РП География Свердловской области 10 - 11 класс

Требования к результатам обучения
Предметные:
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природных
компонентах и их взаимосвязи в пределах Свердловской области; общие и специфические
черты природы в связи с действием общих географических закономерностей в условиях
региона; населении и хозяйстве;
- формирование умений и навыков к составлению покомпонентной и комплексной
характеристик природных, хозяйственных, социальных и

природнохозяйственных

объектов;
- овладение приёмами аргументации, доказательства своего географического суждения,
своей позиции в структуре диалога;
- формирование представлений о противоречивом характере современного развития
хозяйства региона и вероятных направлений его дальнейшего развития;
-формирование умений анализировать конкретные экономические, демографические,
геоэкологические ситуации на основе типовых планов и в условиях учебно –
познавательной и исследовательской деятельности;
- формирование умений объяснять место и роль отдельного компонента в структуре
целостной географической системы;
-овладение приёмами речемыслительной деятельности для объяснения и прогнозирования
путей решения региональных проблем Свердловской области;
- овладение методами отбора, анализа и географической интерпретации информации в
связи с жизненной ситуацией и коммуникативными целями;
- овладение приёмами переструктурирования географической информации (графики,
схемы, таблицы, диаграммы, картосхемы и т.д.) и передачи её собеседнику в зависимости
от коммуникативно – деятельностных установок;
-формирование

умений

определять

степень

географической

правильности

и

обоснованности высказываний, диагностирования географических ошибок и неточностей,
корректного исправления их.
Личностные:
-сформирование

устойчивых

установок

социально-ответственного

поведения

в

географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
-знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) при изучении Свердловской
области.
Метапредметные:
-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
-понимание

взаимосвязи

учебного

предмета

с

особенностями

профессий

и

профессиональной деятельности, в основе которой лежат знания по данному учебному
предмету для приобретения практического опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками географической информации: находить
географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной

литературе,

словарях и

справочниках), анализировать и

оценивать

информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.

Содержание программы
Общий обзор Свердловской области. Свердловская область – субъект РФ.
Современное административно – территориальное деление. Как изучать географию
области. Площадь, границы. Физико – географическое и экономико – географическое
положение Свердловской области.
Природные условия и ресурсы. Главные черты рельефа, их связь с геологическим
строением. Основные тектонические структуры. Тектоническая и геологическая карты.
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения
полезных ископаемых. Оценка минеральных ресурсов области. Современный рельеф.
Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа.
Складчато – глыбовые Уральские горы. Равнинный рельеф, типы равнин. Закономерности
размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Анализ основных
климатообразующих факторов. Температурный режим, осадки и их распределение. Типы
погоды

и

их

повторяемость.

Агроклиматические

ресурсы.

Климатическая

и

агроклиматическая карты. Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Озёра,
их типы, водохранилища, пруды. Болота, виды болот. Подземные воды. Неравномерность
распределения водных ресурсов. Карта природных вод и водных ресурсов. Основные
процессы почвообразования. Зональные типы почв области на равнинах. Горные почвы.
Оценка

почвенных

ресурсов

Свердловской

области.

Почвенная

карта.

Общие

закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности
на равнинах, высотная поясность растительности Уральских гор. Таёжная, лесостепная
растительность. Карта растительности. Животный мир таёжной и лесостепной зоны.
Животный мир рек, озёр, болот. Промыслово – охотничьи ресурсы. Карта животного
мира. Природные комплексы тектогенные, климатогенные и ландшафтные. Карта
природного районирования. Ландшафтная карта. Изменение природных комплексов под
влиянием человека.
История заселения и хозяйственного освоения Среднего Урала. Первоначальные
сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам
археологических раскопок и древним литературным источникам. Этапы в истории
заселения и хозяйственного освоения территории.
География населения. Этнический состав населения. Динамика численности населения.
Возрастной и половой состав населения. Социальный состав населения. Трудовые
ресурсы. Городское население и его динамика. Сельское расселение. Карта плотности

населения. Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской
области.
География хозяйства. Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе
народно - хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий
уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности, тесная взаимосвязанность
производств.
Экономико-географические

районы.

Экономико–географическое

районирование

Свердловской области и типы экономико – географических районов. Выявление
принципов

и

критериев

экономико –

географического

районирования

области.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Первоуральска.
Экологические проблемы Свердловской области. Загрязнение окружающей среды.
Общая

оценка

экологической

обстановки

в

Свердловской

области.

Причины

возникновения экологически острых ситуаций. Районы экологического неблагополучия.
Экологическая карта. Методы географических исследований в изучении экологического
состояния окружающей среды.

