рабочая программа дополнительного образования курса Спортивные игры. Футбол

1

Содержание

2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1 Пояснительная записка …………………………………………………………….……….3
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы……………………………………………..5
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план……………………………………………………………………………6

Содержание программы…………………………………………………………………………6
2.4. Планируемые результаты………………………………………………………………………..11
3. Комплекс организационно – педагогических условий, включая формы аттестации
3.1. Календарный учебный график…………………………………………………………....13
3.2. Условия реализации программы………………………………………………..………..14
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………………….16
4. Список литературы………………………………………………………………………….17

2

2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1 Пояснительная записка
Программа курса «Спортивные игры. Футбол» является дополнительной
общеразвивающей

программой

физкультурно-спортивной

направленности

и

предназначена для обучения детей в МАОУ СОШ № 28.
Программа «Спортивные игры. Футбол» разработана на основе следующих
документов:


Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);



Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.

№ 1726;


Письма Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических

рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №

196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;


Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
 Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области
«Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N
2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"»


Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.3172-14 №
41;


«Положения о дополнительном образовании детей в ОО» МАОУ СОШ № 28 от

24.01.2021 приказ № 92;


Устава МАОУ СОШ № 28 и других нормативных и локальных актов.

3

Актуальность. Футбол является одним из наиболее популярных спортивных игр
среди учащейся молодежи. Применяясь в качестве средств физического воспитания,
футбол оказывает положительное влияние на развитие основных физических качеств:
выносливости, быстроты, ловкости, прыгучести. Атмосфера здорового соперничества,
характерная для соревновательно-игровой деятельности в футболе, способствует
формированию таких качеств, как ответственность за собственные и командные
результаты, целеустремленность, самостоятельность, а также решает вопрос потребности
адаптации к социуму. Учебные занятия по футболу проводятся, как правило, на открытом
воздухе при различных погодных условиях, что оказывает положительное оздоровительное
влияние на организм учащихся. В процессе тренировочных занятий у ребенка формируется
определенный уровень рефлексии и конформизма, а это способствует дисциплине, без
которой педагогический процесс не представляется возможным.
Отличительная

особенность

и

новизна

данной

программы

состоит

в

осуществлении постоянного психологического сопровождения, выявления приоритетных
интересов и умений учащихся, особый акцент на детей, требующих педагогического
внимания.
Адресат программы: учащиеся 5 – 9 классов (12 – 16 лет).
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин
Общее количество часов в неделю - 2 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
Объем программы: 68 часов.
Программа рассчитана на 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
1. «Стартовый уровень»- предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
2. «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления общеразвивающей программы.
3. «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих

доступ

нетрадиционным

разделам

к

сложным
в

рамках

(возможно

узкоспециализированным)

содержательно-тематического

и

направления

общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и доступ к около
4

профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
Каждому обучающемуся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе должно обеспечиваться право на стартовый

доступ

к любому из

предоставляемых уровней через организацию условий и процедур оценки изначальной
готовности обучающегося (где определяется та или иная степень готовности к освоению
содержания материала, заявленного обучающимся уровня).
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, инструктажи, тренировки, соревнования,
турниры, эстафеты, игры.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
спортивная игра, открытое занятие, беседа.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: создание условий для формирования у детей и подростков
мотивации здорового образа жизни путем вовлечения в спортивную деятельность с целью
самореализации личности, физического и духовного развития.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
образовательные:
- формирование представлений об игре в футбол;
- обучение основам техники и тактики игры в футбол;
- обучение основным техническим и тактическим приемам.
Оздоровительные
- укрепление здоровья;
- содействие гармоническому физическому развитию.
Развивающие:
- развитие и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений;
- развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации, ловкости,
выносливости, гибкости), а также психических качеств (памяти, внимания, мышления).
Воспитательные:
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к футболу;
- формирование потребности в самостоятельном физическом развитии детей и
подростков;
- формирование потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков.
5

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

Количество часов

№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Теоретическая подготовка

5

2.

Общая
подготовка

-

Теория Практика

физическая

4.

Специальная
физическая
подготовка
Техническая подготовка

5.

Игровые упражнения

6.

Соревнования
Сдача нормативов (начало и
конец года)
Итого:

3.

7.

