиипоследствия,формироватьопыт,ум
еть находитьпозитивноевпроизошедшейситуации.

10

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Базовыелогическиедействия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки
социальныхявленийипроцессов;
– выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпостав
леннойзадачи;
– делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии.
Базовыеисследовательскиедействия:
– проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследован
иепоустановлениюособенностейобъектаизучения,причинноследственныхсвязейизависимостейобъектовмеждусобой;
– оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювх
одеисследования;
– самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатампроведенногонаблюдения,исследования;
– прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихп
оследствияваналогичныхилисходныхситуациях,выдвигатьпредположения
обихразвитиивновыхусловияхиконтекстах.
Работасинформацией:
– применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореи
нформацииилиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизада
нныхкритериев;
– выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформ
ациюразличныхвидовиформпредставления;
– самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформаци
и;
– эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
11

Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
– воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоциивсоответствиисцелямииусловиямиобщения;
– выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
– распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциаль
ныхзнаков;
– знать

и

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношениек
собеседникуи вкорректной формеформулироватьсвои возражения;
– входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемо
йтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожела
тельностиобщения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций;
– публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследования,проекта;
– самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучетомзадачпрезентации
иособенностейаудиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменныете
кстысиспользованием иллюстративныхматериалов.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация:
– выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
– ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений(индивидуальное,принятиерешенийвгруппе);
– составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешен
ия);
– делатьвыборибратьответственностьзарешение.

12

Самоконтроль,эмоциональныйинтеллект:
– владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
– даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланееизменения;
– учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьпри
решенииучебнойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
– объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности
,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей
ситуации;
– вноситькоррективыв

деятельностьна

обстоятельств,изменившихсяситуаций,

основе

новых

установленныхошибок,

возникшихтрудностей;
– оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерениядругого;
– регулироватьспособвыраженияэмоций.
Совместнаядеятельность:
– понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобхо
димостьприменениягрупповыхформвзаимодействияприрешениипоставленнойз
адачи;
– приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективностроитьдействияп
оеедостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультат
совместнойработы;
– уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей;
– планироватьорганизацию

совместной

работы,определятьсвоюроль(сучетомпредпочтенийивозможностейвсехучастник
оввзаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых

формахработы(обсуждения,обмен

мнений,«мозговыештурмы»ииные);
13

– выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапо
своему

направлению

и

координировать

свои

действия

с

другими

членамикоманды;
– оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоят
ельносформулированнымучастникамивзаимодействия;
– сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандыв
достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственностиипроявлятьготовностькпредоставлениюотчетапередгруппой.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли
каждогочленасемьи,важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;социокул
ьтурнойсущностисемьииеероливсовременномобществе;содержанииизначениис
оциальныхнорм,регулирующихсемейныеотношения,включаяправовыенормы;
– осознание

значимости

крепкой

семьи,

брака

как

ценностивсовременномобществе;умениехарактеризоватьсемейныеотношенияка
ктрадиционнуюроссийскуюдуховнонравственнуюценность;осознаниезначимостисемейныхтрадицийвисториинарод
овРоссии;
– формирование

понимания

роли

семьи

в

освоении

норм

моралиинравственности,гуманизма,милосердия,справедливости,взаимопомощи
,коллективизма,преемственностиисториинашейРодины;
– умение
отношенийс

характеризовать
использованием

источников

особенности

семейных

разных

типов

знания:

для

(текстами,

иллюстрациями, аудио-ивидеоматериалами);
– умение

использовать

полученные

устного

и

письменногоописания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для
описания традицийсвоейсемьи,длянаписанияееродословной;
– умение

использовать

цифровые

технологии

для

создания

родословной,поискаи моделирования дома,создания финансовогопланасемьи и
14

др.;

15

– умениеаргументироватьрольздоровогообразажизнидлякаждогочленасе
мьи;
– умение

выстраивать

бесконфликтное

общение

с

родственниками,втомчислесостаршимичленамисемьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье,
общениясродителями,сбабушкамиидедушками,братьямиисестрами,дальнимиро
дственниками;
– умениерешать

в

рамках

изученного

материала

познавательныеипрактическиезадачи;
– овладениеприемамипоискаиизвлечениясоциальнойинформации(тексто
вой,графической,аудиовизуальной)позаданнойтемеизразличныхадаптированны
х источников (в том числе учебных материалов) и публикацийсредств массовой
информации

(СМИ)

с

соблюдением

правил

информационнойбезопасностиприработевИнтернете;
– умениеанализировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьи
критическиоцениватьсоциальнуюинформациюизадаптированныхисточников (в
том

числе

учебных

материалов)

и

публикаций

СМИ,

соотноситьеессобственнымизнаниямиоморальномиправовомрегулированиипов
едениячеловека

в

семье,

личным

социальным

опытом,

используя

обществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляяихаргументами;
– умениеоцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкиз
ренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальныхнорм,включ
аявопросы,связанныесличнымиисемейнымифинансами,втомчислеприпланирова
ниисемейногобюджета.

16

СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

РАЗДЕЛ1.«ЧЕЛОВЕК,СЕМЬЯ,ОБЩЕСТВО…»
Какидлячегосоздается семья?
Семья

в

различные

исторические

эпохи

–

от

древности

до

настоящеговремени:мотивысозданиясемьиивступлениявбрак.Семьяидуховнонравственныеценности.
Выборспутникажизни.Особенностибрачносемейныхотношений.Изменениеролеймужчины,женщиныидетейвсемье1.Семья
ибраквсовременномобществе.
Семьякак ценностьдляребенка
Крепкаясемья,основаннаяналюбви,
ребенка

чувства

безопасности

и

какосновадля

ощущения

счастья.

