СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительнаязаписка ............................................................................................. 3
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
«Семьеведение» ....................................................................................................... 8
Личностныерезультаты ........................................................................................ 8
Метапредметныерезультаты .............................................................................. 10
Предметныерезультаты ...................................................................................... 13
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение» .............................. 15
Тематическоепланирование................................................................................... 22
Календарный учебный график
…………………………………………………. 37
Список рекомендуемой литературы . ……………………………………………..41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Общаяхарактеристикакурса
Программакурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение»(далее–
программа)для8–9классовсоставленанаосновеположенийитребований:
– Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основногообщегообразования(утвержденприказомМинистерствапросвещенияР
оссийскойФедерацииот 31мая2021г.№287);
– федеральнойрабочейпрограммывоспитания.
Приразработкепрограммыиспользовалисьследующиенормативныедокуме
нты:
– КонституцияРоссийскойФедерации;
– УказПрезидентаРоссийской
«Об
утверждении
Основ
Федерации от 09.11.2022г.№809
государственной
политики
по
сохранениюиукреплениютрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей»;
– СемейныйкодексРоссийскойФедерации.
Актуальностькурса
Актуальность
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение»всовременныхусловияхобусловленанеобходимостьюразработки
специальныхпрограмм
обучения
и
воспитания,
способствующих
формированиюупредставителеймолодогопоколенияприверженноститрадицион
нымроссийскимдуховнонравственнымценностям,включаяценностикрепкойсемьи,укрепляющихграждан
скоеединствороссийскогообщества,направленных на решение демографических
проблем в Российской Федерации.Семья
–основа любого государства.
Ведущими функциями семьи являютсярождение ивоспитание детей,передача
духовно-нравственного,социальногоикультурногоопытановомупоколению.
Традиционнаясемейнаякультурануждаетсявподдержкегосударства,втомчи
3
слепосредствомобразования.Образованиестановитсясредством,
4
обеспечивающимсдерживаниеипредотвращениенегативныхтенденцийраспада
семьи.
Оно
призвано
решить
проблему
сохранения
и
восстановленияотечественныхтрадицийсемейноговоспитанияипередачимолодо
мупоколениюзнанийопсихологических,культурныхинравственныхнормахсемей
нойжизни.
Важностьобращенияшколыксемейнойпроблематикеобусловлена,преждев
сего,тем,чтосемьяявляетсяоднимизважнейшихсоциальныхинститутов,
формирующих
в
человеке
основы
его
гражданской
идентичности.Вместестемценностьсемьивсознаниимолодыхлюдейзачастуюдева
львируетсяподвоздействиемнегативноговлиянияэлементовдеструктивнойидеол
огии.Вэтойсвязиформированиевсознанииобучающихсяценности крепкой семьи,
брака,
многодетности
является
одной
из
основныхзадачсистемыобщегообразованиявРоссийскойФедерации.
Созданиепрограммыкурса«Семьеведение»дляобучающихся5–
9классовпродиктовано
важностью
целенаправленной
просветительскойивоспитательнойдеятельности,котораяпре
дполагает:
– осознание
семьиитрадиционных
семейных
отношенийкакценностивжизнисовременногочеловека;
– приобщениексистеметрадиционныхдуховно-нравственныхценностей;
– формированиеуобучающихсякультурысемейныхотношений,уваженияк
старшимпоколениям;
– приобретение
обучающимися
опыта
выстраивания
моделейповеденияимежличностныхотношенийвсемье,соответствующихпринят
ымвроссийскомобществетрадиционнымдуховно-нравственнымценностям.
Программапредусматриваеторганизациюразнообразнойдеятельностиобуч
ающихся
с
целью
применения
получаемых
знаний
для
анализа
жизненныхситуацийирешенияпроблем,возникающихвсфересемейныхотношени
й.Приоритетноевниманиевпрограммепридаетсясовременнымнаучно5
педагогическим
подходам,
которые
обеспечивают
открытый
диалог
с
учетомвозрастныхособенностейобучающихся.
Новизнапредлагаемогокурсавнеурочнойдеятельностизаключаетсявтом,что
егосодержаниепредполагает:
– освоениеобучающимисянавыковизнанийвсфересемейныхотношений,ко
торыепригодятсяимвжизни,станутважнымкомпонентом,влияющимнаихдальней
шуюжизненнуютраекторию;
– рассмотрениесемейнойпроблематикинетолькосточкизрениясовременны
х
научных
позиций,но
и
с
точки
зренияее
ценностно-
смысловогоиэмоциональноговосприятияобучающимися,атакжеихиндивидуальн
огожизненногоопыта;
– развитиепрактическихнавыковипознавательныхинтересовобучающихся
,
связанных
с
их
ценностными
установками
на
создание
крепкоймногодетнойсемьиимоделямиповедениявсферереальныхсемейныхотно
шений.
Цельизадачикурса
Цельюкурсаявляетсявведение
молодых
людей
в
традиционнуюдлянашегоОтечествасистемусемейныхценностейиформирование
просемейныхценностносмысловыхустановок:брачности,многодетности,целомудрия.
Изучениекурсанаправленонаформирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность,
чтобыобучающиесясвязывали своебудущееименноссемейнымобразомжизни;
– понимания
обучающимися
5–9
классов
особой
значимости
институтасемьидлясамосохраненияиразвитияобщества,сохраненияисторическо
йпамятиипреемственностипоколений;
– ответственного
и
уважительного
отношения
обучающихся
к
старшемупоколению,кроссийскимтрадиционнымдуховнонравственнымценностям,
6
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и
женщины,рождениюивоспитанию детей.
Врамкахрешенияосновныхзадачпрограммыдолжнобытьобеспечено:
– ознакомление
обучающихся
с
базовыми
понятиями,
раскрывающимисмыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение
категорий и таксономиисемейныхтерминов;
– формирование
у
молодых
людей
основных
представлений
о
семейнойжизниспозициипсихологии,культурологиииэтики;
– осознаниеобучающимисясистемыроссийскихсемейныхценностейиприн
ятиеихдляпостроениясобственнойсемьивбудущем;
– содействиеподросткамврешенииимиличныхсмысложизненныхвопросо
в,связанныхссемейнымиотношениями;
– обеспечениеосознанияобучающимисясвоейгражданскойисоциальнойид
ентичностикакграждан Россииипродолжателейтрадиций родаи семьи;
– содействиенаправленностиобучающихсянасозданиекрепкой,счастливой
семьи,снижениеи предотвращениерисковнапути к еесозданию;
– ознакомлениеобучающихсясосредствамирешениясемейныхпроблем;
– обучениеосновампсихологическойидуховнонравственнойбезопасностивсфересемейныхотношений.
Местокурсавобразовательномпроцессе
Программа«Семьеведение» рассчитана
на реализацию в течение34
учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может
бытьпредложенобучающимсявкачествеодногоизсуществующихповыбору.
