Положение об организации методической работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»

623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20
телефон: 63-15-47, факс 63-13-97.
E-mail: chkola28@mail.ru

Согласовано
на заседании Педагогического совета
(протокол от «24» февраля 2021 г. № 5)

Положение
об организации методической работы
в МАОУ СОШ № 28
1. Общие положения
1.1. Положение об организации методической работы в МАОУ СОШ № 28 (далее - Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.19, п.7 ст.48), Уставом школы, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее
актуальным проблемам развития образования.
1.2.

Положение об организации методической работы определяет цели, задачи, формы орга-

низации методической работы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательной деятельности, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта педагогических работников Учреждения.
2. Цель и задачи
2.1.

Цель организации методической работы - повышение профессиональной компетен-

ции, роста педагогического мастерства и развитие творческого потенциала педагогических работников Учреждения, формирование у педагогов коммуникативной компетентности, повышение квалификации в психолого-педагогической и научно - теоретической областях.
2.2.

Организация методической работы Учреждения решает следующие задачи:

- создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки
управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;

- обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях,
организации и диагностике образовательной деятельности;

- организует работу по созданию нормативно - правовой базы методической работы в Учреждении;

- способствует созданию программно - методического и научного обеспечения образовательной деятельности, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно- исследовательской, опытноэкспериментальной и других
видов творческой деятельности;

- обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного
анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического
творчества;

- управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов.
3. Содержание направлений методической деятельности в Учреждении
3.1. Организационно-методическое направление
3.1.1. Планирование, организация и координация разработки нормативно-правовой базы методической деятельности Учреждения педагогического коллектива, организация деятельности
методических объединений, временных проблемных и творческих групп, оценка результатов
методической деятельности, совместная работа с учреждениями дополнительного образования
педагогических работников.
3.1.2. Планирование и организация конкурсов профессионального мастерства: разработка нормативной документации, информирование педагогов о конкурсах, подборка материалов в помощь конкурсантам.
3.1.3. Планирование и организация аттестации педагогических и руководящих работников: информирование, консультирование, оказание помощи при подготовке документов, планирование аттестации, проведение семинаров.
3.1.4. Планирование и организация работы с кадровым резервом и молодыми специалистами:
проведение индивидуальных консультаций, бесед, диагностика профессиональных затруднений педагогов.
3.1.5. Планирование и организация диагностики профессиональной деятельности и профессиональной компетентности, профессиональных затруднений, творческих способностей и возможностей педагогов:
анализ профессиональных потребностей педагогов, самоанализ деятельности, посещение и анализ уроков администрацией и взаимопосещение уроков.
3.2. Информационно-методическое направление
3.2.1. Информационное и программно-техническое сопровождение деятельности работников

Учреждения, компьютеризация рабочего места педагога, оформление информационно - методического стенда, размещение информации о текущей и планируемой деятельности педагогов
на сайте школы.
3.2.2. Создание банка данных диагностических методик, отслеживающих профессиональные
затруднения, профессиональные и личностные компетенции педагогических работников Учреждения.
3.2.3. Создание банка данных о педагогических кадрах Учреждения:
портфолио педагогов, создание банка данных по образованию, стажу, курсовой подготовке,
прохождению аттестации, участию в конкурсах разного уровня, публикациям педагогов.
3.2.4. Создание единого информационного пространства через сетевое взаимодействие субъектов: организация школьного сайта, электронной почты Учреждения, индивидуальные сайты
педагогов, электронные мониторинги, мультимедийные инфозоны, информационные стенды и
экспозиции.
3.2.5. Ознакомление педагогических работников с нормативной, правовой и рекомендательной
документацией, с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях: проведение групповых консультации, методических памяток-рекомендации, круглые столы, информационный стенд "Методический уголок».
3.2.6. Информирование педагогических работников о новых направлениях развития образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, УМК, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах:
проведение индивидуальных консультации, мастер-классы, консультации, размещение информации на сайте образовательной организации, информационном стенде.
3.2.7. Участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике,
прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и педагогических работников Учреждения, оказание им информационно-методической помощи в непрерывном образовании: содействие повышению квалификации через систему дистанционных организация педагогов для участия в вебинарах, семинарах, конкурсах
разного уровня планирование повышения квалификации педагогов, организация методического дня, диагностика педагогических затруднений, мониторинг курсовой подготовки.
3.2.8. Ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности общеобразовательного учреждения и педагогов области, региона: проведение
учебно-методических мероприятий через организацию методических дней в школе, участие в
конференциях, семинарах, ознакомление через средства массовой информации, размещение

