1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа
«Культура
безопасности
жизнедеятельности
(Светофор)»
является
дополнительной общеразвивающей программой социально – гуманитарной направленности и
предназначена для обучения детей в МАОУ СОШ № 28 . Учебный план и содержание данной
программы опирается на материалы дополнительной общеразвивающей программы по «ОБЖ» автор Бабич А.А.
Программа «Культура безопасности жизнедеятельности (Светофор)» разработана на основе
следующих документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
Письма Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам;
Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» с изменениями;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2«Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.3172-14 № 41;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Государственное
автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» от 04.03.2022
г. № 219 – од «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»;
«Положения о дополнительном образовании детей в ОО» МАОУ СОШ № 28 от 24.01.2021
приказ № 92;
Устава МАОУ СОШ № 28 и других нормативных и локальных актов.
Актуальность программы заключается в том, что дети, растут, развиваются, играют, общаются к
старшим с тысячами «почему?», удивляются и радуются своими пусть еще маленькими открытиям и
получают травмы. Потому что не умеют ориентироваться в сложных дорожных ситуациях. Потому
что полны уверенности: взрослые не могут обидеть маленького человека.
Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности
окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от самого человека. Характер этого
влияния зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека.
Поэтому перед школой стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности,
которая является компонентом общечеловеческой культуры. Каждый ребенок должен знать
характеристику окружающей его на улице транспортной среды; типичные дорожные ситуации, в
которых возникают несчастные случаи, и уметь избегать их; владеть навыками наблюдения и оценки
обстановки на дороге. В семье, в дошкольном учреждении, в начальной школе необходимо заложить
прочный фундамент знаний, умений, навыков безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах.
Воспитание культуры личной безопасности – основная и главная задача кружка «Культура
безопасности на дорогах».
Отличительные особенности программы, новизна общеразвивающей программы
заключается в
изучении и соблюдении правил собственной безопасности, не в состоянии на
практике оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие,
полученные в школе, знания. Практически отсутствуют программы, обучающие ребенка
прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности. Данная программа направлена на
передачу учащимся знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и
здоровья.
Содержание
занятий
ориентировано
на
осмысленное
понимание
учащимися
необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков
культуры собственного безопасного поведения.
Адресат программы.
Данная программа адресована детям 8-10 лет, которые обладают
определёнными возрастными и двигательными особенностями. В этот период учащимся
свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и
сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко
выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста
сочетается
с
особой
восприимчивостью
и
поведенческой
гибкостью,
открытостью
для
сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым
(учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского
общения.
Режим занятий:
Продолжительность занятий – 40 минут
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю
34 учебных часа на 1 год, 1 (астрономический) час в неделю.
Объем программы: 102 часа за3 года
Программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения: 34 часа
2 год обучения: 34 часа
3 год обучения: 34 часа
Объем программы – 102 часа
Срок освоения программы: 3 года
Уровневость:
«Стартовый уровень»
правила дорожного
серии
движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
дорожных знаков и их представителей;
«Базовый уровень»
участия
в конкурсах, соревнованиях.
способы
оказания первой медицинской помощи;
техническое
устройство велосипеда.
работать
с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать
по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать
информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
«Продвинутый уровень»
участия
в конкурсах, соревнованиях.
оказывать
первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться
управлять
общественным транспортом;
велосипедом.
дисциплины,
осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки
активной
в совместной деятельности;
жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, инструктажи, тренировки, соревнования, игры.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
- Выставки
Викторины
Театрализованные представления
Соревнования
Конкурсы
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
формирование у младших школьников личностного и социально-значимого опыта безопасного
поведения на дорогах и улицах.
Задачи общеразвивающей программы:
1. Развивать у младших школьников мотивацию к безопасному поведению на улицах и
дорогах.
2. Научить школьников основным правилам дорожного движения.
3. Сформировать у учащихся устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях
дорожного движения.
