1
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике 7-9 класс разработанавсоответствии с
нормативно-правовыми актами и методическимидокументами:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28.01.2021.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115
(распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №
254
Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ
начального и основного общего образования (протокол от 17.09.2020 № 3/20).
Постановление правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об утверждении
порядка воспитания и обучения детей-инвалидов
негосударственных образовательных учреждениях»;
на
дому
и
в
Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. №17-2356 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
Устава школы;
Годового календарного графика
Рабочаяпрограмма по информатике составлена на основепрограммы для 7-9
классов:
1.
Авторской программы по курсу информатики Л.Л.Босовой
2.
Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы
опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9
классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020».
3.
Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся
с ОВЗ по ФГОС (различных форм умственной отсталости).
2
4.
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов
VIII вида Никандровой М.В.
Предмет «информатика» изучается в 7, 8, 9 классах. Согласно учебному плану школы,
на изучение информатики при индивидуальном обучении в 7,8,9 классах отводится по
0,5 часа в неделю (17 часов).
Базисный учебный план на изучение информатики в 7-9 классе основной школы
отводит 1 учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 102 часа на курс
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебнометодического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами
литературных произведений;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
наличие мотивации к труду, работе на результат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов средствами литературных произведений.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
3
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными
электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом
с помощью инструментов ИКТ.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
образовательной
области
и
характеризуют
достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие
/ несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем
больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности
полученных
результатов.
Результаты,
продемонстрированные
учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной
динамики
прочности
усвоения
предмета
обучающимся,
выставляются
оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники. (1ч)
Устройство компьютера(10ч)
Информация. Компьютер универсальное устройство ввода, обработки и
вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра.
Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти,
оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и
внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная
память компьютера.
Обработка текстовой информации.Текстовый редактор Word (10ч)
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.
Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный
редактор Excel (11ч)
4
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание
диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная
диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с
помощью программы
Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел.
Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel.
Решение примеров на все действия в программе Excel.
Повторение (1 час)
8 класс
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере.(2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл. Периферийное устройство принтер. Распечатка рисунка,
небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный
редактор Excel (14 ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel.
Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия умножение
и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение
чисел в порядке возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке.
Диаграммы в программе Excel. Создание диаграммы, наглядно показывающей
практическую задачу. Графики в программе Excel.Добавление изображения в документ
Excel.Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением.
Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (14ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в
программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для
работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде,
группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами.
Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по
темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом.
Надпись как фигура WordArt. Формат.
9 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9
часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера.
Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический
интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного
пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и
антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием
графического интерфейса операционной системы».
5
2. Обработка текстовой информации (9 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование
документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы
оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с
помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и
заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного»
текстового документа»
3. Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности
графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом
графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом
редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии (7 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
1. Повторение (1 час)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
Тема
1
Компьютер
Количество часов
Общее
как
универсальное 28
Теория
Практика
24
4
устройство для обработки информации
2
Обработка текстовой информации
19
4
15
3
Обработка графической информации
7
2
5
4
Обработка числовой информации в 25
электронных таблицах
Обработка
мультимедийной 14
информации.
5
20
4
10
5
6
6
Коммуникационные технологии
7
7
Повторение
2
Итого:
102
7
7
4
2
41
61
Календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
Тема урока
Дата
5
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (13 ч)
Техника безопасности при работе на ПК.
Информация., современные компьютерные технологии
История развития вычислительной техники.
Информация. Компьютер универсальное устройство ввода,
обработки и вывода информации.
Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра.
6
7
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
8
9
10
Системный блок. Назначение блока
Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая
карта, видеокарта.
Память ПК: внутренняя и внешняя
11
12
Назначение памяти и ее виды.
Флэш-память.
13
Оперативная и долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации (10 ч)
14
Создание таблицы в текстовом документе.
15
16
Создание таблицы в текстовом документе. Практическая работа №1
Панель меню, вкладка Вставка.
17
Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
18
Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
Параметры таблицы. Практическая работа №2 Заполнение ячеек
таблицы.
1
2
3
4
19
20
Вкладка Конструктор.
21
Вкладка Макет.
22
23
24
Практическая работа № 3. Корректировка созданной таблицы.
Практическая работа №3. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах.
