ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины в современном мире" (далее – ОБЗР в современном мире) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП СОО. Программа ОБЗР в современном мире позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа ОБЗР в современном мире в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР в современном мире, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах. Программа ОБЗР в современном мире обеспечивает: 1. 2. 3. 4. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа; взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР в современном мире на уровнях основного общего образования; подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» Реализация данной рабочей программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах; 2) формирование понимания ценности здорового образа жизни; 3) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание ответственности и долга перед Родиной; 4) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 5) формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовое многообразие современного мира; 6) формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного к собственным поступкам; 9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 10) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 11) осознанное значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 12) формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдения нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» являются УУД: Регулятивные УУД: - умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Предметные результаты обучения: - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; - понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; - понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; - понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; - формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; - формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; - понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; - знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; - знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; - умение оказать первую помощь пострадавшим; - умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; - умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Обучающийся научится: - классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; - использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; - использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; - безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; - безопасно использовать бытовые приборы; - безопасно использовать средства бытовой химии; - безопасно использовать средства коммуникации; - классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; - предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; - безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; - безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; - безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; - безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; - безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; - адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; - безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; - безопасно применять первичные средства пожаротушения; - соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; - соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; - соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; - использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; - готовиться к туристическим походам; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; - адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; - добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; - добывать и очищать воду в автономных условиях; - добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; - подавать сигналы бедствия и отвечать на них; - характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; - предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; - классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; - безопасно использовать средства индивидуальной защиты; - характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; - предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; - классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; - безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; - комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; - классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; - классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; - классифицировать законодательных и актов, характеризовать основные регламентирующих положения ответственность несовершеннолетних за правонарушения; - классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; - предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; - оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; - характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; - классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; - планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; - адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; - выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; - безопасно использовать ресурсы интернета; - анализировать состояние своего здоровья; - определять состояния оказания неотложной помощи; - использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; - классифицировать средства оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; - извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; - оказывать