формированияу
Важность

для

ребенкаматериальной и психологической поддержки со стороны родителей.
Семья

каксредаформированияличностиребенка,егодуховно-

нравственногостановления,интеллектуальногороста,профессиональногоисоциа
льногосамоопределения.
Семьякаксреда,ориентированнаянасозданиеуникальныхусловийдлясамора
звитияиличностнойсамореализациидетейиродителей.Эмоциональноевзаимопо
ниманиемеждуродителямиидетьми.
Семьяиеерольвобществе
Семьякакпервичнаяячейкаобщества,ееважностьв
развитии

общества.

Семья

и

ее

основные

функции.

самосохранениии
Репродуктивная

функциясемьи и ее значение в решении демографических проблем современной
России.Расширенная(многопоколенная)семьякакисторическийфеномен.

17

Социализирующаяфункциясемьииважностьповышенияеевоспитательнойроливс
овременномобществе.

РАЗДЕЛ2.«МОИРОДСТВЕННИКИ–ПОХОЖИЕ ИРАЗНЫЕ»
Историясемьи
Родословнаямоейсемьи.Семейное(родовое)генеалогическоедревоиправила
егореконструкции(описания).
Важностьсохраненияисторическойпамятиопоколениях
рода(семьи).Способыпередачиинформацииосвязипоколенийиродственныхотно
шениях:семейныеархивы,фотоальбомы,мемуары.Примернаямодельпоискаиобра
боткиинформациипоисториисемьи(рода).
Преданияи
поколения

в

традициимоейсемьи.Ценности
поколение.

Семейная

семьи,

память

и

передающиесяиз

семейная

гордость.

разнообразие:семейныйсовет,воскресныеобеды,семейныеспектакли,

семейные

Семейныетрадициииих

путешествия,

семейное

чтение

и

т.

п.

Достойные

примерыдляподражанияисохранениясемейныхтрадиций.Известныемногодетны
есемьи.
Родители
Особаярольиответственностьродителейвсовременнойсемье.Рольмужчины
в

семье.

Отцовство.

Роль

женщины

в

семье.

Материнство.

Любовь,взаимноепринятиеиподдержкакакбазовыеценностивзаимоотношенийсу
пругов

между

собой,

а

также

родителей

и

детей.

Образ

семьивхудожественныхпроизведенияхвторойполовиныХХ–началаXXI
века(мультипликация,кино,литератураидр.).
Особенностивыстраиваниявзаимоотношениймеждуродителямиидетьмив
зависимости

от

их

возраста

и

изменений

в

социальном

статусе.

Уважительноевзаимодействиеродителейидетей.
18

Братьяисестры
Конструктивноевзаимодействиедетейсбратьями,сестрами.Общениес
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в
будущемсобственнойсемьи.Отношениябратьевисестервхудожественныхпроизв
едениях(мультипликация,кино,литература).
Проблемапсихологическогонеприятияиконкуренциимеждуразновозрастн
ымиисводнымидетьмивсемьеипутиеепреодоления.
Чемценны отношениявнуковсбабушкамиидедушками?
Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное,эмоциональнотеплоеобщениевн
уковсбабушкамиидедушками.
Уважительноеотношениекстаршимчленамсемьи.Чувствоблагодарности
старшим.

Почитание

старших

в

семье.

как

способ

Забота

о

пожилых

членахсемьи,помощьподому.
Межпоколенное

общение

передачи

и

усвоения

накопленногостаршимипоколениямижизненногоопытаидуховнонравственныхценностей.
Мои близкиеидальниеродственники
Многообразиеродственныхотношений.Важностьподдержаниядобрыхиува
жительныхродственныхотношенийдлясохранениямежпоколенныхсвязейисемей
ныхтрадиций.
РАЗДЕЛ3.«ОСЕМЕЙНОМУЮТЕИНЕТОЛЬКО…»
Чтомыназываемсвоим«домом»?
Местопроживаниясемьииважностьеговосприятиядлясупруговидетейкак
своего «дома». Дом–это место защищенности, уютаи эмоциональнойтеплоты.
Особенности

и

способы

обустройства

семейного

хозяйства

в

большихималыхгородах,впригородахисельскойместности.
Ведениедомашнегохозяйства
Основныесоставляющиедомашнего(семейного)хозяйства.Хозяйственно19

экономическаяфункциясемьи.Типичныепроблемы

20

обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их
решения.Плюсыиминусысовместногопроживаниямолодойсемьисдетьмивместе
сосвоимиродителямиилиродственниками.
Семейныйбюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов.
Семейныйбюджетифинансовая«подушкабезопасности».Равноправиемужаижен
ыврешениифинансовыхвопросов,открытостьсемейныхфинансовкаксовременны
екультурныенормы.Основныестатьисемейногобюджета.Возможности
использования

семьями

услуг

финансовых

организаций

–

вклады,кредиты,инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не
следуетэкономить.Карманные деньгидетей. Основные приоритеты детских
расходовиспособырационального

расходованиядетьмиденежных

средств.Детскиенакопленияицелиихиспользования.
Семейныйбыт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий
родителейи детей в решении проблем определения оптимального бюджета,
выбора

стиляоформления,материалов,технических

решенийидругогодляобустройствадома.Проектобустройствадома–
отидеидовоплощения.
Важностьдостижениядоговоренностейвраспределенииролеймеждуродите
лями

и

детьми

для

поддержания

чистоты

и

порядка

в

доме.