Знакомство с Excel
25
Практическая работа № Окно программы Excel
26
27
Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Практическая работа № 4. Перемещение от одной ячейки к
другой.
8
№
Тема урока
Дата
28
Диаграмма. Практическая работа № 5. Создание диаграммы.
29
Практическая работа №6. Вставка диаграммы для представления и
сравнения данных.
30
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Практическая работа №7
Построение графиков.
31
Практическая работа №8. Действие сложение с помощью программы
Excel.
Практическая работа №9.
Решение примеров на сложение
многозначных чисел.
32
33
Вычитание, умножение, деление с помощью программы
Практическая работа №10. Решение задач в Excel.
34
Практическая работа №11. Решение примеров на все действия в
программе Excel.
Excel.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Компьютер как универсальное устройство для обработки
информации (6ч)
Техника безопасности при работе на ПК
Информация., современные компьютерные технологии
Периферийное устройство - сканер.
Практическая работа №1Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл.
Периферийное устройство - принтер.
Практическая работа №2. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (14 ч)
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Практическая работа №3. Действия: сложение и вычитание в
программе Excel.
Составление и решение практических задач. Практическая работа
№4. Решение примеров.
Действия умножение и деление в программе Excel.
Практическая работа №5 Решение практических задач и примеров.
Встроенные функции.
Встроенные функции. Практическая работа №6 Нахождение
минимума, максимума, среднего арифметического
Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и
убывания
Сортировка Практическая работа №7. Расположение слов в
алфавитном порядке.
Диаграммы в программе Excel.
Практическая работа №8. Создание диаграммы, наглядно
показывающей практическую задачу.
9
Дата
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Практическая работа №9. Графики в программе Excel.
Добавление изображения в документ Excel.
Практическая работа №10 Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением.
Обработка мультимедийной информации. Программа
PowerPoint (13ч).
Технология мультимедиа.
Компьютерные презентации
Запуск программы PowerPoint.
Слайды. Практическая работа №11 Создание слайдов.
Создание рисунка в программе PowerPoint. Практическая работа
№12
Работа с фигурами. Вкладка «Формат» Практическая работа№13
Инструменты для работы с фигурами.
Дизайн. Практическая работа №14 Создание рисунка из нескольких
фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Практическая работа №15
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде,
группировка фигур, раскрашивание фигур. Практическая работа№16
Формат. Дизайн. Работа с клипами. Практическая работа№17
Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или
ключевым словам. Практическая работа№18
Работа с диаграммами, графиками. Практическая работа№19
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Практическая работа№20
Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки
информации – 9 часов
ТБ и организация рабочего места. Информация. Количество
информации
Программная обработка данных на компьютере.
Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память.
Долговременная память
Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая
работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
Программное обеспечение компьютера
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Представление информационного пространства с помощью
графического интерфейсаПрактическая работа № 3 «Установка даты и
10
Дата
№
Тема урока
8.
9.
времени с использованием графического интерфейса операционной
системы».
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Практическая работа «ПК как универсальное устройство для
обработки информации»
Глава 2. Обработка текстовой информации – 9 часов
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Создание документов в текстовых редакторах
Ввод и редактирование документа Практическая работа № 4
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью
клавиатурного тренажёра»
Сохранение и печать документа Практическая работа № 5 «Вставка в
документ формул».
Форматирование символов. Форматирование абзацев Практическая
работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 7
«Создание и форматирование списков
Таблицы Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её
форматирование и заполнение данными».
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного
словаря».
Системы оптического распознавания документов Практическая работа
№10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
Контрольная практическая работа №2 «Обработка текстовой
информации»
Глава 3. Обработка графической информации – 7 часов
Растровая и векторная графика
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Рисование графических примитивов
Работа с объектами в растровых графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 11
«Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 12
«Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Растровая и векторная анимация Практическая работа № 13
«Анимация».
Компьютерные презентации
Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической
информации»
Глава 4. Коммуникационные технологии – 7 часов
11
Дата
№
Тема урока
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 14
«Путешествие по Всемирной паутине».
Электронная почта Практическая работа № 15 «Работа с электронной
почтой».
Файловые архивы Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из
Интернета».
Общение в Интернете. Мобильный Интернет
Звук и видео в Интернете. Социальные сети
Поиск информации в Интернете Практическая работа № 17 «Поиск
информации в Интернете».
Электронная коммерция в Интернете
Повторение
Итоговое повторение
12
Дата
13