Программаявляетсясодержательным
и
методическим
ориентиромдлясоставленияпедагогамирабочихпрограмм.Предложенныеэлемен
тысодержанияивидыдеятельностиобучающихсядолжныбытьконкретизированыс
учетомвозрастныхособенностейизапросовобучающихся.Расширениесодержани
яивидовдеятельностисвязаносвозможностьювыборапедагогом
7
различных
вариантов
учебно-методического
обеспечения
курса,
а
такжессуществующимиусловиямишкольнойинформационнообразовательнойсреды. Освоение программы курса может быть организовано
образовательнойорганизациейвовнеурочноевремя:
– длястаршихподростков(8–9классы).
В
содержании
курса
курсивом
выделены
позиции,
которые
целесообразноизучатьтольков8–
9классах.Включениеэтихэлементоввсодержаниепрограммыкурсавнеурочнойдея
тельностиневедеткнарушениюегосодержательногоединстваиориентируетпедаго
говнанеобходимостьучитыватьособенностиегопреподаванияв8–9классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать
какпредметомдискуссии,такиосновойдляпроектнойдеятельностиобучающихся.
Темыпроектоввыбираютсяучителемсучетомрегиональнойспецифики.Содержате
льные
элементы
программы
позволяют
организовать
на
их
основепрактическуюипоисковоисследовательскуюдеятельность,результатыкотороймогутбытьиспользованыпр
иреализацииобучающимисяиндивидуальныхпроектов.
Особенностьпрограммывнеурочнойдеятельностисостоитвтом,чтовнейв
краткой
обобщенной
форме
представлены
все
основные
аспекты
семейнойпроблематики(исторические,социокультурные,правовые,экономическ
ие,психологические,нравственные),
позволяющиеобучающимсяознакомитьсясосновамисемьеведения.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение»направленанаобеспечениедостиженияобучающимисяличностн
ых,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданскоевоспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
егоправ,уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активноеучастиевжизнисемьи;
– пониманиеролисемьикаксоциальногоинститутавжизничеловека;
– обретениеположительногообразасемьи,родительства(отцовстваи
материнства),освоениетрадиционныхсемейныхценностейРоссии;
– готовностьвыстраиватьбесконфликтныеотношениявродительскойсемье
,классе,школьномколлективе;
– пониманиеролисемьикак социальногоинститутавжизничеловека;
2) патриотическоевоспитание:
– осознание
российской
многоконфессиональном
идентичности
обществе,
проявление
в
поликультурноми
интереса
к
познанию
родногоязыка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России,ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины‒России,семейныхтра
дицийнародовРоссии;
3) духовно-нравственноевоспитание:
– ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыб
ора
в
семейных
отношениях,
готовность
оценивать
свое
поведениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициитрадиционных
духовно-нравственныхценностей,атакжеправовыхнорм;
9
– способностьксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивацииксозд
анию крепкой,гармоничнойсемьи;
4) эстетическоевоспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других
народов,пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,этническихкул
ьтурныхтрадицийинародноготворчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровьяиэмоциональногоблагополучия:
– осознаниеценностижизни;ответственноеотношениексвоемуздоровьюиу
становканаздоровыйобразжизни;
– соблюдение
правил
безопасности,в
томчисле
безопасногоповедениявинтернет-среде;
6) трудовоевоспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в
рамкахсемьи)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьиниции
ровать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогородадеятельность,уважен
иектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;
7) ценностинаучногопознания:
– овладение
языковой
и
читательской
культурой
как
средством
познаниямирасучетомсемейныхтрадицийнародовРоссии;
8) адаптацииобучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальнойиприроднойсреды:
– освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,
соответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,включаясемью;
– умениеоцениватьситуациюстресса,корректироватьпринимаемыерешени
яидействия,формулироватьиоцениватьрискиипоследствия,формироватьопыт,ум
еть находитьпозитивноевпроизошедшейситуации.
10
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Базовыелогическиедействия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки
социальныхявленийипроцессов;
– выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпостав
леннойзадачи;
– делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии.
Базовыеисследовательскиедействия:
– проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследован
иепоустановлениюособенностейобъектаизучения,причинноследственныхсвязейизависимостейобъектовмеждусобой;
– оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювх
одеисследования;
– самостоятельно
формулировать
обобщения
и
выводы
по
результатампроведенногонаблюдения,исследования;
– прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихп
оследствияваналогичныхилисходныхситуациях,выдвигатьпредположения
обихразвитиивновыхусловияхиконтекстах.
Работасинформацией:
– применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореи
нформацииилиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизада
нныхкритериев;
– выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформ
ациюразличныхвидовиформпредставления;
– самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформаци
и;
– эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
11
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
– воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоциивсоответствиисцелямииусловиямиобщения;
– выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
– распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциаль
ныхзнаков;
– знать
и
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношениек
собеседникуи вкорректной формеформулироватьсвои возражения;
– входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемо
йтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожела
тельностиобщения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций;
– публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследования,проекта;
– самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучетомзадачпрезентации
иособенностейаудиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменныете
кстысиспользованием иллюстративныхматериалов.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация:
– выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
– ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений(индивидуальное,принятиерешенийвгруппе);
– составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешен
ия);
– делатьвыборибратьответственностьзарешение.
12
Самоконтроль,эмоциональныйинтеллект:
– владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
– даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланееизменения;
– учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьпри
решенииучебнойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
– объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности
,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей
ситуации;
– вноситькоррективыв
деятельностьна
обстоятельств,изменившихсяситуаций,
основе
новых
установленныхошибок,
возникшихтрудностей;
– оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерениядругого;
– регулироватьспособвыраженияэмоций.