4. Пропагандировать правила дорожного движения среди сверстников.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1-й год обучения
№
I
1.
2.
3.
II
1.
2-3.
4.
5.
III
1.
2.
IV
1.
2.
3-4.
5.
6.
V
1.
Дата
Тема раздела, занятия
Каждому школьнику дорожную
грамоту
Повторение правил дорожного
движения. Детский дорожнотранспортный травматизм (1-4
кл.)
Повторение правил дорожного
движения по разметке (1-4 кл.)
Составление маршрутных листов
(2-4 кл.)
Движение пешеходов по улице и
дороге
Где должны находиться или
двигаться по улице пешеходы и
транспортные средства
Движение пешеходов по улицам и
дорогам. Дорожные «ловушки».
Отработка правил на разметке.
Подготовка
к
празднику
«Посвящение первоклассников в
пешеходы»
Праздник
«Посвящение
первоклассников в пешеходы»
Элементы
улиц
и
дорог.
Дорожная разметка
Элементы улиц и дорог
Дорожная разметка
Сигналы
светофора
и
регулировщика
Сигналы светофора
Сигналы регулировщика
Игры
по
теме:
«Сигналы
светофора и регулировщика»
Подготовка к инсценированию
стихотворения
С.Маршака
«Бездельник-светофор»
Инсценирование стихотворения
С.Я.Маршак
«Бездельниксветофор»
Правила перехода улиц и дорог
Улица
с
односторонним
Количество часов
Всего Теория Практика
3
1
Формы
аттестац
ии
2
1
1
Рисунки
1
5
2
3
1
1
1
1
1
2
1
1
6
0,5
0,5
1
0,5
0,5
4
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
1
6
2
0,5
4
0,5
Праздник
Соревнов
ания
движением
Улица с двусторонним движением
Правила перехода улиц и дорог,
регулируемых светофором или
регулировщиком
Правила
перехода
нерегулируемых улиц и дорог
«Клуб внимательных пешеходов в
гостях у Пети Светофорова»
(игровая программа)
«Три дорожки» (познавательная
сказка для первоклассников)
Виды перекрестков
Перекрестки и их виды
Сигналы, подаваемые водитечми
транспортных средств
«Фотографирование»
перекрестков в районе школы
Дорожные знаки
Группы дорожных знаков
Группы дорожных знаков
Игра «Безопасность на дорогах»
«Фотографирование» дорожных
знаков в районе школы
Обязанности пассажиров
Обязанности пассажиров
Назначение ремней безопасности
Посадка и выход из транспорта.
Поведение пассажиров во время
движения транспорта.
Правила перехода улицы (дороги)
при выходе из транспортного
средства общего пользования
Правила перехода улицы (дороги)
при выходе из транспортного
средства общего пользования3
Итоговый праздник «На улице,
не в комнате, о том, ребята,
помните!»
2.
3.
4.
5.
6.
VI
1.
2.
3.
VII
1.
2.
3.
4.
VIII
1.
2.
3.
IX
1.
X
№
I
1.
2.
Дата
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Игра
1
3
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
4
2
1
2
1
1
3
1
1
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
Рисунки
Игра
Праздник
2-й год обучения
Учебный(тематический) план
Тема раздела, занятия
В том числе
Всего Теория Практика Формы аттестации
Каждому
школьнику
3
1
2
дорожную грамоту
Рисунки
Повторение
правил
1
дорожного
движения.
Детский
дорожнотранспортный травматизм
(1-4 кл.)
Повторение
правил
1
дорожного движения по
3.
II
1.
2-3.
4.
5.
III
1.
2.
IV
1.
2.
3-4.
5.
6.
V
1.
2.
3.
4.
разметке (1-4 кл.)
Составление маршрутных
листов (2-4 кл.)
Движение пешеходов по
улице и дороге
Где должны находиться
или двигаться по улице
пешеходы и транспортные
средства
Движение пешеходов по
улицам
и
дорогам.
Дорожные
«ловушки».
Отработка
правил
на
разметке.
