Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» 623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20 телефон: 63-15-47, факс 63-13-97. E-mail: chkola28@mail.ru Согласовано на заседании Педагогического совета (протокол от «24» февраля 2021 г. № 5) Положение об организации методической работы в МАОУ СОШ № 28 1. Общие положения 1.1. Положение об организации методической работы в МАОУ СОШ № 28 (далее - Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.19, п.7 ст.48), Уставом школы, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования. 1.2. Положение об организации методической работы определяет цели, задачи, формы орга- низации методической работы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательной деятельности, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта педагогических работников Учреждения. 2. Цель и задачи 2.1. Цель организации методической работы - повышение профессиональной компетен- ции, роста педагогического мастерства и развитие творческого потенциала педагогических работников Учреждения, формирование у педагогов коммуникативной компетентности, повышение квалификации в психолого-педагогической и научно - теоретической областях. 2.2. Организация методической работы Учреждения решает следующие задачи: - создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике; - обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательной деятельности; - организует работу по созданию нормативно - правовой базы методической работы в Учреждении; - способствует созданию программно - методического и научного обеспечения образовательной деятельности, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно- исследовательской, опытноэкспериментальной и других видов творческой деятельности; - обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества; - управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов. 3. Содержание направлений методической деятельности в Учреждении 3.1. Организационно-методическое направление 3.1.1. Планирование, организация и координация разработки нормативно-правовой базы методической деятельности Учреждения педагогического коллектива, организация деятельности методических объединений, временных проблемных и творческих групп, оценка результатов методической деятельности, совместная работа с учреждениями дополнительного образования педагогических работников. 3.1.2. Планирование и организация конкурсов профессионального мастерства: разработка нормативной документации, информирование педагогов о конкурсах, подборка материалов в помощь конкурсантам. 3.1.3. Планирование и организация аттестации педагогических и руководящих работников: информирование, консультирование, оказание помощи при подготовке документов, планирование аттестации, проведение семинаров. 3.1.4. Планирование и организация работы с кадровым резервом и молодыми специалистами: проведение индивидуальных консультаций, бесед, диагностика профессиональных затруднений педагогов. 3.1.5. Планирование и организация диагностики профессиональной деятельности и профессиональной компетентности, профессиональных затруднений, творческих способностей и возможностей педагогов: анализ профессиональных потребностей педагогов, самоанализ деятельности, посещение и анализ уроков администрацией и взаимопосещение уроков. 3.2. Информационно-методическое направление 3.2.1. Информационное и программно-техническое сопровождение деятельности работников Учреждения, компьютеризация рабочего места педагога, оформление информационно - методического стенда, размещение информации о текущей и планируемой деятельности педагогов на сайте школы. 3.2.2. Создание банка данных диагностических методик, отслеживающих профессиональные затруднения, профессиональные и личностные компетенции педагогических работников Учреждения. 3.2.3. Создание банка данных о педагогических кадрах Учреждения: портфолио педагогов, создание банка данных по образованию, стажу, курсовой подготовке, прохождению аттестации, участию в конкурсах разного уровня, публикациям педагогов. 3.2.4. Создание единого информационного пространства через сетевое взаимодействие субъектов: организация школьного сайта, электронной почты Учреждения, индивидуальные сайты педагогов, электронные мониторинги, мультимедийные инфозоны, информационные стенды и экспозиции. 3.2.5. Ознакомление педагогических работников с нормативной, правовой и рекомендательной документацией, с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях: проведение групповых консультации, методических памяток-рекомендации, круглые столы, информационный стенд "Методический уголок». 3.2.6. Информирование педагогических работников о новых направлениях развития образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, УМК, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах: проведение индивидуальных консультации, мастер-классы, консультации, размещение информации на сайте образовательной организации, информационном стенде. 3.2.7. Участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и педагогических работников Учреждения, оказание им информационно-методической помощи в непрерывном образовании: содействие повышению квалификации через систему дистанционных организация педагогов для участия в вебинарах, семинарах, конкурсах разного уровня планирование повышения квалификации педагогов, организация методического дня, диагностика педагогических затруднений, мониторинг курсовой подготовки. 3.2.8. Ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности общеобразовательного учреждения и педагогов области, региона: проведение учебно-методических мероприятий через организацию методических дней в школе, участие в конференциях, семинарах, ознакомление через средства массовой информации, размещение информации на сайте образовательной организации, стенде, обобщение опыта через проведение семинаров, педагогических советов. 3.2.9. Изучение, обобщение и технологическое описание передового (инновационного, актуального) педагогического опыта педагогических работников, опыта образовательного учреждения: планирование, наблюдение, участие в конкурсном движении, проведение мастер-классов, семинаров для педагогических работников школ области, участие в региональных коференциях, вебинарах, курсах повышения квалификации. 3.2.10. Оказание помощи педагогам в разработке комплексного учебно-методического обеспечения учебного предмета: методические консультации по технологии составления рабочих программ, консультирование, оказание помощи в пополнении учебных кабинетов необходимыми методическими пособиями, оборудованием. 