Требования к результатам обучения
Предметные:
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природных
компонентах и их взаимосвязи в пределах Свердловской области; общие и специфические
черты природы в связи с действием общих географических закономерностей в условиях
региона; населении и хозяйстве;
- формирование умений и навыков к составлению покомпонентной и комплексной
характеристик природных, хозяйственных, социальных и
природнохозяйственных
объектов;
- овладение приёмами аргументации, доказательства своего географического суждения,
своей позиции в структуре диалога;
- формирование представлений о противоречивом характере современного развития
хозяйства региона и вероятных направлений его дальнейшего развития;
-формирование умений анализировать конкретные экономические, демографические,
геоэкологические ситуации на основе типовых планов и в условиях учебно –
познавательной и исследовательской деятельности;
- формирование умений объяснять место и роль отдельного компонента в структуре
целостной географической системы;
-овладение приёмами речемыслительной деятельности для объяснения и прогнозирования
путей решения региональных проблем Свердловской области;
- овладение методами отбора, анализа и географической интерпретации информации в
связи с жизненной ситуацией и коммуникативными целями;
- овладение приёмами переструктурирования географической информации (графики,
схемы, таблицы, диаграммы, картосхемы и т.д.) и передачи её собеседнику в зависимости
от коммуникативно – деятельностных установок;
-формирование
умений
определять
степень
географической
правильности
и
обоснованности высказываний, диагностирования географических ошибок и неточностей,
корректного исправления их.
Личностные:
-сформирование
устойчивых
установок
социально-ответственного
поведения
в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
-знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) при изучении Свердловской
области.
Метапредметные:
-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
-понимание
взаимосвязи
учебного
предмета
с
особенностями
профессий
и
профессиональной деятельности, в основе которой лежат знания по данному учебному
предмету для приобретения практического опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками географической информации: находить
географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной
литературе,
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Содержание программы
Общий обзор Свердловской области. Свердловская область – субъект РФ.
Современное административно – территориальное деление. Как изучать географию
области. Площадь, границы. Физико – географическое и экономико – географическое
положение Свердловской области.
Природные условия и ресурсы. Главные черты рельефа, их связь с геологическим
строением. Основные тектонические структуры. Тектоническая и геологическая карты.
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения
полезных ископаемых. Оценка минеральных ресурсов области. Современный рельеф.
Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа.
Складчато – глыбовые Уральские горы. Равнинный рельеф, типы равнин. Закономерности
размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Анализ основных
климатообразующих факторов. Температурный режим, осадки и их распределение. Типы
погоды
и
их
повторяемость.
Агроклиматические
ресурсы.
Климатическая
и
агроклиматическая карты. Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Озёра,
их типы, водохранилища, пруды. Болота, виды болот. Подземные воды. Неравномерность
распределения водных ресурсов. Карта природных вод и водных ресурсов. Основные
процессы почвообразования. Зональные типы почв области на равнинах. Горные почвы.
Оценка
почвенных
ресурсов
Свердловской
области.
Почвенная
карта.
Общие
закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности
на равнинах, высотная поясность растительности Уральских гор. Таёжная, лесостепная
растительность. Карта растительности. Животный мир таёжной и лесостепной зоны.
Животный мир рек, озёр, болот. Промыслово – охотничьи ресурсы. Карта животного
мира. Природные комплексы тектогенные, климатогенные и ландшафтные. Карта
природного районирования. Ландшафтная карта. Изменение природных комплексов под
влиянием человека.
История заселения и хозяйственного освоения Среднего Урала. Первоначальные
сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам
археологических раскопок и древним литературным источникам. Этапы в истории
заселения и хозяйственного освоения территории.
География населения. Этнический состав населения. Динамика численности населения.
Возрастной и половой состав населения. Социальный состав населения. Трудовые
ресурсы. Городское население и его динамика. Сельское расселение. Карта плотности
населения. Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской
области.
География хозяйства. Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе
народно - хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий
уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности, тесная взаимосвязанность
производств.
Экономико-географические
районы.
Экономико–географическое
районирование
Свердловской области и типы экономико – географических районов. Выявление
принципов
и
критериев
экономико –
географического
районирования
области.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Первоуральска.
Экологические проблемы Свердловской области. Загрязнение окружающей среды.
Общая
оценка
экологической
обстановки
в
Свердловской
области.
Причины
возникновения экологически острых ситуаций. Районы экологического неблагополучия.
Экологическая карта. Методы географических исследований в изучении экологического
состояния окружающей среды.
