ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
обучающимся
с
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП
УО(вариант
1)
адресована
легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых образовательных потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного
предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
3
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
формирование представлений об опасных природных явлениях,
формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
формирование
умения
работать
с
географической
картой,
графической наглядностью;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
4
формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
5
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
В
процессе
изучения
учебного
предмета
«География»
в
6
классеобучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся
сфизической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса
географии — «План и карта». При изучении этой темы следует
осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к
чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично
перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие
сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это
позволит своевременно начать формирование географических знаний в
тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что
создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные
6
природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к
конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о
формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают
обучающиеся.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
5
Контрольные работы
1.
Введение
2.
Ориентирование на местности
5
1
3.
Формы поверхности Земли
4
1
4
Вода на Земле
10
1
5
План и карта
7
1
6.
Земной шар
17
1
7.
Карта России
20
2
Итого
1
68
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
развитие
умения
фиксировать
результаты
самостоятельной
деятельности (наблюдений, опытов);
развитие
навыков
взаимодействия
при
работе
в
паре
при
изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
формирование
эстетических
чувств
при
знакомстве
с
достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные
открытия
(кругосветные
путешествия,
запуск
искусственных
спутников
Земли и людей в
космос, первые космонавты);
формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;
8
понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
называть,
описывать
существенные
признаки
географических
объектов и явлений;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
определять направления на карте;
вести
наблюдения
за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической среды;
сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
9
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает
смысл
вопроса
и
отвечает
на
вопросы
полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает
последовательное
описание
объекта,
раскрывающее
его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
10
Оценка«4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка«3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал
излагает
недостаточно
полно
и
последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно
не
может
обобщить
полученные
знания
и
установить причинно-следственные связи.
Оценка«2»- не ставится.
11
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
1.
География - наука о 1ч.
природе Земли
2.
Наблюдения
за 1ч.
изменениями
высоты Солнца и
погоды
3.
Явления природы
1ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Введение - 5 часов
Называют, что в переводе
означает слово «география».
Рассказывают
о
первых
путешественниках по плану и
опорным
словам
и
словосочетаниям
Формирование
Называют
основные
представлений о разных
компоненты
погоды,
временах года, суточном и
используя помощь учителя.
годовом движении Земли
Рассказывают от чего зависит
смена дня и ночи, смена
времен
года.
Рисуют
положение Солнца на небе в
разное время суток. Узнают и
называют условные знаки
календаря погоды
Формирование у
обучающихся
представлений об
изучаемом предметегеография
Знакомство обучающихся с
явлениями природы,
обобщение и закрепление
знаний о правилах
поведения во время грозы,
сильных порывах ветра
Определяют и называют по
иллюстрации
явления
природы.
Рассказывают с
опорой
иллюстрации
(схематические рисунки) как
вести себя во время грозы и
при сильных порывах ветра
Достаточный уровень
Называют, что означает в переводе
слово география, рассказывают о
первых
географах
и
их
путешествиях. Составляют рассказ
о том, как люди используют в
своей жизни знания по географии
Называют основные компоненты
погоды.
Рассказывают,
как
меняется высота Солнца над
горизонтом в течение дня и в
разное время года.
Рисуют положение Солнца на небе
в разное время года. Составляют
по плану рассказ, какая погода
характерна для разных времен
года
Называют «явления природы»,
определяют, что такое «ветер».
Рассказывают,
как
люди
используют
силу
ветра.
Составляют рассказ о правилах
поведения во время грозы и при
сильных порывах ветра
12
4–5.
Географические
2ч.
сведения о своей
местности и труде
населения.
Экскурсия
для
наблюдения запаса
элементарных
географических
представлений
6.
Горизонт.
горизонта
7.
Стороны горизонта
8.
Компас и правила 1ч.
пользования им
9.
Ориентирование по 1ч.
местным признакам
природы
Линия 1ч.
1ч.
Знакомство с местностью, в
которой обучаются и
проживают школьники.
Формирование умения
наблюдатьза окружающей
действительностью,
фиксирование и обобщение
своих наблюдений
Составляют
рассказ
по
иллюстрациям о занятиях
населения своей местности.
Выполняют
зарисовки,
упражнения в тетради на
печатной
основе
после
наблюдений, проведенных во
время экскурсии совместно с
учителем
Ориентирование на местности – 5 часов
Находят
в
словаре
и
Формирование
зачитывают,
что
такое
представлений о линии
горизонт,
линия
горизонта.
горизонта, основных
Выделяют на иллюстрации
сторонах горизонта
линию горизонта
Формирование
умений Называют основные стороны
пользоваться
компасом, горизонты, опираясь на схему.
определять
основные Рисуют
схему
сторон
стороны горизонта
горизонта
совместно
с
учителем
Знакомство с компасом. Определяют
стороны
Устройство.
