06.12.2021
Информационная минутка,
посвященная празднованию 100-летия основания конструкторского
бюро публичного акционерного общества "Туполев".
В 2022 году конструкторское бюро публичного акционерного общества
"Туполев" отмечает 100летний юбилей со дня основания.
Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972) был выдающимся российским и советским
авиаконструктором, академиком АН Советского Союза, трижды Героем
Социалистического Труда. Он руководил созданием более ста видов как
гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем
Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных
перелётов.
Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье
провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а
вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А.Туполев
поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учёбы он стал
активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к
аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в
конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог
совершить первый самостоятельный полёт на планере, в постройке которого брал
активное участие.
Но 1911 году учёба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и
высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещённой
литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой
мировой войны надзор был снят и А.Туполев смог продолжить учёбу. В 1918
году он с отличием окончил училище.
Профессиональная деятельность А.Туполева началась с конструирования первых
аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком
ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном
авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный
Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником
авиационного отдела, а после смерти Н.Жуковского в 1921 году – заместителем
директора Сергея Чаплыгина.
В 1922 году, на базе ОКБ, выдающимся
авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым,
было основано нынешнее ПАО «Туполев».
В 1925 году А.Туполев создал один из лучших самолётов своего времени -
двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. Также в 1932
году А.Туполев руководил созданием АНТ-25.
Все это время до 1936 года А.Туполев проводил опыты с дюралем в
самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А.Туполев
смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта,
чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.Туполев руководил делегацией,
которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для
авиапромышленности. К 1937 году авиаконструктор усовершенствовал свою модель.
Именно ТБ-3 использовали для высадки на Северной Полюс советских учёных.
В октябре 1937 года А.Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был
арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А.Туполев
создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала
им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года
А.Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока
А.Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал
конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29.
А.Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако
полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.
К началу Великой Отечественной войны боевые самолёты, разработанные в его
коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР.
Они воевали все 4 года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 в
апреле 1945-го бомбили Берлин.
В январе 1941 г. совершил первый полёт
пикирующий бомбардировщик Ту-2, который по своим характеристикам превосходил
все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Эти самолёты выпускали
несколько авиапредприятий страны, в том числе Московский авиационный завод N°
22 им. С. П. Горбунова (с конца 1941 г. он стал казанским) и Авиационный завод
N° 23, образованный на той же производственной площадке в 1942г.
Всего за время войны выпущено 1216 таких
самолётов. Советские предприятия продолжали выпускать их ещё в течение 7 лет
после Победы, и всего до окончания серийной постройки было произведено 2527
машин этого типа.
А. Н. Туполев за создание Ту-2 в 1943 году получил Сталинскую премию, в 1944
году орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание
генерал-майора и в 1945 году звание Героя Социалистического Труда. Многие
сотрудники КБ и серийных заводов в 1944 году награждены правительственные
наградами.
После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый
реактивный самолёт российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того,
конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт,
вылет которого состоялся в 1957 году.
Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских
самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый
реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).
На самолетах Туполева установлено 78
мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и
М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США.
Туполев стал академиком, генеральным конструктором.
Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский
авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В городе Кимры
Тверской области установлен бюст Туполеву.
Сын Туполева, Александр Андреевич Туполев — также известный
авиаконструктор, академик.
В 1972 году Туполев получил пятую по счёту главную премию страны в области
науки. Теперь она называлась Государственной премией СССР. 22 сентября Андрей
Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи в
создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» в
третий раз получил звание Героя Социалистического Труда с вручением медали
«Серп и Молот».
Генерал-полковник-инженер в отставке Трижды Герой Социалистического Труда
Туполев Андрей Николаевич. Октябрь 1972 года.
Спустя два месяца после получения своей
третьей Звезды Героя Социалистического Труда – 23 декабря 1972 года 84-летний
Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими
почестями. Тело Туполева покоится на кладбище Новодевичьего монастыря в
Москве рядом с погибшими при катастрофе самолета АНТ-20 «Максим Горький»,
экипажем разбившегося в 1973 году на авиасалоне в Ле-Бурже Ту-144 и многими
другими его друзьями и соратниками.
Сегодня имя Туполева носит Московский Авиационный научно-технический комплекс,
Казанский авиационный институт и один из островов Карского моря.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2021
Дата обновления: 06.12.2021
Дата публикации: 06.12.2021