первую помощь при ушибах; - оказывать первую помощь при растяжениях; - оказывать первую помощь при вывихах; - оказывать первую помощь при переломах; - оказывать первую помощь при ожогах; - оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; - оказывать первую помощь при отравлениях; - оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; - оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. обучающийся получит возможность научиться: - безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; - готовиться к туристическим поездкам; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; - анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и применять права покупателя; - анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; - предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; - характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; - классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; - оказывать первую помощь при коме; - оказывать первую помощь при поражении электрическим током; - использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; - усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. Содержание учебного предмета Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» Человекиегобезопасность Опасностивжизничеловека. Опасныеичрезвычайныеситуации.Источникиопасныхситуаций.Возникнове ниеопасныхситуаций из-зачеловеческогофактора. Основныеправилабезопасногоповедениявразличныхситуациях. Понятия«безопасность»,«безопасностьжизнедеятельности».Правилабезопа сностижизни.Краткиесведенияосистемегосударственнойзащитывобластибе зопасности. Разновидностичрезвычайныхситуаций. Понятие«чрезвычайнаяситуация». Чрезвычайныеситуацииприродногохарактера.Чрезвычайныеситуациитехно генногохарактера.Чрезвычайныеситуациисоциального характера. Модуль «Здоровье и как его сохранить» Здоровьеифакторы,влияющиенанего Чтотакоездоровьеиздоровыйобразжизни. Определенияпонятий«здоровье»,«здоровыйобразжизни».Физическоездоро вье.Духовноездоровье.Неразрывнаясвязьфизического идуховного здоровья. Каксохранитьздоровье. Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильнаяосанкаприходьбеиприработезаписьменнымстолом.Близоруко стьидальнозоркость.Развитиефизическихкачеств(сила,быстрота,выносливо сть).Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающиепроцедуры.Питание.Вода,белки,витамины,жиры,минеральн ыевещества,углеводы—необходимыеэлементы,требующиесядляразвития организма. Личнаягигиена. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды посезону.Правила гигиены на каждыйдень. Предупреждениевредныхпривычек. Вредтабакокуренияиупотребленияспиртныхнапитков.Негативноеотношени екприёмунаркотическихи токсикоманическихвеществ. Основныеправилаздоровогообразажизни. Здоровьеиправилаегосбережения Факторы,способствующиесбережениюздоровья. Правильноеинеправильноепитание.Закаливаниеорганизма. Факторы,разрушающиездоровье. Долгоесидениезакомпьютером.Избыточныйвес. Профилактикавредныхпривычек. Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков. Игромания.Компьютернаяигроваязависимость. Какизбежатьэтойзависимости. Чрезвычайныеситуациибиолого-социальногопроисхождения Эпидемии. Понятия«эпидемия»,«пандемия».Пандемиякоронавируса.Правилапрофила ктикикоронавируса. Эпизоотии. Понятия«эпизоотическийочаг»,«панзоотия».Признакиинфекционныхзабол еванийживотных. Эпифитотии. Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеванийрастений. Защитанаселенияотчрезвычайныхситуацийбиологосоциальногопроисхождения.Защитаот эпидемий,эпизоотий,эпифитотий. Здоровьеиздоровыйобразжизни Зависимостьблагополучиячеловекаотегоздоровья. Как сформировать индивидуальную модель здорового образа жизни.Какизбежатьинфекционных заболеваний. Влияниевредныхпривычекназдоровьечеловека. Табакокурение. Электронные сигареты. Не употребляйте алкогольные напитки.Наркозависимость. Здоровьекакважнаясоставляющаяблагополучиячеловека. Физиологическаясоставляющаяздоровья.Психологическаясоставляющаязд оровья.Нравственнаясоставляющая здоровья. Чтовключаетвсебяздоровыйобразжизни. Обязательные правила при составлении режима дня. Преодоление социальныхопасностей,угрожающихздоровьюи жизни. Модуль «Безопасность на транспорте» Безопасноеповедениенадорогахивтранспорте Правилаповедениядляпешеходов. Дорожнаяразметка.Регулированиедорожногодвижения.Пешеходныеперехо ды(регулируемыеинерегулируемые).Пешеходная,велопешеходнаяивелосипеднаядорожки.Дорожныезнаки(восемьгрупп).Транспо ртныеипешеходныесветофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и позагороднымдорогам. Правилаповедениядляпассажиров. Общественныйтранспорт.Школьныйавтобус.Правила,которыенеобходимов ыполнятьпассажирамтрамваев,троллейбусов, автобусов,метрополитена. Если выводительвелосипеда. ДвижениевелосипедистовсогласноПравиламдорожногодвиженияРоссийско йФедерации.Средстваиндивидуальнойзащитывелосипедиста.Требованиякт ехническомусостояниювелосипеда. Безопасностьучастниковдорожногодвижения. Дорожно-транспортныепроисшествия(ДТП)иаварийныеситуации. Правилабезопасногоповеденияпассажираприпередвижениинаавтомашине. Обязанностиводителя,попавшеговДТП.КнопкаSOSвавтомобиле.Аварийны еситуациивгородском общественном транспорте. Безопасностьнаавиационномиводномтранспорте. Чтоделатьвслучаевозникновенииаварийнойситуациивсамолёте.Безопаснос тьпассажировморских иречных судов.Как вестисебяприкораблекрушении. Безопасностьвситуациях,связанныхсжелезнодорожнымтранспортоми метрополитеном Ситуации,связанныесжелезнодорожнымтранспортом. Зоныопасностинажелезнойдороге.«Зацеперы».Поездкавпоездедальнегосле дования.