Совместнаядеятельность:
– понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобхо
димостьприменениягрупповыхформвзаимодействияприрешениипоставленнойз
адачи;
– приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективностроитьдействияп
оеедостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультат
совместнойработы;
– уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей;
– планироватьорганизацию
совместной
работы,определятьсвоюроль(сучетомпредпочтенийивозможностейвсехучастник
оввзаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых
формахработы(обсуждения,обмен
мнений,«мозговыештурмы»ииные);
13
– выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапо
своему
направлению
и
координировать
свои
действия
с
другими
членамикоманды;
– оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоят
ельносформулированнымучастникамивзаимодействия;
– сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандыв
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственностиипроявлятьготовностькпредоставлениюотчетапередгруппой.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли
каждогочленасемьи,важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;социокул
ьтурнойсущностисемьииеероливсовременномобществе;содержанииизначениис
оциальныхнорм,регулирующихсемейныеотношения,включаяправовыенормы;
– осознание
значимости
крепкой
семьи,
брака
как
ценностивсовременномобществе;умениехарактеризоватьсемейныеотношенияка
ктрадиционнуюроссийскуюдуховнонравственнуюценность;осознаниезначимостисемейныхтрадицийвисториинарод
овРоссии;
– формирование
понимания
роли
семьи
в
освоении
норм
моралиинравственности,гуманизма,милосердия,справедливости,взаимопомощи
,коллективизма,преемственностиисториинашейРодины;
– умение
отношенийс
характеризовать
использованием
источников
особенности
семейных
разных
типов
знания:
для
(текстами,
иллюстрациями, аудио-ивидеоматериалами);
– умение
использовать
полученные
устного
и
письменногоописания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для
описания традицийсвоейсемьи,длянаписанияееродословной;
– умение
использовать
цифровые
технологии
для
создания
родословной,поискаи моделирования дома,создания финансовогопланасемьи и
14
др.;
15
– умениеаргументироватьрольздоровогообразажизнидлякаждогочленасе
мьи;
– умение
выстраивать
бесконфликтное
общение
с
родственниками,втомчислесостаршимичленамисемьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье,
общениясродителями,сбабушкамиидедушками,братьямиисестрами,дальнимиро
дственниками;
– умениерешать
в
рамках
изученного
материала
познавательныеипрактическиезадачи;
– овладениеприемамипоискаиизвлечениясоциальнойинформации(тексто
вой,графической,аудиовизуальной)позаданнойтемеизразличныхадаптированны
х источников (в том числе учебных материалов) и публикацийсредств массовой
информации
(СМИ)
с
соблюдением
правил
информационнойбезопасностиприработевИнтернете;
– умениеанализировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьи
критическиоцениватьсоциальнуюинформациюизадаптированныхисточников (в
том
числе
учебных
материалов)
и
публикаций
СМИ,
соотноситьеессобственнымизнаниямиоморальномиправовомрегулированиипов
едениячеловека
в
семье,
личным
социальным
опытом,
используя
обществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляяихаргументами;
– умениеоцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкиз
ренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальныхнорм,включ
аявопросы,связанныесличнымиисемейнымифинансами,втомчислеприпланирова
ниисемейногобюджета.
16
СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
РАЗДЕЛ1.«ЧЕЛОВЕК,СЕМЬЯ,ОБЩЕСТВО…»
Какидлячегосоздается семья?
Семья
в
различные
исторические
эпохи
–
от
древности
до
настоящеговремени:мотивысозданиясемьиивступлениявбрак.Семьяидуховнонравственныеценности.
Выборспутникажизни.Особенностибрачносемейныхотношений.Изменениеролеймужчины,женщиныидетейвсемье1.Семья
ибраквсовременномобществе.
Семьякак ценностьдляребенка
Крепкаясемья,основаннаяналюбви,
ребенка
чувства
безопасности
и
какосновадля
ощущения
счастья.
формированияу
Важность
для
ребенкаматериальной и психологической поддержки со стороны родителей.
Семья
каксредаформированияличностиребенка,егодуховно-
нравственногостановления,интеллектуальногороста,профессиональногоисоциа
льногосамоопределения.
Семьякаксреда,ориентированнаянасозданиеуникальныхусловийдлясамора
звитияиличностнойсамореализациидетейиродителей.Эмоциональноевзаимопо
ниманиемеждуродителямиидетьми.
Семьяиеерольвобществе
Семьякакпервичнаяячейкаобщества,ееважностьв
развитии
общества.
Семья
и
ее
основные
функции.
самосохранениии
Репродуктивная
функциясемьи и ее значение в решении демографических проблем современной
России.Расширенная(многопоколенная)семьякакисторическийфеномен.
17
Социализирующаяфункциясемьииважностьповышенияеевоспитательнойроливс
овременномобществе.
РАЗДЕЛ2.«МОИРОДСТВЕННИКИ–ПОХОЖИЕ ИРАЗНЫЕ»
Историясемьи
Родословнаямоейсемьи.Семейное(родовое)генеалогическоедревоиправила
егореконструкции(описания).
Важностьсохраненияисторическойпамятиопоколениях
рода(семьи).Способыпередачиинформацииосвязипоколенийиродственныхотно
шениях:семейныеархивы,фотоальбомы,мемуары.Примернаямодельпоискаиобра
боткиинформациипоисториисемьи(рода).
Преданияи
поколения
в
традициимоейсемьи.Ценности
поколение.
Семейная
семьи,
память
и
передающиесяиз
семейная
гордость.
разнообразие:семейныйсовет,воскресныеобеды,семейныеспектакли,
семейные
Семейныетрадициииих
путешествия,
семейное
чтение
и
т.
п.
Достойные
примерыдляподражанияисохранениясемейныхтрадиций.Известныемногодетны
есемьи.
Родители
Особаярольиответственностьродителейвсовременнойсемье.Рольмужчины
в
семье.
Отцовство.
Роль
женщины
в
семье.
Материнство.
Любовь,взаимноепринятиеиподдержкакакбазовыеценностивзаимоотношенийсу
пругов
между
собой,
а
также
родителей
и
детей.
Образ
семьивхудожественныхпроизведенияхвторойполовиныХХ–началаXXI
века(мультипликация,кино,литератураидр.).
Особенностивыстраиваниявзаимоотношениймеждуродителямиидетьмив
зависимости
от
их
возраста
и
изменений
в
социальном
статусе.
Уважительноевзаимодействиеродителейидетей.
18
Братьяисестры
Конструктивноевзаимодействиедетейсбратьями,сестрами.Общениес
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в
будущемсобственнойсемьи.Отношениябратьевисестервхудожественныхпроизв
едениях(мультипликация,кино,литература).
Проблемапсихологическогонеприятияиконкуренциимеждуразновозрастн
ымиисводнымидетьмивсемьеипутиеепреодоления.
Чемценны отношениявнуковсбабушкамиидедушками?
Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное,эмоциональнотеплоеобщениевн
уковсбабушкамиидедушками.
Уважительноеотношениекстаршимчленамсемьи.Чувствоблагодарности
старшим.
Почитание
старших
в
семье.
как
способ
Забота
о
пожилых
членахсемьи,помощьподому.
Межпоколенное
общение
передачи
и
усвоения
накопленногостаршимипоколениямижизненногоопытаидуховнонравственныхценностей.
Мои близкиеидальниеродственники
Многообразиеродственныхотношений.Важностьподдержаниядобрыхиува
жительныхродственныхотношенийдлясохранениямежпоколенныхсвязейисемей
ныхтрадиций.
РАЗДЕЛ3.«ОСЕМЕЙНОМУЮТЕИНЕТОЛЬКО…»
Чтомыназываемсвоим«домом»?
Местопроживаниясемьииважностьеговосприятиядлясупруговидетейкак
своего «дома». Дом–это место защищенности, уютаи эмоциональнойтеплоты.
Особенности
и
способы
обустройства
семейного
хозяйства
в
большихималыхгородах,впригородахисельскойместности.
Ведениедомашнегохозяйства
Основныесоставляющиедомашнего(семейного)хозяйства.Хозяйственно19
экономическаяфункциясемьи.Типичныепроблемы
20
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их
решения.Плюсыиминусысовместногопроживаниямолодойсемьисдетьмивместе
сосвоимиродителямиилиродственниками.
Семейныйбюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов.
