Программа психолого-педагогического сопровождение детей-мигрантов

Пояснительная записка
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов тесно
связана с проблемой межэтнического и межкультурного взаимодействия и является
на сегодняшний день актуальным предметом исследования науки и практики.
Учащиеся-мигранты демонстрируют более низкий уровень успеваемости, чем дети
из принимающего общества, они чаще преждевременно покидают школу, получают
более низкий уровень квалификации и чаще испытывают маргинализацию. Вместе с
тем обнаружено, что дети-мигранты могут обладать высокой учебной мотивацией, а
по уровню успеваемости и образовательным планам не отличаться от сверстников
из принимающей культуры. При обучении детей-мигрантов перед системой
образования стоят особые психолого-педагогические задачи, обусловленные ролью
школы как транслятора культуры принимающего. Школа является важнейшим
механизмом адаптации мигрантов. Механизм адаптации через школу воздействует
не только на детей из семей трудовых мигрантов, но и на их родителей, поскольку
школа является пространством, в котором мигранты встречаются с «официальным»
миром»
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в том числе ребенка из семьи
мигрантов, - это система профессиональной деятельности психолога, направленной
на создание социально-психологических условий для успешного обучения и
психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Сопровождение - целостная деятельность практического школьного психолога, в
рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных
компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и
динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Психолог должен точно определить, что именно нужно знать о школьнике для
организации условий его успешного обучения и развития. В самом общем виде
социально-психологический статус школьника представляет собой систему
психологических характеристик ребенка или подростка. В эту систему включаются
те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания
благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом
эти параметры могут быть условно разделены на две группы. Первую группу
составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической
организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно
знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую
составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в
различных сферах его
жизни и внутреннем психологическом самочувствии в
различных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать,

компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для
определения оптимальных форм сопровождения.
Школьный психолог должен понимать, что эмигранты приносят с собой особую
культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и
ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами.
Разрабатывая программу психолого-педагогического сопровождения детей из семей
мигрантов, школьная психолого-педагогическая служба должна учитывать, что
адаптация детей - мигрантов - сложный процесс, благодаря которому человек
достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Успешное
приспособление определяется как ощущение гармонии с окружением, а основное
внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического
благополучия к душевному здоровью детей-мигрантов.
Школьный психолог должен учитывать, что для детей - мигрантов необходим такой
межкультурный контакт, как интеграция, то есть сохранение эмигрантом своей
культурной идентичности при объединении в сообщество на новом значимом
основании. Мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном. Для
этого
и
необходимо
психологическое
сопровождение
интеграции
и
социокультурной адаптации детей из семей мигрантов, чтобы они быстрее могли
погрузиться в иную культуру и приобрести определенные качества, свойственные
представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-мигрантов опирается на
такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и
языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей-мигрантов в условиях ненасильственного
гуманистического развития;
- личностно-ориентированный подход.
Текущая работа психолога должна быть выстроена как логически продуманный,
осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников
внутришкольного взаимодействия. Этот процесс опирается на ряд важных
организационных принципов, касающихся построения школьной психологической
практики. К ним относится системный характер ежедневной деятельности
школьного психолога, организационное закрепление (в перспективных и текущих
планах работы педагогического коллектива школы) различных форм
сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного
обучения и развития школьников, утверждение важнейших форм психологической
работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на
уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
• осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения
тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника,
и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и
уровню развития
• определение психологических критериев эффективного обучения и развития
школьников
• разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы,
которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников
• приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы,
дающую максимальный результат
Данная Программапсихолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов
направлена на создание системы комплексной помощи процессу социальнопсихологической адаптации детей из семей мигрантов к новой социокультурной
среде. Программа направлена на развитие у детей социальной компетентности и
толерантности; психологического здоровья; накопление опыта творческой
деятельности; позитивного социального опыта посредством организации практикоориентированной деятельности, в ходе которой ребенок находит ответ на решение
актуальной проблемы или задачи, возникающих у него при освоении социума, в
процессе социально-психологической адаптации. Программа также содержит блоки:
работа с психолого-педагогическим коллективом; работа с семьями мигрантов.

