Программа ДО школа № 28 2024 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20
телефон: 63-15-47, факс 63-13-97.
E-mail:chkola28@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:
на заседании Педагогического совета
протокол от 28.08.2024 г.
№1

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом от 02.09.2024г. № 324

Принято с учетом мнения Совета родителей
(законных представителей) обучающихся
протокол от «02» сентября 2024 г. № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МАОУ СОШ № 28 на 2024 – 2025 учебный год

Первоуральск 2024 г.

Структура дополнительной общеобразовательной программы
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
1. Пояснительная записка................................................................................................. 3- 5
2.Цель и задачи программы ……………………………………………………………....6
3.Содержание программы………………………………………………………………...6-14

4.Планируемый результат………………………………………………………………...14
Раздел 2 «Комплекс организационно- педагогических условий» :
1. Календарный учебный график………………………………………………………….15
2. Условия реализации программы………………………………………………………..15
3. Формы аттестации………………………………………………………………………..15-16
4. Оценочные материалы……………………………………………………………………16-17.
5. Методические материалы………………………………………………………………..17-19
6. Список литературы……………………………………………………………………….20
7. Приложения (рабочие программы)

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1. Пояснительная записка
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в МАОУ
СОШ №28 разработана дополнительная общеобразовательная программа .
Направленность дополнительного образования.
Образовательная деятельность в МАОУ СОШ № 28 осуществляется путем реализации
дополнительной общеобразовательной программы по следующим направленностям:
– художественной;
– физкультурно – спортивной;
– социально-гуманитарной;
– технической.
Дополнительная общеобразовательная

программа создана на основе следующих

нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
– Федеральный закон от РФ от 27.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
– Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.08.2023 г. № 932 – Д « Внесение изменений в регламент проведения независимой оценки
качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ,
утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 № 392 – Д;
–

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от

25.08.2023 г. № 963 – Д « О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики по Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785 «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в сфере «Реализация
дополнительных
сертификатом».

общеразвивающих

программ»

в

соответствии

с

социальным

– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
–Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
– Устав МАОУ СОШ № 28 от 05.12.2014 г. № 3191;
– Положение об организации дополнительного образования детей, утверждено приказом
директора МАОУ СОШ № 28 от 01.09.2023 г. № 367
Актуальность дополнительной общеобразовательной

программы –состоит в ее

современности, своевременности, соответствии потребностям времени и раскрывается
нормативными правовыми актами и государственными документами по направленности
дополнительного образования, а так же раскрывает потребности обучающихся и их
родителей ( законных представителей) и потенциал МАОУ СОШ № 28.
В дополнительной общеобразовательной

программе

отражены цели и

задачи,

направленные на развитие системы дополнительного образования в МАОУ СОШ № 28, а
также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Образовательная

деятельность

по

дополнительным

общеобразовательным

программам направлена на:
-

обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического

воспитания

обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
-

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,

нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы
заключаются в том, что она направлена на развитие общей культуры, познавательной,
физической,
обучающихся

социальной,
к

творческой

выполнению

активности

творческих

личности,

заданий,

а

также

проектной

использованием компьютерных технологий.
Адресат дополнительной общеобразовательной программы.

привлечение

деятельности

с

Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана для
обучающихся МАОУ СОШ № 28 в возрасте от 7-18 лет, наполняемость групп 10 - 25
обучающихся. Для обучения принимаются все желающие (мальчики и девочки) имеющие
медицинское заключение (для программ физкультурно-спортивной направленности)
существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия
базовых знаний в области и т.д.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с
учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе
детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность
продолжительность одного занятия составляет - 40 минут, перерыв между занятиями
составляет –5 минут.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Нормативный срок

освоения дополнительной общеобразовательной программы

определяется содержанием и прогнозируемыми результатами обучения по программе
( количество недель, месяцев, лет) необходимости для ее освоения.
Форма обучения – очная, том числе с применением дистанционных образовательных
технологий.
Объем дополнительной

общеобразовательной

программы

определяется в

академических часах. Академический час – установленная продолжительность занятий по
учебному плану общеобразовательной программы, не превышающая

40 минут, по

физкультурно- спортивной направленности допускается до 60 мин. Трудоемкость учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик указывается через их объем в учебном
плане образовательной программы. Для конкретной группы обучающихся объем программы
конкретизируется в рабочей программе исходя из индивидуальных учебных планов
обучающихся.
Уровневость
общеобразовательной

общеобразовательной
программы

программы

организован

по

-

содержание

принципу

и

материал

дифференциации

в

соответствии с уровнями сложности:
1. «Стартовый уровень»- предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.