Семейныйбюджетифинансовая«подушкабезопасности».Равноправиемужаижен
ыврешениифинансовыхвопросов,открытостьсемейныхфинансовкаксовременны
екультурныенормы.Основныестатьисемейногобюджета.Возможности
использования
семьями
услуг
финансовых
организаций
–
вклады,кредиты,инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не
следуетэкономить.Карманные деньгидетей. Основные приоритеты детских
расходовиспособырационального
расходованиядетьмиденежных
средств.Детскиенакопленияицелиихиспользования.
Семейныйбыт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий
родителейи детей в решении проблем определения оптимального бюджета,
выбора
стиляоформления,материалов,технических
решенийидругогодляобустройствадома.Проектобустройствадома–
отидеидовоплощения.
Важностьдостижениядоговоренностейвраспределенииролеймеждуродите
лями
и
детьми
для
поддержания
чистоты
и
порядка
в
доме.
ТрадицииобустройствадомавразныхрегионахРоссии.
РАЗДЕЛ4.«ВАЖНЕЙВСЕГО–ПОГОДАВДОМЕ…»
Каксоздатьблагоприятнуюсемейнуюатмосферу?
Здоровая
семейная
атмосфера
как
залог
устойчивости
внутрисемейныхотношений. Доминирующие положительные эмоции, тон
общения,
21
настроение,взаимноедовериеиоткрытость,взаимопомощьиподдержкакакважные
составляющиесупружескихидетско-родительскихотношений.Важность
22
благоприятногосемейногопсихологическогоклиматадляразвитияребенкав семье
и
эмоционального
состояния
супругов.Многодетность
как
важныйкомпонентблагоприятнойсемейнойатмосферы.
Начемдержитсясемья?
Нравственныеосновывзаимоотношенийвсемье:любовь,верность,взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умениеслушать и
слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи наодну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки другдругу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющиесемью.
Недопустимость
эгоистического,
высокомерного,
равнодушногоинеуважительногоотношениякчленамсвоейсемьи.
Какизбегатьконфликтоввсемье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми,
старшихдетейсмладшимипоповодувозникающихразногласийкакважнейшееправ
илогармоничнойсемейнойжизни.Важностьрефлексиикаждымчленомсемьисвоег
о
поведения
и
манерыобщения.Варианты
психологической
рефлексииподростком своегоповедениявсемьеиотношениякродственникам.
Уменияпрощатьипроситьпрощениякакважныесоставляющиесчастливой
семейной
жизни.Компромиссы
в
отношениях
между
супругами,междуродителямиидетьми.Путивыходаиз возникшегоконфликта.
Рост
самостоятельности
ребенка
как
норма
для
взрослеющейличностииважностьправильногоотношения
родителейкэтойтенденции.Умениеродителей договариваться с детьми как
основа
гармоничных
взаимоотношений.Важностьуваженияродителямивыбораребенка.Конструктивн
аяподдержкасостороныродителейвситуациипоискаребенкомвариантарешенияжи
зненнойпроблемы.
Чтопомогаетсемье объединиться?
Совместнаядосуговаядеятельностькакважныйфакторсплочениясемьи.Разн
23
ообразиеформсовместныхсемейныхдел(уборкаиремонт
24
квартиры/дома;работанаприусадебномучасткеипр.),оказывающихпозитивноеи(
или) негативноевоспитательноеи эмоциональноевлияниенадетей.
Важностьсемейныхпраздниковдляэмоциональнопсихологическогосближениявзрослых
идетей.Игрыкакважныйэлементсемейного
семейных
игр,
их
досуга.Распространенные
плюсы
и
виды
минусы.
Проектированиесемейногопраздничногомероприятия(деньрождения,окончание
учебногогода,спортивныедостижения детейидр.).
Рольсемейных
прогулок,
туристических
походов
и
путешествийвсплочениисемьииличностномразвитииеечленов.Проектированиес
емейноговыездногомероприятия.
Определение
наиболее
интересных
маршрутовдлясемейныхтурпоходовипутешествий(напримересвоегорегиона).
Здоровыйобразжизнивсемье
Здоровьечленовсемьииегорольвполноценнойсемейнойжизни.Здоровыйоб
разжизнииегоключевыесоставляющие:здоровоепитание,здоровый сон, гигиена,
физическая активность. Современный стиль питания,пищевые привычки
взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,заказготовойеды
надом идр.) исвязанныесними проблемыфизическогои психического здоровья.
Варианты домашнего меню как примеры здоровогопитания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее
влияниенаобразжизнисемьи.Способыпреодолениявредныхпривычеквсемье.Важ
ностьфизическойактивностидляздоровьячеловекаиспособыееподдержания
в
семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки,подвижные игры
и
т.
п.)
и
технологии
(фитнес-браслеты,
интернет-
приложенияидр.),способствующиеукреплениюздоровьявзрослыхидетей.Пример
ыучастиячленовсемьи
воздоровительныхмероприятиях
и
акцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровьедлявсейсемьи»).
25
РАЗДЕЛ5.«СОВРЕМЕННАЯСЕМЬЯИПРАВО»
Вступлениевбрак
Порядок
регистрации
брака
в
Российской
Федерации.
Брачный
возраст.ПорядокиусловиязаключениябракавсовременнойРоссии.Брачныйдогов
ор.
Поддержкагосударствомсемейсдетьми
Мерысоциальнойподдержкисемейсдетьми.Социальныегарантиидлясемей.
Материнскийкапиталиипотекадлямолодыхсемей.Мерыгосударственнойподдер
жкимногодетныхсемейвРоссийскойФедерации.Звание«Мать-героиня».
Деятельностьсоциальныхслужб(организаций)поподдержкесемьи:консульт
ационная,материальная,юридическая,медицинская,психологопедагогическая.Семейныепсихологии
специалистывсфереобразованияпоработессемьей.
Праваиобязанностиродителейидетей
Личныеправаиобязанностисупругов,равенствосупруговвсемье.Имуществе
нныеправаиобязанностисупругов,совместнаясобственность,движимоеинедвижи
моеимуществосемьи,наследствоинаследники,дарениеидругиесделкиссемейным
имуществом.Праваиобязанностиродителейвотношенииродныхдетейидетей,взят
ыхподопеку.
Опекунствоиусыновление(удочерение)какспособывключениявсемейныеотн
ошениядетей,оставшихся безродителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних
детейна
владение,
пользование
и
распоряжение
имуществом,
финансовуюипредпринимательскую
деятельность.Обязанностисовершеннолетних
детей(с18лет)поотношениюксвоимродителямиродственникам.РольУполномоче
нногоприПрезидентеРоссийскойФедерациипоправамребенка.
26
27
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7" а.Джамбечий
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "СОШ №7"
_______________________________ ______________( Тешева Ф.К. )
______________( Л.Н.Тлишева )
_
_______________________________ Протокол №___________________ Приказ №_____________________
_
Руководитель ШМО
от "____" ______________ 20___ г.
от "____" ______________ 20___
г.
______________( Нагоева А.А. )
Протокол №___________________
от "____" ______________ 20___ г.