1.Цели и задачи программы психолого-педагогического сопровождения
процесса социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов.
Целью программы психолого-педагогического сопровождения процесса
социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов к новой
социокультурной среде является эффективная социально-психологическая
адаптация детей из семей мигрантов к российской социокультурной среде; развитие
у детей социальной компетентности и толерантности; формирование навыков
взаимопонимания в межкультурном взаимодействии в условиях возрастания
полиэтничности
современного
социума;
формирование
национального
самосознания, поликультурного мышления на основе паритетности культур;
формирование мотивационно - ценностного отношения к общественно-полезной и
добротворческой деятельности; воспитание гражданственности, патриотизма,
интернационализма; усвоение этикетных норм своего и других народов,
современного международного этикета; формирование у детей внутренней
гармонии на основе национальных и общечеловеческих ценностей; этнокультурная
социализация учащихся на установках толерантного сознания и поведения;
стимулирование инициатив учащихся в разработке социальных проектов и
программ; формирование нравственной и социальной устойчивости, развитие
социальной активности; осознание правового статуса человека и гражданина в
контексте российского и мирового права.

Задачи программы:
-формирование и развитие у детей-мигрантов, в первую очередь, социальной
компетентности, толерантности, что ведет, в свою очередь, к формированию
ответственности; эмоциональной саморегуляции; навыков конструктивного
взаимодействия; адекватной самооценки, согласованной с потребностью в
достижении; мотивации достижения успеха; конструктивного поведения в
жизненных трудностях;
-формирование интеграционно - посреднической стратегии адаптации детей
из семей мигрантов;
-содействие в решении социально-психологических проблем, возникающих у
детей из семей мигрантов, под влиянием перемены места жительства;
-создание в образовательном учреждении
профилактика ксенофобии и экстремизма;

атмосферы

толерантности;

-повышение
межкультурной
компетентности
всех
участников
образовательного процесса – детей из семей мигрантов, местных детей и педагогов;
-обеспечение работников образования знаниями, необходимыми для создания
развивающей
образовательной
среды,
благоприятной
для
социальнопсихологической адаптации детей-мигрантов;
-обучение психологов и педагогов психотехникам повышения толерантности
в образовательной среде.
Программа развития толерантности основана на целостном подходе и
рассматривается как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности
(в какой-либо ситуации, в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение,
диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого), через
признание возможных толерантных отношений, предлагаемых взрослым
(проявление толерантности обеспечивается регламентируемыми рамками, нормами,
правилами поведения, принятых в обществе) к доброжелательным отношениям в
малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе
совместной деятельности, в процессе которой подростки накапливают опыт
толерантного отношения друг к другу), от них - к становлению толерантности,
выходящей
за
пределы
малой
группы
(проявление
толерантности,
распространяющейся на членов других малых групп, на основе ценностноориентационного единства), готовность учащихся к самосовершенствованию;
В программе систематизированы подходы и принципы построения
толерантной развивающей среды поликультурной школы, реализация программы
психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации. Для того чтобы эта
программа обладала необходимым адаптационно-развивающим потенциалом, она
должна быть соответствующим образом организована и психолого - педагогически
инструментирована, снабжена общими психолого-педагогическими и специальными

методами, приемами и средствами, (которые описаны и апробированы в дипломной
работе);
-В программепоказано, что сочетание социально-психологических тренинговых
программ психолого-педагогического сопровождения процесса социальнопсихологической адаптации детей - мигрантов к условиям новой социокультурной
среды и общих психолого-педагогических, специальных методов, приемов, средств
является наиболее действенным инструментом повышения
эффективности
социально-психологической адаптации детей-мигрантов к новой социокультурной
среде и технологией профилактики ксенофобии, мигрантофобии и экстремистского
поведения, профилактикой дезаптации.
Принципы, определяющие содержание программы.
Содержание программы психолого – педагогического сопровождения детеймигрантов в школе определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в
интересах ребёнка.
2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
психоэмоциональных нарушений детей - мигрантов, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и
согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном
процессе всех участников образовательного процесса.
3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные проблемы в социальной
адаптации.
5.Принцип единства методологии и диагностики. Отбор диагностического
инструментария не только отражает концептуальные основы психологии
развития, но и опирается на сложившееся в современной психологической науке
понимание процессов психологической и социокультурной адаптации мигрантов.
6.Принцип доказательности. В соответствии с этим принципом для оценки
образовательных потребностей используются диагностические инструменты с
высокой степенью надежности и валидности, что подтверждается
исследовательскими данными. Эффективность инструментария для работы с
детьми-мигрантами также должна быть эмпирически доказана. Иноязычные
методики следует адаптировать для работы на русскоязычной выборке того же
возраста.

