Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» 623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20 телефон: 63-15-47, факс 63-13-97. E-mail:chkola28@mail.ru СОГЛАСОВАНО: на заседании Педагогического совета протокол от 28.08.2024 г. №1 УТВЕРЖДЕНО: Приказом от 02.09.2024г. № 324 Принято с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся протокол от «02» сентября 2024 г. № 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МАОУ СОШ № 28 на 2024 – 2025 учебный год Первоуральск 2024 г. Структура дополнительной общеобразовательной программы Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»: 1. Пояснительная записка................................................................................................. 3- 5 2.Цель и задачи программы ……………………………………………………………....6 3.Содержание программы………………………………………………………………...6-14 4.Планируемый результат………………………………………………………………...14 Раздел 2 «Комплекс организационно- педагогических условий» : 1. Календарный учебный график………………………………………………………….15 2. Условия реализации программы………………………………………………………..15 3. Формы аттестации………………………………………………………………………..15-16 4. Оценочные материалы……………………………………………………………………16-17. 5. Методические материалы………………………………………………………………..17-19 6. Список литературы……………………………………………………………………….20 7. Приложения (рабочие программы) Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1. Пояснительная записка Для системной и качественной реализации дополнительного образования в МАОУ СОШ №28 разработана дополнительная общеобразовательная программа . Направленность дополнительного образования. Образовательная деятельность в МАОУ СОШ № 28 осуществляется путем реализации дополнительной общеобразовательной программы по следующим направленностям: – художественной; – физкультурно – спортивной; – социально-гуманитарной; – технической. Дополнительная общеобразовательная программа создана на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); – Федеральный закон от РФ от 27.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); – Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; – Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; – Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.08.2023 г. № 932 – Д « Внесение изменений в регламент проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392 – Д; – Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963 – Д « О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики по Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в сфере «Реализация дополнительных сертификатом». общеразвивающих программ» в соответствии с социальным – СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; –Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; – Устав МАОУ СОШ № 28 от 05.12.2014 г. № 3191; – Положение об организации дополнительного образования детей, утверждено приказом директора МАОУ СОШ № 28 от 01.09.2023 г. № 367 Актуальность дополнительной общеобразовательной программы –состоит в ее современности, своевременности, соответствии потребностям времени и раскрывается нормативными правовыми актами и государственными документами по направленности дополнительного образования, а так же раскрывает потребности обучающихся и их родителей ( законных представителей) и потенциал МАОУ СОШ № 28. В дополнительной общеобразовательной программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в МАОУ СОШ № 28, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; - формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; - адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - профессиональную ориентацию обучающихся; - выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы заключаются в том, что она направлена на развитие общей культуры, познавательной, физической, обучающихся социальной, к творческой выполнению активности творческих личности, заданий, а также проектной использованием компьютерных технологий. Адресат дополнительной общеобразовательной программы. привлечение деятельности с Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана для обучающихся МАОУ СОШ № 28 в возрасте от 7-18 лет, наполняемость групп 10 - 25 обучающихся. Для обучения принимаются все желающие (мальчики и девочки) имеющие медицинское заключение (для программ физкультурно-спортивной направленности) существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность продолжительность одного занятия составляет - 40 минут, перерыв между занятиями составляет –5 минут. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы. Нормативный срок освоения дополнительной общеобразовательной программы определяется содержанием и прогнозируемыми результатами обучения по программе ( количество недель, месяцев, лет) необходимости для ее освоения. Форма обучения – очная, том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Объем дополнительной общеобразовательной программы определяется в академических часах. Академический час – установленная продолжительность занятий по учебному плану общеобразовательной программы, не превышающая 40 минут, по физкультурно- спортивной направленности допускается до 60 мин. Трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик указывается через их объем в учебном плане образовательной программы. Для конкретной группы обучающихся объем программы конкретизируется в рабочей программе исходя из индивидуальных учебных планов обучающихся. Уровневость общеобразовательной общеобразовательной программы программы организован по - содержание принципу и материал дифференциации в соответствии с уровнями сложности: 1. «Стартовый уровень»- предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. 2. «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления общеразвивающей программы. 3. « Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к нетрадиционным разделам сложным в рамках ( возможно узкоспециализированным) содержательно- тематического и направления общеобразовательной программы. Также предполагает углубленное изучение содержания дополнительной общеобразовательной программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно- тематического направления общеразвивающей программы. Каждому обучающемуся по дополнительной общеобразовательной программе должно обеспечиваться право на стартовый доступ к любому из предоставляемых уровней через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности обучающегося, определяется та или иная степень готовности где к освоению содержания материала заявленного обучающимся уровня. Цель 2. программы: создание условий для самореализации личности каждого обучающегося, выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Задачи: - обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического воспитания обучающихся; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; - адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - профессиональную ориентацию обучающихся; - выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных государственных требований. образовательных стандартов и федеральных При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы: – принцип непрерывности и преемственности, – принцип вариативности, – принцип гуманизации и индивидуализации, – принцип добровольности, – принцип деятельностного подхода, – принцип творчества, – принцип разновозрастного единства, – принцип открытости системы. 3 Содержание общеразвивающей программы Учебный план – по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в МАОУ СОШ № 28, направлен на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. При формировании объединений дополнительного образования учитываются: - свобода выбора программы, педагога, формы объединения, переход из одного объединения в другое; - творческая индивидуальность ребенка; - создание условий для усвоения программы в самостоятельно определенном темпе. Направленности дополнительной общеобразовательной программы: 1) физкультурно-спортивная; 2) художественная; 3) социально-гуманитарная; 4) техническая. В системе дополнительного образования занимаются обучающиеся начального, среднего и старшего школьного возраста. Занятия проводятся по дополнительным общеобразовательным программам, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Реализуя дополнительные общеобразовательные программы, педагогический коллектив решает образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся, на основе заявлений родителей (законных представителей). Формы занятий в экскурсия, объединениях исследовательский дистанционных технологий и.т.д. опыт, самые разные: лекция, беседа, игра, диспут, коллективно-творческое дело, использование Формы аттестации контроля знаний. Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся отчетные концерты, открытые занятия, научно-практические конференции, показательные выступления спортивных и танцевальных групп, семинары, концерты, выставки и т.д. Хорошим показателем работы является участие объединений в конкурсах и фестивалях различного уровня, внеклассных мероприятий и др. Система дополнительного образования МАО СОШ № 28 работает 6 дней в неделю с понедельника по субботу, занятия заканчиваются не позднее 20.00. Содержание учебного плана определяется Порядком организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, СанПиНам и Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей. Физкультурно-спортивная направленность Спортивно – оздоровительное направление. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей – всегда актуальна. Цель: воспитание у школьников осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры. Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности обучающихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Направленность Название учебного Классы предмета (курса) Содержательный компонент дополнительного образования Физкультурно- «Борьба- самбо» 1-4 Основная спортивная 5-9 общеобразовательной направленность общеразвивающей программы «Борьба - самбо» выражается в следующем: Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение самбо, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья. Задачи программы: - усвоение правил, основных положений и понятий борьбы самбо; - формирование специальных умений и навыков, обучение основам техники борьбы в стойке и партере, обучение технике выполнения общеразвивающих и специальных упражнений; - устранение недостатков физического развития; - развитие быстроты, физических качеств: координации, ловкости, гибкости, силы; - формирование устойчивого интереса к занятиям борьбой самбо спортом; - воспитание морально волевых физических качеств, и воспитание чувства коллективизма, товарищества и взаимоуважения. Формы занятий: групповые и индивидуальные; теоретические и учебно– тренировочные занятия; игровые, проверочные. Отличительной особенностью данной программы является то, что набор в объединения « Борьба-самбо» ведется не по физическим показателям вводного тестирования, а исключительно по желанию учащихся. Это очень актуально, т.к. среди подростков есть много желающих заниматься борьба-самбо, однако в спортивную школу их не зачисляют в связи с отсутствием должной физической одарённости. подготовки или Обязательным природной документом является медицинский допуск к занятиям. Срок реализации программы- 3 года. Количество часов в неделю /в год 4ч./136 ч. «Общая физическая подготовка » 1-4 Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ОФП разработана на основе современных научных данных и практического опыта она является отображением единства теории и практики. Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является овладение навыками и умениями использовать средства и методы двигательной деятельности в разнообразных формах. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: Образовательных: Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях физкультурой и спортом; Формирование знаний об основах физкультурной деятельности; Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.) Обучение игровой и соревновательной деятельности; Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений; Развивающих: Совершенствование всестороннего физического развития: развитие силовых и координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости; Формирование и совершенствование двигательной активности учащихся; Развитие быстроты реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях; Развитие инициативы и творчества учащихся; Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно усовершенствовать приобретенные навыки; Овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью. Воспитательных: Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия; Воспитать умение работать в группе, команде; Воспитать психологическую устойчивость; Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе; Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов. Отличительной особенностью образовательной программы заключается в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в зале, но и активную самостоятельную тренировочную деятельность. Программа подходит для занимающихся различной степени физической подготовленности. К занятиям в объединении допускаются все учащиеся, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний . Программа предусматривает 1 год обучения. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Для 1-4 классов; Направленность Название Классы учебного предмета (курса) 5-9 Физкультурно- «Спортивные игры. Волейбол» спортивная Содержательный компонент дополнительного образования Рабочая дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая дополнительного образования «Спортивные игры. Волейбол» составлена на основе программы по физической культуре: Программы учреждений. для общеобразовательных Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич, Москва, «Просвещение», методического 2020 год, пособия по а также организации деятельности «Волейбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2020г. Данный курс ориентирован на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение знаний о правилах игры в волейбол, двигательных навыков и умений, необходимых для данной спортивной игры. Срок реализации программы составляет 2 года. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. «Спортивные игры. 10 - 11 Баскетбол» Рабочая дополнительная общеобразовательная программа детей общеразвивающая дополнительного «Спортивные образования игры. Баскетбол» разработана на основе Примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско- юношеских школ резерва (СДЮШОР) олимпийского (авторы-составители: Ю.М. Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г. Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г. Луничкин - заслуженный тренер СССР и России; М.И. Духовный – заслуженный тренер России; А.Б. Мацак – канд. пед. наук; А.Б. Саблин - канд. пед. наук. Москва: Советский спорт, 2020 г.). Данный курс ориентирован на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение знаний о правилах игры в волейбол, двигательных навыков и умений, необходимых для данной спортивной игры. Срок реализации программы составляет 1 года. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Физкультурно- «Гимнастика» спортивная 1-4 классы Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является создание условий для накопления школьниками опыта здоровьесберегающих действий, опыта заботы о здоровье других и ведения собственного здорового образа жизни. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач. Образовательные: o Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях по гимнастике; o Формирование знаний об основах гимнастической деятельности; o Способствовать формированию представления о базовых элементах в гимнастике (перекат, группировка, кувырки, стойки, гимнастический мост); o Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости учащихся Развивающие: o Способствовать развитию кондиционных и координационных физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость); o Формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной глубины знаний по теории спортивной гимнастики o Развитие инициативы и творчества учащихся; o Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно усовершенствовать приобретенные навыки; o Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа, анализа и объяснения элементов техники спортивной гимнастики. Воспитательные: o Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия; o Воспитать умение работать в группе, команде; o Воспитать психологическую устойчивость. o Способствовать привитию у обучающихся интереса к занятиям спортом, любви к гимнастике. Срок реализации программы составляет 1 года. Количество часов в неделю /в год 1/34 ч. Художественная направленность Цель: развитие эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Задачи: создать условия для развития творческих способностей школьников, художественно-эстетического вкуса, способностей к восприятию различных видов искусства. Направленность Название Классы учебного Содержательный компонент дополнительного образования предмета, курса Художественная «Умелые ручки» 1-4 В начальной школе реализуется рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки». Программа разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Цель программы: воспитание интереса к ручному труду, активную через вовлечение продуктивную детей в творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения. Задачи: -научить детей основным техникам изготовления поделок; -развить у детей внимание к их творческим способностям и индивидуальной закрепить и его коллективной в процессе творческой деятельности; -воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность; -привить интерес к искусству; -обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов; -организовать участие детей в выставках, конкурсах, детского творчества. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю - 68 часов Художественная «Кудесница» Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно прикладного искусства. задач: Образовательных: освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна; выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства; совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; приобретение навыков учебноисследовательской работы. Развивающих: развитие интереса, эмоциональноположительного отношения к художественноручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям; развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта; развитие мелкой моторики рук; развитие креативного мышления; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры. Воспитательных: воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности; воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости; воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата; развитие коммуникативных способностей; осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних; добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю - 68 часов Социально - гуманитарная направленность Цель: – реализация права обучающихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей, развитие их творческих способностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства. Направленность Название Классы учебного курса Социальногуманитарная «Основы безопасности направленность жизнедеятельн Содержательный компонент дополнительного образования 1-4 В начальной школе реализуется рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы безопасности ости. жизнедеятельности детей» (Светофор). Программа (Светофор)» объединения разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах». Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / автор-составитель. РЛ. Бабина - М.: Мнемозина, 2011 и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста - М.: ЭНАС-КЛАСС, 2011. Особенностью данной программы является создание условий для социальной практики детей в их реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Техническая направленность Цель: – формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоение элементов основных базовых навыков по трёхмерному моделированию на основе интеграции с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс. Направленность Название Классы учебного курса Техническая «Робототехника» Содержательный компонент дополнительного образования 2-4 В школе реализуется рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Робототехника». Программа объединения и разработана в рамках Федерального закона. Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научнотехнических объектов в робототехнике. Задачи программы: - формирование у обучающихся ценностных ориентаций через интерес к робототехнике; - усвоение знаний в области робототехники; формирование технологических навыков конструирования; развитие самостоятельности в учебнопознавательной деятельности; - развитие творческих способностей, воображения, фантазии; - ознакомление с технологиями изготовления технических объектов, со специальными приёмами ручных работ; расширение ассоциативных возможностей мышления; формирование коммуникативной культуры, внимания, уважения к людям; развитие способности к самореализации, целеустремлѐнности; 3DМоделировнаие 4,5 - воспитание творческого подхода при получении новых знаний. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В школе реализуется рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « 3D - Моделирование». Программа объединения и разработана в рамках Федерального закона . Цель – обучающихся формирование и развитие у интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоение элементов основных базовых навыков по трёхмерному моделированию на основе интеграции с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс. Задачи Программы Обучающие: формирование базовых понятий и практических навыков в области 3D - моделирования и печати; знакомство со средствами создания трехмерной графики; обучение созданию и редактированию 3D объектов; формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и работы в программе Blender. Развивающие: вовлечение в научно - техническое творчество; приобщение к новым технологиям, способным помочь обучающимся в реализации собственного творческого потенциала; развитие образного, абстрактного, аналитического мышления, творческого и познавательного потенциала обучающихся; развитие навыков творческой деятельности; формирование навыков работы в проектных технологиях; формирование информационной культуры обучающихся. Воспитательные: формирование устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству; формирование у обучающихся интереса к стремления к моделированию и конструированию; воспитание настойчивости и достижению поставленной цели; создание условий для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. 4. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые присвоят обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательной общеразвивающей программы (ФЗ п.9 ст.2) представляют собой: - систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы; - письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоциональноволевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия); метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения, формируемые через освоение учебного материала. Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы. Раздел 2 «Комплекс организационно- педагогических условий» 1. Календарный учебный график Календарный учебный график дополнительного образования МАОУ СОШ № 28 составляется в соответствии с календарными учебными графиками МАОУ СОШ № 28 (начального, общего, среднего, образования), утвержденных приказом директора МАОУ СОШ № 28 от «_28_»_08__2024 г. №297 2.Условия реализации программы Материально-технические условия реализации общеобразовательной программы дополнительного образования. МАОУ СОШ № 28 имеет оборудованные кабинеты и спортивный зал для проведения имеющихся объединений. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН . Информационное обеспечение- электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии позволяют реализовать дополнительную общеобразовательную программу. Кадровое обеспечение. МАОУ СОШ № 28 укомплектовано педагогическими кадрамивнутренними совместителями. Работу с детьми по дополнительному образованию осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из педагогических работников. Ежегодно ведется работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), конкурсов профессионального мастерства, посещение ГМО. Квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Вид контроля Вводный Формы контроля Собеседование, тестирование, Срок контроля Сентябрь прослушивание, просмотр Промежуточный Зачет, экзамен, открытое занятие, олимпиада, Декабрь-январь конкурс, опрос, викторина, мини- выставка, выставка творческих работ, коллективный анализ работ Итоговый Зачет, экзамен, открытое зачетное занятие, Май показ творческих работ, экзамен – концерт, концерт, праздник, спектакль, опрос, викторина, выставка творческих работ, конкурс, коллективный анализ, защита и презентация творческих проектов. 4.