ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа «Движение жизнь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс введен в часть учебногоплана,формируемогообразовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного ифизического воспитаниядетей разного возраста. Радостьдвижения сочетается в подвижныхиграх с духовным обогащением детей. Внихзаключаетсяогромныйпотенциалдляфизическогоразвитияребенка,формируется устойчивоеотношениеккультурероднойстраны,создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.Игрыспособствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учатпремудростямжизни, добру и справедливости, чести ипорядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностныеориентацииорганизациидеятельностипредполагаютуровневуюоценку в достижении планируемых результатов. Достиженияпланируемыхрезультатовотслеживаютсяврамкахвнутреннейсистемы оценки: педагогом, администрацией, психологом Актуальностьпрограммы Спортивныеигра–естественныйспутникжизниребѐнка,источникрадостныхэмоций, обладающий великой воспитательной силой. Спортивныигрыявляютсячастьюпатриотического,эстетическогоифизического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношениеккультурероднойстраны,создаютсяэмоциональноположительнаяоснова для развитияпатриотических чувств: любви кРодине, еѐ культуре и наследию. Вэтом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствованиеестественныхдвижений(ходьба,бег,прыжки,метание), элементарныхигровыхумений(ловлямяча,передачи,броски,ударыпомячу)итехникотактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником),необходимыхпридальнейшемовладенииспортивнымииграмивсреднихи старших классах. Цель:формированиеуучащихсяосновздоровогообразажизни,развитиетворческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Задачи: 1. Пропагандироватьздоровыйобразжизни. 2. Формироватьосознанноеотношениексвоемуфизическомуипсихическомуздоровью. 3.Отрабатывать навыки, направленные на развитие и совершенствование различных физических качеств. Формыорганизацииучебныхзанятий Основнойформойорганизациивнеурочнойдеятельности«Движение жизнь»является учебное занятие. Урок полностью построен на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. Используются разнообразные формы и методы работы: занятия по традиционной схеме; занятия, состоящие из набораспортивыхигрбольшой,среднейималойинтенсивности;занятия- соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;прогулки-походы; дифференцированные двигательные задания, направленныенарегулированиедвигательнойактивностидетей.Часто,виграх используюдополнительныепредметы.Этовызываетудетейбольшеежеланиеиграть. Содержаниеучебногопредмета.Основныевидыдеятельности Баскетбол-16 часов Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трех очковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Выбивание мяча.Передача мяча двумя руками сверху. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра Волейбол-20часов Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передачамячадвумяруками.Передачанаточность. Подачамяча:нижняяпрямая,нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Прямой нападающий удар. Передача сверху за голову в опорном положении. Техника защиты. Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме. Учебная игра. Контрольные игры и соревнования. Фронтальная Группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения (иногда под счѐт). Особенно широко эта форма занятий применяется при решении локальных задач в пределах одного занятия, в частности во время разминки, во время применения методов наглядности. Групповая Спортсмены выполняют одинаковую тренировочную нагрузку. При такой форме организации занимающихся имеются хорошие условия для соревновательного микроклимата, взаимопомощи при выполнении упражнений. Индивидуальная Каждыйспортсмен,занимающийсявгруппеполучаетиндивидуальноезаданиеивыполняетегоса мостоятельно.Вчислепреимуществэтойформыследуетотметить хорошиеусловиядляиндивидуальногодозированияикоррекциинагрузки,воспитания самостоятельности, настойчивости и уверенности в своих силах. Свободнаяформа Можетиспользоватьсяспортсменамивысокогокласса,имеющихбольшойтренировочный стаж, необходимыеспециальные знания и опыт. Организационно-методическиеформы Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены круговая и стационарная формы проведения тренировочных занятий. Круговая форма Предполагаетпоследовательноевыполнениеспортсменомупражненийнаразличных «станциях». Обычно оборудуются от 8 до 12 «станций», на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Характеристикаосновныхрезультатов,накоторыеориентированапрограмма (личностные, метапредметные, предметные результаты) В результате внеурочной деятельности «Движение жизнь» у обучающихся будут сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности. В процессе реализации программы