Требования к результатам обучения Предметные: - формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природных компонентах и их взаимосвязи в пределах Свердловской области; общие и специфические черты природы в связи с действием общих географических закономерностей в условиях региона; населении и хозяйстве; - формирование умений и навыков к составлению покомпонентной и комплексной характеристик природных, хозяйственных, социальных и природнохозяйственных объектов; - овладение приёмами аргументации, доказательства своего географического суждения, своей позиции в структуре диалога; - формирование представлений о противоречивом характере современного развития хозяйства региона и вероятных направлений его дальнейшего развития; -формирование умений анализировать конкретные экономические, демографические, геоэкологические ситуации на основе типовых планов и в условиях учебно – познавательной и исследовательской деятельности; - формирование умений объяснять место и роль отдельного компонента в структуре целостной географической системы; -овладение приёмами речемыслительной деятельности для объяснения и прогнозирования путей решения региональных проблем Свердловской области; - овладение методами отбора, анализа и географической интерпретации информации в связи с жизненной ситуацией и коммуникативными целями; - овладение приёмами переструктурирования географической информации (графики, схемы, таблицы, диаграммы, картосхемы и т.д.) и передачи её собеседнику в зависимости от коммуникативно – деятельностных установок; -формирование умений определять степень географической правильности и обоснованности высказываний, диагностирования географических ошибок и неточностей, корректного исправления их. Личностные: -сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; -знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; -осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; -формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) при изучении Свердловской области. Метапредметные: -умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; -организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; -умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию; -понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которой лежат знания по данному учебному предмету для приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет; -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Содержание программы Общий обзор Свердловской области. Свердловская область – субъект РФ. Современное административно – территориальное деление. Как изучать географию области. Площадь, границы. Физико – географическое и экономико – географическое положение Свердловской области. Природные условия и ресурсы. Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры. Тектоническая и геологическая карты. Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных ископаемых. Оценка минеральных ресурсов области. Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа. Складчато – глыбовые Уральские горы. Равнинный рельеф, типы равнин. Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Анализ основных климатообразующих факторов. Температурный режим, осадки и их распределение. Типы погоды и их повторяемость. Агроклиматические ресурсы. Климатическая и агроклиматическая карты. Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Озёра, их типы, водохранилища, пруды. Болота, виды болот. Подземные воды. Неравномерность распределения водных ресурсов. Карта природных вод и водных ресурсов. Основные процессы почвообразования. Зональные типы почв области на равнинах. Горные почвы. Оценка почвенных ресурсов Свердловской области. Почвенная карта. Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности на равнинах, высотная поясность растительности Уральских гор. Таёжная, лесостепная растительность. Карта растительности. Животный мир таёжной и лесостепной зоны. Животный мир рек, озёр, болот. Промыслово – охотничьи ресурсы. Карта животного мира. Природные комплексы тектогенные, климатогенные и ландшафтные. Карта природного районирования. Ландшафтная карта. Изменение природных комплексов под влиянием человека. История заселения и хозяйственного освоения Среднего Урала. Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним литературным источникам. Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории. География населения. Этнический состав населения. Динамика численности населения. Возрастной и половой состав населения. Социальный состав населения. Трудовые ресурсы. Городское население и его динамика. Сельское расселение. Карта плотности населения. Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области. География хозяйства. Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно - хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности, тесная взаимосвязанность производств. Экономико-географические районы. Экономико–географическое районирование Свердловской области и типы экономико – географических районов. Выявление принципов и критериев экономико – географического районирования области. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Первоуральска. Экологические проблемы Свердловской области. Загрязнение окружающей среды. Общая оценка экологической обстановки в Свердловской области. Причины возникновения экологически острых ситуаций. Районы экологического неблагополучия. Экологическая карта. Методы географических исследований в изучении экологического состояния окружающей среды. Тематическое планирование класс № Название раздела Колво в том числе на теорию практику часов 10 1 класс 2 Общий обзор 4 3 класс 2 1 пособия, области. дополнительная Природные условия 30 12 3 История заселения и 2 хозяйственного технические освоения средства обучения. Среднего География 7 3 География 11 4 Экономико – 8 1 2 4 3 2 34 27 7 географические районы. 7 для интернет – ресурсы, 2 хозяйства. 6 литература учителя и учащихся, населения. 5 Методические Свердловской Урала. 4 методическое обеспечение и ресурсы. 11 Информационно – Экологические проблемы Свердловской области. Итого Календарно-тематическое планирование 10 класс Дата № Название раздела, темы Кол-во часов Раздел 1. Общий обзор Свердловской области. 4 1. Что изучает география Свердловской области. 1 2 Источники географо-краеведческой информации 1 3 Свердловская область на карте России. 1 4 Практическая работа№1 «Анализ географического 1 положения Свердловской области». Раздел 2. Природные условия и ресурсы. 30 5 Геологическое строение 1 6 Полезные ископаемые 1 7 Подземные сокровища 1 8 Практическая работа №2 «Закономерности размещения 1 важнейших месторождений полезных ископаемых». 9 Особенности рельефа 1 10 Равнины 1 11 Горы 1 12 Климат. Климатообразующие факторы 1 13 Распределение температуры воздуха и осадков 1 14 Климатические районы 1 15 Погода. Типы погоды 1 16 Практическая работа №3 «Характеристика климатических 1 особенностей своей местности». 17 Внутренние воды. Реки. 1 18 Озёра, водохранилища, болота, подземные воды. 1 19 Водные ресурсы 1 20 Практическая работа№4 «Нанесение на к/к крупных рек, 1 озёр, водохранилищ». 21 Почвы 1 22 Особенности размещения зональных типов почв 1 23 Почвы гор. Почвенные ресурсы 1 24 Основные закономерности в распределении растительности 1 25 Таёжная растительность 1 26 Лесостепная растительность 1 27 Растительные ресурсы 1 28 Основные особенности животного мира 1 29 Промысловые животные. Пресмыкающиеся 1 30 Обитатели рек и озёр 1 31 Природные комплексы 1 32 Природные ландшафты 1 33 Охрана природы. Красная книга Свердловской области 1 34 Проект «Памятники природы Свердловской области» 1 11 класс Раздел 3. История заселения и хозяйственного освоения 2 Среднего Урала 1 Заселение и освоения Среднего Урала 1 2 Развитие экономики Среднего Урала 1 Раздел 4. География населения 7 3 Демографическое развитие Среднего Урала 1 4 Трудовые ресурсы 1 5 Национальный и религиозный состав населения 1 6 Уровень жизни и проблемы населения 1 7 Размещение населения: городское и сельское население 1 8 Проблемы урбанизации 1 9 Практическая работа «Изучение карты плотности населения, объяснение причин неравномерного заселения территории области» Раздел 5. География хозяйства. 11 10 Общая характеристика хозяйства. 1 11 Межотраслевые хозяйственные комплексы 1 государственного значения 12 Металлурго - химический комплекс 1 13 Машиностроительный комплекс 1 14 Лесопромышленный комплекс 15 Межотраслевые 1 хозяйственные комплексы 1 внутриобластного значения. 16 Строительный комплекс. АПК 1 17 Социальный комплекс 1 18 Транспортный комплекс 1 19 Экономические проблемы области 1 20 География внешних экономических связей Свердловской 1 области. Раздел 6. Экономико – географические районы. 8 21 Промышленные, агропромышленные районы. 1 22 Практическая работа №5 «Экономико – географическая 1 характеристика промышленного предприятия г. Первоуральска 23 Практическая работа №6 «Экономико – географическая 1 характеристика сельскохозяйственного предприятия г. Первоуральска 24 Промышленное Зауралье 1 25 Аграрно-промышленное Зауралье 1 26 Лесопромышленное Зауралье 1 27 Аграрно- промышленное Предуралье 1 28 Проблема регионального неравенства 1 Раздел 7. Экологические проблемы Свердловской области. 6 29 Современная экологическая ситуация. 1 30 Проблемы экологической безопасности 1 31. Практическая работа. №7 «Составление экологической 1 карты Свердловской области». 32. Моя «малая родина» 33- Проект «Разработка туристического маршрута с целью 1 34. изучения природы и хозяйственной деятельности человека в Свердловской области» 1