2. «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала,

которые

допускают

освоение

специализированных

знаний

и

языка,

гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления общеразвивающей программы.
3. « Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих

доступ

к

нетрадиционным

разделам

сложным
в

рамках

(

возможно

узкоспециализированным)

содержательно-

тематического

и

направления

общеобразовательной программы. Также предполагает углубленное изучение содержания
дополнительной общеобразовательной программы и доступ к около профессиональным и
профессиональным

знаниям

в

рамках

содержательно-

тематического

направления

общеразвивающей программы.
Каждому обучающемуся по дополнительной общеобразовательной

программе должно

обеспечиваться право на стартовый доступ к любому из предоставляемых уровней через
организацию условий

и процедур оценки изначальной готовности обучающегося,

определяется та или иная степень готовности

где

к освоению содержания материала

заявленного обучающимся уровня.
Цель

2.

программы:

создание

условий

для

самореализации

личности

каждого

обучающегося, выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование
духовно

богатой,

свободной, физически

здоровой,

творчески

мыслящей

личности,

обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные
ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Задачи:
-

обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-

патриотического

воспитания

обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных

государственных

государственных требований.

образовательных

стандартов

и

федеральных

При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
–

принцип непрерывности и преемственности,

–

принцип вариативности,

–

принцип гуманизации и индивидуализации,

–

принцип добровольности,

–

принцип деятельностного подхода,

–

принцип творчества,

–

принцип разновозрастного единства,

–

принцип открытости системы.

3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план – по дополнительному образованию

разработан

на основе учета

интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического
коллектива. Учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в МАОУ СОШ
№ 28, направлен на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
При формировании объединений дополнительного образования учитываются:
- свобода выбора программы, педагога, формы объединения, переход из одного
объединения в другое;
- творческая индивидуальность ребенка;
- создание условий для усвоения программы в самостоятельно определенном темпе.
Направленности дополнительной общеобразовательной программы:
1) физкультурно-спортивная;
2) художественная;
3) социально-гуманитарная;
4) техническая.
В системе дополнительного образования

занимаются обучающиеся начального,

среднего и старшего школьного возраста. Занятия проводятся по дополнительным
общеобразовательным программам,

как в одновозрастных, так и в разновозрастных

группах. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Реализуя
дополнительные общеобразовательные

программы, педагогический коллектив решает

образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся, на основе
заявлений родителей (законных представителей).
Формы занятий в
экскурсия,

объединениях

исследовательский

дистанционных технологий и.т.д.

опыт,

самые разные: лекция, беседа, игра, диспут,
коллективно-творческое

дело,

использование

Формы аттестации контроля знаний. Для отслеживания результатов деятельности
обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся отчетные концерты,
открытые

занятия,

научно-практические

конференции,

показательные

выступления

спортивных и танцевальных групп, семинары, концерты, выставки и т.д. Хорошим
показателем работы является участие объединений в конкурсах и фестивалях различного
уровня, внеклассных мероприятий и др.
Система дополнительного образования МАО СОШ № 28 работает 6 дней в неделю с
понедельника по субботу, занятия заканчиваются не позднее 20.00.
Содержание учебного плана определяется

Порядком организации образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, СанПиНам и
Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей.
Физкультурно-спортивная направленность
Спортивно – оздоровительное направление.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей,
имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число
здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей –
всегда актуальна.
Цель: воспитание у школьников осознанной потребности в здоровом образе жизни,
формирование и развитие валеологической культуры.
Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности обучающихся,
формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и
укреплению здоровья.
Направленность Название

учебного Классы

предмета (курса)

Содержательный компонент дополнительного
образования

Физкультурно- «Борьба- самбо»

1-4

Основная

спортивная

5-9

общеобразовательной

направленность
общеразвивающей

программы «Борьба - самбо» выражается в
следующем:
Цель программы: содействие гармоничному
физическому и интеллектуальному развитию
ребенка через обучение самбо, привитие
навыков здорового образа жизни детей и
подростков, укрепление здоровья.
Задачи программы:
-

усвоение правил, основных положений
и понятий борьбы самбо;

-

формирование специальных умений и
навыков, обучение основам техники
борьбы в стойке и партере, обучение
технике выполнения общеразвивающих
и специальных упражнений;

