Пояснительная записка В системе общего образования учебный предмет «Русский язык как неродной» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения: -воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; -дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; - освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; -овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; -обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; -применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры . В содержании КТП предполагается реализовать актуальные компетентностные, личностно ориентированные, деятельностные подходы, которые определяют задачи: -приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии; -овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка; - овладение способами познавательной деятельности, информационнокоммуникативной и рефлексивной, освоение коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенцией. По данным статистики в Российской Федерации увеличивается количество детей и молодежи, для которых русский язык является неродным. В результате молодые люди испытывают большие трудности в освоении образовательных программ. Актуальность данной проблемы также обусловлено увеличением потока въездной трудовой миграции. Мировой опыт со всей определенностью показывает, что языковой барьер, неизбежно возникающий между населением принимающей страны и иммигрантами, может стать причиной глубоких противоречий. В этих условиях образование, в частности освоение русского языка, оказывается средством, способным гармонично «влить» приезжих в органичную часть многонационального российского общества. В то же время обучение русскому языку может выполнить еще одну ключевую задачу: сформировать толерантное сознание новых граждан России. Для решения этой проблемы требуется внедрение в педагогическую практику современных эффективных методик преподавания русского языка как неродного. С этой целью нами была предпринята попытка создания рабочей программы по изучению русского языка как неродного учащимися начальной школы. В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усвоение младшими и средними школьниками грамматических форм речи, постепенное накопление словаря, овладение навыками ведения диалога, целенаправленное билингвизмом в русскоязычную среду. погружение детей с №/ дат а Тема урока 1. Путешествие по страницам учебника 2. Роль языка в жизни общества 3. Р/р. Устная и письменная форма речи К Тим/форма Элементы о урока содержания л ч а с Введение 1 УрокСодержание и путешестви структура учебного е комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации 1 Урок Язык как основное усвоения средство общения. новых Свободное владение знаний родным языком – признак культуры человека 1 Урок Речь как развития деятельность. речи Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма Познавательная Умения и виды деятельности ИнформационноРефлексивная коммуникативная Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого Поиск нужной информации по заданное теме в источниках различного типа Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Творческое решение учебных и практических задач. Создание письменного высказывания. Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Развивать навыки приемов гибкого чтения и рационального слушания как средств Обрабатывать информацию для получения необходимого результата Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей речи 4. Орфография. Понятие орфограммы 1 Повторител ьнообобщающи й Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм. 5. Правописание безударных гласных в корне слова 1 Повторител Правописание ьнобезударных гласных обобщающи в корне слова й 6. Правописание безударных 1 Повторител ьно- Правописание безударных гласных самообразования Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Выявлять причины и следствия простых явлений Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составлять план исследования Сравнивать, сопоставлять, Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге Представлять информацию в виде схемы, алгоритма. Поиск и устранение возникших трудностей Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. использование различных источников информации Обрабатывать информацию для получения необходимого результата. Поиск и устранение причин возникших трудностей Приведение примеров, Обрабатывать подбор аргументов, информацию для гласных в корне слова обобщающи в корне слова й 7. Правописание гласных в приставках 1 8. Правописание звонких и глухих согласных в корне 1 9. Правописание 1 оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составлять план исследования Повторител Орфограмма Сравнение, ьно«Гласная в сопоставление, обобщающи приставке» (в классификация. й безударной позиции) Работа по заданному алгоритму Повторител Звонкие и глухие Определение ьносогласные в корне адекватных обобщающи слова. Позиции в способов решения й словах, в которых учебной задачи на написание согласных основе заданных не определяется алгоритмов произношением. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова», способы ее проверки Повторител Правописание Сравнение, формулирование выводов. использование различных источников информации получения необходимого результата. Поиск и устранение причин возникших трудностей Использование различных видов информационных источников. Приведение примеров аргументов Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов Поиск и устранение причин возникших трудностей Самостоятельно Объективное Объективное оценивание своих учебных достижений. Поиск и устранение причин возникших трудностей гласных и, а, у после шипящих ьногласных и, а, у после обобщающи шипящих й 10. Правописание 1 непроизносимы х и удвоенных согласных 12. Морфология и орфография. Самостоятельн ые и служебные части речи 1 13. Имя 1 сопоставление, классификация. Работа по заданному алгоритму проводить предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, повторения и закрепления пройденного материала Повторител Опознавательные Сравнивать, Ориентироваться в ьнопризнаки орфограмм. сопоставлять, своей системе знаний обобщающи Несоответствие оценивать, и осознавать й орфографического классифицировать необходимость нового написания и объекты по одному знания произношения слов с или нескольким орфограммами предложенным «Согласные в корне основаниям, слова и на стыке критериям морфем» 11. Повторител Морфология. Уметь опознавать Приведение примеров, ьноСамостоятельные и изученные части подбор аргументов, обобщающи служебные части речи по общему формулирование й речи. Отличие грамматическому выводов служебных частей значению, речи от синтаксической самостоятельных роли Повторител Имя Уметь Адекватное оценивание своих учебных достижений. Поиск и устранение причин возникших трудностей Объективное оценивание своих учебных достижений. Поиск и устранение причин возникших трудностей Обрабатывать информацию для получения необходимого результата Поиск и существительн ое. Основные признаки. Правописание падежей ьносуществительное как обобщающи самостоятельная й часть речи. Основные признаки имен существительных 14. Имя 1 прилагательное . Склонение имения прилагательног о Повторител ьнообобщающи й 15. 1 Р/р. Речь диалогическая и монологическ ая Урок развития речи использовать алгоритм применения правила, создавать устное монологическое высказывание на основе плана морфологического разбора Уметь опознавать прилагательные среди других частей речи Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении. Склонение имен прилагательных Речь диалогическая и Уметь монологическая распознавать диалогическую и монологическую речь, оформлять диалог на письме восприятие устной речи устранение причин возникших трудностей Формулирование выводов Поиск и устранение причин возникших трудностей Развивать навыки составления диалога Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей 16. Глагол. Морфологичес кие признаки. Инфинитив. Изменение глагола по временам 1 Повторител ьнообобщающи й Повторител ьнообобщающи й Глагол как часть речи. Инфинитив. Признаки глагола Настоящее, будущее, прошедшее время глагола. Орфограмма «гласная в суффиксе глагола прошедшего времени» 17. Р/р. Как вести беседу 1 Урок развития речи Понятие о культуре общения 18. Спряжение глагола. Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов Правописание НЕ с глаголом. Орфограмма – тся и –ться в глаголах 1 Повторител ьнообобщающи й Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола 1 Повторител ьнообобщающи й Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма –тся и – ться в глаголах 19. Понимать термин «инфинитив», опознавать глагол в тексте Уметь определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени Знать правила речевого поведения, уметь соблюдать их при беседе Уметь изменять глаголы, определять спряжение по алгоритму Уметь различать глаголы, сходные по значению Поиск нужной информации в параграфе 6 Уметь правильно ставить вопросы к глаголам на -тся, понимать условия выбора Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выборов Осознанное восприятие материала Поиск и устранение возникших трудностей Развивать общение, Осознанное соблюдать этику определение разговора по телефону сферы своих интересов и возможностей Приведение примеров, Работа по подбор аргументов алгоритму Поиск и устранение возникших трудностей 20. Местоимение. Личные местоимения 1 21. Наречие. Неизменяемост ьморфологическ ий признак 1 22. Наречие. Неизменяемост ьморфологическ ий признак 1 23. Р/р. Что такое текст 1 24. Служебные части речи. 1 орфограммы, раздельно писать НЕ с глаголами Повторител Местоимение как Уметь опознавать ьночасть речи местоимения в обобщающи тексте, й употреблять с предлогами Повторител Наречие как Уметь опознавать ьносамостоятельная наречия по обобщающи часть речи. вопросам, й Неизменяемость как определять его морфологический синтаксическую признак наречий роль в предложении Повторител Наречие как Уметь опознавать ьносамостоятельная наречия по обобщающи часть речи. вопросам, й Неизменяемость как определять его морфологический синтаксическую признак наречий роль в предложении Урок Текст. Смысловая