Правила горизонта
по
компасу,
пользования. Формирование используя помощь учителя.
умений ориентироваться по Наклеивают картинку компаса
компасу
в тетрадь
Формирование
уменийориентироваться по
местным признакам
природы, принимать
Определяют
стороны
горизонта
по
признакам
природы, изображенных на
иллюстрации,
используя
Составляют рассказа о своей
местности
по
плану,
предложенному учителем.
Выполняют
зарисовки,
упражнения в тетради на печатной
основе
после
наблюдений,
проведенных во время экскурсии
Дают
определение
географическим
понятиям
«горизонт», «линия горизонта».
Называют свойства горизонта
Называют
основные
стороны
горизонта. Зарисовывают схему
сторон горизонта в тетради
Рассказывают, что такое компас
иправила пользования компасом
пользоваться.
Схематически
зарисовывают
компас.
Определяют стороны горизонта с
помощью компаса в классе,
школьном холле, на пришкольном
участке
Рассказывают, что такое компас,
для чего он нужен и как он
устроен.
Ориентируются
с
помощью компаса по местным
13
решения в нестандартной
ситуации
10.
Ориентирование на 1ч.
местности
11.
Рельеф
его
формы.
холмы
12.
Знакомство
с 1ч.
формами
рельефа
своей
местности
(своего
края).
(Экскурсия
для
обучающихся,
проживающих
в
сельской
местности)
Овраги,
их 1ч.
13.
местности, 1ч.
основные
Равнины,
помощь педагога
Закрепление
Наблюдают за окружающей
сформированных навыков
действительностью.
ориентирования с
Определяют
стороны
пользованием компаса.
горизонта
по
местным
Продолжение формирования признакам природы, принимая
умений
наблюдать
за помощь учителя
окружающей
действительностью,
обобщение
своих
наблюдений
Формы поверхности Земли – 4часов
Формирование
Называют основные формы
представлений
земной
поверхности.
обучающихся о формах
Зарисовывают строение холма
поверхности земного шара
по образцу с указанием его
частей.
Называют
и
показывают горы и равнины
на иллюстрациях
признакам природы
Наблюдают
за
окружающей
действительностью,
выделяют
признаки природы, по которым
можно
определить
стороны
горизонта. Определяют стороны
горизонта по местным признакам
природы, по компасу
Называют
основные
формы
земной
поверхности.
Рассказывают, чем отличаются
плоские и холмистые равнины.
Определяют виды равнин по
иллюстрациям
и
схеме.
Показывают части холма на схеме
Обобщение
и Определяют форму рельефа Определяют форму рельефа своей
закреплениесведений
своей местности, опираясь на местности. Составляют рассказ о
обучающихся о родном крае. схемы
и
иллюстрации, форме рельефа своей местности
Продолжение формирования совместно с учителем
умения
наблюдать
за
окружающей
действительностью,
фиксировать и обобщать
свои наблюдения
Формирования
Показывают на иллюстрации Рассказывают
о
процессе
14
образование
представлений
об
образовании оврагов и о
вреде оврагов для сельского
хозяйства.
Воспитание
бережного отношения к
родной земле
14.
Горы.
Землетрясения.
Извержения
вулканов
1ч.
15
Вода в природе
1ч.
16
Родник,
образование
его 1ч.
17
Колодец,
водопровод
1ч.
овраг, называют подписанные
части оврага, делают макет
оврага из сырого песка и
глины
Продолжение формирования Составляют рассказ о горах из
представлений
предложенных
учителем
обучающихся
о предложений. Лепят макет
разновидностях
рельефа горы из пластилина. Отвечают
земного шара. Знакомство со на наводящие вопросы о
стихийными
явлениями стихийных явлениях в природе
природы
(землетрясение,
извержение
вулкана),
формирование
навыков
безопасного поведения
Вода на Земле – 10часов
Закрепление полученных на Приводят
примеры,
где
уроках природоведения
встречается вода в природе с
знаний о воде и ее значении опорой на иллюстрации. По
для живых организмов и
схеме
рассказываюто
хозяйственной деятельности круговороте водыв природе
человека
Формирование
Составляют
рассказ
по
элементарных
опорным
словам
об
представлений
об образование родника
образовании родника
Формирование
элементарных
образования оврагов и о вреде
оврагов для сельского хозяйства с
опорой
на
иллюстрации,зарисовывают схему
оврага и подписывают его части.
Делают макет оврага из сырого
песка и глины
Рассказывают о горах и горных
системах. Зарисовывают схему
вулкана.
Выполняют
макет
горного хребта из пластилина.
Рассказывают
о
стихийных
явлениях
природы
(лавина,
землетрясение,
извержение
вулкана)
Приводят
примеры,
где
встречается вода в природе.