у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: • Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; • Развитие регуляции спортивно-оздоровительной деятельности; • Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности Познавательные УУД: • Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной деятельности; • Знание по истории и развитию различных видов спорта и о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • Знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек; • Знание об индивидуальных особенностях физического развития; • Знание о функциональных возможностях организма. Коммуникативные УУД: • формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; • развивать навыки взаимодействия в группе; • развивать вербальные и невербальные навыки общения; • умение играть в команде В результате освоения программы Обучающиеся будут знать: • историю игровых видов спорта; • правила спортивных игр; • правила судейства; • правила взаимодействия в команде; • особенности своего организма и влияние физической нагрузки на различные группы мышц; • основы здорового образа жизни; Обучающиеся будут уметь: • навыки выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; • навыки выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • играть в футбол, волейбол, баскетбол, теннис; • работать с различным спортивным инвентарем; • играть в команде. Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 6 • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; • оценивать красоту телосложения и осанки; • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; • технически правильно выполнять двигательные действия базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Дляполноценнойреализацииданнойпрограммыиспользуютсяразныевидыконтроля: Текущий - наблюдение,спортивные эстафеты. Итоговый–открытыезанятия,соревнования,отраженияихрезультатоввпортфолио. Учебно-тематическийплан № 1. 2 Названиераздела Совершенствованиетехникипередвижений, остановок,поворотови стоек Спортивные игры Всего: Теория Практика 1 6 6 28 28 34 34 1 Кол-во часов Календарно-тематическоепланирование на 2024-2025 учебный год № Темазанятия Кол-во часов Совершенствованиетехникипередвижений,остановок,поворотовистоек ПравилаТБ.Правилаигрыбаскетбол.Закреплениетехники стоекигрока,перемещенийв стойке. Ловляи передачамяча наместеивдвижениис пассивным сопротивлениемзащитника. Комбинацииизосвоенныхэлементовтехники.Нападение быстрымпрорывом. Вариантыведениямячаспассивнымсопротивлением защитника.Перехватмяча. 1 Броскимячапослеведенияиловлиспассивным противодействием. Играпо упрощѐннымправиламмини-баскетбола. 1 7. Позиционноенападение(5:0)сизменениемпозиций игроков. Нападение быстрым прорывом (2:1). 1 8. Вариантыведениямячаспассивнымсопротивлением защитника. Перехват мяча . Ловляи передачамяча наместеивдвижениис пассивным сопротивлениемзащитника. Ловляи передачамяча наместеив движениис пассивным сопротивлениемзащитника. Броскимячапослеведенияиловлис пассивным противодействием. Ловляи передачамяча наместеивдвижениис пассивным сопротивлениемзащитника. Выбиваниемяча. 1 1. 2 3 4 5. 6. 9. 10 11. 12. 13. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 14. Выбиваниемяча. 1 15. 1 17. Ловляи передачамяча наместеивдвижениис пассивным сопротивлениемзащитника. Вариантыведениямячаспассивнымсопротивлением защитника.Перехватмяча Спортивнаяигра. 18. Верхняяпрямаяподачамяча. 1 16. 19. 1 1 1 ПравилаТБ.Правилаигры,расстановкаигроков.Нижняя прямая подача мяча. 20. 21. Прямойнападающий ударпослеподбрасываниямяча партнѐром. Верхняяпрямаяподачамяча. 1 1 22. Верхняяпрямаяподачамяча. 1 23. Эстафета. 1 24. Ходьбапарами,тройками. 1 25. Верхняяпрямаяподачамяча. 1 26. Прямойнападающийударпослеподбрасываниямяча партнѐром. 1 27. Передачамячасверхудвумярукаминаместеипосле перемещения вперѐд. 1 28. 1 29. Прямойнападающий ударпослеподбрасываниямяча партнѐром. Верхняяпрямаяподача. 30. Верхняяпрямаяподача. 1 31. Нижняяпрямая подача 1 32. Передачамячасверхудвумярукаминаместеипосле перемещениявперѐд. Игры«Запрещѐнноедвижение»,«Ловишкис приседанием». Весѐлыестарты. 1 33. 34 1 1 1 Ресурсноеобеспечение 1. 500игриэстафет.–Изд.2-е–М.:Физкультураиспорт,2003. –304 с.:ил.–(Спортв рисунках) 2. Спортивныеигрынаурокахфизкультуры/ПодобщейредакциейО.Листова. –М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с. 3. БергерГ.И.,БергерЮ.Г.Конспектыуроковдляучителяфизкультуры:5-9кл.:Урок физкультуры:Спортивныеигры,лыжнаяподготовка,подвижныеигры. –М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с. 4. Комплекснаяпрограммафизическоговоспитания учащихся1-11классов. Авторы: докторпедагогическихнаукВ.И.Лях,кандидатпедагогическихнаукА.А.Зданевич 5. Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина,Н.Д.Никадрова.-2-еизд.,перераб.идоп.-М.:Физкультураиспорт,2000.- 496 с., ил. 6. КоротковИ.М.Подвижныеигрыдетей. М.,1987