Положение об организации инклюзивного образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20
телефон: 63-15-47, факс 63-13-97.
E-mail: chkola28@mail.ru

Согласовано
на заседании Педагогического совета
протокол от «24» февраля 2021 г. № 5

Утверждаю
__________________А.В. Селюнина
Директор МАОУ СОШ № 28
(Приказом от «24» февраля 2021 г. № ____92____

Принято с учётом мнения Совета родителей
(законных представителей) обучающихся
протокол от 27 января 2021 г. № 3

Положение
об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей – инвалидов

1.

Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет

порядок организации инклюзивного образования

воспитанников и обучающихся и реализации образовательных программ для детей

с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и/или детей – инвалидов в МАОУ СОШ №
28 (далее – образовательная организация).
1.2 Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012
г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах

инвалидов»,

Федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, введенным в действие Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598,

Порядком организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 N 442; Санитарно эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

1

В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего
образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и
удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников, обучающихся с ОВЗ и/или
детей – инвалидов на основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели
понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции
нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса
на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов с целью создания специальных образовательных
условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы,
активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов,
форм и методов обучения;
- формирование у детей с ОВЗ и у детей, не имеющих таких ограничений позитивного, опыта
социального взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

2

2.
2.1

Организация инклюзивного образования

Прием обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов в образовательную организацию

осуществляется

в

соответствии

с

общим

порядком,

установленным

федеральным

законодательством, законами и иными нормативными актами.
2.2 Прием обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов на инклюзивную форму получения
образования по АООП осуществляется на основании рекомендаций территориальной Психологомедико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК) по выбору образовательной программы и
формы обучения/воспитания, а также на основании заявления родителей (законных представителей)
и оформляется приказом директора школы.
2.3 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в образовательной
организации являются:
создание

-

адаптивной образовательной

среды,

учитывающей

особые

образовательные потребности детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
- создание специальных образовательных условий;

- деятельность службы психолого–педагогического, логопедического, дефектологического и
социального сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью и их семей;

- повышение квалификации педагогических работников и администрации образовательной
организации в области инклюзивного образования.
2.4

Образовательная организация реализует процесс инклюзивного образования на основе

специально созданной образовательной среды, специальных педагогических подходов, а также
наиболее подходящих для лиц с ОВЗ и/или инвалидностью методов и способов обучения и
воспитания путем организации совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и/или
инвалидностью и детей, не имеющих таких ограничений.
2.5

Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с ОВЗ

и/или инвалидностью при поступлении в образовательную организацию и в течение всего периода
воспитания и обучения принимает Психолого-педагогический консилиум образовательной
организации (далее – ППк) совместно с родителями (законными представителями) ребенка на
основании данных психолого-педагогического обследования, с учетом рекомендаций ТПМПК,
индивидуальным планом реабилитации или абилитации (далее - ИПР/ИПРА) ребенка – инвалида.
2.6

В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения,

воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья могут быть созданы классы/группы для
инклюзивного, совместного обучения, воспитания детей с ОВЗ и/или инвалидностью и детей, не
имеющих таких особенностей (инклюзивные классы/группы).

3

2.7

По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие

модели инклюзии:
- полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со
сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по АООП

в соответствии с

учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий на основе заключения ТПМПК о создании специальных условий обучения;
программы коррекционной работы АООП, а также на основе дифференцированного подхода при
организации образовательного процесса;
- частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное
обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной
деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных
областей индивидуального учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь
оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий в соответствии с заключением ТПМПК, программой коррекционной работы АООП.
Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования,
внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими
отклонений

в

развитии,

если

это

не препятствует

совместному образовательному и

воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического
консилиума Школы;

-

социальная инклюзия – при которой обучающиеся с ОВЗ обучается по индивидуальному

учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив
сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных,

культурно-досуговых

мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в
соответствии

с

рекомендациями

психолого-педагогического

консилиума

образовательной

организации.
2.8

Обучающиеся c ограниченными возможностями

здоровья,

успешно

усваивающие

адаптированные образовательные программы, по решению ППк и педагогического совета
переводятся в следующий класс.
2.9

Содержание общего образования и условия организации обучения и воспитания детей –

инвалидов определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4

2.10 Образовательная организация предоставляет возможность для участия воспитанников и
обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
мероприятиях.
Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании

3.
3.1. Общая
с ОВЗ

в

наполняемость
условиях

класса/групп и количество обучающихся/воспитанников

инклюзии, а также численность обучающихся/воспитанников в

малокомплектном классе/группе для обучающихся с 0В3 определяются исходя из категории
обучающихся/воспитанников с ОВ3 в соответствии с установленными требованиями СанПиН в
отношении предельной наполняемости классов/групп.
3.2.

Содержание

общего

образования

и

условия

организации

обучения

обучающихся/воспитанников с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной
программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации / абилитации инвалида (ИПРА).
3.3.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

реализуется

с

учетом

образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных,
которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности.
3.6.

Обязательным

разделом

адаптированной

образовательной

программы

является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в школе
проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
З.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и
занятий внеурочной деятельности, которое определяется образовательной организацией в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим

работы при организации инклюзивного образования определяется образовательной

организацией самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные образовательные программы могут реализовываться образовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы реализации.

3

3.10.

Комплексное

психолого-педагогическое

сопровождение,

динамическое

наблюдение

обучающихся/воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется
психолого­педагогическим консилиумом образовательной организации.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с 0В3, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно­ досуговых, спортивнооздоровительных и иных мероприятий.
3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и локальными нормативными
актами образовательной организации.
3.14.

Государственная

итоговая

аттестация

выпускников

образовательной

организации,

обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в
соответствии с федеральным законодательством.
3.15. Лицам

с

ОВЗ,

обучавшимся

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдается документ об образовании установленного образца.
3.16. Лицам с OВ3, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся
по адаптированным основным образовательным программам обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выдается свидетельство об обучении.

4.

Порядок принятия и срок действия Положения

4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на Педагогическом совете МАОУ СОШ №
28 и утверждается приказом руководителя образовательной организации.
4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его
утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными
нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только
решением педагогического совета.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на Педагогическом совете Школы в
составе новой редакции

Положения,

которое

утверждается

приказом руководителя

образовательной организации. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция
утрачивает силу.

6

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».