Рассказывают как происходит
круговорот воды в природепо
схеме
Рассказывают как накапливается
вода под землёй. Объясняют как
образовалось слово «источник».
Называют, из каких горных пород
состоят
водопроницаемые
и
водонепроницаемые слои
По рисунку рассказывают о Рассказывают
о
работе
строении водопровода. Из водопровода. Называют правила
15
18
Река,
ее
части. 1ч.
Горные и равнинные
реки
19
Использование рек
1ч.
20
Озера.
Водохранилища.
Пруды
1ч.
21
Болота, их осушение 1ч.
представлений о колодце и
водопроводе как источниках
пресной воды для человека
Знакомство с горными и
равнинными
реками, их
значении в жизни человека и
его
хозяйственной
деятельности
пластилина
колодца
делают
макет охраны воды при пользовании
водопроводом
Составляют предложения как
образуются реки по опорным
словам.
Называют
части
реки,обозначенные на схеме.
Определяют по иллюстрации
горную и равнинную реку
Рассказывают по схеме как
образуются
реки.Называюти
показывают на схеме части реки.
Определяют на схеме направление
реки, левые и правые притоки.
Сравнивают горную и равнинную
рекипо плану. Рассказывают как
образуется водопад
Продолжение формирования Составляют
рассказ
об Рассказываютоб
использовании
представлений
использование рек по схеме с пресной воды рек в хозяйственной
обучающихся
об опорой на иллюстрации
деятельности человека
использовании природных
ресурсов (пресной воды рек)
в
хозяйственной
деятельности человека
Продолжение формирования По иллюстрациям и опорным Называют
характерные
представлений
словам рассказывают, где особенности озера. Рассказывают,
обучающихся о
образуются озера. Называют в каких местах образуются озёра.
многообразии водоемов
различия пруда от озера, Зарисовывают
схему
озера.
земного шара.Обобщить и
принимая помощь учителя
Рассказывают, как образуются
закрепить знания об озерах,
водохранилища. Сравнивают пруд
прудах, водохранилищах
и озеро. Приводят примеры
родного края, их
искусственных водоемов
использовании в
хозяйственной деятельности
человека
Продолжение формирования Составляют рассказ по серии Рассказывают об образовании
представлений
картинок
«Образование болотпо схеме. Рассказываю, для
обучающихся о болоте. болот»
чего осушают болота и где
16
22
Океаны и моря
1ч.
23
Острова
полуострова
24
Водоемы в вашей 1ч.
местности. Охрана
вод от загрязнения
и 1ч.
Повторить
и
закрепить
сведения, полученные о
торфе,
его
добыче
и
использовании
Формирование понятий
«океан», «море».
Знакомство обучающихся со
стихийными явлениями
природы (шторм, цунами,
ураган)
используется торф
Составляют
рассказ
иллюстрациям
использовании
морей
океанов человеком
по Называют
характерные
об особенности морей и океанов.
и Сравнивают и показывают на
схеме окраинные и внутренние
моря. Называют отличия морской
воды от пресной. Рассказывают,
что
такое
цунами.
По
иллюстрациям составляют рассказ
об использование морей и океанов
в хозяйственной деятельности
человека
Формирование
понятий Зарисовывают
в
тетради Называют
характерные
«остров» и «полуостров»
вместе с учителем остров, особенности морей и океанов. На
полуостров и подписывают их, рисунке находят и показывают
делают макеты из пластилина острова, полуострова, заливы и
проливы. Делают макет острова и
полуострова из пластилина и
цветной бумаги
Продолжение формирования Составляют
рассказ
о Называют водоемы, которые есть в
представлений о родном водоёмах из предложенных местности,
где
проживают
крае, обобщение сведений о учителем
предложений. обучающиеся. Рассказывают как
водоемах, их использовании. Подбирают иллюстрации и используют водные ресурсы и о
Охрана водоемов
фотографии с изображением мерах, предпринимаемых людьми
водоемов
для охраны водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»
План и карта – 7 часов
17
25
Рисунок
предмета
и
26
План и масштаб
план 1ч.
1ч.
Формирование
первоначальных
представлений
обучающихся о плане, его
значении.
Знакомятся
с
понятием
«план». Зарисовывают план
предметов (ластик, кубик) по
контурным линиям. Называют
отличия плана от рисунка,
используя помощь учителя
Продолжение формирования Знакомятся
с
понятием
представлений
«масштаб».
Составляют
обучающихся
о
плане, рассказ
«Люди
каких
закрепление представления профессий
используют
о масштабе.
масштаб в своей работе», по
опорным
словам,
и
иллюстрациям
Рассказывают, что такое план и
для чего он нужен. Сравнивают
изображенные предметы на плане
и на рисунке, называя отличия.
Зарисовывают в тетради план
предметов (пенал, ластик, кубик)
Знакомятся с понятием «масштаб».
