Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» 623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20 телефон: 63-15-47, факс 63-13-97. E-mail: chkola28@mail.ru Согласовано на заседании Педагогического совета протокол от «24» февраля 2021 г. № 5 Утверждаю __________________А.В. Селюнина Директор МАОУ СОШ № 28 (Приказом от «24» февраля 2021 г. № ____92____ Принято с учётом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся протокол от 27 января 2021 г. № 3 Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение определяет порядок организации инклюзивного образования воспитанников и обучающихся и реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и/или детей – инвалидов в МАОУ СОШ № 28 (далее – образовательная организация). 1.2 Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенным в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 N 442; Санитарно эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26. 1 В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников, обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов на основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 1.4. Задачи инклюзивного образования: - освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; - создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; - индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения; - формирование у детей с ОВЗ и у детей, не имеющих таких ограничений позитивного, опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ и детей – инвалидов. 2 2. 2.1 Организация инклюзивного образования Прием обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов в образовательную организацию осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными актами. 2.2 Прием обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов на инклюзивную форму получения образования по АООП осуществляется на основании рекомендаций территориальной Психологомедико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК) по выбору образовательной программы и формы обучения/воспитания, а также на основании заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора школы. 2.3 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в образовательной организации являются: создание - адаптивной образовательной среды, учитывающей особые образовательные потребности детей с ОВЗ и/или инвалидностью; - создание специальных образовательных условий; - деятельность службы психолого–педагогического, логопедического, дефектологического и социального сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью и их семей; - повышение квалификации педагогических работников и администрации образовательной организации в области инклюзивного образования. 2.4 Образовательная организация реализует процесс инклюзивного образования на основе специально созданной образовательной среды, специальных педагогических подходов, а также наиболее подходящих для лиц с ОВЗ и/или инвалидностью методов и способов обучения и воспитания путем организации совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и/или инвалидностью и детей, не имеющих таких ограничений. 2.5 Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью при поступлении в образовательную организацию и в течение всего периода воспитания и обучения принимает Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее – ППк) совместно с родителями (законными представителями) ребенка на основании данных психолого-педагогического обследования, с учетом рекомендаций ТПМПК, индивидуальным планом реабилитации или абилитации (далее - ИПР/ИПРА) ребенка – инвалида. 2.6 В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья могут быть созданы классы/группы для инклюзивного, совместного обучения, воспитания детей с ОВЗ и/или инвалидностью и детей, не имеющих таких особенностей (инклюзивные классы/группы). 3 2.7 По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: - полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по АООП в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ТПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП, а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса; - частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ТПМПК, программой коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы; - социальная инклюзия – при которой обучающиеся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных, культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума образовательной организации. 2.8 Обучающиеся c ограниченными возможностями здоровья, успешно усваивающие адаптированные образовательные программы, по решению ППк и педагогического совета переводятся в следующий класс. 2.9 Содержание общего образования и условия организации обучения и воспитания детей – инвалидов определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4 2.10 Образовательная организация предоставляет возможность для участия воспитанников и обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании 3. 3.1. Общая с ОВЗ в наполняемость условиях класса/групп и количество обучающихся/воспитанников инклюзии, а также численность обучающихся/воспитанников в малокомплектном классе/группе для обучающихся с 0В3 определяются исходя из категории обучающихся/воспитанников с ОВ3 в соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости классов/групп. 3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся/воспитанников с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации / абилитации инвалида (ИПРА). 3.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. З.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется образовательной организацией в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется образовательной организацией самостоятельно с соблюдением норм СанПиН. 3.9. Адаптированные образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы реализации. 3 3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся/воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психологопедагогическим консилиумом образовательной организации. 3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с 0В3, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно досуговых, спортивнооздоровительных и иных мероприятий. 3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и локальными нормативными актами образовательной организации. 3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников образовательной организации, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с федеральным законодательством. 3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца. 3.16. Лицам с OВ3, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выдается свидетельство об обучении. 4. Порядок принятия и срок действия Положения 4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на Педагогическом совете МАОУ СОШ № 28 и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на Педагогическом совете Школы в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу. 6 1