ТрадицииобустройствадомавразныхрегионахРоссии.
РАЗДЕЛ4.«ВАЖНЕЙВСЕГО–ПОГОДАВДОМЕ…»
Каксоздатьблагоприятнуюсемейнуюатмосферу?
Здоровая

семейная

атмосфера

как

залог

устойчивости

внутрисемейныхотношений. Доминирующие положительные эмоции, тон
общения,
21

настроение,взаимноедовериеиоткрытость,взаимопомощьиподдержкакакважные
составляющиесупружескихидетско-родительскихотношений.Важность

22

благоприятногосемейногопсихологическогоклиматадляразвитияребенкав семье
и

эмоционального

состояния

супругов.Многодетность

как

важныйкомпонентблагоприятнойсемейнойатмосферы.
Начемдержитсясемья?
Нравственныеосновывзаимоотношенийвсемье:любовь,верность,взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умениеслушать и
слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи наодну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки другдругу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющиесемью.
Недопустимость

эгоистического,

высокомерного,

равнодушногоинеуважительногоотношениякчленамсвоейсемьи.
Какизбегатьконфликтоввсемье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми,
старшихдетейсмладшимипоповодувозникающихразногласийкакважнейшееправ
илогармоничнойсемейнойжизни.Важностьрефлексиикаждымчленомсемьисвоег
о

поведения

и

манерыобщения.Варианты

психологической

рефлексииподростком своегоповедениявсемьеиотношениякродственникам.
Уменияпрощатьипроситьпрощениякакважныесоставляющиесчастливой
семейной

жизни.Компромиссы

в

отношениях

между

супругами,междуродителямиидетьми.Путивыходаиз возникшегоконфликта.
Рост

самостоятельности

ребенка

как

норма

для

взрослеющейличностииважностьправильногоотношения
родителейкэтойтенденции.Умениеродителей договариваться с детьми как
основа

гармоничных

взаимоотношений.Важностьуваженияродителямивыбораребенка.Конструктивн
аяподдержкасостороныродителейвситуациипоискаребенкомвариантарешенияжи
зненнойпроблемы.
Чтопомогаетсемье объединиться?
Совместнаядосуговаядеятельностькакважныйфакторсплочениясемьи.Разн
23

ообразиеформсовместныхсемейныхдел(уборкаиремонт

24

квартиры/дома;работанаприусадебномучасткеипр.),оказывающихпозитивноеи(
или) негативноевоспитательноеи эмоциональноевлияниенадетей.
Важностьсемейныхпраздниковдляэмоциональнопсихологическогосближениявзрослых
идетей.Игрыкакважныйэлементсемейного
семейных

игр,

их

досуга.Распространенные
плюсы

и

виды
минусы.

Проектированиесемейногопраздничногомероприятия(деньрождения,окончание
учебногогода,спортивныедостижения детейидр.).
Рольсемейных

прогулок,

туристических

походов

и

путешествийвсплочениисемьииличностномразвитииеечленов.Проектированиес
емейноговыездногомероприятия.

Определение

наиболее

интересных

маршрутовдлясемейныхтурпоходовипутешествий(напримересвоегорегиона).
Здоровыйобразжизнивсемье
Здоровьечленовсемьииегорольвполноценнойсемейнойжизни.Здоровыйоб
разжизнииегоключевыесоставляющие:здоровоепитание,здоровый сон, гигиена,
физическая активность. Современный стиль питания,пищевые привычки
взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,заказготовойеды
надом идр.) исвязанныесними проблемыфизическогои психического здоровья.
Варианты домашнего меню как примеры здоровогопитания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее
влияниенаобразжизнисемьи.Способыпреодолениявредныхпривычеквсемье.Важ
ностьфизическойактивностидляздоровьячеловекаиспособыееподдержания

в

семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки,подвижные игры
и

т.

п.)

и

технологии

(фитнес-браслеты,

интернет-

приложенияидр.),способствующиеукреплениюздоровьявзрослыхидетей.Пример
ыучастиячленовсемьи

воздоровительныхмероприятиях

и

акцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровьедлявсейсемьи»).

25

РАЗДЕЛ5.«СОВРЕМЕННАЯСЕМЬЯИПРАВО»
Вступлениевбрак
Порядок

регистрации

брака

в

Российской

Федерации.

Брачный

возраст.ПорядокиусловиязаключениябракавсовременнойРоссии.Брачныйдогов
ор.
Поддержкагосударствомсемейсдетьми
Мерысоциальнойподдержкисемейсдетьми.Социальныегарантиидлясемей.
Материнскийкапиталиипотекадлямолодыхсемей.Мерыгосударственнойподдер
жкимногодетныхсемейвРоссийскойФедерации.Звание«Мать-героиня».
Деятельностьсоциальныхслужб(организаций)поподдержкесемьи:консульт
ационная,материальная,юридическая,медицинская,психологопедагогическая.Семейныепсихологии
специалистывсфереобразованияпоработессемьей.
Праваиобязанностиродителейидетей
Личныеправаиобязанностисупругов,равенствосупруговвсемье.Имуществе
нныеправаиобязанностисупругов,совместнаясобственность,движимоеинедвижи
моеимуществосемьи,наследствоинаследники,дарениеидругиесделкиссемейным
имуществом.Праваиобязанностиродителейвотношенииродныхдетейидетей,взят
ыхподопеку.
Опекунствоиусыновление(удочерение)какспособывключениявсемейныеотн
ошениядетей,оставшихся безродителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних
детейна

владение,

пользование

и

распоряжение

имуществом,

финансовуюипредпринимательскую
деятельность.Обязанностисовершеннолетних
детей(с18лет)поотношениюксвоимродителямиродственникам.РольУполномоче
нногоприПрезидентеРоссийскойФедерациипоправамребенка.