Перечисляют профессии людей,
которым
необходим
план
местности
18
27
Условные
знаки 1ч.
плана местности
28
План
географическая
карта
29
Условные
цвета 1ч.
физической карты
30
Условные
знаки 1ч.
физической карты
и 1ч.
Развитие умения читать
простейшие планы,
знакомство с условными
знаками плана местности
Называют условные знаки
плана местности с опорой на
иллюстрации. Вычерчивают
простейшие
знаки
плана
местности по образцу
Продолжение формирования Называют отличия плана от
представлений
карты, используя помощь
обучающихся о плане и его
учителя
значении. Знакомство
обучающихся с
многообразием
географических карт и их
значением для
жизнедеятельности человека
Знакомство с условными
По иллюстрации называют
цветами физической карты. формы земной поверхности. С
Обучение показывать на
помощью учителя называют
физической карте России
основные цвета физической
формы поверхности,
карты
крупнейшие водоемы с
опорой на условный цвет,
которым обозначены
различные формы
поверхности и водоемы
Продолжение формирования Соотносят условный знак
представлений
физической
карты
с
обучающихся о
изображением
географической карте.
Знакомство с условными
знаками физической карты
Называют
характерные
особенности изученных понятий.
Читают
рассказ,
используя
условные знаки плана местности
Сравнивают план города и карту.
Называют отличия плана от карты.
Показывают на карте стороны
горизонта. Рассказывают, какими
бывают
карты
по
назначению(физическая,
политическая, административная,
карта растений и животных)
Повторяют
формы
земной
поверхности. Читают условные
цвета,
знаки
географической
карты. Зарисовывают в тетради
условные знаки плана, цвета и
условные знаки физической карты
Называют условные цвета, знаки
географической
карты.
Зарисовывают в тетради условные
цвета
и
условные
знаки
физической карты
19
31
Физическая
карта 1ч.
России.
Значение
географической
карты в жизни и
деятельности людей
32
Краткие сведения о 1ч.
Земле, Солнце, Луне
33
Планеты
34
Земля – планета. 1ч.
Доказательства
шарообразности
Земли
1ч.
Обобщение
и
систематизация
представлений
обучающихся о физической
карте
и
ее
значении.
Формирование
умений
показывать
на
карте
заданные
объекты
с
помощью условных цветов и
знаков
Составляют
рассказ
о
значении физической карты в
жизни
людей
из
предложенных
учителем
предложений.
Показывают на физической
карте
России
границу
государства,
крупные
географические
объекты
(равнины,
горы,
океаны),
опираясь на условные цвета
карты, с помощью учителя
Земной шар – 17 часов
Формирование
у Составляют рассказ о Земле,
обучающихся элементарных Солнце
и
Луне
из
представлений
о
телах рекомендованных
учителем
Солнечной системы
предложений
Расширение
круга Знают название 2-3 планет.
элементарных
Составляют рассказ об одной
представлений о планетах из планет, используя опорные
Солнечной системы
слова
и
словосочетания.
Располагают
на
макете
планеты по отношению к
Солнцу, используя помощь
учителя
Формирование
у
обучающихся
представлений о форме
Земли.
Продолжение
закрепления
знаний
о
Составляют
рассказа
из
предложенных
учителем
предложений о планете Земля.
Зарисовывают как выглядит
планета Земля из космоса (по
Рассказывают
о
значение
физической карты в жизни
человека с опорой на план.
Показывают на физической карте
России
границу
государства,
крупные географические объекты
(равнины, горы, океаны), опираясь
на таблицу условных цветов и
знаков карты
Рассказывают,
что
такое
Солнечная система. Знакомятся с
понятиями
«астрономия»,
«планеты»
Показывают и называют планеты
(обозначенные и подписанные) на
схеме Солнечной системы. Знают
названия до 4 планет. Называют
отличительные признаки Земли от
других планет. Зарисовывают
вместе
с
учителем
схему
Солнечной системы. Располагают
на макете, по образцу, планеты по
отношению к Солнцу
Приводят примеры доказательства
шарообразности
Земли.
Показывают, с помощью теллурия,
движение Земли. Рассказывают
как менялись представления о
20
1ч.
вращении Земли вокруг
своей оси и вокруг Солнца
Продолжить формирование
представлений
обучающихся об освоении
космоса в XX и XXI веках
35
Современные
исследования
космоса
36
Глобус - модель 1ч.
Земного
шара.
Земная ось, экватор,
полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе
Формирование
представлений
обучающихся
о
форме
Земли.
Обучение
пользоваться
глобусом.
Показ на глобусе полюса,
линии экватора. Закрепление
знаний об условных цветах
физической карты
37
Физическая
полушарий
Повторение и закрепление
знаний обучающихся об
условных цветах
физической карты, линии
экватора, Северном и
Южном полюсах, Северном
и Южном полушариях.