Оценочные материалы Отслеживание результатов деятельности стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования, а также введению профессионального стандарта педагога дополнительного образования, поэтому большое значение отводится педагогическому мониторингу. Основным инструментом в системе педагогического мониторинга по освоению ДООП становится диагностика образовательного процесса. Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогического мониторинга невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося. Чтобы правильно направлять и корректировать свою деятельность, педагог должен регулярно проводить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью своей педагогической деятельности. Для проведения педагогического мониторинга педагог дополнительного образования самостоятельно разрабатывает, подбирает оценочные и методические материалы. «Оценочные и методические материалы к дополнительной общеобразовательной программе объединения», которые состоят из: - методического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы по годам обучения и разделам программы; - мониторинга результатов обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной программе по годам обучения. Мониторинг включает в себя показатели (оцениваемые параметры) и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. результативности каждый Критерии педагог и показатели определяет для отслеживания самостоятельно, исходя из направления деятельности и особенностей своей программы. Для отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на основе общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической диагностики; - списков педагогической литературы, литературы интернет-источников. для учащихся и родителей, Результаты заносятся в диагностическую карту и должны отражать уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы. Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной программой. Критерии оценки результативности должны отражать: - уровень теоретических теоретической знаний информации; (широту развитость кругозора; практических свободу восприятия навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной терминологии и др.); - уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень физического развития, свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и др.); - уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей и др.). 5. Методические материалы Система дополнительного образования строится исходя из потребностей школьников и их родителей, запрос на детские объединения по различным направлениям формируется в I четверти каждого учебного года. Определению для каждого ребенка дела по интересу способствует такая форма, как Презентация дополнительного образования школы, которая проходит во время встречи обучающихся и их родителей перед началом учебного года, а также в первую неделю сентября и представляет собой представление детских объединений школьному сообществу. Руководители объединений дополнительного образования в интересной, активной форме знакомят обучающихся с содержанием образовательной программы, с формами деятельности объединения, представляют творческие работы, достижения своих воспитанников. Эффективность этой формы доказывается стабильным количеством обучающихся, занятых в системе школьного дополнительного образования, повышением уровня сохранности контингента воспитанников в детских объединениях, сокращением времени выбора и увеличением спектра выбора ребенком школьных кружков и секций. Занятия в дополнительном образовании проходят во второй половине дня, согласно утвержденному расписанию. Учитываются нормативы нагрузки на обучающегося при занятиях в кружках и секциях по различным направлениям. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. На этапе знакомства с новым материалом в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнения, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры). На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт. Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей: -методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно- воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого); - методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе; - методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки; - методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта. Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные. Среди традиционных форм можно отметить: - лекции – изложение преподавателем предметной информации; дискуссии – - постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения; - конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений; - спортивные тренировки – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление; - обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью; - практикумы по отработке навыков. В рамках данной работы рассматриваются основные положения следующих педагогических технологий: 1. Педагогика сотрудничества. 2. Игровые технологии. 3. Групповые технологии. 4. Технология исследовательского (проблемного) обучения. 5. Технология коллективной творческой деятельности. 6.Рабочие программы ( модули) курсов, дисциплин программ. Рабочие программы являются частью дополнительной общеобразовательной программы и составляются перед началом и (или) в течение учебного года при существенном изменении условий реализации дополнительной общеобразовательной программы. 6.Используемая литература 1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002. 2. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000. 3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru. 4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с. 5. Н.А.Салык. Требования http://tiuu.ru/content/pages/228.htm. к организации внеурочной деятельности. Приложения к ДООП МАОУ СОШ № 28 на 2024 – 2025 учебный год № п/п Направленность Название рабочей общеобразовательной программы (профиль) общеобразовательной программы 1 Физкультурно- «Борьба- самбо» спортивная «Общая физическая подготовка (ОФП)» (5-9 класс) «Спортивные игры. Волейбол» «Спортивные игры. Баскетбол» «Гимнастика» 2 Художественноэстетическая «Умелые ручки» направленность 3 Социально- «Основы гуманитарная Светофор» безопасности направленность 4 Техническая Робототехника « 3D - Моделирование». жизнедеятельности.