Аннотации к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (на бюджетной основе) 2024-2025 учебный год Физкультурно-спортивная направленность 1. Название программы «Спортивные игры. Баскетбол» Возраст обучающихся: 16-17 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Направленность: физкультурно-спортивная. Автор-составитель программы: Ланщикова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования. Краткая аннотация программы: Программа ставит следующие задачи: Образовательные: формирование представлений об игре в баскетбол; обучение основам техники и тактики игры в баскетбол; обучение основным техническим и тактическим приёмам. Оздоровительные: укрепление здоровья; содействие гармоничному физическому развитию. Развивающие: развитие и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений; развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации, ловкости, выносливости, гибкости), а так же психических качеств (памяти, внимания, мышления). Воспитательные: привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к баскетболу; формирование потребности в самостоятельном физическом развитии детей и подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни детей и подростков. Отличительной особенностью данной программы является то, что набор в объединения « Спортивные игры. Баскетбол» производится не по физическим показателям вводного тестирования, а исключительно по желанию учащихся. Это очень актуально, т.к. среди подростков есть много желающих заниматься баскетболом, однако в спортивную школу их не зачисляют в связи с отсутствием должной физической подготовки или природной одарённости. Обязательным документом является медицинский допуск к занятиям. 2. Название программы «Спортивные игры. Волейбол» Возраст обучающихся: 12 - 15 лет. Срок реализации программы: 1год. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Направленность: физкультурно-спортивная. Автор-составитель программы: Ланщикова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Программа ставит следующие задачи: Образовательные: - формирование представлений об игре в волейбол; - обучение основам техники и тактики игры в волейбол; - обучение основным техническим и тактическим приемам. Оздоровительные - укрепление здоровья; - содействие гармоническому физическому развитию. Развивающие: - развитие и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений; - развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации, ловкости, выносливости, гибкости), а также психических качеств (памяти, внимания, мышления). Воспитательные: - привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу; - формирование потребности в самостоятельном физическом развитии детей и подростков; - формирование потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков. Отличительной особенностью данной программы состоит в осуществлении постоянного психологического сопровождения, выявления приоритетных интересов и умений учащихся, особый акцент на детей, требующих педагогического внимания. 3. Название программы «Общая физическая подготовка» Возраст обучающихся: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Направленность: физкультурно-спортивная. Автор-составитель программы: Ахметзянов Сергей Рашитович, педагог дополнительного образования. Краткая аннотация программы: Программа ставит следующие задачи: Образовательные: Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях физкультурой и спортом; Формирование знаний об основах физкультурной деятельности; Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.) Обучение игровой и соревновательной деятельности; Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений; Развивающие: Совершенствование всестороннего физического развития: развитие силовых и координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости; Формирование и совершенствование двигательной активности учащихся; Развитие быстроты реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях; Развитие инициативы и творчества учащихся; Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно усовершенствовать приобретенные навыки; Овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью. Воспитательные: Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия; Воспитать умение работать в группе, команде; Воспитать психологическую устойчивость; Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе; Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов. Отличительной особенностью данной программы является в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в зале, но и активную самостоятельную тренировочную деятельность. Программа подходит для занимающихся различной степени физической подготовленности. 4. Название программы «Борьба - самбо» Возраст обучающихся: 7 - 15 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 4ч./136 ч. Направленность: физкультурно-спортивная Автор-составитель программы: Селеванов Василий Викторович, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Цель программы: разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание гармоничной, социально-активной личности посредством обучения борьбе самбо. Задачи программы: Обучающие: - научить детей основам спортивного мастерства в избранном виде спорта; - познакомить и обучить учащихся техническим приёмам, тактическим действиям и правилам борьбы; - научить детей приёмам и методам контроля физической нагрузки на занятиях; - сформировать у учащихся навыки регулирования психического состояния. Развивающие: - развивать двигательные способности; - развивать представления о мире спорта; - развивать волю, выносливость, смелость, дисциплинированность; - развивать социальную активность и ответственность учащихся. - развивать физическое и нравственное развитие детей и подростков. Воспитательные: - воспитывать у учащихся нравственные и волевые качества; - воспитывать у учащихся дисциплинированность, взаимопомощь; - воспитывать у детей привычку к самостоятельным занятиям спортом в свободное время; - формировать у учащихся потребность ведения здорового образа жизни. - содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена не только на получение учащимися образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а обеспечивает организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в различных формах познавательной деятельности и двигательной активности через физические упражнения и спортивные игры. Программа «Борьба - самбо » может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно- образовательного процесса. Программа способствует повышению эффективности воспитательной деятельности в системе дополнительного образования, физической культуры и спорта, развивает формы включения учащихся в физкультурно-спортивную, игровую деятельность. 