-

устранение недостатков физического
развития;

-

развитие
быстроты,

физических

качеств:

координации,

ловкости,

гибкости, силы;
-

формирование устойчивого интереса к
занятиям борьбой самбо спортом;

-

воспитание

морально

волевых

физических

качеств,

и

воспитание

чувства коллективизма, товарищества и
взаимоуважения.
Формы

занятий:

групповые

и

индивидуальные; теоретические и учебно–
тренировочные

занятия;

игровые,

проверочные.
Отличительной особенностью данной
программы

является

то,

что

набор

в

объединения « Борьба-самбо» ведется не по
физическим

показателям

вводного

тестирования, а исключительно по желанию
учащихся. Это очень актуально, т.к. среди
подростков есть много желающих заниматься
борьба-самбо, однако в спортивную школу их
не зачисляют в связи с отсутствием должной
физической
одарённости.

подготовки

или

Обязательным

природной
документом

является медицинский допуск к занятиям.
Срок реализации программы- 3 года.
Количество часов в неделю /в год 4ч./136 ч.
«Общая физическая
подготовка »

1-4

Рабочая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа ОФП разработана
на основе























современных
научных
данных
и
практического опыта
она является
отображением единства теории и практики.
Цель дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы является
овладение навыками и умениями использовать
средства и методы двигательной деятельности
в разнообразных формах. Достижение этой
цели
обеспечивается
решением
следующих задач:
Образовательных:
Обучение
правилам
гигиены,
техники
безопасности и поведения на занятиях
физкультурой и спортом;
Формирование
знаний
об
основах
физкультурной деятельности;
Обучение основам техники различных видов
двигательной деятельности (бег, прыжки и
др.)
Обучение игровой и соревновательной
деятельности;
Формирование
навыков
и
умений
самостоятельного выполнения физических
упражнений, направленных на укрепление
здоровья,
коррекцию
телосложения,
формирование правильной осанки и культуры
движений;
Развивающих:
Совершенствование
всестороннего
физического развития: развитие силовых и
координационных
способностей,
выносливости, быстроты и ловкости;
Формирование
и
совершенствование
двигательной активности учащихся;
Развитие быстроты реакции, в быстро
изменяющихся игровых условиях;
Развитие инициативы и творчества учащихся;
Развитие умения самостоятельно мыслить и в
дальнейшем
самостоятельно
усовершенствовать приобретенные навыки;
Овладение
новыми
движениями
с
повышенной координационной сложностью.
Воспитательных:
Воспитать
целеустремленность
и
ответственность за свои действия;
Воспитать умение работать в группе, команде;
Воспитать психологическую устойчивость;
Воспитание и развитие силы воли, стремления



к победе;
Воспитание
волевых,
смелых,
дисциплинированных, обладающих высоким
уровнем
социальной
активности
и
ответственности молодых спортсменов.
Отличительной
особенностью образовательной
программы
заключается
в
организации
учебного
процесса, который включает в себя не только
занятия с педагогом в зале, но и активную
самостоятельную
тренировочную
деятельность. Программа
подходит
для
занимающихся различной степени физической
подготовленности.
К занятиям в объединении допускаются все
учащиеся, желающие заниматься спортом и не
имеющие медицинских противопоказаний .
Программа предусматривает 1 год обучения.
Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Для
1-4 классов;

Направленность Название
Классы
учебного предмета
(курса)
5-9
Физкультурно- «Спортивные игры.
Волейбол»
спортивная

Содержательный компонент дополнительного
образования
Рабочая

дополнительная

общеобразовательная
программа

общеразвивающая

дополнительного

образования

«Спортивные игры. Волейбол» составлена на
основе программы по физической культуре:
Программы
учреждений.

для

общеобразовательных

Комплексная

программа

физического воспитания 1 – 11 классы.
Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич, Москва,
«Просвещение»,
методического

2020

год,

пособия

по

а

также

организации

деятельности «Волейбол / В.С. Кузнецов, Г.А.
Колодницкий, — М.: Просвещение, 2020г.
Данный курс ориентирован на укрепление и
сохранение здоровья, развитие физических
качеств и способностей, приобретение знаний

о правилах игры в волейбол, двигательных
навыков и умений, необходимых для данной
спортивной

игры.

