Положение об индивидуальном проекте

способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность.
1.9. Проект может быть только индивидуальным.
1.10. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
1.11. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог и
социальный педагог.
1.12. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.13. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих
оценки образовательных достижений обучающегося.
1.14. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению
неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
1.15. Публичная защита проекта проходит в сроки, определённые администрацией ОО.
Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в электронном
журнале.
1.16. Итоговая отметка в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется
в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем
образовании, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
2. Цели и задачи выполнения итогового индивидуального проекта
2.1. Цели выполнения индивидуального проекта:
2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний,
их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений на практике;
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь четко определить цель, описать шаги по ее
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно ее использовать);
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления;
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. Руководителем проекта может быть, как педагог данного образовательного
учреждения, так сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения,
в том числе высшего.
3.2. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать как тему, так и руководителя проекта.
3.3. Тема проекта может носить междисциплинарный характер.
3.4. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся
совместно с руководителем проекта.

4. Требования к содержанию и направленности итогового
индивидуального проекта
4.1.1. В зависимости от целей на уровне СОО реализуются следующие типы проектов:
• информационный проект - проект, содержанием которого является сбор, анализ и
представление информации по какой-либо актуальной научной, личностно и (или)
социально значимой теме;
• исследовательский проект - проект, направленный на доказательство или
опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы, при этом
акцент на теоретической части не означает отсутствие практической;
• творческий проект - проект, направленный на создание какого-то творческого
продукта, проект предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению
результатов работы;
• социальный проект - проект, который направлен на повышение гражданской
активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и
представление информации по какой-либо значимой социальной теме;
• инженерный проект - проект, итогом разработки и реализации которого является
презентация рабочей технической конструкции или модели и вывод, составленный на
основе анализа технических характеристик;
• конструкторский проект - проект, направленный на создание (разработку) нового
продукта: разработка схемы или чертежей, детальное представление о принципах
работы, создание технологической карты и как результат - изделие или модель,
описывающий изделие;
• бизнес-проект - проект, в котором обучающиеся освоят алгоритм разработки бизнеспроекта, от стадии выработки идеи, проверки ее жизнеспособности и до расчетов
необходимых средств для ее реализации, поиска источников финансирования.
4.1.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
- письменная работа (печатные статьи, эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных
искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации,
мультимедийной презентации, рисунков, постеров, буктрейлера, выставочного проекта
и т.п.;
- материальный объект, макет, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- бизнес-план;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так
и мультимедийные продукты (документальные фильмы, мультфильмы);
- реконструкции событий;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители);
- альбомы, буклеты, брошюры, книги.
4.1.3. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: естественнонаучные исследования; исследования в гуманитарных областях (в том числе
выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);
экономические исследования; социальные исследования; научно-технические
исследования. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи,
формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования,
проведение исследования и интерпретация полученных результатов.

4.1.4. Для исследований в естественнонаучной, научно-технической, социальной и
экономической областях желательным является использование элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том
числе).
4.1.5. Индивидуальный итоговый проект должны иметь практическую направленность и
быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере
человеческой деятельности.
4.2. Требования к содержанию индивидуального проекта.
4.2.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной
точки зрения) и отражать содержание проекта.
4.2.2. Структура проекта содержит в себе:
 титульный лист (приложение 1);
 оглавление (приложение 2);
 введение;
 основную часть;
 заключение;
 список литературы (приложение 3).
4.2.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
 обоснование актуальности выбранной темы;
 формулировка гипотезы;
 постановка цели работы;
 формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
 указание методов и методик, которые использовались при разработке проекта;
 указание практической значимости работы; ·
 срок работы над проектом.
4.2.4. Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит
теоретический материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная часть
работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы – на пункты.
4.2.5. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел
автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или
опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений,
актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта
деятельности).
4.2.6. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание
эффекта/эффектов от реализации проекта.
4.2.7. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
5. Требования к оформлению работы
5.1. Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с
соблюдением следующих требований:
 работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (допускается
двусторонняя печать) с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм,
нижнее – 20 мм;
 размер шрифта 14 (Times New Roman);
 интервал – полуторный;
 нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами;
 страницы нумеруются снизу, по центру. Первая страница (титульный лист) не
нумеруется;
 каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен
1,25 см;