Календарно-тематический планирование по внеурочной деятельности
«Семьеведение»
для обучающихся 8-9 классов
на 2025-2026 уч.г
а.Джамбечий 2025 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
28
№
Наименованиеразде
п/п
ловитемкурсавнеуро
Программноесодержание
Количествоч
Формаработы/
асов
характеристикадеятельностиобу
чающихся
чной
деятельности
Раздел1.«Человек,семья,общество…»
1.1
Как и для
Семьявразличные исторические эпохи–от
Беседанаосновепрезентации«Семьявраз
чегосоздаетсясемья
древности до современности:
личныеисторическиеэпохи».
?
мотивысозданиясемьиивступлениявбрак.
Анализ репродукций картин
Семья и духовно-нравственные
известныххудожников,посвященныхсемь
ценности.Выбор спутника жизни.
евразныеисторическиеэпохи.
Особенностибрачно-семейных отношений.
Созданиеплаката«Современнаясемья».
Изменениеролеймужчины,женщиныидете
Дискуссиянатему«Выборспутникажизни»
1
йвсемье.
1.2
Семьякакценность
для ребенка
1
Семьяибраквсовременномобществе
Крепкаясемья,основаннаяналюбви,
Беседаисозданиесхемы«Значениесемьив
как основа для формирования у
жизничеловека».
ребенкачувствабезопасностииощущениясч
Анализпредложенныхситуаций,
астья.
показывающихвлияниесемьинажизньподро
Важностьдляребенкаматериальнойипс
стка
ихологическойподдержки
состороныродителей.Семьякаксреда
формированияличностиребенка,его
29
духовнонравственногостановления,интеллект
уального
роста,профессиональногоисоциально
го
1
самоопределения
Семьякаксреда,ориентированнаяна
Сопоставлениеиллюстраций,отражающихпси
создание уникальных
хологическиеотношенияродителей
условийдлясаморазвитияиличност
иподростка(взаимноедоверие/недоверие;раци
ной
ональная оценка/недооценка;поддержка и
самореализации детей и
сочувствие/равнодушие;адекватные
родителей.Эмоциональное
требования/неадекватныетребования) для
взаимопонимание
создания
междуродителямиидетьми,сочувствиеиприн
правилвыстраиванияотношениймеждудеть
ятиеребенкавсемье
ми
иродителями.
Началосозданияколлективнойэлектроннойэн
циклопедии «Семья–нашаценность»
30
1.3
Семьяиеерольв
обществе
1
Семьякакпервичнаяячейкаобщества,
Беседа «Семья и ее основные
ее важность в самосохранении и
функции».Анализпримеровсемейпостраниц
развитииобщества. Семья и ее основные
амхудожественнойлитературы,кинематограф
функции.Репродуктивная функция семьи и
а
еезначение в решении
демографическихпроблемсовременнойРоссии
.Расширенная
(многопоколенная)семьякакисторический
31
феномен.Социализирующаяфункциясемьи
иважностьповышенияеевоспитательнойролив
современномобществе
Итогопоразделу
4
Раздел2.«Моиродственники–похожиеиразные»
2.1
Историясемьи
1
1
Родословная моей семьи.
Составлениеродословных
Семейное(родовое)генеалогическоедревои
наосновепредложенныхучителеми/и
правила
лиобучающимисямакетов
егореконструкции(описания)
Важностьсохраненияисторическойпамятио
Беседа на основе презентации
поколениях рода (семьи).
«Способысохраненияисторическойпамяти
Способыпередачиинформацииосвязипокол
осемье».Составление схемы «Как в моей
ений
семьесохраняетсяпамять опоколениях».
иродственныхотношениях:семейныеархивы,ф
Знакомствосэлектроннымиресурсами,позвол
отоальбомы,мемуары.
яющими искать и
Примернаямодельпоискаиобработкиинформац обрабатыватьинформациюобисториисвоейс
иипоисториисемьи(рода)
емьи,
иразработкаалгоритмадействий
32
1
Преданияитрадициимоейсемьи.Ценностисе
Проектнаядеятельность«Преданияит
мьи,передающиесяизпоколения
радициимоейсемьи».
в поколение. Семейная память и
Практикум«Семейныетрадиции»
семейнаягордость. Семейные традиции и
ихразнообразие:семейный совет,воскресные
обеды,семейныеспектакли,семейные
33
путешествия, семейное чтение и т.
п.Достойныепримеры
для
подражанияисохранениясемейныхтр
адиций.
2.2
Родители
1
Известныемногодетныесемьи
Особаярольиответственностьродителейвсо
Обсуждениеотрывковизхудожественнойлите
временнойсемье.Рольмужчины
ратуры,кинофильмов,
всемье.Отцовство.Рольженщинывсемье.Ма
мультипликационныхфильмов
теринство.Любовь,взаимноепринятиеи
огармоничныхотношенияхвсемье.
поддержка как базовые
Созданиеоблакасловнатему«Ценностисе
ценностивзаимоотношенийсупруговмежду
мьи»
собой,
а также родителейи
детей.Образсемьивхудожественныхпроиз
веденияхвторойполовины ХХ–
началаXXIвека
1
(мультипликация,кино,литератураидр.)
Особенности
Анализкейсовнатему«Стиливоспитания».И
выстраиваниявзаимоотношениймежду
гра«Продолжипредложение»:«Еслибыяоказ
родителямиидетьмивзависимостиотих
алсянаместесвоихродителей,то...»
возрастаиизмененийвсоциальномстат
усе.
Уважительноевзаимодействиеродителей
идетей
34
2.3
Братьяисестры
1
Конструктивноевзаимодействиедетей
Обсуждениетемы«Взаимоотношения
сбратьями,сестрами.Общениесбратьями
сбратьями,сестрами»вгруппах:«Хорошо
35
исестрамивсемье –
либытьединственнымребенкомвсемье»,
необходимыйопытдлясозданиявбудущемсоб
«Насвсемьедвое/трое»,«Уменямногобр
ственнойсемьи.
атьевисестер».
Отношениябратьевисестер
Составление правил
в художественных
конструктивноговзаимодействия с братьями
произведениях(мультипликация,кино,литера
и сестрами.Обсуждение кейсов о
тура).
конструктивномвзаимодействиидетейсбратьям
Проблемапсихологическогонеприятия
иисестрами
иконкуренциимеждуразновозрастными
исводнымидетьми
всемьеипутиеепреодоления
36
2.4
Чемценныотношенияв
Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное,эм
Анализиллюстрацийнатему
нуковсбабушками
оциональнотеплоеобщениевнуков
«Межпоколенноеобщение».
идедушками?
с
Анализситуаций,отражающих
1
бабушкамиидедушками.Уважительноеотношен конструктивноевзаимодействиевнуков
иек старшимчленамсемьи.
сбабушкамиидедушками,длявыработкибеско
Чувствоблагодарностистаршим.Почитаниестар нфликтной стратегииповедения.