информации на сайте образовательной организации, стенде, обобщение опыта через проведение семинаров, педагогических советов.
3.2.9. Изучение, обобщение и технологическое описание передового (инновационного, актуального) педагогического опыта педагогических работников, опыта образовательного учреждения:
планирование, наблюдение, участие в конкурсном движении, проведение мастер-классов, семинаров для педагогических работников школ области, участие в региональных коференциях,
вебинарах, курсах повышения квалификации.
3.2.10. Оказание помощи педагогам в разработке комплексного учебно-методического обеспечения учебного предмета: методические консультации по технологии составления рабочих программ, консультирование, оказание помощи в пополнении учебных кабинетов необходимыми
методическими пособиями, оборудованием.
3.2.11. Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления и др.):
3.2.12. Оказание практической помощи педагогическим и руководящим работникам в период
подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления,
оформление материалов творческого отчета), оформление материалов творческого отчета.
3.2.13. Ведение портфолио педагогов: формирование портфолио педагога, консультирование,
сбор информации о деятельности педагога, отслеживание индивидуальных достижений педагога.
3.3. Учебно-методическое направление
3.3.1. Разработка учебно-методических материалов (учебных программ, методических рекомендаций, указаний и разработок):
помощь в организации внутреннего и внешнего рецензирования материалов, консультирование
педагогов по написанию рабочих программ.
3.3.2. Организация и проведение обучения по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников Учреждения:
проведение мастер- классов по использованию ИКТ-технологий, взаимопомощь, индивидуальные консультации, обучение педагогов использованию в работе системы голосования.
3.3.3. Разработка и реализация (внутри Учреждения) программы повышения профессионализма, развития творчества педагогических работников: программа повышения профессионализма, развития творчества педагогических работников является составной частью программы
развития Учреждения.
3.3.4. Консультативная помощь педагогам по разработке учебно-методического обеспечения
ФГОС: изучение нормативной документации по разработке учебно-методического обеспечения

ФГОС, консультирование.
3.3.5. Создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов
по основным направлениям модернизации образования: анализ потребностей руководителей и
педагогов по основным направлениям модернизации образования в методических услугах по
результатам диагностики и анкетирования.
3.4. Научно-методическое направление
3.4.1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов и опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении: проведение консультации, круглых столов, мастер-классов.
3.4.2. Научно-методическая помощь в разработке инновационной программы развития Учреждения и программ опытно-экспериментальной работы Учреждения: проведение консультации, практических семинаров, прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации,
проведение методических дней.
3.4.3. Организация рецензирования и подготовки к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных, учебно-методических и др.), дидактических материалов:
создание и подборка методических материалов соответствующих современным требованиям к
составлению учебно-методической документации, пособий.
3.4.4. Разработка критериев для экспертизы материалов конкурсов методических разработок,
профессионального мастерства.
3.4.5.Экспертиза учебно-программной документации: учебных программ, методической продукции, внутренняя экспертиза учебно-программной документации силами педагогов, руководителями МО, специалистами предметных областей, осуществление внутренней и организация
внешней экспертизы методической продукции; осуществление внутренней и организация
внешней экспертизы методической продукции силами педагогов школы.
3.4.6. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы образовательного учреждения: анализ методической работы школы за год, организация семинаров, публикация в средствах массовой информации, участие в вебинарах, конференциях, мотивирование педагогов к
участию в конкурсах разного уровня.
3.4.7.Организация работы по научно-методическому обеспечению содержания образования:
организация и проведение круглых столов по вопросам обновления содержания образования,
тематических педагогических советы, методических дней.
3.4.8. Научно-методическая помощь педагогам в разработке авторских программ, элективных
курсов:
проведение индивидуальных консультаций, семинаров, обсуждение на методическом совете.

