ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральным компонентом основного общего среднего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004 года; Федеральным базисным учебным планом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004 г. Элективный курс предназначен для учащихся одиннадцатого класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Цель данного курса: помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе. Задачи элективного курса: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности. Данная рабочая программа направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного курса совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование системнодеятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Система форм контроля уровня достижений обучающихся Промежуточный контроль – письменные опросы учащихся; итоговый контроль – сочинение – эссе или сочинение – рассуждение. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся Обучающиеся должны знать: требования, предъявляемые к итоговому сочинению; критерии оценивания итогового сочинения; теоретико-литературные понятияуметь 1. создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, 2. рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений: выбрать одну тему; выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; сформулировать свою точку зрения; аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по вашему выбору); продумать композицию сочинения; грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём). 3. применять на практике теоретико-литературные понятия; 4. - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; 5. осуществлять речевое оформления собственных работ; 6. уместно употреблять средства художественной выразительности; 7. редактировать собственные и чужие сочинения. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование. Предполагаемые результаты Ученик научится -классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа; - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; - создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями; - аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию; - осуществлять речевое оформления собственных работ; - уместно употреблять средства художественной выразительности; -редактировать собственные сочинения. Содержание элективного курса Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Пять тематических направления, утверждённые на данный учебный год. Особенности формулировок тем сочинений. Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Редактирование текста сочинения. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА № Дата проведе ния Колво часо в Тема занятия Элементы содержания 1 2 Требования к итоговому Требования к сочинению на сочинению. Критерии литературную тему. оценивания сочинения. Критерии оценивания. 2 2 Структура итогового сочинения. Композиция сочинения. 3 2 Первое тематическое направление итогового сочинения. 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 2 10 2 Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Второе тематическое направление итогового сочинения. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Третье тематическое направление итогового сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. Четвертое тематическое направление итогового сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. 11 2 12 2 Пятое тематическое направление итогового сочинения. Аргументы в тексте Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Аргументация по первому тематическому блоку. Особенности формулировок тем сочинений. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Аргументация по второму тематическому блоку. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. Виды учебной деятельности Конспект лекции, составление плана и опорной таблицы Конспект лекции, анализ образца сочинения Подбор аргументов Работа со словарем литературоведчес ких терминов Подбор аргументов Аргументация по третьему тематическому блоку. Конспект лекции, анализ готовых итоговых сочинений. Подбор аргументов Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитаты. План сочинения. Составление развернутого плана сочинения Аргументация по четвертому тематическому блоку. Виды вступлений (историческое, историколитературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. Аргументация по пятому тематическому блоку. Подбор аргументов Аргументация. Способы Поиск Практическая работа (написание черновика сочинения) Подбор аргументов сочинения. ввода аргументов в текст сочинения. Сочинение-рассуждение (или сочинение –эссе) по одному из направлений Сочинение-рассуждение (или сочинение –эссе) по одному из направлений Выражение собственной позиции в сочинении. Контроль знаний и умений 13 2 14 2 15 2 16 2 Средства выразительности в сочинении. 17 2 Редактирование готовых сочинений аргументов, Способы ввода аргументов в текст сочинения (работа под руководством учителя) Написание сочинения Контроль знаний и умений Написание сочинения Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Формулировка собственной позиции в сочинении Написание фрагмента сочинения с учетом требований к речевому оформлению Редактирование текста Редактирование текста УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1.Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019. 2.Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. : Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзамен с «Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5. 3.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю). — ISBN 978-5-09-035839-2 Интернет-ресурсы 1.Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru 2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/ 3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http//www.philolog/ru/dahl/ 5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/ 6. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 7. Мир слова русского http://www/rusword.org 8. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook 9. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru 10. Электронные пособия по русскому языку для школьниковhttp://learningrussian.gramota.ru 11. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ» http://slovari.gramota/ru 12.Сайт ФИПИ.