3.2.11. Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления и др.): 3.2.12. Оказание практической помощи педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления, оформление материалов творческого отчета), оформление материалов творческого отчета. 3.2.13. Ведение портфолио педагогов: формирование портфолио педагога, консультирование, сбор информации о деятельности педагога, отслеживание индивидуальных достижений педагога. 3.3. Учебно-методическое направление 3.3.1. Разработка учебно-методических материалов (учебных программ, методических рекомендаций, указаний и разработок): помощь в организации внутреннего и внешнего рецензирования материалов, консультирование педагогов по написанию рабочих программ. 3.3.2. Организация и проведение обучения по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников Учреждения: проведение мастер- классов по использованию ИКТ-технологий, взаимопомощь, индивидуальные консультации, обучение педагогов использованию в работе системы голосования. 3.3.3. Разработка и реализация (внутри Учреждения) программы повышения профессионализма, развития творчества педагогических работников: программа повышения профессионализма, развития творчества педагогических работников является составной частью программы развития Учреждения. 3.3.4. Консультативная помощь педагогам по разработке учебно-методического обеспечения ФГОС: изучение нормативной документации по разработке учебно-методического обеспечения ФГОС, консультирование. 3.3.5. Создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов по основным направлениям модернизации образования: анализ потребностей руководителей и педагогов по основным направлениям модернизации образования в методических услугах по результатам диагностики и анкетирования. 3.4. Научно-методическое направление 3.4.1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов и опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении: проведение консультации, круглых столов, мастер-классов. 3.4.2. Научно-методическая помощь в разработке инновационной программы развития Учреждения и программ опытно-экспериментальной работы Учреждения: проведение консультации, практических семинаров, прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации, проведение методических дней. 3.4.3. Организация рецензирования и подготовки к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных, учебно-методических и др.), дидактических материалов: создание и подборка методических материалов соответствующих современным требованиям к составлению учебно-методической документации, пособий. 3.4.4. Разработка критериев для экспертизы материалов конкурсов методических разработок, профессионального мастерства. 3.4.5.Экспертиза учебно-программной документации: учебных программ, методической продукции, внутренняя экспертиза учебно-программной документации силами педагогов, руководителями МО, специалистами предметных областей, осуществление внутренней и организация внешней экспертизы методической продукции; осуществление внутренней и организация внешней экспертизы методической продукции силами педагогов школы. 3.4.6. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы образовательного учреждения: анализ методической работы школы за год, организация семинаров, публикация в средствах массовой информации, участие в вебинарах, конференциях, мотивирование педагогов к участию в конкурсах разного уровня. 3.4.7.Организация работы по научно-методическому обеспечению содержания образования: организация и проведение круглых столов по вопросам обновления содержания образования, тематических педагогических советы, методических дней. 3.4.8. Научно-методическая помощь педагогам в разработке авторских программ, элективных курсов: проведение индивидуальных консультаций, семинаров, обсуждение на методическом совете. 3.4.9. Проведение научно-практических конференций для педагогов и обучающихся: консультирование педагогов и обучающихся, оказание помощи в получении внешней рецензии на работу. 3.4.10. Мотивация и стимулирование педагогов к научно-исследовательской деятельности: представление опыта работы педагога на областных семинарах, представление педагога к награждению, делегирование педагогам управленческих функций. 3.4.11. Организация работы временных творческих коллективов. 3.4.12. Осуществление мониторинга качества образования: мониторинг учебных достижений учащихся школы, мониторинг выполнения административных контрольных работ. 4. Формы методической работы 4.1. Организационные формы методической работы: инструктивно-методические совещания, методические оперативки, профессиональные объединения педагогов на постоянной основе), временные профессиональные объединения (творческие группы, проблемные группы, проектные команды, ВТК, смотры-конкурсы кабинетов, выставки, открытые уроки и взаимопосещения уроков, предметные недели, описание, оформление и презентация опыта работы и др., создание банка данных методических материалов, подготовка и проведение методического дня, педагогических мастерских, организация и проведение профессионального конкурса для педагогов школы; оформление баз данных по направлениям мониторингов: - образование педагогов: - повышение квалификации педагогов; - повышение профессионального уровня педагогов; - представление опыта работы педагогов; - награды педагогов; - участие педагогов в общественной жизни; - качество обучения учащихся, как результат работы педагогов. 4.2. Дидактические формы методической работы: индивидуальные (консультации, стажировка, наставничество, ведение портфолио, самообразование педагогов, выполнение индивидуальных заданий); групповые (постоянно действующие семинары, методические семинары, психолого-педагогические проблемные семинары, теоретические и научно-практические конференции, педагогические чтения, групповые дискуссии, диспуты, деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, творческие отчеты, творческие педагогические лаборатории, мастерские, мастер-классы, круглые столы, школа передового опыта, школа молодого педагога, другие групповые формы); групповые: (тематические групповые, индивидуальные консультации); коллективные (теоретические и научно-практические педагогические конференции, педагогические чтения). 