Подготовка к празднику
«Посвящение
первоклассников
в
пешеходы»
Праздник
«Посвящение
первоклассников
в
пешеходы»
Элементы улиц и дорог.
Дорожная разметка
Перекрестки и их виды
Правила
перехода
регулируемого
и
нерегулируемого
перекрестков
Сигналы светофора и
регулировщика
Сигналы светофора
Сигналы регулировщика
Игры по теме: «Сигналы
светофора
и
регулировщика»
Подготовка
к
инсценированию
стихотворения С.Маршака
«Бездельник-светофор»
Инсценирование
стихотворения
С.Я.Маршак «Бездельниксветофор»
Дорожные знаки и их
группы
Группы дорожных знаков
Предупреждающие знаки
и знаки приоритета
Запрещающие
и
предписывающие знаки
Информационноуказательные знаки, знаки
сервиса и дополнительной
информации
1
5
2
Рисунки (маршрутные
листы)
3
1
1
1
1
1
2
6
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
4
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Праздник
Игра
1
6
2
4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Рисунки
Подготовка к праздник
«Красный,
желтый,
зеленый»
Праздник
«Красный,
желтый, зеленый»
Правила перехода улиц и
дорог
Улица с односторонним
движением
Улица с двусторонним
движением
Игры
по
правилам
перехода улиц и дорог
Тормозной
путь
транспортных средств
Понятие о тормозном
пути.
Климатические
погодные
условия,
влияющие на тормозной
путь
Пять основных «нельзя»
на дорогах
Подготовка к конкурсной
программе по ПДД
Конкурсная программа по
ПДД
Виды
транспортных
средств
Основные транспортные
средства нашего города
Пассажирский
и
специальный
транспорт
нашего города
Правила
посадки
и
выходки из транспортного
средства
общего
пользования
Дорожная азбука
Игры по ПДД
Итоговый
праздник
«Знай правила движения,
как
таблицу
умножения!»
5.
6.
VI
1.
2.
3.
VII
1.
2.
3.
4.
VIII
1.
2.
3.
IX
1.
X
№
Дата
1
1
3
1
2
0,5
0,5
0,5
0,5
1
4
2
Праздник
Игра
2
1
1
1
1
3
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Рисунки
1
1
Соревнования
1
1
Праздник
3-й год обучения
Учебный (тематически) план
Тема раздела, занятия
В том числе
Всего Теория
Практика
I
1.
2.
3.
II
1-2
3.
4.
5.
III
1.
2.
IV
1.
2.
V
1.
2.
3.
4.
5.
6.
VI
1.
2.
Каждому школьнику дорожную
грамоту
Повторение правил дорожного
движения. Детский дорожнотранспортный травматизм (1-4
кл.)
Повторение правил дорожного
движения по разметке (1-4 кл.)
Составление маршрутных листов
(2-4 кл.)
Движение пешеходов по улице и
дороге
Наш путь в школу. Где и как
переходить дорогу.
Движение пешеходов по улицам и
дорогам. Дорожные «ловушки».
Отработка правил на разметке.
Подготовка
к
празднику
«Посвящение первоклассников в
пешеходы»
Праздник
«Посвящение
первоклассников в пешеходы»
Движение учащихся группами и
в колонне
Движение учащихся группами и в
колонне
Движение учащихся группами и в
колонне
Труд водителя
Действия водителя и пешеходов
по
сигналам
регулировщика.
Предупредительные
сигналы
водителей.
Особенности
движения
транспортного средства в темное
время суток
Дорожные знаки и их группы
Группы дорожных знаков
Предупреждающие знаки и знаки
приоритета
Запрещающие и предписывающие
знаки
Информационно-указательные
знаки,
знаки
сервиса
и
дополнительной информации
Подготовка к праздник «В гостях
у дяди Степы»
Праздник «В гостях у дяди
Степы»
Правила перехода улиц и дорог
Улица
с
односторонним
движением
Улица с двусторонним движением
3
1
2
Игра –
соревнование
1
1
1
5
2
3
Рисунки
1
1
Маршрутные
листы
1
1
1
2
2
6
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Праздник
Соревнования
1
1
3
1
0,5
2
0,5
0,5
0,5
Праздник
3.