Знакомство с картой
полушарий.
Обучение показу на
физической карте
полушарий, названных
выше объектов
карта 1ч.
шаблону)
форме и размерах Земли с опорой
на иллюстрации
Называют первого космонавта. Рассказывают о первом полете Ю.
Составляют
рассказ
из А. Гагарина в космос
предложенных
учителем
предложений о первом полете
в космос
Показывают
и
называют Рассказывают о строении глобуса.
глобус,
определяют
его Показывают на глобусе полюса,
назначение.
Приклеивают линию экватора, южное и северное
картинку глобуса в тетрадь, полушария. Лепят из пластилина
подписывают полюса и линию модель Земли, обозначают на ней
экватора. Лепят макет глобуса полюса
и
линию
экватора.
из пластилина
Показывают на глобусе различные
формы поверхности (с опорой на
цвет)
с
помощью
таблицы
условных цветов и знаков
Называют основные цвета Определяют, какими цветами
карты
полушарий. изображена поверхность Земли на
Рассматривают
условные карте полушарий. Рассматривают
знаки
карты
полушарий. условные знаки карты полушарий.
Показывают на физической Показывают на карте полушарий и
карте полушарий полюса, глобусе полюса, линию экватора,
линию экватора, материки, материки, океаны
океаны
21
38
Распределение воды 1ч.
и суши на Земле
39
Океаны на глобусе 1ч.
и карте полушарий
40
Материки
на 1ч.
глобусе и карте
полушарий
(Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная
Америка,
Австралия,
Антарктида)
Знакомство обучающихся с
распределением воды и
суши на Земле.
Формирование
представлений
обучающихся о
неравномерности
распределения воды и суши
на территории нашей
планеты
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре. Знакомство
обучающихся с названием и
месторасположением
океанов на физической
карте полушарий и на
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на карте
и глобусе
Определяют по карте, что Определяют по карте, в каком
занимает
большую
часть полушарии больше воды, а в каком
земного шара: вода или суша. островов и материков
Показывают воду и сушу на
карте, опираясь на таблицу
условных знаков
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре.
Знакомство
обучающихся с названием и
месторасположением
материков на физической
карте полушарий и на
Называют
материк,
на
котором мы живем. На карте
показывают
материки.
Составляют
рассказ
о
материке с опорой на карту,
используя
предложения,
предложенные учителем
Показывают на физической
карте и глобусе Мировой
океан. Зачитывают названия
океанов. Показывают океаны
на
карте.
Отвечают
на
вопросы учителя об океанах с
опорой
на
карту.
Подписывают
названия
океанов на контурной карте
Называют Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый
океаны.
Рассказывают
о
хозяйственном значении океанов
по схеме или иллюстрациям.
Устанавливают
простейшие
причинно-следственные
зависимости (например, почему
Северный
Ледовитый
океан
получил такое название). Находят
на глобусе и физической карте
полушарий океаны, подписывают
названия океанов на контурной
карте
Находят и называют на глобусе и
физической карте полушарий
материки, подписывают названия
материков
на
контурной
карте.Сравнивают материки и
части света
22
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на карте
и глобусе
41
Кругосветные
1ч.
путешествия.
Плавание
экспедиции
под
командованием Ф.
Магеллана
Формирование
представлений
обучающихся о значении
первого
кругосветного
путешествия
под
командованием
Ф.
Магеллана
Составляют из предложений,
предложенных
учителем,
рассказ об экспедиции Ф.
Магеллана. По пунктирным
линиям на контурной карте
отмечают первое кругосветное
путешествие
42
Первое
русское 1ч.
кругосветное
плавание
Знакомство
с
первым Составляют из предложенных
русским
кругосветным учителем
предложений
плаванием и его значением
рассказ
о
русском
кругосветном плавании. По
пунктирным
линиям
на
контурной карте отмечают
первое русское кругосветное
плавание
(маршрут
Крузенштерна, шлюп «Нева»)
Рассказ по плану и карте о первом
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного плавания (с опорой
на даты, представленные в
учебнике).
Показывают
на
физической карте полушарий
маршрут
кругосветных
путешествий под командованием
Ф. Магеллана
Составляют рассказ по плану и
карте
о
первом
русском
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного плавания (с опорой
на даты, представленные в
учебнике)
Рассказывают как происходило
первое
путешествие,
каково
значение первого кругосветного
плавания, какой вклад внесли
русские моряки в географическую
науку
23
43
Различие
в 1ч.
освещении
и
нагревании Солнцем
земной поверхности.
Понятие о климате,
его
отличие
от
погоды. Основные
типы климата
Формирование
представлений
обучающихся о различии в
освещении и нагревании
Солнцем
земной
поверхности. Знакомство с
климатом земного шара
С
помощью
теллурия
показывают движение Земли
вокруг Солнца.