Срок

реализации

программы составляет 2 года. Количество
часов в неделю /в год 1/34 ч.
«Спортивные игры. 10 - 11
Баскетбол»

Рабочая

дополнительная

общеобразовательная
программа
детей

общеразвивающая

дополнительного

«Спортивные

образования

игры.

Баскетбол»

разработана на основе Примерной программы
для

детско-юношеских

спортивных

школ

(ДЮСШ),

специализированных

детско-

юношеских

школ

резерва

(СДЮШОР)

олимпийского

(авторы-составители:

Ю.М.

Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.
Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.
Луничкин - заслуженный тренер СССР и
России; М.И. Духовный – заслуженный тренер
России; А.Б. Мацак – канд. пед. наук; А.Б.
Саблин - канд. пед. наук. Москва: Советский
спорт, 2020 г.).
Данный курс ориентирован на укрепление и
сохранение здоровья, развитие физических
качеств и способностей, приобретение знаний
о правилах игры в волейбол, двигательных
навыков и умений, необходимых для данной
спортивной

игры.

Срок

реализации

программы составляет 1 года. Количество
часов в неделю /в год 1/34 ч.
Физкультурно- «Гимнастика»
спортивная

1-4
классы

Целью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы является создание условий для
накопления
школьниками
опыта
здоровьесберегающих действий, опыта заботы
о здоровье других и ведения собственного
здорового образа жизни. Достижение этой
цели
обеспечивается
решением
следующих задач.

Образовательные:
o
Обучение правилам гигиены, техники
безопасности и поведения на занятиях по
гимнастике;
o
Формирование знаний об основах
гимнастической деятельности;
o
Способствовать
формированию
представления о базовых элементах в
гимнастике (перекат, группировка, кувырки,
стойки, гимнастический мост);
o
Формирование навыков и умений
самостоятельного
выполнения
гимнастических упражнений, направленных
на развитие гибкости учащихся
Развивающие:
o
Способствовать
развитию
кондиционных
и
координационных
физических качеств (ловкость, быстрота,
гибкость, сила, выносливость);
o
Формирование оптимального объёма,
разносторонности и достаточной глубины
знаний по теории спортивной гимнастики
o
Развитие инициативы и творчества
учащихся;
o
Развитие
умения
самостоятельно
мыслить и в дальнейшем самостоятельно
усовершенствовать приобретенные навыки;
o
Формирование и совершенствование
знаний, умений и навыков показа, анализа и
объяснения элементов техники спортивной
гимнастики.
Воспитательные:
o
Воспитать
целеустремленность
и
ответственность за свои действия;
o
Воспитать умение работать в группе,
команде;
o
Воспитать
психологическую
устойчивость.
o
Способствовать
привитию
у
обучающихся интереса к занятиям спортом,
любви к гимнастике.
Срок
реализации
программы
составляет 1 года. Количество часов в неделю
/в год 1/34 ч.

Художественная направленность
Цель: развитие эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки
личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира.
Задачи: создать условия для развития творческих способностей школьников,
художественно-эстетического вкуса, способностей к восприятию

различных видов

искусства.
Направленность

Название

Классы

учебного

Содержательный

компонент

дополнительного

образования

предмета, курса
Художественная «Умелые
ручки»

1-4

В начальной школе реализуется рабочая
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Умелые ручки».
Программа разработана для занятий с
обучающимися 1-4 классов на основе программы
«Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным
ориентиром стала цель гармоничного единства
личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития
учащихся, воспитанию у них интереса к
активному познанию истории материальной
культуры и семейных традиций своего и других
народов, уважительного отношения к труду.
Цель программы: воспитание интереса к
ручному

труду,

активную

через вовлечение

продуктивную

детей

в

творческую

деятельность, формирование навыков и умений
работы

с

материалами

различного

происхождения.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления
поделок;
-развить у детей внимание к их творческим
способностям

и

индивидуальной

закрепить
и

его

коллективной

в

процессе
творческой

деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к
окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к искусству;
-обучить

детей

специфике

технологии

изготовления поделок с учетом возможностей
материалов;
-организовать

участие

детей

в

выставках,

конкурсах, детского творчества.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2
часа в неделю - 68 часов
Художественная «Кудесница»

Целью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы является формирование у детей
художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой
активности,
овладение образным языком декоративно прикладного искусства.
задач:
Образовательных:

освоение приёмов и способов
работы
с
различными
материалами
и
инструментами, обеспечивающими изготовление
художественных поделок, элементов дизайна;

выработка умения планировать
свою деятельность и предъявлять её результат;