ших в семье. Забота о пожилых членахсемьи, Практикум«Уважениекстаршимипомощьвс
помощь по дому. Межпоколенноеобщение
емье»
как способ передачи и усвоениянакопленного
старшими
поколениямижизненногоопытаидуховнонравственныхценностей. Черты семейного
поведения,присущиебабушкамидедушкам,
ибесконфликтныестратегииихвосприятия.
37
Доверительноеобщениевнуков
сбабушкамиидедушками
2.5
Многообразиеродственныхотношений.
Игра «Самое главное качество
близкиеи
Важностьподдержаниядобрых
моегородственника» на основе
дальниеродст
иуважительныхродственныхотношенийдля
родословной.Продолжение разработки
венники
сохранениямежпоколенныхсвязей
коллективнойэлектроннойэнциклопедии«
исемейныхтрадиций
Семья–наша
Мои
1
ценность»
Итогопоразделу
8
Раздел3.«Осемейномуютеинетолько…»
3.1
Что
Место проживания семьи и важность
Составлениеоблакаслов«Дом»наосновеас
мыназываемсвоим«
еговосприятиядлясупруговидетейкаксвоего
социаций.
домом»?
«дома».Дом–
Конкурсрисунков/синквейнов«Мойдом»или
этоместозащищенности,уютаиэмоциона
«Доммоеймечты»
1
льнойтеплоты.
Особенностииспособыобустройства
семейного хозяйства в больших и
малыхгородах,впригородахисельскойместн
ости
38
3.2
Ведениедомашнего
хозяйства
1
Основныесоставляющие
Беседа на основе презентации
домашнего(семейного)хозяйства.Хозя
«Семейноехозяйствовразныеисторически
йственно-
епериодыразвитияРоссии».
экономическаяфункциясемьи.
Разработкаправилрачительноговедениядома
Типичные проблемы
шнегохозяйства
обустройствадомашнегохозяйстваусе
мейсдетьми
испособыихрешения.Плюсыиминусы
39
совместногопроживаниямолодойсемьи
сдетьмивместесосвоимиродителямиил
иродственниками
3.3
Семейныйбюджет
1
Важностьпланированияиучетасемейныхдоходо Анализсхемы«Семейныйбюджет».Решение
вирасходов.Семейный бюджет
практическихзадач,направленныхна
и финансовая «подушка
планирование и учет семейных
безопасности».Равноправие мужа и жены в
доходовирасходов
решениифинансовыхвопросов,открытостьсем
ейныхфинансов как современные
культурныенормы. Основные статьи
семейногобюджета. Возможности
использованиясемьямиуслуг
финансовыхорганизаций–
1
вклады,кредиты,инвестиции
Способыэкономиисемейногобюджета
Решениепрактическихзадач,направленныхна
истатьи,накоторыхнеследуетэкономить.Ка
выявление рациональных
рманные деньги детей.
способоврасходованиякарманныхденег
Основныеприоритеты детских расходов и
способырационального расходования
детьмиденежныхсредств.Детскиенакоплен
ия
ицелиихиспользования
40
3.4
Семейныйбыт
1
Красота,комфортиуютвдоме.Важностьсо
Игра«Красотаикомфортвдоме»наоснове
вместныхусилийродителейидетей
предложенныхкарточек(иллюстрации,предме
врешениипроблемопределения
тыинтерьера).
41
оптимального бюджета, выбора
Составлениеоблакасловпотеме«Уютвд
стиляоформления, материалов,
оме»
техническихрешенийидругогодляобустро
йствадома.
Проектобустройствадома–отидеи
1
довоплощения
Важностьдостижениядоговоренностей
Обсуждение презентации
враспределенииролеймеждуродителямии
«Традицииобустройствадома(семейногохо
детьмидляподдержаниячистоты
зяйства)вразныхрегионахРоссии».
ипорядкавдоме.Традицииобустройствадомавра Проектная деятельность
зныхрегионахРоссии
потеме«Мойвкладвчистотуипорядоквдоме».
Продолжение разработки
коллективнойэлектроннойэнциклопедии«
Семья–наша
ценность»
Итогопоразделу
6
Раздел4.«Важнейвсего–погодавдоме…»
4.1
Как
Здоровая семейная атмосфера как
Обсуждениепословиц,отрывковизх
создатьблагоприятную
залогустойчивостивнутрисемейныхотношени
удожественныхпроизведений,
семейнуюатмосферу?
й.Доминирующие положительные
видеосюжетовосемейнойатмосфере.
эмоции,тонобщения,настроение,взаимноед
Обсуждение модели
овериеиоткрытость,взаимопомощьиподдер
благоприятнойпсихологической
жка
атмосферы в
1
какважныесоставляющиесупружеских
42
идетско-родительскихотношений.Важность
семье.Проектнаядеятельностьврамк
ах
темы«Многодетностькакважный
43
благоприятногосемейногопсихологическогокли
компонентблагоприятнойсемейнойатмосфе
матадляразвитияребенкавсемье
ры»
иэмоциональногосостояниясупругов.
Многодетностькакважныйкомпонентблагопр
иятнойсемейнойатмосферы
4.2
Начемдержитсяс
емья?
1
Нравственныеосновывзаимоотношенийв
Беседапотеме«Нравственныеосновывз
семье: любовь, верность,
аимоотношенийвсемье».
взаимнаяподдержка,честность.Мужестве
Анализучебныхкейсовоконструктивномвзаи
нностьиженственность.Умениеслушат
модействиичленовсемьи.
ь
Беседаомужественностии
ислышатьдругдруга,допущениеразныхвз
женственности
глядов членов семьи на одну и ту
жебытовую ситуацию,уменияуступать
ипрощатьнедостаткидругдругу,навыкиок
азания
друг
другу
знаков
внимания
какфакторы,укрепляющиесемью.
Недопустимостьэгоистического,высокомерно
го,равнодушного
инеуважительногоотношениякчленам
своей семьи.
Конструктивноевзаимодействиечленовсем
ьи
44
4.3
Какизбегать
конфликтоввсемье?
1
Общениесупруговдругсдругом,а также
Обсуждениетемыобщениявсемье
родителейсдетьми,старшихдетей
наосновепрезентации.
45
смладшимипоповодувозникающихразногласий Заполнениетаблицы«Моеповедениевсе
какважнейшее
мье»
правилогармоничнойсемейнойжизни.
Важностьрефлексиикаждымчленомсемьис
воегоповеденияиманерыобщения.
Вариантыпсихологическойрефлексииподростк
омсвоегоповедениявсемье
иотношениякродственникам
1
Умения прощать и просить прощения
Решениеучебныхкейсов,направленныхна
какважныесоставляющиесчастливойсемейнойж поиск компромисса при
изни. Компромиссывотношениях
зарожденииконфликтавсемье
междусупругами,междуродителямиидетьми.
Путивыходаизвозникшегоконфликта
1
Рост самостоятельности
Анализкейсов,показывающих
ребенкакак норма для взрослеющей
конструктивную поддержку со
личностии важность правильного
стороныродителейвситуациипоискаподр
отношенияродителейкэтойтенденции.
остком
Умение
«правильного»вариантарешенияжизненнойпр
родителей договариваться с детьми
облемы.