Тематическое планирование
класс
№
Название раздела
Колво
в том числе на
теорию
практику
часов
10
1
класс
2
Общий
обзор 4
3
класс
2
1
пособия,
области.
дополнительная
Природные условия 30
12
3
История заселения и 2
хозяйственного
технические
освоения
средства обучения.
Среднего
География
7
3
География
11
4
Экономико
– 8
1
2
4
3
2
34
27
7
географические
районы.
7
для
интернет – ресурсы,
2
хозяйства.
6
литература
учителя и учащихся,
населения.
5
Методические
Свердловской
Урала.
4
методическое
обеспечение
и ресурсы.
11
Информационно –
Экологические
проблемы
Свердловской
области.
Итого
Календарно-тематическое планирование
10 класс
Дата
№
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Раздел 1. Общий обзор Свердловской области.
4
1.
Что изучает география Свердловской области.
1
2
Источники географо-краеведческой информации
1
3
Свердловская область на карте России.
1
4
Практическая
работа№1
«Анализ
географического 1
положения Свердловской области».
Раздел 2. Природные условия и ресурсы.
30
5
Геологическое строение
1
6
Полезные ископаемые
1
7
Подземные сокровища
1
8
Практическая работа №2 «Закономерности размещения 1
важнейших месторождений полезных ископаемых».
9
Особенности рельефа
1
10
Равнины
1
11
Горы
1
12
Климат. Климатообразующие факторы
1
13
Распределение температуры воздуха и осадков
1
14
Климатические районы
1
15
Погода. Типы погоды
1
16
Практическая работа №3 «Характеристика климатических 1
особенностей своей местности».
17
Внутренние воды. Реки.
1
18
Озёра, водохранилища, болота, подземные воды.
1
19
Водные ресурсы
1
20
Практическая работа№4 «Нанесение на к/к крупных рек, 1
озёр, водохранилищ».
21
Почвы
1
22
Особенности размещения зональных типов почв
1
23
Почвы гор. Почвенные ресурсы
1
24
Основные закономерности в распределении растительности
1
25
Таёжная растительность
1
26
Лесостепная растительность
1
27
Растительные ресурсы
1
28
Основные особенности животного мира
1
29
Промысловые животные. Пресмыкающиеся
1
30
Обитатели рек и озёр
1
31
Природные комплексы
1
32
Природные ландшафты
1
33
Охрана природы. Красная книга Свердловской области
1
34
Проект «Памятники природы Свердловской области»
1
11 класс
Раздел 3. История заселения и хозяйственного освоения
2
Среднего Урала
1
Заселение и освоения Среднего Урала
1
2
Развитие экономики Среднего Урала
1
Раздел 4. География населения
7
3
Демографическое развитие Среднего Урала
1
4
Трудовые ресурсы
1
5
Национальный и религиозный состав населения
1
6
Уровень жизни и проблемы населения
1
7
Размещение населения: городское и сельское население
1
8
Проблемы урбанизации
1
9
Практическая работа «Изучение карты плотности населения,
объяснение причин неравномерного заселения территории
области»
Раздел 5. География хозяйства.
11
10
Общая характеристика хозяйства.
1
11
Межотраслевые
хозяйственные
комплексы 1
государственного значения
12
Металлурго - химический комплекс
1
13
Машиностроительный комплекс
1
14
Лесопромышленный комплекс
15
Межотраслевые
1
хозяйственные
комплексы 1
внутриобластного значения.
16
Строительный комплекс. АПК
1
17
Социальный комплекс
1
18
Транспортный комплекс
1
19
Экономические проблемы области
1
20
География внешних экономических связей Свердловской 1
области.
Раздел 6. Экономико – географические районы.
8
21
Промышленные, агропромышленные районы.
1
22
Практическая работа №5 «Экономико – географическая 1
характеристика
промышленного
предприятия
г.
Первоуральска
23
Практическая работа №6 «Экономико – географическая 1
характеристика
сельскохозяйственного
предприятия
г.
Первоуральска
24
Промышленное Зауралье
1
25
Аграрно-промышленное Зауралье
1
26
Лесопромышленное Зауралье
1
27
Аграрно- промышленное Предуралье
1
28
Проблема регионального неравенства
1
Раздел 7. Экологические проблемы Свердловской области.
6
29
Современная экологическая ситуация.
1
30
Проблемы экологической безопасности
1
31.
Практическая работа. №7 «Составление экологической 1
карты Свердловской области».
32.
Моя «малая родина»
33-
Проект «Разработка туристического маршрута с целью 1
34.
изучения природы и хозяйственной деятельности человека в
Свердловской области»
1