Тематическое планирование
класс

№

Название раздела

Колво

в том числе на
теорию

практику

часов
10

1

класс

2

Общий

обзор 4

3

класс

2

1

пособия,

области.

дополнительная

Природные условия 30

12

3

История заселения и 2
хозяйственного

технические

освоения

средства обучения.

Среднего

География

7

3

География

11

4

Экономико

– 8

1

2

4

3

2

34

27

7

географические
районы.
7

для

интернет – ресурсы,

2

хозяйства.
6

литература

учителя и учащихся,

населения.
5

Методические

Свердловской

Урала.
4

методическое
обеспечение

и ресурсы.
11

Информационно –

Экологические
проблемы
Свердловской
области.

Итого

Календарно-тематическое планирование
10 класс
Дата

№

Название раздела, темы

Кол-во
часов

Раздел 1. Общий обзор Свердловской области.

4

1.

Что изучает география Свердловской области.

1

2

Источники географо-краеведческой информации

1

3

Свердловская область на карте России.

1

4

Практическая

работа№1

«Анализ

географического 1

положения Свердловской области».
Раздел 2. Природные условия и ресурсы.

30

5

Геологическое строение

1

6

Полезные ископаемые

1

7

Подземные сокровища

1

8

Практическая работа №2 «Закономерности размещения 1
важнейших месторождений полезных ископаемых».

9

Особенности рельефа

1

10

Равнины

1

11

Горы

1

12

Климат. Климатообразующие факторы

1

13

Распределение температуры воздуха и осадков

1

14

Климатические районы

1

15

Погода. Типы погоды

1

16

Практическая работа №3 «Характеристика климатических 1
особенностей своей местности».

17

Внутренние воды. Реки.

1

18

Озёра, водохранилища, болота, подземные воды.

1

19

Водные ресурсы

1

20

Практическая работа№4 «Нанесение на к/к крупных рек, 1
озёр, водохранилищ».

21

Почвы

1

22

Особенности размещения зональных типов почв

1

23

Почвы гор. Почвенные ресурсы

1

24

Основные закономерности в распределении растительности

1

25

Таёжная растительность

1

26

Лесостепная растительность

1

27

Растительные ресурсы

1

28

Основные особенности животного мира

1

29

Промысловые животные. Пресмыкающиеся

1

30

Обитатели рек и озёр

1

31

Природные комплексы

1

32

Природные ландшафты

1

33

Охрана природы. Красная книга Свердловской области

1

34

Проект «Памятники природы Свердловской области»

1

11 класс
Раздел 3. История заселения и хозяйственного освоения

2

Среднего Урала
1

Заселение и освоения Среднего Урала

1

2

Развитие экономики Среднего Урала

1

Раздел 4. География населения

7

3

Демографическое развитие Среднего Урала

1

4

Трудовые ресурсы

1

5

Национальный и религиозный состав населения

1

6

Уровень жизни и проблемы населения

1

7

Размещение населения: городское и сельское население

1

8

Проблемы урбанизации

1

9

Практическая работа «Изучение карты плотности населения,
объяснение причин неравномерного заселения территории
области»
Раздел 5. География хозяйства.

11

10

Общая характеристика хозяйства.

1

11

Межотраслевые

хозяйственные

комплексы 1

государственного значения
12

Металлурго - химический комплекс

1

13

Машиностроительный комплекс

1

14

Лесопромышленный комплекс

15

Межотраслевые

1

хозяйственные

комплексы 1

внутриобластного значения.
16

Строительный комплекс. АПК

1

17

Социальный комплекс

1

18

Транспортный комплекс

1

19

Экономические проблемы области

1

20

География внешних экономических связей Свердловской 1
области.
Раздел 6. Экономико – географические районы.

8

21

Промышленные, агропромышленные районы.

1

22

Практическая работа №5 «Экономико – географическая 1
характеристика

промышленного

предприятия

г.

Первоуральска
23

Практическая работа №6 «Экономико – географическая 1
характеристика

сельскохозяйственного

предприятия

г.

Первоуральска
24

Промышленное Зауралье

1

25

Аграрно-промышленное Зауралье

1

26

Лесопромышленное Зауралье

1

27

Аграрно- промышленное Предуралье

1

28

Проблема регионального неравенства

1

Раздел 7. Экологические проблемы Свердловской области.

6

29

Современная экологическая ситуация.

1

30

Проблемы экологической безопасности

1

31.

Практическая работа. №7 «Составление экологической 1
карты Свердловской области».

32.

Моя «малая родина»

33-

Проект «Разработка туристического маршрута с целью 1

34.

изучения природы и хозяйственной деятельности человека в
Свердловской области»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».