знакомить с основами знаний в
области
композиции,
формообразования,
декоративно – прикладного искусства;

совершенствовать
умения
и
формировать
навыки
работы
нужными
инструментами
и
приспособлениями
при
обработке различных материалов;

приобретение навыков учебноисследовательской работы.
Развивающих:

развитие интереса, эмоциональноположительного отношения к художественноручному труду, готовности участвовать самому в
создании поделок, отвечающих художественным
требованиям;

развитие образного мышления и
творческого
воображения,
эстетического
отношения к природному окружению своего
быта;

развитие мелкой моторики рук;

развитие креативного мышления;

развивать умение ориентироваться

в проблемных ситуациях;

развивать
воображение,
представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.
Воспитательных:

воспитание смекалки, трудолюбия,
самостоятельности;

воспитание дисциплинированности,
аккуратности, бережливости;

воспитание
целеустремленности,
настойчивости в достижении результата;

развитие
коммуникативных
способностей;

осуществлять
трудовое,
политехническое и эстетическое воспитание
несовершеннолетних;
добиться
максимальной
самостоятельности детского творчества.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа
в неделю - 68 часов
Социально - гуманитарная направленность
Цель:

– реализация права обучающихся на участие в управлении школьной жизнью с

учетом их интересов и потребностей, развитие их творческих способностей через
приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.
Направленность

Название

Классы

учебного курса
Социальногуманитарная

«Основы
безопасности

направленность жизнедеятельн

Содержательный

компонент

дополнительного

образования
1-4

В начальной школе реализуется рабочая
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Основы безопасности

ости.

жизнедеятельности детей» (Светофор). Программа

(Светофор)»

объединения разработана в рамках Федерального
закона «О безопасности дорожного движения», закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил
безопасного поведения обучающихся на улицах и
дорогах». Программа модифицирована на основе
программы «Безопасность дорожного движения»:
Программа и тематическое планирование. 1-4 классы /
автор-составитель. РЛ. Бабина - М.: Мнемозина, 2011
и авторской программы Н.Ф Виноградовой /
Программа и поурочно-тематическое планирование
по курсу «Безопасность на дорогах» для детей
младшего школьного возраста - М.: ЭНАС-КЛАСС,

2011.
Особенностью данной программы является создание
условий для социальной практики детей в их
реальной жизни, накопления нравственного и
практического опыта.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в
год.
Техническая направленность
Цель:

– формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических

компетенций в области создания пространственных моделей, освоение элементов основных
базовых навыков по трёхмерному моделированию на основе интеграции с практиками,
реализованными в движении Ворлдскиллс.
Направленность

Название

Классы

учебного курса
Техническая

«Робототехника»

Содержательный

компонент

дополнительного

образования
2-4

В школе реализуется рабочая дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
« Робототехника». Программа объединения и
разработана в рамках Федерального закона.
Цель программы: развить исследовательские,
инженерные и проектные компетенции через
моделирование
и
конструирование
научнотехнических объектов в робототехнике.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся ценностных
ориентаций через интерес к робототехнике;
- усвоение знаний в области робототехники;
формирование
технологических
навыков
конструирования;
развитие
самостоятельности
в
учебнопознавательной деятельности;
- развитие творческих способностей, воображения,
фантазии;
- ознакомление с технологиями изготовления
технических объектов, со специальными приёмами
ручных работ;
расширение
ассоциативных
возможностей
мышления;
формирование
коммуникативной
культуры,
внимания, уважения к людям;
развитие
способности
к
самореализации,
целеустремлѐнности;

3DМоделировнаие 4,5

- воспитание творческого подхода при получении
новых знаний.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34
часа в год.
В школе реализуется рабочая дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
« 3D - Моделирование». Программа объединения и
разработана в рамках Федерального закона .
Цель

–

обучающихся

формирование

и

развитие

у

интеллектуальных

и

практических

компетенций в области создания пространственных
моделей, освоение элементов основных базовых
навыков по трёхмерному моделированию на основе
интеграции

с

практиками,

реализованными

в

движении Ворлдскиллс.
Задачи Программы
Обучающие:
 формирование базовых понятий и практических
навыков в области 3D - моделирования и печати;
 знакомство со средствами создания трехмерной
графики;
 обучение созданию и редактированию 3D объектов;