5. Название программы «Гимнастика» Возраст обучающихся: 7 - 11 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 1ч./34 ч. Направленность: физкультурно-спортивная Автор-составитель программы: Филиппова Юлия Александровна, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Цель программы: является создание условий для накопления школьниками опыта здоровьесберегающих действий, опыта заботы о здоровье других и ведения собственного здорового образа жизни. Задачи программы. Образовательные: o Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях по гимнастике; o Формирование знаний об основах гимнастической деятельности; o Способствовать формированию представления о базовых элементах в гимнастике (перекат, группировка, кувырки, стойки, гимнастический мост); o Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости учащихся Развивающие: o Способствовать развитию кондиционных и координационных физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость); o Формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной глубины знаний по теории спортивной гимнастики o Развитие инициативы и творчества учащихся; o Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно усовершенствовать приобретенные навыки; o Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа, анализа и объяснения элементов техники спортивной гимнастики. Воспитательные: o Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия; o Воспитать умение работать в группе, команде; o Воспитать психологическую устойчивость. o Способствовать привитию у обучающихся интереса к занятиям спортом, любви к гимнастике. Художественная направленность 1. Название программы « Умелые ручки» Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 2ч./68. Направленность: социально-гуманитарная Автор-составитель программы: Копылова Ольга Игоревна, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Цель программы: воспитание интереса к ручному труду, через вовлечение детей в активную продуктивную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения. Задачи: -научить детей основным техникам изготовления поделок; -развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности; -воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность; -привить интерес к искусству; -обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов; -организовать участие детей в выставках, конкурсах, детского творчества. Отличительной особенностью данной программы в том, что повышается возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. 2. Название программы « Кудесники» Социально-гуманитарная направленность 1. Название программы «Культура безопасности жизнедеятельности (Светофор)» Возраст обучающихся: 8 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года. Количество часов в неделю /в год 1ч./34 ч., за 3 года – 102 часов. Направленность: социально-гуманитарная Автор-составитель программы: Пакриева Анастасия Андреевна, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы формирование у младших школьников личностного и социально-значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Задачи: 1. Развивать у младших школьников мотивацию к безопасному поведению на улицах и дорогах. 2. Научить школьников основным правилам дорожного движения. 3. Сформировать у учащихся устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения. 4. Пропагандировать правила дорожного движения среди сверстников. Отличительной особенностью данной программы в том, что она предусматривает практическую отработку теоретических знаний , где есть возможность научиться прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности. Данная программа направлена на передачу учащимся знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание учащимися необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения. Техническая направленность 1. Название программы «3DМоделирование» Возраст обучающихся: 10 - 11 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 1ч./34 ч. Направленность: техническая Автор-составитель программы: Пяро Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: формирование и развитие у обучающихся основных навыков по трёхмерному моделированию. Задачи общеразвивающей программы Образовательные: сформировать представление о трехмерном моделировании, назначении, перспективах развития; познакомить с историей 3D-ручки, особенностями работы; научить работать с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимых для работы; обучить приемам работы с полигональным 3D-моделированием; обучить работать с чертежами, ориентироваться в трехмерном пространстве, создавать простые трехмерные модели. Развивающие: сформировать умение составлять и выполнять изделия по плану; научить организовывать рабочее место; способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Dмоделированию с помощью 3D-ручки; способствовать развитию творческих способностей; способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать развитию усидчивости, глазомера, мышления, памяти, точности. Воспитательные: воспитать самостоятельность, аккуратность при выполнении работ; воспитывать бережное отношение к инструментам, приспособлениям, материалам; соблюдать технику безопасности; способствовать воспитанию умения работать в коллективе. Отличительные особенности программы, новизна: используются интегрированные занятия, сочетающие приобретение новых знаний об окружающем мире и изучение новых компьютерных технологи, используемых для поиска и обработки информации. Содержание темы для исследования определяется интересами и потребностями обучающихся. Использование технологии проектного обучения. 2. Название программы «Робототехника» Возраст обучающихся: 8-10 лет. Срок реализации программы: 1 года. Количество часов в неделю /в год 1ч./34 ч. Направленность: техническая Автор-составитель программы: Сарапулова Евгения Александровна, педагог дополнительного образования Краткая аннотация программы: Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей Задачи: воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе; воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности; формирование уважительного отношения к труду; развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей. умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности; умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники); умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора. познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime; научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу, научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов. Отличительные особенности программы, новизна Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу. Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.