7. Принцип динамического подхода предполагает необходимость диагностики,
развития и коррекции ребенка-мигранта с учетом общих возрастных
закономерностей развития, событий его персональной истории и его текущего
состояния. Важно вести диагностику и анализировать результаты в контексте
динамики развития ребенка.
8. Принцип выявления и учета потенциальных возможностей ребенка. Детимигранты «приносят с собой большое разнообразие сильных сторон, навыков и
ресурсов, выделение которых может сформировать основу для дальнейших
интервенций как в образовательной среде, так и в семье».
9.Принцип приоритетности образовательных задач. Анализ ключевых
параметров развития и психоэмоционального состояния ребенка осуществляется
в контексте его учебной деятельности в рамках образовательной организации.
Значимой является оценка возможности ребенка овладеть соответствующими
образовательными программами и дальнейшая оптимизация образовательных
воздействий, связанных с этой возможностью.

Направления программы психолого–педагогического сопровождения.
Программа психолого – педагогического сопровождения включает в себя
взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное
содержание:
1. Диагностическая работа. Цель: выявление трудностей адаптации и
социализации детей - мигрантов, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологопедагогической помощи.
2. Консультативная работа
3. Коррекционно-развивающая работа. Цель: содействие преодолению
дезадаптивных периодов в жизни обучающихся, коррекция
межличностных отношений в классе, обеспечение своевременной
специализированной помощи в освоении содержания образования и
коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной
сфере детей - мигрантов.
4. Индивидуальная
поддержка.
Цель:
помощь
в
преодолении
индивидуальных психологических травм и их последствий.
5. Информационно-просветительская
работа.
Цель:
обеспечение
непрерывности специального индивидуального сопровождения детей из
семей мигрантов по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции,
развития и социализации обучающихся.

1. Диагностическая работа психолога ведется по направлениям:
А) Оценка особых (дополнительных) психологических
связанных с психологическим благополучием

потребностей,

Для оценки психологического благополучия детей используются два типа
инструментов: опросники для детей, построенные на самоотчете, и опросники
для взаимодействующих с ними взрослых. Используются одномерные и
многомерные
шкалы,
позволяющие
получить
различные
данные.
Инструментарий особых (дополнительных) психологических потребностей,
связанных с психологическим благополучием:


методики самоотчета для детей и опросники для взрослых;



многомерные и одномерные методики;

методики, оценивающие психологическое благополучие и устойчивость
(резильентность), а также выраженность психологических затруднений.


Схема оценки особых образовательных потребностей ребенка-иностранного
гражданина в сфере психологического благополучия
Название
методики

Карта
наблюдения
«Психологические
трудности»
Рисуночная
диагностика
субьективного
благополучия
ребенкамигранта
Шкала
психологического
благополучия
Уорик–
Эдинбург
Опросник
психологического здоровья
мигрантов

Набор:
Ббазовы
й
Ррасши
ренны
й
Б

Уровень образования —
где применяется
Началь Средняя Стар-ная
школа
шая
школа
школа

Что измеряет

+

+

-

Б

+

+

-

 Общий балл психологических
трудностей.
 Гиперактивность.
 Эмоциональные проблемы.
 Проблемы с поведением
Субъективное благополучие

Б

-

+

+

Психологическое благополучие

Б

-

-

+

Вероятность наличия
эмоциональных или психических
расстройств

 Общая выраженность
поведенческих и эмоциональных
проблем.
 Выраженность внутренних
проблем.
 Выраженность внешних
проблем.
 Замкнутость.
 Наличие соматических проблем.
 Тревожность — депрессивность.
 Социальные трудности.
 Трудности мышления.
 Трудности внимания.
 Делинквентность.
 Агрессивность
 Общий уровень
удовлетворенности жизнью.
 Профиль удовлетворенности
различными сферами:
отношениями с членами семьи;
школьной жизнью;
отношениями со сверстниками;
самим собой; отношениеми с
учителями
Способность ребенка к
эффективному социальному
взаимодействию с целью получения
значимых для него ресурсов и
поддержки в стрессовых ситуациях
Два набора социальной
тревожности: социальный дистресс
и социальное избегание