4.3. Деятельность на основе договоров о совместном сотрудничестве, социальном партнерстве: проведение семинаров, мастер-классов для педагогов города, области, создание условий для прохождения педагогической практики студентов педагогического колледжа, участие работников общеобразовательного учреждения в мероприятиях, организованных социальными партнерами. 5. Организация методической работы в Учреждении Методическая работа в Учреждении организуется через деятельность методических объединений: - педагогический совет; - методический совет; - аттестационная комиссия; - методическое объединение учителей начальных классов; - методическое объединение учителей иностранного языка; - методическое объединение учителей математики, информатики; - методическое объединение учителей русского языка и литературы: - методическое объединение учителей биологии, химии, географии, физики; - методическое объединение учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры; - методическое объединение классных руководителей; - временные творческие коллективы, проблемные, проектные и модульные группы педагогов. Деятельность советов, объединений, комиссий, школы молодого учителя, временных творческих коллективов, проблемных, проектных и модульных групп педагогов организуется в соответствии с целями их организации. 5.2.1. Педагогический совет - коллегиальный орган управления Учреждения. Педагогический совет создан в целях развития воспитания и обучения учащихся, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов. Педагогический совет является действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебной, воспитательной работы и деятельности педагогического коллектива. В состав педагогического совета входит по должности директор Учреждения, все педагогические работники. Компетенции педагогического совета определены в Уставе МАОУ СОШ № 28 и регламентируются Положением о педагогическом совете. 5.2.2. Методический совет - является коллективным общественным органом, обеспечивающим организацию систематической, планомерной работы, позволяющей методическим объединениям заниматься коллективной и индивидуальной деятельностью, направленной на повышение уровня организации образовательной деятельности в Учреждении. Компетенции методического совета определены в Уставе МАОУ СОШ № 28 и регламентируются Положением о методическом совете. 5.2.3.Методическое объединение педагогов - нацелено на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе - на улучшение образовательной деятельности. Методическое объединение учителей-предметников (далее - методическое объединение) является объединением, осуществляющим учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и внеурочную работу по одному или нескольким учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В Учреждении может также создаваться методическое объединение классных руководителей, сетевое методическое объединение и т. п. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед Учреждением задач, и утверждается приказом директора. Компетенции школьного методического объединения регламентируются Положением о школьном методическом объединении. 5.2.4. Школа молодого педагога- организуется при наличии в Учреждении молодых специалистов для оказания помощи начинающим учителям в профессиональной адаптации, создания условий для профессионального роста молодых и начинающих педагогов. Руководителем школы молодого педагога является заместитель директора по УР. Школа молодого педагога организует свою работу по плану методической работы в Учреждении и приказам руководителя Учреждения. 5.2.5. Временные творческие коллективы, проблемные, проектные и модульные группы создаются по инициативе педагогов, администрации Учреждения с целью выявления, изучения, обобщения опыта и решения проблем развития общеобразовательного учреждения, а также для разработки инновационных программ, организации диагностических направлений деятельности учреждения, изучения социальных запросов. Руководители временных творческих коллективов, проблемных, проектных и модульных групп назначаются приказом директора общеобразовательного учреждения 5.2.6. Аттестационная комиссия - создается с целью подтверждения соответствия работника занимаемой должности. Состав аттестационной комиссии утверждается директором общеобразовательного учреждения. Деятельность аттестационной комиссии организуется в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в Учреждении. 6. Права и обязанности участников методической работы школы 6.1. Реализация прав участников методической работы Учреждения осуществляется через их профессиональные компетенции. Учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования: - участвуют в работе МО и других школьных профессиональных сообществ; - обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег; - разрабатывают рабочие программы учебных предметов, внеурочной деятельности, технологии, приемы и способы работы с учащимися; - работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы); - работают над самостоятельно выбранной методической темой; - анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период; - для повышения профессиональных компетенций определяют тему самообразования; - получают методические консультации, экспертные заключения от методического объединения; - систематически проходят обучение через курсовую систему повышения квалификации; - принимают участие в различных формах методической работы; - принимают участие в профессиональных методических конкурсах; - предлагают руководителям методических объединений, творческих групп, администрации тематику инновационной, экспериментальной работы; - участвуют в инновационной, экспериментальной работе; - публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на сайте школы, в печатных изданиях. Руководители методических объединений: - организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность МО; - обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности и контролируют их деятельность; - руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания в методических объединениях и творческих групп; - готовят методические рекомендации для педагогов школы; - анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом ВШК; - участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы, участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации; - составляют перспективный план повышения квалификации членов возглавляемых объединений, групп; - организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки; - оказывают содействие администрации Учреждения