Всего

-

5
12

Формы/
методы контроля
Опрос
Выполнение упражнений,
эстафеты, сдача
нормативов

1

11

12

Выполнение упражнений

1

14

15

Выполнение упражнений

16

16

Выполнение упражнений

1

5

6

Участие в соревнованиях

-

2

2

Сдача нормативов

8

60

68

Содержание программы
1. Теоретический материал
- Понятие о технике и тактике игры;
- Особенности отдельных технических приемов;
- Современные правила футбола;
- Судейство в футболе;
- Правила организации самостоятельных занятий;
- Организация игр во дворе.
2. Практическая подготовка
2.1. Физическая подготовка
Общая физическая подготовка:
- упражнения, укрепляющие здоровье;
- упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и
умений;
- упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка:
- подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений
мышц, участвующих в выполнении технических приемов;

6

- упражнения, направленные на развитие быстроты переключений от одного
двигательного действия к другому.
2.2. Специальная физическая подготовка.
1). Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой
скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 метров из различных
исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого
выпада, седа, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с
элементами старта. Подвижные игры типа «день и ночь», «вызов», «вызов номеров»,
«рывок за мячом» и т.д. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в
соревнованиях с партнером за овладение мячом.
2). Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15,30,60,
метров без мяча и с мячом. Ускорение под уклон 3-5 градусов. Бег змейкой между
расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно
передвигающими партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий (на
скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 метров. То же с ведением мяча.
Подвижные игры типа «салки по кругу», «бегуны», «сумей догнать» и т. д.
3). Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому.
Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного
бега на бег спиной вперед и т.п.) Бег с изменением направления (до 180 градусов). Бег с
изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем
выполнить новый рывок в том или другом направлении и т.д. «Челночный бег» - отрезок
вначале пробегается лицом вперед, обратно - спиной вперед и т.п. Бег с «тенью»
(повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с
изменением направления). То же, но с ведением мяча. Выполнение элементов техники в
быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в
цель).
Для вратарей. Из «стойки вратаря» рывки (на 5-15 метров) из ворот на перехват или
отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча с фланга. Из положения приседа,
широкого выпада, седа, лежа - рывки на 2-3 метра с последующей ловлей и отбиванием
мяча. Упражнения в ловле мячей, пробитых по воротам. Упражнения в ловле теннисного
мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
4). Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с
отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги) с
последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения
и с отягощением. Прыжки на одной или двух ногах с продвижением с преодолением
7

препятствий, То же с отягощением, Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью.
Прыжки в глубину. Спрыгивание с высоты (40-80 см) с последующим прыжком вверх или
рывком на 7-10 метров. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку,
опилкам; эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей, Подвижные игры.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на
дальность за счет за счет энергетического маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой
на силу в тренировочную стенку, ворота; удары на дальность. Точки плечом партнера.
Борьба за мяч. Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное
сгибание рук в лучезапястных суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и
пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на
месте), в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым
амортизатором. Сжимание теннисного резинового мяча. Многократное повторение
упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного
и набивного мяча на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых
в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с
отягощением.
5). Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение
беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько
повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью. Многократно повторяемые
специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с
последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам; с увеличением длины
рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. Игровые
упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т.д.).
Двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с
уменьшенным по численности составом.
Для вратарей. Повторная, непрерывная в течении 5-12 минут ловля и отбивание
мяча. Ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными
интервалами 3-5 игроками.
6). Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя
ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя
в прыжке поворот на 90-180 градусов. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара
головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом по мячам, подвешенным на
разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание
мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром,
головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча,
8

обводкой стоек, обманными движениями. Подвижные игры типа «живая мишень», «салки
мячом», «ловля парами» и другие.
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч
руками (кулаком), то же с поворотом до 180 градусов. Упражнения в различных прыжках с
короткой скакалкой. Прыжки с поворотами, используя подкидной трамплин. Переворот в
сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок
назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега.
2.3. Техника и тактика игры.
Техника игры.
1). Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным
шагом. Бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх
- вперед, вверх- назад, вверх- вправо, вверх- влево, толчком двумя ногами с места и толчком
одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей - прыжки в сторону с падением «перекатом».
Повороты переступанием, прыжком, на одной ноге; в стороны и назад; на месте и в
движении. Остановка во время бега выпадом и прыжком.
2). Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней
частью подъёма, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа и слева)
мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней
частью подъёма. Удары внешней частью подъёма. Выполнение ударов после остановки,
рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое с среднее
расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на
ход двигающемуся партнеру.
3). Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и
с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: в определённую цель на поле,
в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру.
4). Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося
и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней
стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в
стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от
соперника.
5). Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъёма, внешней частью подъёма.
Ведение правой, левой ногой и поочерёдно по прямой и кругу, а также меняя направление
движения, между стоек и движущимися партнёрами; изменяя скорость, выполняя
ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом.
9

6). Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке
противника спереди умение показать туловищем движение в сторону и уйти с мячом в
другую). Финт «остановкой» мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки
остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманное движение «ударом» по мячу ногой
(имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).
7). Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте,
движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
8). Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги
вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
9). Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без
мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и
несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
Ловля катящего и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с
падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с
места и с разбега. Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением
перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной или
двумя рукам без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Выбивание мяча ногой: с земли (по
неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед
собой мячу) на точность.
Тактика игры.
1). Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле.
Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и
соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место
с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное
использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа
остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и
направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости
направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно
выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю
передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие
комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных
ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
10

2). Тактика защиты.
Индивидуальные

действия.

Правильно

выбирать

позицию

по отношению

опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять
«закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча.
Умение строить игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при
розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать
правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»,
разыгрывать удар от своих ворот, вести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру,
занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих
ворот.
2.4. Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся

формируются

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная

образовательная

программа

учреждения

предусматривает

достижение

следующих результатов образования:
Личностные результаты
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно.



Проговаривать последовательность действий.



Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
11



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.



Учиться

совместно

с

учителем

и

другими

воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.


Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания

образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.



Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:


Умение

донести

свою

позицию

до

других:

оформлять

свою

мысль. Слушать и понимать речь других.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;



социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Предметные результаты


Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;



Использовать подвижные игры с элементами футбола как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
12



Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и
массы тела) и развития основных физических качеств;



Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);



Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности;



Излагать факты истории развития футбола, характеризовать его роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;



Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки
и способы их устранения;



Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам поведения;



Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и
соревнований;



В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;



Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

3. Комплекс организационно – педагогических условий, включая формы
аттестации
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало учебного года
Каникулы

8

Окончание учебного года

34
2
68
16
18
01.09.2022
25.10.25 – 02.11.25
31.12.25 – 08.01.26
21.03.26 – 29.03.26
26.05.2025

13

3.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
Для отражения количественных показателей в требованиях используется
следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости
класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих
несколько учащихся.
№
п/п

Наименование объектов и средств
материально-технического оснащения

Необходимое
Примечание
количество
Основная школа
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования
Д
Стандарт по
по физической культуре
физической культуре,
примерные программы,
1.2 Примерная программа по физической
Д
авторские рабочие
культуре среднего (полного) общего
программы входят в
образования (базовый профиль)
состав обязательного
1.3 Авторские рабочие программы по
Д
программнофизической культуре
методического
обеспечения кабинета
по физической
культуре (спортивного
зала)
1.4 Учебник по физической культуре

Г

1.5 Научно-популярная и художественная
литература по физической культуре,
спорту, олимпийскому движению
1.6 Методические издания по физической
культуре для учителей

Д

2
2.1
2.2
2.3
2.5
2.6
2.7
2.8

Д

В библиотечный фонд
входят комплекты
учебников,
рекомендованных или
допущенных
Министерством
образования и науки
Российской Федерации
В составе
библиотечного фонда

Методические пособия
и рекомендации,
журнал «Физическая
культура в школе»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Щит баскетбольный тренировочный
Г
Стенка гимнастическая
Г
Скамейки гимнастические
Г
Стойки волейбольные
Г
Сетки волейбольные
Г
Ворота для мини-футбола
Г
Бадминтон
Г
14

2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18

Бревно гимнастическое напольное
Перекладина гимнастическая
Обручи гимнастические
Скакалка гимнастическая
Палка гимнастическая
Комплект матов гимнастических
Аптечка медицинская
Мячи футбольные
Мячи баскетбольные
Мячи резиновые большие D = 20см

Д
Г
Г
Г
Г
Г
Д
Г
Г
Г

2.19 Кегли

Г

2.20 Мячи набивные (1 кг)

Г

2.21 Мячи малые (теннисные)

Г

2.22 Мешочки с грузом

Г

2.23
2.24
2.25
2.26
2.27
2.28
2.29
2.30
2.31
2.32
2.33
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Коврики гимнастические
Мячи для метания
Гранаты 500гр., 700гр
Теннисные мячи
Сетки для защиты окон
Сетки для переноса мячей
Стеллажи для хранения мячей
Секундомер
Насос для накачивания мячей
Рулетка измерительная
Жилетки игровые с номерами
Спортивные залы (кабинеты)
Спортивный зал игровой (гимнастический)
Кабинет учителя

Г
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Д
Г
Г
Г

С раздевалками для
мальчиков и девочек
Включает в себя
стеллажи.