какосновагармоничныхвзаимоотношений.Важ
Обсуждениеполученныхрезультатов
ностьуваженияродителямивыбораребенка.Кон
структивнаяподдержка
состороныродителейвситуациипоиска
46
ребенкомвариантарешенияжизненной
проблемы
4.4
Чтопомогаетсемьео
1
бъединиться?
Совместнаядосуговаядеятельностькакважныйф Составлениеперечнясовместныхсемейныхдел
акторсплочениясемьи.
на основе личного опыта и
Разнообразиеформсовместныхсемейныхдел
анализаинформации,предложеннойучителе
(уборка и ремонт
м
квартиры/дома;работанаприусадебном
(ввидеиллюстраций,видеосюжетов)
участкеипр.),
оказывающихпозитивное
и(или)негативноевоспитательноеиэм
1
оциональноевлияниенадетей
Важностьсемейныхпраздников
Конкурс
для эмоционально-
проектов«Моялюбимаясемейнаяигра».
психологическогосближениявзрослыхидетей.
Обсуждениерезультатовпроектов.
Игрыкакважныйэлементсемейногодосуга.
Составлениеалгоритмапроектированиясемей
Распространенныевидысемейныхигр,их
ногопраздника
плюсы и минусы.
Проектированиесемейногопраздничног
омероприятия
(деньрождения,окончаниеучебногогода,
спортивныедостижениядетейидр.)
47
1
Роль семейных прогулок,
Обсуждениеинтересныхмаршрутов
туристическихпоходовипутешествийвспл
для семьи на основе интерактивной
очениисемьи
карты.Проект«Семейноепутешествие/турпох
иличностномразвитииеечленов.
од»
48
Проектирование семейного
выездногомероприятия.Определение
наиболееинтересных маршрутов для
семейныхтурпоходовипутешествий(на
примере
4.5
Здоровыйобразжизнив
1
семье
своегорегиона)
Здоровьечленовсемьииегорольвп
Обсуждениеважностиздоровогообразажизни
олноценнойсемейнойжизни.
наосновепрезентацииучителя
Здоровыйобразжизнииегоключевыесоставл
иличногосоциальногоопыта.С
яющие: здоровое
оставлениедомашнегоменю
питание,здоровыйсон,гигиена,физическая
активность.
Современныйстильпитания,
пищевые привычки взрослых и
детей(фастфуд,полуфабрикаты,еданаходу,за
казготовойедынадомидр.)
исвязанныеснимпроблемыфизическогоип
сихическогоздоровья.Варианты
домашнегоменюкакпримерыздорового
питания
1
Режимздоровогоснадлявзрослых
Обсуждениевозможностейучастиячленовсемь
идетей.Личнаягигиенаи
ив оздоровительныхмероприятиях
еевлияниенаобраз
натерриторииРоссиинаосновепрезентации.
49
жизнисемьи.Способы
50
преодолениявредныхпривычеквсемье.
Обменмнениямипотеме«Здоровьевмоейсе
Важностьфизическойактивностидля
мье».
здоровья человека и
Продолжение разработки
способыееподдержаниявсемье.
коллективнойэлектроннойэнциклопедии«
Здоровьесберегающиемероприятия(зарядка
Семья–нашаценность»
,прогулки,подвижные
игрыит.п.)итехнологии(фитнесбраслеты,интернет-приложения и
др.),способствующие укреплению
здоровьявзрослых и детей. Примеры
участия
членовсемьивоздоровительныхмероприятия
х
иакцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровье
длявсейсемьи»)
Итогопоразделу
10
Раздел5.«Современнаясемьяиправо»
5.1
Вступлениевбрак
1
ПорядокрегистрациибракавРоссийскойФ
Работа с фрагментами
едерации.Брачныйвозраст.Порядок
КонституцииРоссийскойФедерациииСемей
иусловиязаключениябракавсовременной
ногокодексаРоссийскойФедерации.
России.Брачныйдоговор
Обсуждениеважностивступлениявбрак
51
5.2
Поддержка
1
Мерысоциальнойподдержкисемей
Обсуждение понятий
государствомсемей
сдетьми.Социальныегарантиидлясемей.Матери «социальнаяподдержка»,«социальныегарант
сдетьми
нскийкапиталиипотека
ии»,
«финансовыеорганизации»,
52
1
для молодых семей. Меры
«материнскийкапитал».
государственнойподдержкимногодетныхсем
Решениепрактическихзадачдляпониманиявозмо
ейвРоссийскойФедерации.Звание«Мать-
жностейиспользованиясемьямиуслуг
героиня»
финансовыхорганизаций
Деятельность социальных
Обсуждениедеятельностисоциальныхслужб
служб(организаций)поподдержкесемьи:консул по поддержке семьи на
ьтационная,материальная,
основепрезентации.
юридическая,медицинская,психолого-
Знакомствошкольниковсэлектроннымиресур
педагогическая.Семейныепсихологи
самисоциальныхслужб
испециалистывсфереобразования
поработессемьей
5.3
Праваиобязанности
родителейидетей
1
Личныеправаиобязанностисупругов,р
Работасфрагментамиправовыхисточников.И
авенствосупруговвсемье.
гра«Праваиобязанностиродителей»
Имущественные права и
обязанностисупругов, совместная
собственность,движимоеинедвижимоеимущес
твосемьи,наследство инаследники,дарение
идругиесделкиссемейнымимуществом.
Праваиобязанностиродителей
вотношенииродныхдетейидетей,взятыхпо
допеку.
53
Опекунствоиусыновление(удочерение)как
способывключениявсемейныеотношениядетей
,оставшихсябезродителей
1
Праваиобязанностиребенкавсемье.Праван
Работасфрагментамиправовыхисточников.
есовершеннолетних детей на
Игра«Праваиобязанностидетей»
владение,пользованиеираспоряжениеимуще
ством,финансовуюипредпринимательскую
деятельность
1
Обязанностисовершеннолетнихдетей
Работасфрагментамиправовыхисточников.
(с18лет)поотношениюксвоимродителями
АнализсайтаУполномоченного
родственникам. Роль
приПрезидентеРоссийскойФедерациипоп
УполномоченногоприПрезидентеРоссийс
равамребенка.
койФедерации
Завершениесозданияколлективной
поправамребенка
электроннойэнциклопедии«Семья–
нашаценность»
Итогопоразделу
6
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВПОПРОГРАММЕ
54
8. Календарный учебный график на 2025-2026 уч. год
№ Месяц
п/
п
1
Сентя
брь
2
Сентя
брь
3
Сентя
брь
4
Октяб
рь
5
Октяб
рь
6
Октяб
рь
7
Октяб
рь
Чис
ло
09.0
913.0
9
16.0
920.0
9
23.0
927.0
9
30.0
904.1
0
07.1
011.1
0
14.1
018.1
0
21.1
025.1
0
Учебн Форма
ая
заняти
недел
я
я
1
Группо
вая
Кол
Тема занятия
-во
час
ов
1
Как и для чего создается семья?