формирование

базовых

знаний

в

области

трехмерной компьютерной графики и работы в
программе Blender.
Развивающие:
 вовлечение в научно - техническое творчество;
 приобщение к новым технологиям, способным
помочь обучающимся в реализации собственного
творческого потенциала;
 развитие образного, абстрактного, аналитического
мышления,

творческого

и

познавательного

потенциала обучающихся;
 развитие навыков творческой деятельности;
 формирование навыков работы в проектных
технологиях;

формирование

информационной

культуры обучающихся.
Воспитательные:
 формирование устойчивого интереса обучающихся
к техническому творчеству;


формирование

у

обучающихся

интереса

к

стремления

к

моделированию и конструированию;


воспитание

настойчивости

и

достижению поставленной цели;
 создание условий для повышения самооценки
обучающегося, реализации его как личности.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в
год.
4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также
компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые присвоят
обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы.
Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

общеобразовательной

общеразвивающей программы (ФЗ п.9 ст.2) представляют собой:
- систему

ведущих

целевых

установок

освоения

всех

элементов,

составляющих

содержательно-деятельностную основу программы;
- письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет
продемонстрировать.
Личностные

результаты

включают

готовность

и

способность

учащихся

к

саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным
(знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоциональноволевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению,
волевые усилия);
метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности,
применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных
жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;

предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему
формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения,
формируемые через освоение учебного материала.
Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.

Раздел 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»
1. Календарный учебный график
Календарный учебный график дополнительного образования МАОУ СОШ № 28
составляется в соответствии с календарными учебными графиками МАОУ СОШ № 28
(начального, общего, среднего, образования), утвержденных приказом директора МАОУ
СОШ № 28 от «_28_»_08__2024 г. №297
2.Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации общеобразовательной

программы

дополнительного образования. МАОУ СОШ № 28 имеет оборудованные кабинеты и
спортивный зал для проведения имеющихся объединений.
Материально-техническая база образовательного учреждения

соответствует

требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН .
Информационное обеспечение- электронные образовательные ресурсы (аудио, видео),
специальные компьютерные программы, информационные технологии

позволяют

реализовать дополнительную общеобразовательную программу.
Кадровое обеспечение. МАОУ СОШ № 28 укомплектовано педагогическими кадрамивнутренними совместителями. Работу с детьми по дополнительному образованию
осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из педагогических работников.
Ежегодно ведется работа по повышению квалификации учителей через систему
курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), конкурсов
профессионального мастерства, посещение ГМО.
Квалификация

учителей, готовность к постоянному профессиональному росту

позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Вид контроля
Вводный

Формы контроля
Собеседование, тестирование,

Срок контроля
Сентябрь

прослушивание, просмотр
Промежуточный

Зачет, экзамен, открытое занятие, олимпиада,

Декабрь-январь

конкурс, опрос, викторина, мини- выставка,
выставка творческих работ, коллективный
анализ работ
Итоговый

Зачет, экзамен, открытое зачетное занятие,

Май

показ творческих работ, экзамен – концерт,
концерт, праздник, спектакль, опрос,
викторина, выставка творческих работ,
конкурс, коллективный анализ, защита и
презентация творческих проектов.
4.Оценочные материалы
Отслеживание результатов деятельности

стало необходимым в связи с особыми

требованиями к качеству образования, а также введению профессионального стандарта
педагога

дополнительного

образования,

поэтому

большое

значение

отводится

педагогическому мониторингу.
Основным инструментом в

системе педагогического мониторинга по освоению

ДООП становится диагностика образовательного процесса.
Без

диагностической

работы

невозможно

контролировать

образовательный

и

воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом,
без

педагогического

мониторинга

невозможно

организовать

целенаправленный,

обоснованный процесс развития личности учащегося. Чтобы правильно направлять и
корректировать свою деятельность, педагог должен регулярно проводить анализ
результатов,

сопоставляя

полученный

продукт

с

целью

своей

педагогической

деятельности.
Для проведения педагогического мониторинга педагог дополнительного образования
самостоятельно разрабатывает, подбирает оценочные и методические материалы.
«Оценочные и методические материалы к дополнительной общеобразовательной
программе объединения», которые состоят из:
-

методического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы по
годам обучения и разделам программы;

-

мониторинга

результатов

обучения

учащегося

по

дополнительной

общеобразовательной программе по годам обучения. Мониторинг включает в себя
показатели (оцениваемые параметры) и критерии, в соответствии с планируемыми
результатами

программы.