Составляют рассказ о климате
своей местности, используя
помощь учителя
Рассказывают о значении солнца
для жизни на земле с опорой на
схему или рисунки.
Составляют рассказ с опорой на
схему, от чего зависит климат и от
чего зависит погода
24
44
Пояса
1ч.
освещенности:
жаркие, умеренные,
холодные.
Изображение их на
глобусе
и
картеполушарий
Продолжение формирования
первоначальных
представлений
о
разнообразии климата на
Земном шаре
45
Природа
1ч.
тропического пояса.
Тропические леса
Расширение
круга
представлений
обучающихся
об
особенностях
природных
условий тропического пояса
46
Природа
1ч.
тропического пояса.
Саванны и пустыни
Составляют рассказ об одном
из поясов освещенности из
предложенных
учителем
предложений. Раскрашивают в
контурной
карте
пояса
освещенности.
Заполняют
схему пояса освещенности
Показывают
на
карте
тропический
пояс,
выделенный
учителем.
Заштриховывают
(закрашивают)
заранее
обозначенный
учителем
тропический пояс в тетради.
Узнают
изображения
типичных
животных
тропического
пояса
и
называют их (от 3 до 5
представителей)
Знакомство с природными Узнают
изображения
зонами саванн и пустынь типичных животных саванн и
тропического пояса
пустынь тропического пояса и
называют их (от 3 до 5
представителей)
Устанавливают
простейшие
причинно-следственные
связи
между
географическим
положением,
солнечной
радиацией,
подстилающей
поверхностью.
Называют
основные типы климатов, их
характерные
признаки.
Составляют устный рассказ об
одном из поясов освещенности с
опорой на схему/ план. Чертят в
тетради
схему
«Пояса
освещенности»
Называют, с опорой на схему
«пояса
освещенности»,
какие
материки и океаны расположены в
пределах тропического пояса.
Узнают изображения типичных
животных тропического леса и
называют
их
(до
5
представителей), показывают на
карте «Растительный и животный
мир»
тропического
леса
с
помощью учителя
Узнают изображения типичных
животных саванн и пустынь,
называют
их
(до
5
представителей), показывают на
карте «Растительный и животный
мир» природные зоны саванн и
пустынь с помощью учителя
25
47
Природа умеренных 1ч.
и полярных поясов
48
Обобщающий урок
49
Карта
России. 1ч.
Географическое
положение России
на глобусе, карте
полушарий,
физической
карте
нашей страны
Столица России – 1ч.
Москва
50
1ч.
Знакомство обучающихся с
особенностями природных
условий
умеренных
и
полярных поясов
Называют
и
показывают
умеренные и полярные пояса
освещенности,
выделенные
учителем
на
карте.
Составляют
рассказ
из
предложенных
учителем
предложений
о
природе
умеренных или полярных
поясов (Арктика, Антарктика)
Обобщение
изученного Выполняют
контрольное
материала
по
разделу тестирование с опорой на
Земной шар.
Работа с учебник, с помощью учителя
картой
полушарий
и
глобусом.
Выполнение
заданий в тетради на
печатной основе
Карта России-20 часов
Знакомство обучающихся с Показывают на карте и
положением
России
на настольной карте Россию,
глобусе,
карте. используя помощь учителя.
Формирование
Выделяют
среди
других
представлений о площади изображений флаг и герб РФ.
государства,
повторение Зарисовывают
вместе
с
символики РФ
учителем флаг РФ
Продолжение формирования С помощью находят на карте
представлений
столицу
нашей
Родины.
обучающихся о Москве как Рассматривают иллюстрации
главном городе (столице) достопримечательностей
России
столицы. Составляют рассказ
о столице, используя опорные
слова и словосочетания
Называют материки и океаны,
расположенные
в
пределах
умеренного и полярного поясов.
Составляют рассказ о природе
умеренных и полярных поясов по
плану
Выполняют
контрольное
тестирование по разделу «Земной
шар»
Составляют
описание
географического
положения
России (с опорой на план в
учебнике). По карте поясов
освещенности определяют, в каких
поясах лежит Россия
Находят на карте столицу нашего
государства.
Рассказывают
о
достопримечательностях Москвы
с
опорой
на
иллюстрации.
Рассматривают
план
центра
Москвы (по приложению к
учебнику). Находят улицы, о
которых говорится в тексте
26
51
Границы
России. 1ч.
Сухопутные
границы на западе и
юге
52
Морские границы. 1ч.
Океаны и моря,
омывающие берега
России.
Моря
Северного
Ледовитого океана
53
Моря Тихого
Атлантического
океанов
и 1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государственных границах.
Закрепление знаний об
условных обозначений
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на географической
карте
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о
государственных границах.