в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что
единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
 нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2
и т. д.), так и по главам (Рис. 4.1, Рис. 5.2 и т. д.);
 в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо
знаком «–», либо писать «нет», «нет данных».
 Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен
быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено
дополнительно не более 10 стандартных страниц.
 Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все
рисунки должны быть указания в тексте.
 В списке литературы дается точная информация об источниках, использованных в
проекте; источники перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с
требованиями ГОСТа: фамилии авторов, наименование источника, место,
наименование издательства, год издания, количество страниц; если используются
статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование
журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В
тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (порядковый номер
ссылки выносится под основной текст страницы и сопровождается информацией об
источнике: автор, наименование источника, место, наименование издательства, год
издания, страница цитирования). Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на
ресурс.
5.2. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники.
5.3. Все индивидуальные проекты проверяются на уникальность в системе Антиплагиат.
Процент уникальности работы должен составлять не менее 70% от общего объема работы.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект
к защите не допускается.
6. Этапы работы над проектом
6.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя планирует
свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
6.2. Подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта.
6.3. Основной этап (октябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план
реализации проекта, происходит сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации,
выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
6.4. Заключительный (апрель): защита проекта, оценивание работы.
6.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.


7. Требования к защите итогового индивидуального проекта
7.1. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
7.2.Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в соответствии с графиком
защиты ИИП. График защиты утверждается директором ОО.
7.3. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания
доклада (не более 7 минут), ответы на вопросы по теме проекта 3-4 минуты. Соблюдение
регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
7.4.К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта,
презентацию.
7.5. На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по
следующему (примерному) плану:

- Тема и краткое описание сути проекта.
- Актуальность проекта. Цель, задачи.
- Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так

и другие люди.
- Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации

проекта, а также источники этих ресурсов.
- Ход реализации проекта.
- Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
- Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось переделать в

ходе его реализации.
7.6. ОО создаёт экспертную комиссию. Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии
должны присутствовать: представитель администрации, руководители проектов. педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, Количество членов комиссии не
должно быть менее 3 и более 7 человек. В комиссии могут присутствовать: представитель
муниципальных органов образования, родительская общественность, представители
ВУЗов.
7.7. Комиссия оценивает уровень ИИП в соответствии с критериями.
7.8. ОО организует в дополнительные сроки защиту ИИП для детей с ОВЗ, больных детей
(дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
7.9. Проект, получивший оценку «неудовлетворительно», возвращается ученику на
доработку. Обучающийся дорабатывает ИИП в течение недели, представляет к повторной
защите.
7.10. Обучающемуся, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне, автоматически
ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. Оцениванию подлежат содержательная часть индивидуального проекта и его защита.
8.2. Содержание индивидуального проекта оценивается по трем критериям по балльной
системе (приложение 4):
8.3. Защита проекта оценивается по четырем критериям по балльной системе в
соответствии с приложением 5.
8.4. Максимальный итоговый балл за содержание и защиту проекта – 29 баллов.
8.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Индивидуальный проект» в
электронном журнале и личном деле.
9. Права и обязанности участников итогового индивидуального проекта
9.1. Руководитель итогового индивидуального проекта должен:
 совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному
проекту;
 совместно с обучающимся определить цель, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
 мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту;
 оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов работы (исследования);
 контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта.
9.2. Руководитель итогового индивидуального проекта имеет право:
 требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы;
 использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
 обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения
сроков реализации плана индивидуального проекта.

9.3. Обучающийся должен:
 выбрать тему индивидуального проекта;
 посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
 ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального проекта;
 подготовить публичный отчет о проделанной работе (провести защиту проекта).
9.4. Обучающийся имеет право:
 получать консультации и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального проекта;
 использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
9.5. Координатор проектной деятельности должен:
 давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса;
 проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и работе над
проектом (при необходимости);
 обеспечивать обучающихся и руководителей проектов методическими
материалами;
 иметь общий список обучающихся и руководителей индивидуальных проектов;
 организовать консультации и оказание методической помощи руководителям
проектов в ходе выполнения работ;
 организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных проектов,
составить график защиты проектов;
 обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации
индивидуальных проектных планов;
 своевременно размещать и обновлять информацию по проектной деятельности на
стенде;
 вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по проектной
деятельности.
9.6. Координатор проектной деятельности имеет право:
 контролировать организацию условий, необходимых для проектной деятельности
обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике, установка
программного обеспечения и т. д.);
 осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов;
 осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления
проектов: проектной документации и всех проектных материалов для их сдачи;
 при необходимости организовать независимую экспертную оценку
содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом.
10. Документация по итоговому индивидуальному проекту
10.1. Для каждого обучающегося руководитель проекта составляет индивидуальный план
выполнения проекта (приложение 6).
10.2. Классный руководитель составляет и своевременно заполняет сводную ведомость по
всему классу (приложение 7).
10.3. Координатор проектной деятельности составляет сводную ведомость
индивидуальных проектов (приложение 8), контролирует ход подготовки проектов в
рамках мероприятий по внутришкольному контролю.