Пришкольный стадион (площадка)
Легкоатлетическая дорожка
Сектор для прыжков в длину
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Полоса препятствий
Экранно-звуковые пособия

Д
Д
Д

5.1 Видеофильмы
5.2 Аудиозаписи
5.3 Электронные проекты и презентации
учителей и учащихся
6. Информационные и технические
средства обучения
6.1 Аудиоцентр,
6.2 Сканер
15

6.3 Мультимедийный компьютер с выходом в
Интернет
6.4 Телевизор
- информационное обеспечение: видео уроки по футболу.
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, первой категории.
Технологии,

используемые

на

занятиях:

здоровьесберегающая,

игровая,

информационно-коммуникационная и личностно-ориентированный подход.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: контрольные занятия;
наблюдение; контрольные нормативы; соревнования; игры.
Нормативные требования для групп начальной подготовки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в
организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической
подготовке проводится 2 раза в год (октябрь, май), учащиеся выполняют контрольные
нормативы.
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
1. Бег 30 м 6х5м. на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По
зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении
движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
2. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к
ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
1. Удар по воротам, количество попаданий из 10 ударов с 9 метров
2. Чеканка мяча ногами, количество раз
3. Бег 30 метров на скорость

16

3. Список литературы
Нормативные документы
1.Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

2.Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
3.Письма Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы);

4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
5.Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам» с изменениями;
6.Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
7.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области
«Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях»;
8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января 2021 года N
2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"»
9.Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.3172-14 № 41;
10.«Положения о дополнительном образовании детей в ОО» МАОУ СОШ № 28 от 24.01.2021
приказ № 92;
11.Устава МАОУ СОШ № 28 и других нормативных и локальных актов.

Литература, использованная при составлении программы
1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (10-е изд., 2024). — М.:
Советский спорт, 2024. Классический учебник, обновлённый с учётом современных
подходов к подготовке спортсменов.
2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация оперативного процесса (2-е
изд., 2023). — М.: Олимпийская литература, 2023. Фундаментальная работа по
построению организационных циклов, применимая к игровому виду спорта.

17

3. Уильямс А.М. и Фэрроу Д. Перцептивно-когнитивная экспертиза в спорте (2-е изд.,
2023 г.). — Рутледж. Исследование восприятия и принятия решений в игровых видах
спорта, включая футбол и хоккей. https://www.routledge.com/Perceptual-Cognitive-Expertisein-Sport/Williams-Farrow/p/book/9780367758291
5. Миронов, В.В. Психологическая подготовка юных спортсменов в командных видах
спорта (2024 г.). — М.: Спорт, 2024. Методики развития, лидерства и командного мотива
у детей.
6. Немов, Р.С. Психология. Книга 3: Психология личности (2024). — М.: Юрайт. Для
понимания возраста каждого пользователя и построения индивидуального статуса.
7. Губа, В.П., Самсонова, А.В. Функциональная подготовка спортсменов: теория и
практика (2024 г.). — М.: Спорт, 2024. Методики оценки и развития выносливости, силы,
конкуренции — ключевые компоненты для футбола и хоккея.
Литература для обучающихся и родителей
1. Горбунова А.А., Зотова О.В. Физическое воспитание детей и подростков: Руководство
для родителей — М.: Спорт, 2023. Практическое пособие о том, как поддерживать
устойчивое развитие ребенка дома, как правильно оценивать его нагрузку и соблюдать
перетренированность.
2. Ершова, Е.Б. Психология молодого спортсмена: Как помочь ребёнку добиться
результата без стресса — М.: Вако, 2024. Книга для родителей, раскрывающая
психологические аспекты занятий спортом, мотивация: страх поражения, конкуренция,
отношения с тренером.
3. Марков, А.Г. Спорт и образование: Как объединить учебу и тренировку — СПб.: Питер,
2024. Практические советы по тайм-менеджменту, режиму дня, питанию и частичному
переутомлению у юных спортсменов.
4. Кудрявцев, М.Т. Техника безопасности и профилактика травм в детском спорте — М.:
Советский спорт, 2023. Книга помогает родителям понимать риски при занятиях
футболом и хоккеем, раскрывает принципы предварительной подготовки, разминки и
восстановления.
Перечень Интернет-ресурсов:
1. Консультант Плюс http://www.consultant.ru
2. Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».