Закрепление
знаний
условных обозначений и
условных
цветов
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте
Показывают границы России
на физической карте, обводят
по пунктирным линиям в
контурной карте сухопутные
границы
Показывают границы России
на
физической
карте.
Обозначают на контурной
карте северный ледовитый
океан
Показывают на карте за
Северный Ледовитый океан,
омывающий берега России, и
читают названия морей.
Рассказывают
по
иллюстрациям,
используя
помощь учителя о природе
морей (не выделяя конкретных
названий) , омывающих берега
России на севере.
Продолжение формирования Показывают на карте Тихий и
представлений
Атлантический океан, читают
обучающихся о
названия морей.
государственных границах
Рассказывают
по
России.
иллюстрации,
используя
учебника
Показывают на карте сухопутные
границы,
их
протяженность.
Называют государства, с опорой
на
политическую
карту,
с
которыми РФ граничит на западе и
юге.
Выделяют сухопутные границы
РФ на контурной карте
Показывают на карте морские
границы РФ. Рассказывают о
природе
морей,
омывающих
берега
России
(не
выделяя
конкретных названий).
Называют и показывают моря
Северного Ледовитого океана на
карте. Рассказывают о морях
Северного Ледовитого океана по
плану
Называют и показывают на карте
моря Тихого и Атлантического
океанов. Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания одного из
27
54
Острова
и 1ч.
полуострова России
55
Рельеф нашей
страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья
1ч.
Закрепление знаний
об
условных обозначениях и
условных
цветах
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте
Формирование
представлений о территории
РФ, островах и
полуостровах Северного
Ледовитого, Тихого,
Атлантического океанов.
Закрепление
знаний
условных обозначений и
условных
цветов
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте
Формирование
представлений о
поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление
знаний
условных обозначений и
условных
цветов
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
помощь учителя, о природе морей с опорой на план
морей, омывающих берега
России
Показывают
и
называют Называют и показывают острова и
острова
и
полуострова, полуострова
России.
заранее выделенные учителем Рассказывают об особенностях
природы островов и полуостровов
России. Составляют описания
одного
из
островов
и
полуостровов РФ с опорой на
план. Наносят названия островов и
полуостров России на контурную
карту
Закрашивают в контурной
карте обозначенные равнины
(низменности, плоскогорья).
Составляют описание равнины
по плану, используя помощь
учителя
Называют и показывают на
физической карте низменности,
возвышенности,
плоскогорья
России. Составляют описание
равнины
(низменности,
плоскогорья) с опорой на план в
учебнике
28
56
Работа с
контурными
картами
1ч.
57
Горы:
Северный
Алтай,
Крымские
Урал, 1ч.
Кавказ,
Саяны,
58
Крупнейшие
1ч.
месторождения
полезных
ископаемых
(каменного
угля,
нефти, железной и
медной
руд,
природного газа)
59
Работа
с 1ч.
объектов на географической
карте
Закрепление представлений
обучающихся о рельефе РФ,
совершенствование навыков
работы с настенной,
настольной картами,
формирование навыков
работы с контурными
картами
Наносят на контурную карту
названия крупных равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают) указанные
географические
объекты,
используя помощь учителя
Наносят на контурную карту
названия
крупных
равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают)
указанные
географические объекты
Продолжение формирования
представлений
обучающихся
о
разнообразии поверхности
РФ
Называют и показывают на
настенной
карте
заранее
выделенные учителем горы.
Заштриховывают
и
закрашивают
горы
в
контурной карте, используя
помощь учителя
Называют и показывают на
настенной
карте
Кавказские,
Уральские, Крымские горы, Алтай
и Саяны. Различают горы по
высоте,
размеру.
Составляют
описания гор России с опорой на
план в учебнике
Закрепление знаний
обучающихся о полезных
ископаемых, продолжение
формирования
представлений
обучающихся о богатстве
недр РФ.
Повторение
условных
обозначений
полезных
ископаемых
Зарисовывают
в
тетради
условные знаки полезных
ископаемых.
Закрашивают
заранее
обозначенные
полезные
ископаемые
в
контурной
карте. Изготавливают макеты
условных
знаков
с
последующим прикреплением
их к настенной карте
Показывают
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых,
добываемые
на
территории России.
Рассказывают об использовании
полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради условные
знаки
полезных
ископаемых,
изготавливают макеты условных
знаков
с
последующим
прикреплением их к настенной
карте
Закрепление представлений Наносят на контурную карту Наносят на контурную карту
29
контурными
картами
60
Река Волга
1ч.
61
Реки: Дон, Днепр, 1ч.
Урал
62
Реки Сибири: Обь, 1ч.