3.4.9. Проведение научно-практических конференций для педагогов и обучающихся: консультирование педагогов и обучающихся, оказание помощи в получении внешней рецензии на работу.
3.4.10. Мотивация и стимулирование педагогов к научно-исследовательской деятельности:
представление опыта работы педагога на областных семинарах, представление педагога к
награждению, делегирование педагогам управленческих функций.
3.4.11. Организация работы временных творческих коллективов.
3.4.12. Осуществление мониторинга качества образования: мониторинг учебных достижений
учащихся школы, мониторинг выполнения административных контрольных работ.
4.

Формы методической работы

4.1. Организационные формы методической работы: инструктивно-методические совещания, методические оперативки, профессиональные объединения педагогов на постоянной основе), временные профессиональные объединения (творческие группы, проблемные группы,
проектные команды, ВТК, смотры-конкурсы кабинетов, выставки, открытые уроки и взаимопосещения уроков, предметные недели, описание, оформление и презентация опыта работы и
др., создание банка данных методических материалов, подготовка и проведение методического
дня, педагогических мастерских, организация и проведение профессионального конкурса для
педагогов школы; оформление баз данных по направлениям мониторингов:
- образование педагогов:
- повышение квалификации педагогов;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- представление опыта работы педагогов;
- награды педагогов;
- участие педагогов в общественной жизни;
- качество обучения учащихся, как результат работы педагогов.
4.2. Дидактические формы методической работы: индивидуальные (консультации, стажировка, наставничество, ведение портфолио, самообразование педагогов, выполнение индивидуальных заданий); групповые (постоянно действующие семинары, методические семинары, психолого-педагогические проблемные семинары, теоретические и научно-практические конференции, педагогические чтения, групповые дискуссии, диспуты, деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, творческие отчеты, творческие педагогические лаборатории, мастерские, мастер-классы, круглые столы, школа передового опыта, школа молодого педагога,
другие групповые формы); групповые: (тематические групповые, индивидуальные консультации); коллективные (теоретические и научно-практические педагогические конференции, педагогические чтения).

4.3.

Деятельность на основе договоров о совместном сотрудничестве, социальном

партнерстве: проведение семинаров, мастер-классов для педагогов города, области, создание
условий для прохождения педагогической практики студентов педагогического колледжа, участие работников общеобразовательного учреждения в мероприятиях, организованных социальными партнерами.
5.

Организация методической работы в Учреждении

Методическая работа в Учреждении организуется через деятельность методических объединений:
- педагогический совет;
- методический совет;
- аттестационная комиссия;
- методическое объединение учителей начальных классов;
- методическое объединение учителей иностранного языка;
- методическое объединение учителей математики, информатики;
- методическое объединение учителей русского языка и литературы:
- методическое объединение учителей биологии, химии, географии, физики;
- методическое объединение учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры;
- методическое объединение классных руководителей;
- временные творческие коллективы, проблемные, проектные и модульные группы педагогов.
Деятельность советов, объединений, комиссий, школы молодого учителя, временных
творческих коллективов, проблемных, проектных и модульных групп педагогов организуется
в соответствии с целями их организации.
5.2.1. Педагогический совет - коллегиальный орган управления Учреждения. Педагогический совет создан в целях развития воспитания и обучения учащихся, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов.
Педагогический совет является действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебной, воспитательной работы и деятельности педагогического коллектива.
В состав педагогического совета входит по должности директор Учреждения, все педагогические работники.
Компетенции педагогического совета определены в Уставе МАОУ СОШ № 28 и регламентируются Положением о педагогическом совете.
5.2.2. Методический совет - является коллективным общественным органом, обеспечивающим организацию систематической, планомерной работы, позволяющей методическим
объединениям заниматься коллективной и индивидуальной деятельностью, направленной на