в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы; - предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной работы; - инициирует проведение методических мероприятий; - представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения. Администрация образовательной организации: - определяет содержание методической работы Учреждения; - разрабатывает программы, планы методической, инновационной, экспериментальной работы; - координирует деятельность различных методических объединений; - инициирует и организует проведение методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах; - контролирует эффективность деятельности методических объединений; - проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива школы; - заключает договорные отношения с образовательными учреждениями профессионального образования, для развития методической работы школы; - составляет рейтинг деятельности предметных МО, отдельных педагогов; - материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 6.2. Обязанности участников методической работы Учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования обязаны: - профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями современного инновационного развития России; - систематически посещать заседания МО; - стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ; - участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах; - участвовать в обсуждении решений методического объединения; - анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения; - оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.; - соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом объединении; ^ успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии с приказом директора школы; - соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах методической работы. Руководители методических объединений и творческих групп обязаны: - стимулировать самообразование педагогов; - организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.; - разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО; - анализировать деятельность МО, творческих групп; - проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения; - выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и тиражировании. Заместители директора по учебной и воспитательной работе: - анализировать рабочих программ по предмету, разработанных педагогами Учреждения на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего общего образования; - оценивать достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ учащимися в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся и планом проведения контрольных мероприятий на учебный год, используя разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, комплексные контрольные работы, проекты, практические работы, наблюдение, посещение уроков, мероприятий и др; - разрабатывать содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оцени11 вания, формы представления результатов, условия и границы применения контрольно-диагностического материала для проведения контрольных мероприятий, согласовывать их на педагогическом совете, передавать их на хранение администрации школы; - оформлять проекты приказа по Учреждению о проведении контрольного мероприятия; - оформлять справки по итогам проведения контрольного мероприятия; - оформлять проекты приказов по итогам проведения контрольного мероприятия; - оформлять мониторинги по результатам итоговых аналитических и статистических справок, таблиц, графиков, диаграмм, аналитических отчетов; - участвовать в организации и проведении внешнего контроля (мониторинга) сформированности универсальных учебных действий у учащихся по предмету»; - проводить консультации для педагогов по теме проведения контрольных мероприятий, оказывать помощь педагогам в освоении технологий обучения младших школьников с целью повышения результатов качества их обучения; - обеспечивать своевременное внесение запрашиваемой информации в информационную базу об Учреждении в рамках своей компетенции. - хранить и оформлять документацию на бумажных и электронных носителях; сохранять конфиденциальность информации об индивидуальных особенностях учащихся и результатах контрольных мероприятий в Учреждении. Администрация Учреждения обязана: - создавать благоприятные условия для работы организации методической работы в Учреждении, обеспечивая их работу необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами. Документация Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме: - плана методической работы Учреждения; - анализа методической работы за календарный и учебный годы (отчет по самообследованию, публичный доклад Учреждения); - протоколов заседаний методических советов и методических объединений, других педагогических объединений; - договора о совместной деятельности с учреждениями дополнительного профессионального образования; - копий приказов директора Учреждения по организации методической работы; - мониторингов: - уровень образования педагогических работников; 12 - повышение квалификации педагогических работников; - аттестация педагогических работников; - участие в конкурсном движении педагогических работников; - участие педагогов в методических мероприятиях разного уровня; - представление опыта работы педагогических работников в форме публикаций (в печатных сборниках, в педагогических интернет-сообществах): - награды педагогических работников; - участие в общественной жизни города, области и т.п. педагогических работников; график прохождения аттестации педагогических работников на текущий год; - перспективный план повышения квалификации педагогических работников; - график повышения квалификации учителей методического объединения на текущий год; - график проведения текущих контрольных работ: предупреждение перегрузок обучающихся; - график административных контрольных работ на четверть; - график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий. Документы руководителя МО: - нормативно-правовая база преподавания предмета; - организация и результаты административного текущего контроля за реализацией программы (контрольно-измерительные материалы, справки, приказы); - организация и результаты промежуточной аттестации учащихся (контрольноизмерительные материалы, справки, приказы); - рабочие программы по предмету; календарно-тематические планы по предметам учебного плана - общие отчеты, анализы за отчетный период (выполнение программ, качество обучения и т.п.). 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)