Енисей
обучающихся о рельефе
РФ, природных богатствах,
совершенствование
навыков
работы
с
настенной,
настольной
картами,
формирование
навыков
работы
с
контурными картами
Формирование
представлений
обучающихся о реке Волге
как одной из самых
длинных рек европейской
части России. Закрепление
знаний об использовании
рек в хозяйственной
деятельности человека
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Закрепление
знания об использовании
рек в хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны
названия гор России, условные названия гор России, условные
знаки полезных ископаемых в знаки полезных ископаемых в
местах их добычи
местах их добычи
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Знакомство
Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные
учителем.
Составляют
описание
об
Показывают на настенной
карте реку Волгу, используя
помощь учителя. Составлять
из предложенных учителем
предложений
рассказописание реки Волги
Показывают по карте реку Волгу,
ее притоки Оку и Каму. Находят
ее по условным знакам на
настенной карте ГЭС. Называют
каналы, соединившие Волгу с
другими
реками.
Составляют
описания Волги с опорой на план
Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные
учителем.
Составляют
описание
об
одной из изученных рек с
опорой на план, используя
помощь учителя
Показывают на настенной карте
изученные
реки,
крупные
водохранилища. Называют канал,
соединяющий реки Дон и Волгу.
Рассказывают
о
старинном
русском городе, расположенном на
берегу реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте
подписывают Дон, Днепр, Урал,
Печору, Северную Двину
Называют равнину по которой
протекают реки Обь и Енисей,
показывают их путь по карте. По
условным знакам находят крупные
30
63
Реки Лена и Амур
1ч.
64
Озера Ладожское, 1ч.
Онежское, Байкал
школьников с реками
азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной деятельности
человека. Воспитание
бережного отношения к
водным ресурсам страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся
о крупных реках РФ.
Знакомство школьников с
реками Азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной деятельности
человека. Воспитание
бережного отношения к
водным ресурсам страны
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о водоемах
РФ. Знакомство
обучающихся с
крупнейшими озерами
России. Закрепление знаний
об использовании озер в
хозяйственной деятельности
человека.
Воспитание
бережного
отношения
к
водным
ресурсам страны
одной из изученных рек с ГЭС, построенные на реках
опорой на план, используя Енисей, и Ангара. Составляют
помощь учителя
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте
подписывают изученные реки.
Сравнивают протяженность рек
Обь и Енисей по рисунку в
учебнике
Показывают изученные реки Показывают на карте реки Лену,
на настенной карте, заранее Амур и их притоки. Сравнивают
выделенные
учителем. по протяженности изучаемые реки
Составляют описание одной из с другими реками России по
изученных рек с опорой на рисунку. Составляют описание
план,
используя
помощь изученных рек с опорой на план.
учителя
На контурной карте подписывают
изученные реки
Показывают на настенной
карте заранее обозначенные
озера.
Составляют из предложенных
учителем предложений об
озерах России. Подписывают
название озер на контурной
карте,
используя помощь
учителя
Называют и показывают озера
России на настенной карте.
Рассказывают об их особенностях.
Называют реки, впадающие в
Каспийское
море.
Поясняют,
почему
Каспийское
озеро
называется морем.
Наносят на контурную карту
названия изученных озер
31
65
Крупные
России
66
Работа
контурными
картами
города 1ч.
с 1ч.
Продолжение формирования
представлений
обучающихся о
многообразии городов
России, знакомство с
названиями,
географическим
положением и
достопримечательностями
крупнейших городов РФ.
Повторение и обобщение
знаний о столице России
Закрепление представлений
обучающихся о городах РФ,
совершенствование навыков
работы с настенной,
настольной картами,
навыками работы в
контурных картах.
Воспитание аккуратности,
усидчивость
Показывают на карте столицу
России, родной город (с
помощью). Рассказывают о
достопримечательностях
столицы и своего города,
опираясь на иллюстрации и
опорные слова
Показывают на карте столицу
России,
города-миллионеры,
родной город.
Составляют рассказа о столице
России с опорой на план.
Перечисляют
достопримечательности родного
города (поселка)
Отмечают на контурной карте
заранее отмеченные учителем
условные
изображения
столицы. Подписывают на
контурной карте родной город
Наносят на контурную карту
условные
знаки
изображения
столицы,
названий
городовмиллионеров, родного города
32
67
Наш
край
на 1ч.
физической карте
России
68
Повторение
начального
физической
географии
1ч.
курса
Расширение представлений
обучающихся о родном
крае. Формирование умений
находить нашу страну на
карте, показ столицы РФ
Повторение и обобщение
представлений
обучающихся,
формируемых в начальном
курсе физической географии
Составляют рассказ о родном Составляют рассказ о родном крае
крае по плану, используя с опорой на план, предложенный
опорные слова и предложения учителем. Пишут письмо другу, в
котором содержится описание
родного края
Выполняют
контрольное Выполняют
контрольное
тестирование с опорой на тестирование по начальному курсу
учебник
географии
33