повышение уровня организации образовательной деятельности в Учреждении.
Компетенции методического совета определены в Уставе МАОУ СОШ № 28 и регламентируются Положением о методическом совете.
5.2.3.Методическое объединение педагогов - нацелено на эффективное использование и
развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по
совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой
основе - на улучшение образовательной деятельности.
Методическое объединение учителей-предметников (далее - методическое объединение)
является объединением, осуществляющим учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и внеурочную работу по одному или нескольким учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или
по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В Учреждении может также создаваться методическое объединение
классных руководителей, сетевое методическое объединение и т. п.
Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед Учреждением задач, и утверждается
приказом директора.
Компетенции школьного методического объединения регламентируются Положением о
школьном методическом объединении.
5.2.4. Школа молодого педагога- организуется при наличии в Учреждении молодых специалистов для оказания помощи начинающим учителям в профессиональной адаптации, создания условий для профессионального роста молодых и начинающих педагогов. Руководителем
школы молодого педагога является заместитель директора по УР.
Школа молодого педагога организует свою работу по плану методической работы в Учреждении и приказам руководителя Учреждения.
5.2.5. Временные творческие коллективы, проблемные, проектные и модульные
группы создаются по инициативе педагогов, администрации Учреждения с целью выявления,
изучения, обобщения опыта и решения проблем развития общеобразовательного учреждения,
а также для разработки инновационных программ, организации диагностических направлений
деятельности учреждения, изучения социальных запросов. Руководители временных творческих коллективов, проблемных, проектных и модульных групп назначаются приказом директора общеобразовательного учреждения
5.2.6. Аттестационная комиссия - создается с целью подтверждения соответствия работника занимаемой должности. Состав аттестационной комиссии утверждается директором

общеобразовательного учреждения. Деятельность аттестационной комиссии организуется в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в Учреждении.
6. Права и обязанности участников методической работы школы
6.1. Реализация прав участников методической работы Учреждения осуществляется через их
профессиональные компетенции.
Учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования:
- участвуют в работе МО и других школьных профессиональных сообществ;
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе
изучения своей работы и работы своих коллег;
- разрабатывают рабочие программы учебных предметов, внеурочной деятельности, технологии, приемы и способы работы с учащимися;
- работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на
МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);
- работают над самостоятельно выбранной методической темой;
- анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные
противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период;
- для повышения профессиональных компетенций определяют тему самообразования;
- получают методические консультации, экспертные заключения от методического объединения;
- систематически проходят обучение через курсовую систему повышения квалификации;
- принимают участие в различных формах методической работы;
- принимают участие в профессиональных методических конкурсах;
- предлагают руководителям методических объединений, творческих групп, администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;
- участвуют в инновационной, экспериментальной работе;
- публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на сайте школы,
в печатных изданиях.
Руководители методических объединений:
- организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность МО;
- обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности и контролируют их деятельность;

- руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания в методических объединениях и творческих групп;
- готовят методические рекомендации для педагогов школы;
- анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом ВШК;
- участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы,
участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;
- составляют перспективный план повышения квалификации членов возглавляемых объединений, групп;
- организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта
и достижений педагогической науки;
- оказывают содействие администрации Учреждения в подготовке методических мероприятий,
семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы;
- предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;
- инициирует проведение методических мероприятий;
- представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в профессиональных
конкурсах, тиражирования, материального поощрения.
Администрация образовательной организации:
- определяет содержание методической работы Учреждения;
- разрабатывает программы, планы методической, инновационной, экспериментальной работы;
- координирует деятельность различных методических объединений;
- инициирует и организует проведение методической деятельности педагогического коллектива
как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;
- контролирует эффективность деятельности методических объединений;
- проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива школы;
- заключает договорные отношения с образовательными учреждениями профессионального образования, для развития методической работы школы;
- составляет рейтинг деятельности предметных МО, отдельных педагогов;
- материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива
в целом.
6.2. Обязанности участников методической работы
Учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования обязаны:
- профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями современного инновационного развития России;