26

27

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7" а.Джамбечий

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "СОШ №7"

_______________________________ ______________( Тешева Ф.К. )
______________( Л.Н.Тлишева )
_
_______________________________ Протокол №___________________ Приказ №_____________________
_
Руководитель ШМО
от "____" ______________ 20___ г.
от "____" ______________ 20___
г.
______________( Нагоева А.А. )
Протокол №___________________
от "____" ______________ 20___ г.

Календарно-тематический планирование по внеурочной деятельности
«Семьеведение»
для обучающихся 8-9 классов
на 2025-2026 уч.г

а.Джамбечий 2025 год

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

28

№

Наименованиеразде

п/п

ловитемкурсавнеуро

Программноесодержание

Количествоч

Формаработы/

асов

характеристикадеятельностиобу
чающихся

чной
деятельности
Раздел1.«Человек,семья,общество…»
1.1

Как и для

Семьявразличные исторические эпохи–от

Беседанаосновепрезентации«Семьявраз

чегосоздаетсясемья

древности до современности:

личныеисторическиеэпохи».

?

мотивысозданиясемьиивступлениявбрак.

Анализ репродукций картин

Семья и духовно-нравственные

известныххудожников,посвященныхсемь

ценности.Выбор спутника жизни.

евразныеисторическиеэпохи.

Особенностибрачно-семейных отношений.

Созданиеплаката«Современнаясемья».

Изменениеролеймужчины,женщиныидете

Дискуссиянатему«Выборспутникажизни»

1

йвсемье.
1.2

Семьякакценность
для ребенка

1

Семьяибраквсовременномобществе
Крепкаясемья,основаннаяналюбви,

Беседаисозданиесхемы«Значениесемьив

как основа для формирования у

жизничеловека».

ребенкачувствабезопасностииощущениясч

Анализпредложенныхситуаций,

астья.

показывающихвлияниесемьинажизньподро

Важностьдляребенкаматериальнойипс

стка

ихологическойподдержки
состороныродителей.Семьякаксреда
формированияличностиребенка,его
29

духовнонравственногостановления,интеллект
уального
роста,профессиональногоисоциально
го
1

самоопределения
Семьякаксреда,ориентированнаяна

Сопоставлениеиллюстраций,отражающихпси

создание уникальных

хологическиеотношенияродителей

условийдлясаморазвитияиличност

иподростка(взаимноедоверие/недоверие;раци

ной

ональная оценка/недооценка;поддержка и

самореализации детей и

сочувствие/равнодушие;адекватные

родителей.Эмоциональное

требования/неадекватныетребования) для

взаимопонимание

создания

междуродителямиидетьми,сочувствиеиприн

правилвыстраиванияотношениймеждудеть

ятиеребенкавсемье

ми
иродителями.
Началосозданияколлективнойэлектроннойэн
циклопедии «Семья–нашаценность»

30

1.3

Семьяиеерольв
обществе

1

Семьякакпервичнаяячейкаобщества,

Беседа «Семья и ее основные

ее важность в самосохранении и

функции».Анализпримеровсемейпостраниц

развитииобщества. Семья и ее основные

амхудожественнойлитературы,кинематограф

функции.Репродуктивная функция семьи и

а

еезначение в решении
демографическихпроблемсовременнойРоссии
.Расширенная
(многопоколенная)семьякакисторический

31

феномен.Социализирующаяфункциясемьи
иважностьповышенияеевоспитательнойролив
современномобществе
Итогопоразделу

4

Раздел2.«Моиродственники–похожиеиразные»
2.1

Историясемьи

1

1

Родословная моей семьи.

Составлениеродословных

Семейное(родовое)генеалогическоедревои

наосновепредложенныхучителеми/и

правила

лиобучающимисямакетов

егореконструкции(описания)
Важностьсохраненияисторическойпамятио

Беседа на основе презентации

поколениях рода (семьи).

«Способысохраненияисторическойпамяти

Способыпередачиинформацииосвязипокол

осемье».Составление схемы «Как в моей

ений

семьесохраняетсяпамять опоколениях».

иродственныхотношениях:семейныеархивы,ф

Знакомствосэлектроннымиресурсами,позвол

отоальбомы,мемуары.

яющими искать и

Примернаямодельпоискаиобработкиинформац обрабатыватьинформациюобисториисвоейс
иипоисториисемьи(рода)

емьи,
иразработкаалгоритмадействий

32

1

Преданияитрадициимоейсемьи.Ценностисе

Проектнаядеятельность«Преданияит

мьи,передающиесяизпоколения

радициимоейсемьи».

в поколение. Семейная память и

Практикум«Семейныетрадиции»

семейнаягордость. Семейные традиции и
ихразнообразие:семейный совет,воскресные
обеды,семейныеспектакли,семейные

33

путешествия, семейное чтение и т.
п.Достойныепримеры

для

подражанияисохранениясемейныхтр
адиций.
2.2

Родители

1

Известныемногодетныесемьи
Особаярольиответственностьродителейвсо

Обсуждениеотрывковизхудожественнойлите

временнойсемье.Рольмужчины

ратуры,кинофильмов,

всемье.Отцовство.Рольженщинывсемье.Ма

мультипликационныхфильмов

теринство.Любовь,взаимноепринятиеи

огармоничныхотношенияхвсемье.

поддержка как базовые

Созданиеоблакасловнатему«Ценностисе

ценностивзаимоотношенийсупруговмежду

мьи»

собой,
а также родителейи
детей.Образсемьивхудожественныхпроиз
веденияхвторойполовины ХХ–
началаXXIвека
1

(мультипликация,кино,литератураидр.)
Особенности

Анализкейсовнатему«Стиливоспитания».И

выстраиваниявзаимоотношениймежду

гра«Продолжипредложение»:«Еслибыяоказ

родителямиидетьмивзависимостиотих

алсянаместесвоихродителей,то...»