VII
1.
2.
3-4.
5-6.
VIII
1-2
3.
4.
IX
1.
X
Игры по правилам перехода улиц
и дорог
Дорожно-транспортная
ситуация
Что такое ДТС
Анализ ДТС в городе
Подготовка агитбригады по ДТС
Выступление агитбригады по ДТС
Проезд
в
общественном
транспорте
Основные транспортные средства
нашего города
Пассажирский и специальный
транспорт нашего города
Правила посадки и выходки из
транспортного средства общего
пользования
Дорожная азбука
Игры по ПДД
Итоговый праздник «Школа
светофорных наук»
1
6
2
Игры
4
1
5
1
2
1
1
1
3
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Игры
Праздник
Содержание учебного (тематического) плана
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения (3ч.)
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения ЮИД. Основные
направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности
и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения: значок,
удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации дорожно-транспортного
травматизма в г. Черемхово, позиция людей по отношению к соблюдению ПДД, убеждение
детей в необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим свою безопасность.
Вводный инструктаж перед проведением занятий.
Практика.
Оформление уголка по безопасности ПДД. Изготовление плана-карты безопасного маршрута из
дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности (3ч.)
Современный транспорт- зона повышенной опасности. Причины транспортных аварий.
Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной
ситуации.
Основные
требования
к
пешеходам:
знание
правил
дорожного
движения,
дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону
повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила поведения при
аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).
Раздел 3: Организация дорожного движения (44ч.)
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность 5ч.)
История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные,
легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники движения: пешеходы, водители,
пассажиры. Опасные места в районах проживания учащихся. Служба ГИБДД. Дисциплина
участников ДД. Пропаганда знаний ПДД. Оказание первой медицинской помощи. Дорога, её
элементы и правила поведения на дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету, анализ
дорожных ситуаций вблизи территории школы.
Тема 2: Светофор (4ч.)
Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Значение круглых
сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по
сигналам светофора. При отсутствии светофора.
Тема 3: Знаки регулировщика (3ч.)
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного
движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
Практика:
Работа с макетом дорожных ситуаций.
Тема 4: Дорожные знаки (7ч.)
Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного
движения.
Современные
дорожные
знаки
и
их
группы.
Предупреждающие
знаки.
Запрещающие
знаки.
Знаки
приоритета.
Предписывающие
знаки.
Информационно-
указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда
значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Места
установки дорожных знаков.
Практика:
Изготовление макетов дорожных знаков.
Тема 5: Дорожная разметка (4ч.)
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки.
Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение.
Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение транспортных средств на
проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Тема 5: Перекресток (5ч.)
Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Границы
перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Проезд перекрестков. Правила
перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения
регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет
регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев
на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки
неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Практика:
Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные знаки по пути
в школу.
Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия) (8ч.)
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного
травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.
Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на
проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном
переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль
проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу. Правила
пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
Практика:
Решение ситуационных задач по теме.
Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя (3ч.)
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Транспортная культура.
Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения». Основы страхования: договоры с
родителями, попечителями, другими родственниками. Страховая сумма. Государственные
страховые фирмы.
Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин по ПДД в уголок.
Выпуск тематических газет.
Проведение занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь агитбригады в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» .
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в городском конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет,
сочинений…)
Раздел 4: Основы медицинских знаний (8ч.)
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка
автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание
первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном
приступе.
Раздел 5: Правила езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. (12ч.)
История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов.
Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров. Езда на велосипеде,
технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения
велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой.
Дополнительные
велосипедистами
требования
нерегулируемых
к
движению
перекрестков.