- систематически посещать заседания МО;
- стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ;
- участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;
- участвовать в обсуждении решений методического объединения;
- анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения;
- оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.;
- соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом объединении; ^
успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии с приказом директора школы;
- соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах методической работы.
Руководители методических объединений и творческих групп обязаны:
- стимулировать самообразование педагогов;
- организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.;
- разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО;
- анализировать деятельность МО, творческих групп;
- проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств,
методик, технологий, программ обучения;
- выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и тиражировании.
Заместители директора по учебной и воспитательной работе:
- анализировать рабочих программ по предмету, разработанных педагогами Учреждения на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего общего образования;
- оценивать достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ учащимися в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся и планом проведения контрольных мероприятий на учебный
год, используя разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, комплексные контрольные работы, проекты, практические работы, наблюдение, посещение уроков, мероприятий и др;
- разрабатывать содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оцени11

вания, формы представления результатов, условия и границы применения контрольно-диагностического материала для проведения контрольных мероприятий, согласовывать их на
педагогическом совете, передавать их на хранение администрации школы;
- оформлять проекты приказа по Учреждению о проведении контрольного мероприятия;
- оформлять справки по итогам проведения контрольного мероприятия;
- оформлять проекты приказов по итогам проведения контрольного мероприятия;
- оформлять мониторинги по результатам итоговых аналитических и статистических справок, таблиц, графиков, диаграмм, аналитических отчетов;
- участвовать в организации и проведении внешнего контроля (мониторинга) сформированности универсальных учебных действий у учащихся по предмету»;
- проводить консультации для педагогов по теме проведения контрольных мероприятий,
оказывать помощь педагогам в освоении технологий обучения младших школьников с целью повышения результатов качества их обучения;
- обеспечивать своевременное внесение запрашиваемой информации в
информационную базу об Учреждении в рамках своей компетенции.
- хранить и оформлять документацию на бумажных и электронных носителях; сохранять
конфиденциальность информации об индивидуальных особенностях учащихся и результатах контрольных мероприятий в Учреждении.
Администрация Учреждения обязана:
- создавать благоприятные условия для работы организации методической работы в Учреждении, обеспечивая их работу необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами.
Документация
Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:

- плана методической работы Учреждения;
- анализа методической работы за календарный и учебный годы (отчет по самообследованию, публичный доклад Учреждения);

- протоколов заседаний методических советов и методических объединений, других педагогических объединений;

- договора о совместной деятельности с учреждениями дополнительного профессионального образования;

- копий приказов директора Учреждения по организации методической работы;
- мониторингов:
- уровень образования педагогических работников;
12

- повышение квалификации педагогических работников;
- аттестация педагогических работников;
- участие в конкурсном движении педагогических работников;
- участие педагогов в методических мероприятиях разного уровня;
- представление опыта работы педагогических работников в форме публикаций (в печатных сборниках, в педагогических интернет-сообществах):

- награды педагогических работников;
- участие в общественной жизни города, области и т.п. педагогических работников; график прохождения аттестации педагогических работников на текущий год;

- перспективный план повышения квалификации педагогических работников;
- график повышения квалификации учителей методического объединения на текущий год;
- график проведения текущих контрольных работ: предупреждение перегрузок обучающихся;

- график административных контрольных работ на четверть;
- график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Документы руководителя МО:

- нормативно-правовая база преподавания предмета;
- организация и результаты административного текущего контроля за реализацией программы (контрольно-измерительные материалы, справки, приказы);

- организация и результаты промежуточной аттестации учащихся (контрольноизмерительные материалы, справки, приказы);

- рабочие программы по предмету; календарно-тематические планы по предметам учебного плана

- общие отчеты, анализы за отчетный период (выполнение программ, качество обучения
и т.п.).

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».