возрастаиизмененийвсоциальномстат
усе.
Уважительноевзаимодействиеродителей
идетей

34

2.3

Братьяисестры

1

Конструктивноевзаимодействиедетей

Обсуждениетемы«Взаимоотношения

сбратьями,сестрами.Общениесбратьями

сбратьями,сестрами»вгруппах:«Хорошо

35

исестрамивсемье –

либытьединственнымребенкомвсемье»,

необходимыйопытдлясозданиявбудущемсоб

«Насвсемьедвое/трое»,«Уменямногобр

ственнойсемьи.

атьевисестер».

Отношениябратьевисестер

Составление правил

в художественных

конструктивноговзаимодействия с братьями

произведениях(мультипликация,кино,литера

и сестрами.Обсуждение кейсов о

тура).

конструктивномвзаимодействиидетейсбратьям

Проблемапсихологическогонеприятия

иисестрами

иконкуренциимеждуразновозрастными
исводнымидетьми
всемьеипутиеепреодоления

36

2.4

Чемценныотношенияв

Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное,эм

Анализиллюстрацийнатему

нуковсбабушками

оциональнотеплоеобщениевнуков

«Межпоколенноеобщение».

идедушками?

с

Анализситуаций,отражающих

1

бабушкамиидедушками.Уважительноеотношен конструктивноевзаимодействиевнуков
иек старшимчленамсемьи.

сбабушкамиидедушками,длявыработкибеско

Чувствоблагодарностистаршим.Почитаниестар нфликтной стратегииповедения.
ших в семье. Забота о пожилых членахсемьи, Практикум«Уважениекстаршимипомощьвс
помощь по дому. Межпоколенноеобщение

емье»

как способ передачи и усвоениянакопленного
старшими
поколениямижизненногоопытаидуховнонравственныхценностей. Черты семейного
поведения,присущиебабушкамидедушкам,
ибесконфликтныестратегииихвосприятия.

37

Доверительноеобщениевнуков
сбабушкамиидедушками
2.5

Многообразиеродственныхотношений.

Игра «Самое главное качество

близкиеи

Важностьподдержаниядобрых

моегородственника» на основе

дальниеродст

иуважительныхродственныхотношенийдля

родословной.Продолжение разработки

венники

сохранениямежпоколенныхсвязей

коллективнойэлектроннойэнциклопедии«

исемейныхтрадиций

Семья–наша

Мои

1

ценность»
Итогопоразделу

8

Раздел3.«Осемейномуютеинетолько…»
3.1

Что

Место проживания семьи и важность

Составлениеоблакаслов«Дом»наосновеас

мыназываемсвоим«

еговосприятиядлясупруговидетейкаксвоего

социаций.

домом»?

«дома».Дом–

Конкурсрисунков/синквейнов«Мойдом»или

этоместозащищенности,уютаиэмоциона

«Доммоеймечты»

1

льнойтеплоты.
Особенностииспособыобустройства
семейного хозяйства в больших и
малыхгородах,впригородахисельскойместн
ости

38

3.2

Ведениедомашнего
хозяйства

1

Основныесоставляющие

Беседа на основе презентации

домашнего(семейного)хозяйства.Хозя

«Семейноехозяйствовразныеисторически

йственно-

епериодыразвитияРоссии».

экономическаяфункциясемьи.

Разработкаправилрачительноговедениядома

Типичные проблемы

шнегохозяйства

обустройствадомашнегохозяйстваусе
мейсдетьми
испособыихрешения.Плюсыиминусы

39

совместногопроживаниямолодойсемьи
сдетьмивместесосвоимиродителямиил
иродственниками
3.3

Семейныйбюджет

1

Важностьпланированияиучетасемейныхдоходо Анализсхемы«Семейныйбюджет».Решение
вирасходов.Семейный бюджет

практическихзадач,направленныхна

и финансовая «подушка

планирование и учет семейных

безопасности».Равноправие мужа и жены в

доходовирасходов

решениифинансовыхвопросов,открытостьсем
ейныхфинансов как современные
культурныенормы. Основные статьи
семейногобюджета. Возможности
использованиясемьямиуслуг
финансовыхорганизаций–
1

вклады,кредиты,инвестиции
Способыэкономиисемейногобюджета

Решениепрактическихзадач,направленныхна

истатьи,накоторыхнеследуетэкономить.Ка

выявление рациональных

рманные деньги детей.

способоврасходованиякарманныхденег

Основныеприоритеты детских расходов и
способырационального расходования
детьмиденежныхсредств.Детскиенакоплен
ия
ицелиихиспользования

40

3.4

Семейныйбыт

1

Красота,комфортиуютвдоме.Важностьсо

Игра«Красотаикомфортвдоме»наоснове

вместныхусилийродителейидетей

предложенныхкарточек(иллюстрации,предме

врешениипроблемопределения

тыинтерьера).

41

оптимального бюджета, выбора

Составлениеоблакасловпотеме«Уютвд

стиляоформления, материалов,

оме»

техническихрешенийидругогодляобустро
йствадома.
Проектобустройствадома–отидеи
1

довоплощения
Важностьдостижениядоговоренностей

Обсуждение презентации

враспределенииролеймеждуродителямии

«Традицииобустройствадома(семейногохо

детьмидляподдержаниячистоты

зяйства)вразныхрегионахРоссии».

ипорядкавдоме.Традицииобустройствадомавра Проектная деятельность
зныхрегионахРоссии

потеме«Мойвкладвчистотуипорядоквдоме».
Продолжение разработки
коллективнойэлектроннойэнциклопедии«
Семья–наша
ценность»

Итогопоразделу

6

Раздел4.«Важнейвсего–погодавдоме…»
4.1

Как

Здоровая семейная атмосфера как

Обсуждениепословиц,отрывковизх

создатьблагоприятную

залогустойчивостивнутрисемейныхотношени

удожественныхпроизведений,

семейнуюатмосферу?

