Требования к результатам обучения Личностными результатами занятий являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владение различными видами публичных выступлений; умение выполнять познавательные и практические задания. Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Содержание программы Человек и общество. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части первой (с кратким ответом) по данным содержательным линиям. Социальная сфера. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части первой (с кратким ответом) по данной содержательной линии. Экономическая сфера. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие Экономический рынков. рост Измерители и развитие. экономической Разделение труда деятельности. и Понятие специализация. ВВП. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части первой (с кратким ответом) по данной содержательной линии. Духовная сфера.Культура. Культурные нормы. Виды культур. Религия. Наука. Образование. Искусство. Политическая сфера. Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Политическое участие. Правовое государство. Человек в политической жизни. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий первой части (с кратким ответом) по данной содержательной линии. Право. Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий первой части(с кратким ответом) по данной содержательной линии. Человек. Познание. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий первой части (с кратким ответом) по данным содержательным линиям. Тематическое планирование № Название темы Кол-во Теория Практика часов 1. Введение. 2 2 1 Человек и общество 2 1 1 2 Социальная сфера 4 3 1 3 Духовная сфера 4 3 1 4 Политическая сфера 4 3 1 5 Экономическая сфера 5 4 1 6 Право 5 4 1 7 Познание. 8 4 4 Итого 34 24 10 Календарно-тематическое планирование Дата № Тема Колво часов 1 ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной 1 работы. 2 Особенности заданий экзаменационной работы (1и 2 часть). 1 3 Человеческая личность. Потребности человека. Социализация 1 Личности. Общение. 4 Тренировочные задания по теме «Человек и общество». 1 5 Социальная структура общества. 1 6 Этносы. Межнациональные отношения 1 7 Социальные конфликты. Семья. 1 8 Тренировочные задания по теме «Социальная сфера». 1 9 Культура. Культурные нормы. Виды культур. 1 10 Религия. Наука. 1 11 Образование. Искусство. 1 12 Тренировочные задания по теме: «Духовная сфера». 1 13 Государство в политической системе общества. 1 14 Форма государственного устройства и правления. Политический режим. 1 15 Гражданское общество и правовое государство. Политическиепартии. 1 16 Тренировочные задания по теме: «Политическая сфера» 1 17 Сущность и структура экономики. Товар и его виды. 1 18 Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение. 1 19 Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. 1 20 Труд, занятость, безработица 1 21 Тренировочные задания по теме: «Экономическая сфера». 1 22 Понятие права. Отрасли права. Нормы права. Источники права. 1 23 Конституция РФ. Основы конституционного строя. 1 24 Права и обязанности человека и гражданина РФ. 1 25 Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность. 1 26 Тренировочные задания по теме: «Право». 1 27 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии 1 28 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии 1 29 Научное и ненаучное познание. Социальное познание. 1 30 Многообразие человеческой деятельности. 1 31- Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ. 2 32 33- Анализ результатов итогового репетиционного экзамена. 34 2