и Знать определение развития грамматическая связь текста, его речи предложений в признаки тексте Повторител Предлог и союз как Уметь опознавать ьнослужебные части служебные части Приведение примеров из стихотворений и песен Поиск и устранение возникших трудностей Умение употреблять наречие в словосочетании Обрабатывать информацию для получения необходимого результата Умение употреблять наречие в словосочетании Обрабатывать информацию для получения необходимого результата Умение вступать в речевое общение Представлять информацию в виде схемы Приведение примеров Поиск и устранение Предлоги 25. Союзы 1 обобщающи речи. Орфограммай пробел и орфограмма-дефис Повторител Роль союзов в речи, ьноспособы их обобщающи различения й 26. Частицы. Правописание частиц 1 Комбиниро ванный 27. Р/р. Что значит писать и говорить на тему 1 Урок развития речи 29. Синтаксис и пунктуация. Синтаксисраздел грамматики. Пунктуация – система правил Р/р. Тема. 1 Урок освоения новых знаний 1 Урок 30. речи, отличать их от самостоятельных Уметь опознавать союзы Частица как часть речи. Функции частиц. Орфограмма «Раздельное написание частиц с другими словами» Тема текста. Заглавие как отражение темы текста Приведение примеров Уметь определять значение частицы НЕ, выявлять значение слов с частицами БЫ, ЛИ, ЖЕ Уметь осмыслить, раскрыть тему высказывания, подобрать заголовок 28. Синтаксис как раздел Исследование грамматики. несложных Пунктуация как практических система правил ситуаций, правописания выдвижение предложения предположений Поиск нужной информации по теме Различие между Творческое причин возникших трудностей Поиск и устранение причин возникших трудностей Осознанное определение сферы своих интересов Поиск нужной информации по заданной теме Обрабатывать информацию Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию Развивать навыки Осознанное развития речи Работа с текстом 31. Пунктуационн ый разбор 1 Урок усвоения новых знаний 32. Пунктуационн ый разбор 1 Урок усвоения новых знаний 33. Предложение 1 Урок усвоения новых знаний 34. Предложение 1 Урок усвоения новых знаний набором предложений и сочетанием предложений в тексте. Смысловые части текста Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Пунктограммы. Знаки препинания конца предложения Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Пунктограммы. Знаки препинания конца предложения Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Грамматическая основа предложения Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. решение учебных и практических задач гибкого чтения определение сферы своих интересов и возможностей Сравнивать, сопоставлять, видеть пунктограмму Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Поиск и устранение причин возникших трудностей Сравнивать, сопоставлять, видеть пунктограмму Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Поиск и устранение причин возникших трудностей Выявлять причины Уметь делать и следствия предварительный простых явлений отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию Выявлять причины Уметь делать и следствия предварительный простых явлений отбор источников информации для Обрабатывать информацию Грамматическая основа предложения 35. Р/р. Составление простого плана 1 Урок контроля поиска новых знаний Творческое решение учебных и практических задач Адекватное восприятие устной речи. Отражение в письменной форме результатов своей работы Соблюдение норм поведения Используемая литература: Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980. - 151 с. Алексеева О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в 5-7 классах. Автореф.дисс.канд. пед.н. М., 2000. 22 с. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // РЯШ. 1999. - №5. - С.39. Ашевская J1.A. Развитие творческих способностей и личности учащихся. //РЯШ, 2001. №6. - С.21-26. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: Изд-во Сарат. унив-та, 1987. - 151 с. Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - M.: Флинта: Наука, 1998. - 170 с. Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход). Книга для учителя. - СПб., 1994. - 94 с. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: ТОО «Фирма Линка-пресс», 1994. - 191 с. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию речи устной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 225 с. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. Лидман-Орлова Г.К. Основные аспекты развития речи при изучении морфологии // Развитие речи на уроках морфологии. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с. Лингводидактические основы работы над текстом. - Курск: КГПУ, 1997. - 64 с. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 319 с. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учит. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 248 с. Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980. - 151 с. Алексеева О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в 5-7 классах. Автореф.дисс.канд. пед.н. М., 2000. 22 с. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // РЯШ. 1999. - №5. - С.39.