й.Доминирующие положительные

видеосюжетовосемейнойатмосфере.

эмоции,тонобщения,настроение,взаимноед

Обсуждение модели

овериеиоткрытость,взаимопомощьиподдер

благоприятнойпсихологической

жка

атмосферы в

1

какважныесоставляющиесупружеских

42

идетско-родительскихотношений.Важность

семье.Проектнаядеятельностьврамк
ах
темы«Многодетностькакважный

43

благоприятногосемейногопсихологическогокли

компонентблагоприятнойсемейнойатмосфе

матадляразвитияребенкавсемье

ры»

иэмоциональногосостояниясупругов.
Многодетностькакважныйкомпонентблагопр
иятнойсемейнойатмосферы
4.2

Начемдержитсяс
емья?

1

Нравственныеосновывзаимоотношенийв

Беседапотеме«Нравственныеосновывз

семье: любовь, верность,

аимоотношенийвсемье».

взаимнаяподдержка,честность.Мужестве

Анализучебныхкейсовоконструктивномвзаи

нностьиженственность.Умениеслушат

модействиичленовсемьи.

ь

Беседаомужественностии

ислышатьдругдруга,допущениеразныхвз

женственности

глядов членов семьи на одну и ту
жебытовую ситуацию,уменияуступать
ипрощатьнедостаткидругдругу,навыкиок
азания

друг

другу

знаков

внимания

какфакторы,укрепляющиесемью.
Недопустимостьэгоистического,высокомерно
го,равнодушного
инеуважительногоотношениякчленам
своей семьи.
Конструктивноевзаимодействиечленовсем
ьи
44

4.3

Какизбегать
конфликтоввсемье?

1

Общениесупруговдругсдругом,а также

Обсуждениетемыобщениявсемье

родителейсдетьми,старшихдетей

наосновепрезентации.

45

смладшимипоповодувозникающихразногласий Заполнениетаблицы«Моеповедениевсе
какважнейшее

мье»

правилогармоничнойсемейнойжизни.
Важностьрефлексиикаждымчленомсемьис
воегоповеденияиманерыобщения.
Вариантыпсихологическойрефлексииподростк
омсвоегоповедениявсемье
иотношениякродственникам
1

Умения прощать и просить прощения

Решениеучебныхкейсов,направленныхна

какважныесоставляющиесчастливойсемейнойж поиск компромисса при
изни. Компромиссывотношениях

зарожденииконфликтавсемье

междусупругами,междуродителямиидетьми.
Путивыходаизвозникшегоконфликта
1

Рост самостоятельности

Анализкейсов,показывающих

ребенкакак норма для взрослеющей

конструктивную поддержку со

личностии важность правильного

стороныродителейвситуациипоискаподр

отношенияродителейкэтойтенденции.

остком

Умение

«правильного»вариантарешенияжизненнойпр

родителей договариваться с детьми

облемы.

какосновагармоничныхвзаимоотношений.Важ

Обсуждениеполученныхрезультатов

ностьуваженияродителямивыбораребенка.Кон
структивнаяподдержка
состороныродителейвситуациипоиска

46

ребенкомвариантарешенияжизненной
проблемы
4.4

Чтопомогаетсемьео

1

бъединиться?

Совместнаядосуговаядеятельностькакважныйф Составлениеперечнясовместныхсемейныхдел
акторсплочениясемьи.

на основе личного опыта и

Разнообразиеформсовместныхсемейныхдел

анализаинформации,предложеннойучителе

(уборка и ремонт

м

квартиры/дома;работанаприусадебном

(ввидеиллюстраций,видеосюжетов)

участкеипр.),
оказывающихпозитивное
и(или)негативноевоспитательноеиэм
1

оциональноевлияниенадетей
Важностьсемейныхпраздников

Конкурс

для эмоционально-

проектов«Моялюбимаясемейнаяигра».

психологическогосближениявзрослыхидетей.

Обсуждениерезультатовпроектов.

Игрыкакважныйэлементсемейногодосуга.

Составлениеалгоритмапроектированиясемей

Распространенныевидысемейныхигр,их

ногопраздника

плюсы и минусы.
Проектированиесемейногопраздничног
омероприятия
(деньрождения,окончаниеучебногогода,
спортивныедостижениядетейидр.)

47

1

Роль семейных прогулок,

Обсуждениеинтересныхмаршрутов

туристическихпоходовипутешествийвспл

для семьи на основе интерактивной

очениисемьи

карты.Проект«Семейноепутешествие/турпох

иличностномразвитииеечленов.

од»

48

Проектирование семейного
выездногомероприятия.Определение
наиболееинтересных маршрутов для
семейныхтурпоходовипутешествий(на
примере
4.5

Здоровыйобразжизнив

1

семье

своегорегиона)
Здоровьечленовсемьииегорольвп

Обсуждениеважностиздоровогообразажизни

олноценнойсемейнойжизни.

наосновепрезентацииучителя

Здоровыйобразжизнииегоключевыесоставл

иличногосоциальногоопыта.С

яющие: здоровое

оставлениедомашнегоменю

питание,здоровыйсон,гигиена,физическая
активность.
Современныйстильпитания,
пищевые привычки взрослых и
детей(фастфуд,полуфабрикаты,еданаходу,за
казготовойедынадомидр.)
исвязанныеснимпроблемыфизическогоип
сихическогоздоровья.Варианты
домашнегоменюкакпримерыздорового
питания
1

Режимздоровогоснадлявзрослых

Обсуждениевозможностейучастиячленовсемь

идетей.Личнаягигиенаи

ив оздоровительныхмероприятиях

еевлияниенаобраз

натерриторииРоссиинаосновепрезентации.
49

жизнисемьи.Способы

50

преодолениявредныхпривычеквсемье.