Опросник
Ахенбаха

Р

+

+

-

Многомерная
шкала
удовлетворенности жизнью
школьников

Р

+

+

+

Детский тест
психологической
устойчивости

Р

+

+

+

Шкала
социального
избегания и
дистресса
Опросник
депрессивности
Шкала
отношения к
школе

Р

-

+

+

Р

-

+

+

Скрининг депрессивного
расстройства

Р

-

+

+

Уровень внутренней школьной
мотивации и отношения к школе

Б) Оценка особых (дополнительных)
связанных с культурной адаптацией

психологических

потребностей,

Адаптация, включаетв себя два аспекта: психологический и социокультурный.
Психологическая адаптация означает совокупность внутренних психологических
последствий переживания при вхождении в новую культурную среду.
Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих
следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать
ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в
школе).

Оценка особых (дополнительных) психологических потребностей, связанных с
культурной адаптацией, осуществляется посредством опросников, измеряющих
ориентацию на нормы принимающего общества (российского) и страны исхода,
этническую и гражданскую идентичность, аккультурационный стресс и
воспринимаемую дискриминацию, причем формулировка всех пунктов должна
уточняться, чтобы отражать адаптацию мигрантов именно в российское
общество.

Схема оценки особых образовательных потребностей ребенка-иностранного
гражданина в сфере культурной адаптации
Название
методики

Социометрический тест
Опросник
аккультурации
для детей и
подростков

Набор:
Ббазов
ый
Ррасши
ренны
й
Б

Уровень образования —
где применяется
Началь Средняя Стар-ная
школа
шая
школа
школа

+

+

+

Б

+

+

+

Детский
опросник
аккультурационного стресса

Б

-

+

+

Карта
стандартизованного
наблюдения
детей и
подростков из
семей
мигрантов
«Стратегии
адаптации»
Краткая шкала
социокультурной
дезадаптации
Методика
измерения
гражданской
идентичности

Р

+

+

+

Р

-

+

+

Р

-

+

+

Что измеряет

Включенность
ребенка
в
сообщество одноклассников
 Сохранение родной культурной
среды.
 Включенность в культуру
принимающего общества.
 Предпочитаемая стратегия
аккультурации
 Общий уровень
аккультурационного стресса.
 Воспринимаемая
дискриминация.
 Сложности вхождения в
российскую культуру
Выраженность стратегий
аккультурации

Сложности в адаптации к новой
культуре
 Идентичность со страной исхода
(родиной).
 Российская гражданская
идентичность

для детей и
подростков
Опросник
«Интеграция
бикультурной
идентичности»

Р

-

-

+

В) Оценка особых (дополнительных)
связанных с социальными навыками

 Интеграция бикультурной
идентичности: «Культурная
гармония» «Культурный
конфликт».
 Интеграция бикультурной
идентичности: «Культурное
смешение» «Культурная
разобщенность»

психологических

потребностей,

Для оценки особых (дополнительных) психологических потребностей, связанных
с социальными навыками, в образовательной среде оптимальными
представляются опросники, предназначенные для заполнения взрослыми (прежде
всего педагогами, поскольку именно они наблюдают ребенка в учебной
ситуации).
Базовый набор психолого-педагогической оценки социальных навыков детейиностранных граждан на всех ступенях обучения предполагает использование
методики оценки социальных навыков ребенка-мигранта. Расширенный набор
включает различные формы деятельности по уточнению и углублению
полученных данных. Поскольку использование опросных методов для изучения
социальных навыков ребенка не позволяет получить надежные результаты,
следует сфокусироваться на анализе экспертных оценок педагогов и наблюдении
за ребенком.