велосипедистов:
Основные
виды
Правила
проезда
нарушений
ПДД
велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. Правила
проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.
Практика.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Раздел 6: Итоговые занятия (2ч.)
Тестирование. Олимпиада. Зачет. Выпуск газеты. Подведение итогов работы отряда ЮИД.
Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожнотранспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение
этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть
основано на действующих ПДД.
2.4. Планируемые результаты
Предметными результатами обучения являются:
• знания об опасных дорожных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области
безопасности жизнедеятельности.
• умения
применять
полученные
теоретические
знания
на
практике
—
принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной дорожной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать
свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления назначение и пользование:
телефонов милиции, скорой помощи, пожарной части;
правила пользования телефоном;
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
о
дорожной
безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций:
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по дорожному
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных ситуациях, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми
сигналами;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
разные виды транспорта;
разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
какие опасности встречаются на дороге.
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и
направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
оказывать первую медицинскую помощь.
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1 Календарный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало учебного года
Каникулы
8
Окончание учебного года
34
1
34
16
18
01.09.2022
31.10.22 – 06.11.22
02.01.23 – 08.01.23
20.03.23 – 02.04.23
28.05
3.2. Условия реализации программы
- материально – техническая обеспечение:
Организованные рабочие места для преподавателя и обучающихся;
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, обучающие видеофильмы;
Специальное оборудование для изучения ПДД: механическая модель светофора, набор
дорожных знаков, план-схема микрорайона с обозначением улиц, дорог, обучающие стенды по
программе ПДД;
наглядный и дидактический материал по программе ПДД;
Учебно-методический комплекс: программы по изучению ПДД, методические пособия,
дополнительная литература. Из опыта работы школы методические разработки уроков,
сценарии мероприятий по ПДДТТ.
- кадровое обеспечение – учитель начальных классов, 1 квалификационная категория;
- методические материалы:
№
п/п
1
Раздел
Пособия, оборудование, приборы, дидактический
программы
материал.
(по учебному плану)
Каждому
школьнику 1.Нормативы контрольных упражнений, инструкции по ТБ,
дорожную грамоту
2. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для
родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: ФениксПремьер, 2015. – 64 с.
2
Движение
пешеходов
улице и дороге
по 1. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы безопасного образа
жизни – М.: Академия, 2016
2. История возникновения пешеходов, А.А. Харлампиев 1938,
переиздание М. -2013, Новая редакция.
перехода
улиц
и 1. Комплексы упражнений по ПДД, подвижные игры
2. Методическое пособие по ПДД для
общеобразовательных организаций. / С.Е. Табаков, Е.В.
Ломакина; под общ. ред. В. Ш. Каганова.,- М.: 2016.
3
Правила
дорог
4
Дорожные знаки
1.Дорожные знаки. Тренировочные занятия. / Под ред. Ю.П.
Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
5
Обязанности пассажиров
1.Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические
подходы к проведению мониторинга региональных систем
непрерывного обучения детей дорожной безопасности /
Монография / Ставрополь, 2016.
6
7
Правила
перехода
улицы
(дороги) при выходе из
транспортного
средства
общего пользования
Сигналы
светофора
и
регулировщика
1.Методическое
пособие
по
ПДД
для
общеобразовательных организаций. / С.Е. Табаков, Е.В.
Ломакина; под общ. ред. В. Ш. Каганова.,- М, 2016.
1.Ахмадиева Р.Ш. Обучение участников дорожного движения
правилам безопасного поведения на дороге на основе
компетентностного подхода // Ученые записки Казанского
университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 5. С.
136-142.
3.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для определения уровня освоения содержания данной программы
проводятся
различные виды
контроля: вводный, промежуточный и итоговый.
Вводный контроль проводится в начале учебного года в форме опроса, теста учащихся с целью
определения исходного, первоначального уровня оценки знаний детей.
Промежуточный контроль проводится в течение года в форме опроса, теста, зачёта с цельюпроверки
степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы. Эти
сведения необходимы для успешного управления процессом обучения в ходе занятий.