Обменмнениямипотеме«Здоровьевмоейсе

Важностьфизическойактивностидля

мье».

здоровья человека и

Продолжение разработки

способыееподдержаниявсемье.

коллективнойэлектроннойэнциклопедии«

Здоровьесберегающиемероприятия(зарядка

Семья–нашаценность»

,прогулки,подвижные
игрыит.п.)итехнологии(фитнесбраслеты,интернет-приложения и
др.),способствующие укреплению
здоровьявзрослых и детей. Примеры
участия
членовсемьивоздоровительныхмероприятия
х
иакцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровье
длявсейсемьи»)
Итогопоразделу

10

Раздел5.«Современнаясемьяиправо»
5.1

Вступлениевбрак

1

ПорядокрегистрациибракавРоссийскойФ

Работа с фрагментами

едерации.Брачныйвозраст.Порядок

КонституцииРоссийскойФедерациииСемей

иусловиязаключениябракавсовременной

ногокодексаРоссийскойФедерации.

России.Брачныйдоговор

Обсуждениеважностивступлениявбрак

51

5.2

Поддержка

1

Мерысоциальнойподдержкисемей

Обсуждение понятий

государствомсемей

сдетьми.Социальныегарантиидлясемей.Матери «социальнаяподдержка»,«социальныегарант

сдетьми

нскийкапиталиипотека

ии»,
«финансовыеорганизации»,

52

1

для молодых семей. Меры

«материнскийкапитал».

государственнойподдержкимногодетныхсем

Решениепрактическихзадачдляпониманиявозмо

ейвРоссийскойФедерации.Звание«Мать-

жностейиспользованиясемьямиуслуг

героиня»

финансовыхорганизаций

Деятельность социальных

Обсуждениедеятельностисоциальныхслужб

служб(организаций)поподдержкесемьи:консул по поддержке семьи на
ьтационная,материальная,

основепрезентации.

юридическая,медицинская,психолого-

Знакомствошкольниковсэлектроннымиресур

педагогическая.Семейныепсихологи

самисоциальныхслужб

испециалистывсфереобразования
поработессемьей
5.3

Праваиобязанности
родителейидетей

1

Личныеправаиобязанностисупругов,р

Работасфрагментамиправовыхисточников.И

авенствосупруговвсемье.

гра«Праваиобязанностиродителей»

Имущественные права и
обязанностисупругов, совместная
собственность,движимоеинедвижимоеимущес
твосемьи,наследство инаследники,дарение
идругиесделкиссемейнымимуществом.
Праваиобязанностиродителей
вотношенииродныхдетейидетей,взятыхпо
допеку.

53

Опекунствоиусыновление(удочерение)как
способывключениявсемейныеотношениядетей
,оставшихсябезродителей
1

Праваиобязанностиребенкавсемье.Праван

Работасфрагментамиправовыхисточников.

есовершеннолетних детей на

Игра«Праваиобязанностидетей»

владение,пользованиеираспоряжениеимуще
ством,финансовуюипредпринимательскую
деятельность
1

Обязанностисовершеннолетнихдетей

Работасфрагментамиправовыхисточников.

(с18лет)поотношениюксвоимродителями

АнализсайтаУполномоченного

родственникам. Роль

приПрезидентеРоссийскойФедерациипоп

УполномоченногоприПрезидентеРоссийс

равамребенка.

койФедерации

Завершениесозданияколлективной

поправамребенка

электроннойэнциклопедии«Семья–
нашаценность»

Итогопоразделу

6

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВПОПРОГРАММЕ

54

8. Календарный учебный график на 2025-2026 уч. год

№ Месяц
п/
п
1

Сентя
брь

2

Сентя
брь

3

Сентя
брь

4

Октяб
рь

5

Октяб
рь

6

Октяб
рь

7

Октяб
рь

Чис
ло

09.0
913.0
9
16.0
920.0
9
23.0
927.0
9
30.0
904.1
0
07.1
011.1
0
14.1
018.1
0
21.1
025.1
0

Учебн Форма
ая
заняти
недел
я
я
1
Группо
вая

Кол
Тема занятия
-во
час
ов
1
Как и для чего создается семья?

Место
проведе
ния
занятия
Классна
я
комната

Форма
контроля
Обсужден
ие, анализ

2

Группо
вая

1

Семья как ценность для ребенка

Классна
я
комната

3

Группо
вая

1

Семья как среда, ориентированная на создание уникальных
условий для саморазвития и личностной самореализации
детей и родителей

Классна
я
комната

Практиче
ское
задание,
обсужден
ие
Ролевая
игра,
анализ

4

Группо
вая

1

Семья и ее роль в обществе

Классна
я
комната

Дискусси
я,
вопросы

5

Группо
вая

1

Родословная моей семьи

Классна
я
комната

Презента
ция,
анализ

6

Группо
вая

1

Важностьсохраненияисторическойпамятио поколениях рода
(семьи).

Классна
я
комната

7

Группо
вая

1

Преданияитрадициимоейсемьи.

Классна
я
комната

Ролевая
игра,
обсужден
ие
Дискусси
я,
практичес
кое
задание

55

8

Октяб
рь

9

Ноябр
ь

10 Ноябр
ь
11 Ноябр
ь
12 Ноябр
ь
13 Декаб
рь

14 Декаб
рь
15 Декаб
рь

28.1
001.1
1
04.1
108.1
1

8

Группо
вая

1

Родители. Материнство. Отцовство

Классна
я
комната

Анализ,
обсужден
ие

9

Группо
вая

1

Особенности
выстраиваниявзаимоотношениймеждуродителямиидетьмивзав
исимостиотихвозраста

Классна
я
комната

11.1
115.1
1
18.1
122.1
1
25.1
129.1
1
02.1
206.1
2

10

Группо
вая

1

Конструктивноевзаимодействиедетей
сбратьями,сестрами.