2. Консультативная работа ведется с использование приемов эффективной
коммуникации с ребенком – иностранным гражданином: Пассивное слушание,
Текущие комментарии, Активное слушание, Создание ситуации успеха.
 выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с детьми - мигрантами, единых для всех
участников образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с детьми – мигрантами;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и образования;
3. Коррекционно-развивающая работа:
Коррекционно-развивающая работа психолога обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
психоэмоционального
состояния
детей
мигрантов
в
условиях

общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных
учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных).
1.Коррекционно-развивающая работа включает:
 выбор оптимальных для развития ребёнка - мигранта коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
 организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения;
 системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;









Специфические техники для коррекционной и консультативной работы с
детьми – иностранными гражданами:
Приемы обсуждения трудностей, связанных со становлением этнической,
культурной и гражданской идентичности ребенка-мигранта;
Арт-альбом «Твоя жизнь на новом месте» представляет собой сборник арттерапевтических упражнений, предназначенных для психологической
поддержки ребенка, переживающего миграцию.
Метод диалогического рассказывания историй
Ролевые игры в индивидуальной работе
Ролевое моделирование и разрешение ситуаций культурного ассимилятора
Арт-терапевтические приемы поддержки адаптации на новом месте

4. Индивидуальная работа
 Работа с психологической травмой.
Четырехкомпонентная техника:
Компонент 1. Цель: формирование безопасного пространства как
основы для получения опыта здоровой привязанности. Безопасность во
взаимодействии с психологом (в терапевтических отношениях)
Техники - «Люди, которые важны в моей жизни», «Безопасное место»
Компонент 2. Цель: стабилизация психического состояния и обретение
ресурсов для конструктивного развития.
Техники - Мои силы/ресурсы - «Путь героя», «Внутренний критик»,
«Сундук с сокровищами», «Прогрессивная мышечная релаксация»,
«Заполнение чувствами», «Раскрась свою жизнь»

Компонент 3.1. Цель: интеграция жизненной истории ребенка, включая
опыт переживания травмы
Техники - Линия жизни (прошлое, настоящее и будущее): интеграция
переживаний травмы - «Пицца по кусочкам», «Коллаж ценностей»,
«Дорога жизни», «Шаг в будущее».
Компонент 3.2. Линия жизни (прошлое, настоящее и будущее):
содействие конструктивной работе горя. психологическая помощь при
появлении у ребенка ярких симптомов травматического горя
Техника - «Пустой стул»
Компонент 4. Я и другие. Цель - обеспечить включение ребенка в
широкое социальное пространство
Техники - «Социальный атом», «Стратегии поведения в конфликте».
 Метод диалогического рассказывания историй
 Обсуждение трудностей, связанных со становлением этнической,
культурной и гражданской идентичности ребенка-мигранта
 Ролевые игры
 Ролевое моделирование и решение ситуаций культурного ассимилятора
 Арт-терапевтические приемы поддержки адаптации на новом месте.

5. Информационно-просветительская работа психолога предусматривает:
 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатные
материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей - мигрантов;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по вопросу
социализации детей- мигрантов.
Для успешной адаптации детей необходимо использовать методы:
- Общение как деятельность. Общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели,
средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки,
складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации личности
(дискуссионные методы, беседы, диспуты. «Сицилийские дебаты»).
- Конкурсный метод. Он способствует формированию толерантного мировоззрения,
а также: умения создать команду, навыков командной работы; добывать факты,
формировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения и

проверять их; знания культурно-исторических вех понимания толерантности,
умения постигать и сравнивать различные взгляды и подходы в понимании
определения толерантности и содержания толерантных отношений; философского
осмысления толерантности, великодушия, его целостности, развития, взаимосвязи;
умения действовать в каждодневных многообразных ситуациях в соответствии с
приобретенными навыками толерантного поведения.
- Занимательные уроки.
- Тренинги.Втренинговых упражнениях происходит эмоционально-действенная
ориентация в содержании деятельности в социальном контексте, возникает
осознание своего места в системе отношений людей, что помогает адаптироваться в
новых условиях и способствует развитию произвольного, сознательного,
саморегулируемого поведения. В совместной деятельности участников тренинга
создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации развития
личности подростка.
- Игровую деятельность. Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны
в работе по формированию толерантности. Ведь именно игра является той
практической деятельностью, в которой ребенок познает социальные
взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. В
совместной игровой деятельности участников создаются условия для формирования
самосознания и самоорганизации общего развития личности подростка. Причем, на
первый план выходят коллективные игры, в которых приобретается собственный
практический опыт сотрудничества, что позволяет почувствовать, как достичь
важных для него целей, учитывая интересы других.
- Нарративные техники.Сочинение историй как один из способов репрезентации
реальности, в которой живет ребенок. Творческие задания, направленные на
развитие у ребенка воображения, умения сотрудничать с детьми; использование
метафор как недирективного способа нахождения новых ресурсов, смыслов,
эффективных форм поведения.
- Музыкотерапия. В качестве психологических механизмов воздействия
музыкотерапии авторы указывают: катарсис – эмоциональную разрядку,
регулирование
эмоционального
состояния;
усвоение
новых
способов
эмоциональной экспрессии; повышение социальной активности и др.Эффективна в
групповых занятиях для сплочения группы, эффективности группового
взаимодействия.
- Арт-терапия (групповая, индивидуальная). Важность формирования опыта через
ситуации группового общения позволяет нам опираться на такие разработанные
подходы к изучению и моделированию коммуникаций, как психодрама;
- Арт-техники. Было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень
умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются
своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления
чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои

способности(техники художественной экспрессии; техника цветописи; творческие
работы; «Творческие мастерские»);
- Смехотерапия. Одним из наиболее доступных способов улучшения
эмоционального состояния является смехотерапия. Смехотерапия способствует
жизнерадостному мировосприятию. Смех абсолютно естественен, а значит
безвреден. У него нет негативных побочных явлений. Смех разворачивает человека
на позитивное восприятие жизни. Уходят страхи, переживания, тревоги;
- Когнитивно-поведенческая терапия. Основная задача - проанализировать вместе с
клиентом ситуацию, в которой тот оказался, и подвести его к пониманию, что его
психологические проблемы возникают в результате его собственного искаженного
восприятия действительности и ошибочных суждений;

Планируемые результаты работы по программе.
Опыт самостоятельных социальных проб подростков, положительная
динамика их личностного роста; освоение подростками способов реализации
собственных инициатив, коммуникации с другими социальными субъектами,
ненасильственного действия и демократического поведения, критического
мышления и рефлексии, навыков самоорганизации, самоуправления, проектной
деятельности, установок толерантного сознания; опыт партнерских, сотруднических
отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение
работать в команде, навыки групповой кооперации. Как итог - успешная социальнопсихологическая адаптация детей-мигрантов в новом социокультурном
пространстве; социально-компетентная, толерантная личность человека культуры,
являющегося:
-свободной личностью, способной к самоопределению в мире культуры,
обладающей качествами гражданина (высоким уровнем гражданского самосознания,
чувством собственного достоинства, самоуважением, самостоятельностью,
самодисциплиной, независимостью суждений, уважением мнения других,
ориентацией в мире духовных ценностей и жизненных ситуациях, способностью
принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять
свободный выбор в жизни, профессиональном самоопределении);
-гуманной личностью – милосердие, доброта, способность к сопереживанию,
альтруизм, готовность оказывать помощь, понимание ценности и неповторимости
каждого человека, неприкосновенности каждой человеческой жизни, стремление к
миру,
согласию,
добрососедству,
умение
проявлять
терпимость
и
доброжелательность ко всем людям, независимо от расы, национальности,
вероисповедания, положения в обществе, личных качеств;
-духовной личностью, что предполагает развитие духовных потребностей в
познании, самосознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями,
природой, в творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни,
счастья, идеала; ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и
национальную духовную культуру;

-творческой личностью – с развитой эмоционально-чувственной сферой и
художественно-образным
мышлением,
направленностью
на
творческое
преобразование действительности;
-личностью с богатым положительным социальным опытом, готовой к жизни
в определенном культурном пространстве; с развитой социальной активностью;
умеющей жить в современных условиях диалога культур и народов,
межнационального общения, свободы слова и вероисповедания, повышения роли
приватной (частной) жизни; умеющей творить повседневную жизнь по законам
красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и преумножать
материальное благополучие семьи и богатство принимающей страны; с глубокими
знаниями истории, культуры, традиций принимающей страны и, в тоже время,
сохранившей знания традиций своей бывшей Родины.
-профессионально ориентированной личностью, обладающей эрудицией,
компетентностью,
организаторскими
способностями,
коммуникативностью,
творческим мышлением.
Психолого-педагогическое сопровождение охватывает всех участников
образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов. Эффективность
психолого-педагогического сопровождения зависит от единства целей и задач,
решаемых методической и психологической службами образовательного
учреждения, взаимодействия с администрацией школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».