Итоговый контроль проводится по окончании срока обучения в конце года в форме соревнования с
целью определения прогресса у занимающихся. Данные итогового контроля при сопоставлении их с
результатами входного контроля позволяют оценить эффективность учебно - воспитательного процесса
и внести коррективы на следующий год.
Определение форм контроля:
Опрос - метод сбора информации, способ, позволяющий получать информацию непосредственно с
помощью вопросов.
Тестирование- вид проверочного испытания (тесты, настольные игры и т. п.), а также отметка,
удостоверяющая прохождение таких испытаний.
Соревнования - форма деятельности, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата
(выигрыша, признания и т. п.)
Степень усвоения учебной программы оценивается по результатам контрольных нормативов
выполнения различных упражнений по общей и специальной физической подготовке
Оценочные материалы
Требования к уровню подготовки школьников,
обучающихся по данной программе
Ф.И. учащегося
Показатели образованности,
этапы контроля
Знание причин опасных ситуаций на улицах
К
И
Знание основных правил по безопасности ДД К
И
Знание назначения сигналов регулировщика
К
И
Знание
предупредительных
сигналов К
светофора
И
Знание разнообразия дорожных «ловушек»
К
И
Знание основных частей улиц и дороги
К
И
Знание правил поведения в общественном К
транспорте
И
Знание основных ПБДД в темное время суток К
И
Знание дорожных знаков для пешеходов
К
И
Умение оценивать дорожную обстановку
К
И
Умение предвидеть дорожные «ловушки»
К
И
Умение переходить дорогу, перекресток
К
И
Умение сигналы светофора и регулировщика
К
И
Умение пользоваться дорожными знаками
К
И
Умение
пользоваться
общественным К
транспортом
И
Умение оказать доврачебную помощь
К
Развитие культуры личной безопасности
Сформированность
самооценки
самоконтроля в опасных и ЧС ситуациях
Развитие правового самосознания
Развитие коммуникативных навыков
И
К
И
и К
И
К
И
К
И
Условные обозначения:
«к» - контрольный этап,
«и» - итоговый этап,
«в» - высокий уровень сформированности составляющей образованности,
«д» - достаточный уровень сформированности составляющей образованности
«н» - низкий уровень сформированности составляющей образованности.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273);
2.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
3.Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
5.Приказ Министерства просвещения России
от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» с изменениями;
6.Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» с изменениями;
7.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Государственное
автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января 2021 года
N 2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"
Литература, использования при составлении программы
9.Бабич А.А. Технoлoгия мoнитoринга региoнальных систем непрерывнoгo oбучения детей
безoпаснoму участию в дoрoжнoм движении и прoфилактики детскoгo дoрoжнo-
транспoртнoгo травматизма // Университетская наука - региону: материалы III Ежегодной
конференции Северо-Кавказского федерального университета.Ставрополь: Фабула, 2015.
10.Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению
мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности /
Монография / Ставрополь, 2016.
11.Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник,
2017. – 272 с.
Литература для обучающихся и родителей
12.
Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской научно-
практической конференции. 15-17 мая 2014 г. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. 371 с.
13.
Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на
улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с.
14. Белугин М.Г. Структурно-функциональная модель организационно-педагогического
сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников // Казанский
педагогический журнал. 2014. № 6 (107). С. 65-74.
15. Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационно-педагогического
сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников // Проблемы
современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 8-19.
16. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса,
международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа экономики, 2013. – 240 с.
17. Бондарева И.Ю. Юные инспекторы движения. Образовательная программа социальнопедагогической направленности. Кемерово, 2007. -83 с
18. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического
сопровождения дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной
педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013.
19. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д: Феникс,
2006. – 177 с.
20. Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2017г.г. г. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/
21. Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности дорожного
движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pdf
22. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. М.:
Логос, 2013. 64 с.
23. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и
водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
24. Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с примерами и
комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. – 208 с.