результативности

каждый

Критерии
педагог

и

показатели

определяет

для

отслеживания

самостоятельно,

исходя

из

направления деятельности и особенностей своей программы. Для отслеживания
результатов обучения могут использоваться технологии на основе общенаучных
методов исследования и специфических методов педагогической диагностики;
-

списков педагогической литературы, литературы
интернет-источников.

для

учащихся и родителей,

Результаты заносятся в диагностическую карту и

должны отражать уровень

планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной общеобразовательной программой.
Критерии оценки результативности должны отражать:
-

уровень

теоретических

теоретической

знаний

информации;

(широту

развитость

кругозора;

практических

свободу

восприятия

навыков работы

со

специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной
терминологии и др.);
-

уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития
практических умений и навыков программным требованиям; уровень физического
развития, свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество
выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и
др.);

-

уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического
задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и
коммуникативных способностей и др.).

5. Методические материалы
Система дополнительного образования строится исходя из потребностей школьников
и их родителей, запрос на детские объединения по различным направлениям формируется
в I четверти каждого учебного года.

Определению для каждого ребенка дела по интересу

способствует такая форма, как Презентация дополнительного образования школы, которая
проходит во время встречи обучающихся и их родителей перед началом учебного года, а
также в первую неделю сентября и представляет собой представление детских
объединений

школьному сообществу. Руководители

объединений дополнительного

образования в интересной, активной форме знакомят обучающихся с содержанием
образовательной программы, с формами деятельности объединения, представляют
творческие работы, достижения своих воспитанников. Эффективность этой формы
доказывается стабильным количеством обучающихся, занятых в системе школьного
дополнительного

образования,

повышением

уровня

сохранности

контингента

воспитанников в детских объединениях, сокращением времени выбора и увеличением
спектра выбора ребенком школьных кружков и секций.
Занятия в дополнительном образовании проходят во второй половине дня, согласно
утвержденному расписанию. Учитываются нормативы нагрузки на обучающегося при
занятиях в кружках и секциях по различным направлениям.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности
педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
На этапе знакомства с новым материалом в основном используются объяснение,
рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа,
дискуссия, упражнения, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с
карточками, игры).
На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных
заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики
обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей:
-методика

дифференцированного

обучения: при

такой

организации

учебно-

воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а
для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в
зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого);
- методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой
организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием)
составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для
него темпе;
- методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не
дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего
реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная
деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами
получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки;
- методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение
каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами
формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают
технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют
практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.
Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной
деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и
нетрадиционные.
Среди традиционных форм можно отметить:
- лекции – изложение преподавателем предметной информации;

дискуссии –

-

постановка

спорных

вопросов,

отработка

умения

отстаивать

и

аргументировать свою точку зрения;
- конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- спортивные тренировки – выработка спортивных и познавательных навыков, а также
оздоровление;
- обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей
целью;
- практикумы по отработке навыков.
В рамках данной работы рассматриваются основные положения следующих
педагогических технологий:
1. Педагогика сотрудничества.
2. Игровые технологии.
3. Групповые технологии.
4. Технология исследовательского (проблемного) обучения.
5. Технология коллективной творческой деятельности.
6.Рабочие программы ( модули) курсов, дисциплин программ.
Рабочие

программы

являются

частью

дополнительной

общеобразовательной

программы и составляются перед началом и (или) в течение учебного года при
существенном изменении условий реализации дополнительной общеобразовательной
программы.
6.Используемая литература
1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: –
М.: 2002.
2. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.
3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования
детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.:
«Сентябрь», 2005. – 192 с.
5.

Н.А.Салык.

Требования

http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.

к

организации

внеурочной

деятельности.

Приложения к ДООП МАОУ СОШ № 28
на 2024 – 2025 учебный год
№ п/п

Направленность

Название рабочей общеобразовательной программы

(профиль)
общеобразовательной
программы
1

Физкультурно-

«Борьба- самбо»

спортивная
«Общая физическая подготовка (ОФП)» (5-9 класс)
«Спортивные игры. Волейбол»
«Спортивные игры. Баскетбол»
«Гимнастика»
2

Художественноэстетическая

«Умелые ручки»

направленность
3

Социально-

«Основы

гуманитарная

Светофор»

безопасности

направленность

4

Техническая

Робототехника
« 3D - Моделирование».

жизнедеятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».