Классна
я
комната

Практиче
ское
задание,
презентац
ия
Обсужден
ие,
вопросы

11

Группо
вая

1

Бабушкиидедушкивсемье.

Классна
я
комната

Презента
ция,
анализ

12

Группо
вая

1

Мои близкиеи дальниеродственники

Классна
я
комната

13

Группо
вая

1

Что мыназываемсвоим«домом»?

Классна
я
комната

09.1
213.1
2
16.1
220.1
2

14

Группо
вая

1

Ведениедомашнего хозяйства

Классна
я
комната

Дискусси
я,
ролевые
игры
Практиче
ское
задание,
обсужден
ие
Ролевая
игра,
анализ

15

Группо
вая

1

Семейныйбюджет.

Классна
я
комната

Обсужден
ие,
презентац
ия

56

16 Январ
ь
17 Январ
ь
18 Январ
ь
19 Февра
ль

20 Февра
ль
21 Февра
ль
22 Февра
ль
23 Март

24 Март

08.0
112.0
1
15.0
119.0
1
22.0
126.0
1
29.0
102.0
2

16

Группо
вая

1

Способыэкономиисемейногобюджета
истатьи,накоторыхнеследуетэкономить.Карманные деньги
детей.

Классна
я
комната

Дискусси
я,
вопросы

17

Группо
вая

1

Семейныйбыт. Красота,комфортиуютвдоме.

Классна
я
комната

Презента
ция,
анализ

18

Группо
вая

1

ТрадицииобустройствадомавразныхрегионахРоссии

Классна
я
комната

19

Группо
вая

1

Как создатьблагоприятнуюсемейнуюатмосферу?

Классна
я
комната

05.0
209.0
2
12.0
216.0
2
19.0
223.0
2
26.0
201.0
3
04.0

20

Группо
вая

1

Начемдержитсясемья?

Классна
я
комната

Ролевая
игра,
обсужден
ие
Обсужден
ие,
практичес
кое
задание
Анализ,
презентац
ия

21

Группо
вая

1

Какизбегать
конфликтоввсемье?

Классна
я
комната

22

Группо
вая

1

Умения прощать и просить прощения
какважныесоставляющиесчастливойсемейнойжизни.

Классна
я
комната

23

Группо
вая

1

Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей
личности и важность правильного отношения родителей к
этой тенденции

Классна
я
комната

24

Группо

1

Что помогает семье объединиться?

Классна

Обсужден
ие,
ролевые
игры
Дискусси
я,
вопросы
Практиче
ское
задание,
анализ
Обсужден

57

25 Март

26 Март

27 Март

28 Апрел
ь
29 Апрел
ь
30 Апрел
ь

31 Апрел
ь
32 Май

308.0
3
11.0
315.0
3

вая

я
комната

ие,
презентац
ия
Дискусси
я,
практичес
кое
задание
Ролевая
игра,
обсужден
ие
Дискусси
я,
вопросы

25

Группо
вая

1

Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы

Классна
я
комната

18.0
322.0
3
25.0
329.0
3
01.0
405.0
4
08.0
412.0
4
15.0
419.0
4

26

Группо
вая

1

Роль семейных прогулок, туристических походов и
путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.

Классна
я
комната

27

Группо
вая

1

Здоровый образ жизни в семье

Классна
я
комната

28

Группо
вая

1

Режим здорового сна для взрослых
и детей.

Классна
я
комната

29

Группо
вая

1

Вступление в брак

Классна
я
комната

30

Группо
вая

1

Поддержка
государством семей с детьми

Классна
я
комната

22.0
426.0
4
29.0

31

Группо
вая

1

Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке
семьи: консультационная, материальная,
юридическая, медицинская, психолого- педагогическая

Классна
я
комната

Анализ,
практичес
кое
задание
Обсужден
ие,
ролевая
игра
Презента
ция,
практичес
кое
задание
Дискусси
я,
вопросы

32

Группо

1

Права и обязанности родителей и детей

Классна

Обсужден

58

33 Май

34 Май

403.0
5
06.0
510.0
5
13.0
517.0
5

вая

я
комната

33

Группо
вая

1

Права и обязанности ребенка в семье.

Классна
я
комната

34

Группо
вая

1

Обязанности совершеннолетних детей
(с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам.

Классна
я
комната

ие,
презентац
ия
Дискусси
я, анализ
Обсужден
ие,
презентац
ия

59

9. Список рекомендуемой литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от
31.05.2021 № 286).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания в общеобразовательных
организациях».
5. Концепция развития семейного воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.

Гребенников, И. В. "Психология семьи и семейного воспитания". 2019.
Мудрик, А. В. "Семейная педагогика и домашнее воспитание". 2020.
Скребцова, А. И. "Семейное воспитание: традиции и современность". 2018.
Забродин, Ю. М., Аболин, Л. М. "Психология семейных отношений". 2017.
Левин, А. И. "Основы семейной жизни". 2016.

Для преподавателей:
1.
2.
3.
4.
5.

Мещеряков, Б. Г., Гребенников, И. В. "Методика преподавания семейного воспитания". 2021.
Шелухин, В. Г. "Педагогика семьи". 2018.
Рыбников, В. В. "Методические рекомендации по организации воспитательной работы в семье". 2019.
Альтшулер, И. В. "Работа с родителями в образовательном учреждении". 2020.
Коломинский, Я. Л. "Социальная психология семьи". 2018.

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».