Приложение 1
Образец оформления титульного листа итогового индивидуального проекта
обучающегося
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Свердловская область г. Первоуральск

ПРОЕКТ
«ТЕМА ПРОЕКТА»

Автор проекта:
Класс,
ФИО ученика
Руководитель проекта:
ФИО руководителя,
должность.

г. Первоуральск, 2026

Приложение 2
Образец оглавления и структуры итогового индивидуального проекта обучающегося

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
ГЛАВА 1. Наименование ……………………………………
1.1. Наименование ………………………………………………
1.2. Наименование ……………………………………………...
ГЛАВА 2. Наименование ……………………………………
2.1. Наименование ………………………………………………
2.2. Наименование ………………………………………………
2.3. Наименование ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………....

Приложение 3
Образец оформления списка литературы
1. Конституция РФ, принята 12.12.1993, в редакции с внесенными в нее поправками от
30.12.2008// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – ст. 445.
2. Борисов Е.Ф., Петров А.С., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и
статистика, 1997. – 400 с.
3. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. – М.: Высш. шк., 2002. – 460 с.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 566
с.
5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. – 2004. – № 12. – С. 24–37.
Образец оформления ссылки на интернет-ресурс
Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Электронный ресурс] / С.С.
Аверинцев. – Режим доступа:
http://royallib.com/read/averintsev_sergey/poetika_rannevizantiyskoy_literaturi.html#0

Приложение 4
Критерии оценивания содержания итогового индивидуального проекта
Критерий

Балл

Критерий 1. Сформированность познавательных учебных действий
1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из
ограниченного числа однотипных источников

1

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

2

1.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

1

Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно

2

1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены
фрагментарно на уровне утверждений

1

Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы
исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но
и для школы, поселка.

2

1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

2

1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности
творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность
автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта,
применены элементы творчества

2

Критерий 2. Сформированность навыков проектной деятельности
2.1. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие
знания, выходящие за рамки школьной программы

2

2.2. Качество проектного продукта

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества
(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям)

2

2.3. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть
востребован, указан неявно

1

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.
Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта,
спланированы действия по его продвижению

2

Критерий 3. Соответствие работы требованиям оформления
3.1. Качество оформления работы
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами
порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

1

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами

2

Итого максимально:

18

Шкала перевода баллов в отметку:
18-16 баллов – «5»
15-13 баллов – «4»
12-10 баллов – «3»
9 и менее баллов – «2»

Приложение 5
Критерии оценивания защиты итогового индивидуального проекта
Критерий

Балл

1. Качество выступления
Доклад зачитывается

1

Кроме хорошего доклада показывает владение иллюстративным материалом

2

Текст доклада объясняется своими словами, суть работы объяснена,
прослеживается логика.

3

2. Качество ответов на вопросы
Нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на поставленные
вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку
зрения

1

Даны ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на
поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Ответы на все вопросы даны убедительно, аргументированно. Автор проявляет
хорошее владение материалом, доказательно и развернуто обосновывает свою
точку зрения

3

3. Использование демонстрационного материала
Представленный демонстрационный материал используется в докладе. Средства
наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну
презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между
презентацией и текстом доклада

1

Представленный демонстрационный материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем ориентируется. Выдержаны основные
требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и
текст доклада полностью согласованы

2

4. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 минут) и степень воздействия на
аудиторию
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Итого максимально:

11

Шкала перевода баллов в отметку:
11-10 баллов – «5»
9-8 баллов – «4»
7-6 баллов – «3»
5 и менее баллов – «2»

Приложение 6
Индивидуальный план выполнения индивидуального проекта обучающегося
Этапы
Виды деятельности
Подготовка

Выбор темы учебного
проекта и тем
исследований
обучающихся.
Разработка
основополагающего
вопроса и проблемных
вопросов учебной
темы

Планирование

Формулировка задач,
которые следует
решить.
Выбор средств и
методов решения
задач.
Определение
последовательности и
сроков работ

Планируемая
Дата
Подпись
дата
фактически руководителя
исполнения

Процесс
Самостоятельная
проектирования работа
Оформления записки,
плакатов и др.
Итог

Достигнутый
результат
Оформление
Защита

Приложение 7
Сводная ведомость индивидуальных проектов в __ классе на ____ учебный год
№п/п
1.
2.
<…>

Ф. И. О.
ученика

Тема
проекта

Дата
защиты

Подпись
ученика

Подпись
родителей

Приложение 8
Сводная ведомость итоговых индивидуальных проектов на _______ учебный год
№
п/п
1.
2.
<...>

Ф. И. О.
ученика

Класс

Тема
проекта

Итоговая
оценка

Подпись руководителя
проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».