Место
проведе
ния
занятия
Классна
я
комната
Форма
контроля
Обсужден
ие, анализ
2
Группо
вая
1
Семья как ценность для ребенка
Классна
я
комната
3
Группо
вая
1
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных
условий для саморазвития и личностной самореализации
детей и родителей
Классна
я
комната
Практиче
ское
задание,
обсужден
ие
Ролевая
игра,
анализ
4
Группо
вая
1
Семья и ее роль в обществе
Классна
я
комната
Дискусси
я,
вопросы
5
Группо
вая
1
Родословная моей семьи
Классна
я
комната
Презента
ция,
анализ
6
Группо
вая
1
Важностьсохраненияисторическойпамятио поколениях рода
(семьи).
Классна
я
комната
7
Группо
вая
1
Преданияитрадициимоейсемьи.
Классна
я
комната
Ролевая
игра,
обсужден
ие
Дискусси
я,
практичес
кое
задание
55
8
Октяб
рь
9
Ноябр
ь
10 Ноябр
ь
11 Ноябр
ь
12 Ноябр
ь
13 Декаб
рь
14 Декаб
рь
15 Декаб
рь
28.1
001.1
1
04.1
108.1
1
8
Группо
вая
1
Родители. Материнство. Отцовство
Классна
я
комната
Анализ,
обсужден
ие
9
Группо
вая
1
Особенности
выстраиваниявзаимоотношениймеждуродителямиидетьмивзав
исимостиотихвозраста
Классна
я
комната
11.1
115.1
1
18.1
122.1
1
25.1
129.1
1
02.1
206.1
2
10
Группо
вая
1
Конструктивноевзаимодействиедетей
сбратьями,сестрами.
Классна
я
комната
Практиче
ское
задание,
презентац
ия
Обсужден
ие,
вопросы
11
Группо
вая
1
Бабушкиидедушкивсемье.
Классна
я
комната
Презента
ция,
анализ
12
Группо
вая
1
Мои близкиеи дальниеродственники
Классна
я
комната
13
Группо
вая
1
Что мыназываемсвоим«домом»?
Классна
я
комната
09.1
213.1
2
16.1
220.1
2
14
Группо
вая
1
Ведениедомашнего хозяйства
Классна
я
комната
Дискусси
я,
ролевые
игры
Практиче
ское
задание,
обсужден
ие
Ролевая
игра,
анализ
15
Группо
вая
1
Семейныйбюджет.
Классна
я
комната
Обсужден
ие,
презентац
ия
56
16 Январ
ь
17 Январ
ь
18 Январ
ь
19 Февра
ль
20 Февра
ль
21 Февра
ль
22 Февра
ль
23 Март
24 Март
08.0
112.0
1
15.0
119.0
1
22.0
126.0
1
29.0
102.0
2
16
Группо
вая
1
Способыэкономиисемейногобюджета
истатьи,накоторыхнеследуетэкономить.Карманные деньги
детей.
Классна
я
комната
Дискусси
я,
вопросы
17
Группо
вая
1
Семейныйбыт. Красота,комфортиуютвдоме.
Классна
я
комната
Презента
ция,
анализ
18
Группо
вая
1
ТрадицииобустройствадомавразныхрегионахРоссии
Классна
я
комната
19
Группо
вая
1
Как создатьблагоприятнуюсемейнуюатмосферу?
Классна
я
комната
05.0
209.0
2
12.0
216.0
2
19.0
223.0
2
26.0
201.0
3
04.0
20
Группо
вая
1
Начемдержитсясемья?
Классна
я
комната
Ролевая
игра,
обсужден
ие
Обсужден
ие,
практичес
кое
задание
Анализ,
презентац
ия
21
Группо
вая
1
Какизбегать
конфликтоввсемье?
Классна
я
комната
22
Группо
вая
1
Умения прощать и просить прощения
какважныесоставляющиесчастливойсемейнойжизни.
Классна
я
комната
23
Группо
вая
1
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей
личности и важность правильного отношения родителей к
этой тенденции
Классна
я
комната
24
Группо
1
Что помогает семье объединиться?
Классна
Обсужден
ие,
ролевые
игры
Дискусси
я,
вопросы
Практиче
ское
задание,
анализ
Обсужден
57
25 Март
26 Март
27 Март
28 Апрел
ь
29 Апрел
ь
30 Апрел
ь
31 Апрел
ь
32 Май
308.0
3
11.0
315.0
3
вая
я
комната
ие,
презентац
ия
Дискусси
я,
практичес
кое
задание
Ролевая
игра,
обсужден
ие
Дискусси
я,
вопросы
25
Группо
вая
1
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы
Классна
я
комната
18.0
322.0
3
25.0
329.0
3
01.0
405.0
4
08.0
412.0
4
15.0
419.0
4
26
Группо
вая
1
Роль семейных прогулок, туристических походов и
путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.
Классна
я
комната
27
Группо
вая
1
Здоровый образ жизни в семье
Классна
я
комната
28
Группо
вая
1
Режим здорового сна для взрослых
и детей.
Классна
я
комната
29
Группо
вая
1
Вступление в брак
Классна
я
комната
30
Группо
вая
1
Поддержка
государством семей с детьми
Классна
я
комната
22.0
426.0
4
29.0
31
Группо
вая
1
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке
семьи: консультационная, материальная,
юридическая, медицинская, психолого- педагогическая
Классна
я
комната
Анализ,
практичес
кое
задание
Обсужден
ие,
ролевая
игра
Презента
ция,
практичес
кое
задание
Дискусси
я,
вопросы
32
Группо
1
Права и обязанности родителей и детей
Классна
Обсужден
58
33 Май
34 Май
403.0
5
06.0
510.0
5
13.0
517.0
5
вая
я
комната
33
Группо
вая
1
Права и обязанности ребенка в семье.
Классна
я
комната
34
Группо
вая
1
Обязанности совершеннолетних детей
(с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам.
Классна
я
комната
ие,
презентац
ия
Дискусси
я, анализ
Обсужден
ие,
презентац
ия
59
9. Список рекомендуемой литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от
31.05.2021 № 286).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания в общеобразовательных
организациях».
5. Концепция развития семейного воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.
Гребенников, И. В. "Психология семьи и семейного воспитания". 2019.
Мудрик, А. В. "Семейная педагогика и домашнее воспитание". 2020.
Скребцова, А. И. "Семейное воспитание: традиции и современность". 2018.
Забродин, Ю. М., Аболин, Л. М. "Психология семейных отношений". 2017.
Левин, А. И. "Основы семейной жизни". 2016.
Для преподавателей:
1.
2.
3.
4.
5.
Мещеряков, Б. Г., Гребенников, И. В. "Методика преподавания семейного воспитания". 2021.
Шелухин, В. Г. "Педагогика семьи". 2018.
Рыбников, В. В. "Методические рекомендации по организации воспитательной работы в семье". 2019.
Альтшулер, И. В. "Работа с родителями в образовательном учреждении". 2020.
Коломинский, Я. Л. "Социальная психология семьи". 2018.
60