Аварийная ситуациявпоезде дальнегоследования. Безопасностьвметрополитене. Модуль «Безопасность в быту» Безопасностьвашегожилища Средаобитаниячеловека. Особенностисельскихпоселений.Особенностигородов каксредыобитания(смог,переработкаи хранениебытовыхотходов,шум другиепроблемы). Службы,которыевсегдаприходятнапомощь. Правилавызоваэкстренныхслужб.Единыйномер112. Основныеправилабезопасностинаулице. и Безопасностьввечернеевремя.Безопасностьвтолпе. Безопасностьдома. Источники опасности в современном жилище. Бытовойгаз— источник повышеннойопасности.Гигиенажилища. Безопасностьвподъездеинаигровойплощадке. Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо соблюдать, чтобыне подвергнуться нападению. Основные правила безопасного поведения на игровойплощадке. Каквести себяприпожаре. Правилаповедения,еслипожарвквартире.Рекомендации,какизбежатьпожара . Безопасностьвповседневнойжизни Пожарнаябезопасностьвпомещениях. Пожарнакухне,набалконе.Мерыпредосторожностиприработеспечью. Электробезопасностьвповседневнойжизни. Мерыпредосторожностиприиспользованииэлектроприборов. Средствабытовойхимии. Безопасностьвбыту Обеспечениеличнойбезопасностивбыту. Пользование водопроводом,канализациейи мусоропроводом.Употребление лекарств.Потеря ключей. Пожарывзданиях. Основныепричиныпожароввзданиях.Основныепоражающиефакторыпожар а.Правила использования электроприборов. Как вести себя при пожаре в общественномместе. Предупреждениепожаровимерыпозащитенаселения. Пожарнаяпрофилактика.Основныезадачипожарнойохраны.Государственна япротивопожарнаяслужба (ГПС),еёфункции. Праваиобязанностигражданвобластипожарнойбезопасности. Ответственностьзанарушениетребованийпожарнойбезопасности. Модуль «Безопасность в социуме» Безопасностьвкриминогенныхситуациях Какизбежатьконтактовсозлоумышленникамиипреступнойсредой. Понятие«криминогеннаяситуация».Разновидностипреступлений.Правилаб езопасногоповедениянаулице,вобразовательнойорганизации,дома,которые необходимо соблюдать,чтобыне статьжертвой злоумышленников. Советынавсюжизнь. Полезныеправила,которыепомогутдетямиподросткамизбежатькриминальн ыхугроз. Какулучшитьотношениясокружающими Стрессистрессовыеситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека.Методы самовнушения, самоубеждения и самоприказа в борьбе со стрессом.Конфликт—особенностиобщения. Какизбежатьконфликтнойситуации.Побегиздома.Единыйобщероссийскийт елефондоверия для детей,подросткови их родителей. Безопасностьвсоциальныхсетях. Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» Экстремизмитерроризм—угрозыличности,обществуигосударству Чтотакоеэкстремизм. Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасныеформыэкстремистскойдеятельности.Ответственностьзаэкс тремистскуюдеятельность. Терроризм—крайняяформаэкстремизма. Понятие«терроризм».Различныевидытеррористическойдеятельности.Ложн ыесообщенияотерактах.Формыпроявлениятерроризма.Ответственностьнес овершеннолетних за участиевтеррористическойдеятельности. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта.Признакиналичиявзрывногоустройства.Правилаповедениявразличны хситуациях,связанных спроявлением террористической деятельности. Терроризм—угрозаобществуикаждому Какгосударствоборетсястерроризмом. Государственное законодательство Особенностисовременноготерроризма. о борьбе с террор Виды современной террористической деятельности.Телефонныетеррористы. Какнестатьпособникомтеррористов. Какдействуютвербовщикитеррористическихорганизаций.СтатьиУголовног окодекса Российской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность,втомчисле длялиц,которымисполнилосьнамоментпреступления14лет. Формированиеантитеррористическогоповедения. Противодействиеэкстремизмуитерроризму Терроризм—угрозанациональнойбезопасностиРоссии. Основные нормативно-правовые акты Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Опротиводействиитерроризму»и другиедокументы. Общегосударственноепротиводействиетерроризму. Основныезадачипротиводействиятерроризму.Основныенаправленияпредуп реждения(профилактики)терроризма.Силовыеведомства,привлекаемыекан титеррористическойдеятельности. Противодействиевовлечениювсообществаэкстремистскойнаправленност и. Правилаповедениявразличныхситуациях,связанныхсантитеррористическо йбезопасностью. Обнаружениеподозрительногопредмета,которыйможетоказатьсявзрывным устройством.Захватвзаложники.Правилаповеденияпризахватесамолётатерр ористами.Обеспечение безопасности приперестрелке. Модуль «Безопасность в природной среде» Безопасностьвразличныхпогодныхусловияхипри стихийныхбедствиях Какпогодныеусловиямогутвлиятьнабезопасностьчеловека. Ветер.Гроза.Молния.Правилаповеденияпригрозе.Гололёдигололедица. Безопасноеповедениенаводоёмах. Правилаповеденияназамёрзшемводоёме.Безопасностьприкупаниивводоёма хлетом. Стихийныебедствияисвязанныеснимиопасности. Землетрясение.Наводнение.Ураган.Сель.Оползень.Правилаповедениявовре мястихийныхбедствий. Безопасноеповедениенаприроде Безопасноеповедениевтуристскихпоходах. Основныемерыбезопасностивтуристскихпоходах.Еслитуристотсталотгрупп ы. Видытуристскихпоходов. Однодневныеимногодневные,местныеидальниетуристскиепоходы. Какориентироватьсянаместности. ОриентированиепоСолнцу.Ориентированиепоприроднымпризнакам.Ориен тирование по местным признакам. Способыопределения сторон горизонта по покомпасу,небесным светиламикарте. Подготовкакпроведениютуристскогопохода. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечкипервой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от видапохода. Приметы,покоторымможноопределитьпогоду. Какразвестикостёрприразнойпогоде. Выбор местадлякостра иегорозжиг.Видыкостров. Есливлесувасзастиглагроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во время грозы.Правилабезопасногоповедениявразличных видахпоходов Советынавсюжизнь. Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равниннойипересечённой местности.Устройствобивака. Лыжныепоходы. Особенностиснаряжения.Организациядвижения. Горныепоходы. Организациядвиженияприподъёмеиспуске. Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах.Плавучиесредства.Общийраспорядокходовогодня.Правиладействи явовремяавариисудна. Безопасноеповедениеприавтономномсуществовании Поведениечеловекавусловияхавтономногосуществованиявприроднойсреде. Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономномсуществовании. Добровольнаяивынужденнаяавтономиячеловекавприроднойсреде. Характерныеособенностидобровольногоивынужденногосуществованиявпр ироде. Организацияночлегаприавтономномсуществовании. Сооружениевременногожилища.Добываниеогняспомощьюразличныхпред метов. Какдобытьпитьёипищувусловияхавтономии. Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять Какподатьсигналыбедствия. Различныесредствааварийнойсигнализации. Опасныевстречивприродныхусловиях Безопасностьпривстречесдикимиживотными. Правилаповеденияпривстречесдикимиживотными(лосем,кабаном,волком,м едведемидр.). Безопасностьпривстречесозмеёй. Защита от комаров, мошки и других насекомых.Профилактика клещевогоэнцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи,последствиязаболевания. Способыудаленияклещейстела. Чрезвычайныеситуацииприродногохарактера в пищу. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.Чрезвычайныеситуациигеологическогопроисхождения.Землетр ясение. Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать во время землетрясения.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов.Оползни,обвалы. Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствиягеологического происхождения. Чрезвычайные ситуацииметеорологическогопроисхождения. Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных ситуацияхметеорологическогопроисхождения. Чрезвычайныеситуациигидрологическогопроисхождения. Наводнения,ихвиды.Сели.Цунами.Снежныелавины.Правилаповеденияприч резвычайных ситуациях гидрологическогопроисхождения. Защитанаселенияотчрезвычайныхситуацийгеологическогопроисхождения. Защитаотземлетрясенийиликвидацияихпоследствий.Защитаотвулканическ ихопасностей,оползней иобвалов. Защита населения от чрезвычайных Защитаотураганов,бурь,смерчей.Защитаотнаводнений.Мероприятияпозащи теотселей.Мероприятияпозащитеотцунами.Защитаот снежныхлавин. Природныепожары Степные,тростниковые,лесныеиторфяныепожары. Правилабезопасностипривозникновениилесныхиторфяныхпожаров. Защитанаселенияотлесныхиторфяныхпожаров. Средстваиспособы,которыеиспользуютсяпри тушениилесныхпожаров. МОДУЛЬ«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ» Перваяпомощьиправилаеёоказания Основныеправилаоказанияпервойпомощи. Цельоказанияпервойпомощи.Неотложныесостояния,прикоторыхнеобходи мооказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства издомашней аптечки,которыенужно использовать приоказаниипервойпомощи. Перваяпомощьивзаимопомощьприожоге. Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу(термические,электрические,лучевые,химические).Поверхностныеигл убокиеожоги.Правилапервойпомощи приразличных видахожогов. Перваяпомощьприотравлениях. Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила ситуац безопасности дляпредупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральнымивеществамии бытовойхимией. Перваяпомощьпритравмах. Понятия«ушиб»,«травма».Перваяпомощьприушибахиссадинах. Перваяпомощьпричрезвычайныхситуациях. Правилаоказанияпервойпомощивусловияхразличныхчрезвычайныхситуац ий. Важность своевременного оказания первой помощи.Перваяпомощьприэлектротравме. Перваяпомощьприкровотечении. Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения—капиллярное, венозное,артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного кровотечения.Оказаниепервойпомощи при носовомкровотечении. Перваяпомощьприушибахипереломах. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.Способытранспортировкипострадавшего. Перваяпомощьвприродныхусловиях Народныесредствапервойпомощи. Средствадляостановкикровотечения,откашля,отвоспаления. Перваяпомощьпритравматическихповреждениях. Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа.Иммобилизацияпритравмеконечностей. Перваяпомощьприсолнечномитепловомударе. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.Психологическаяподдержкапострадавшего. Оказаниепервойпомощи Значение первой помощи при неотложных состояниях.Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи.Оказаниепервойпомощи притравмах. Переломы,вывихи,растяжения. Оказаниепервойпомощиприутоплении,остановкесердцаикоме. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.Перваяпомощьпримассовыхпоражениях людей. Перваяпомощьприпопаданииинородноготелавверхниедыхательныепути. Действияпоудалениюинородноготела. Перваяпомощьприотсутствиисознанияиостановкедыхания. МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВОБЩЕСТВЕННЫХМЕСТАХ» Безопасностьвкриминогенныхситуациях Какизбежатьвстречиспреступником. Безопасностьнаулице.Безопасностьвгородскомтранспорте.Какобеспечитьс воюбезопасностьвквартире.Осторожно:мошенничество. Какизбежатьвстречиснаркоторговцем. Понятие«наркотизм».Противодействиенаркотизму. Безопасностьвучебномипроизводственномпроцессах Безопасностьнаурокахипеременах. Безопасность напрактическихзанятиях. Примернаятематикапрактическихзанятий Разработкамаршрутатуристскогопохода. Ориентированиенаместности(покарте,компасу,местнымпредметам,природ нымпризнакам). Сооружение жилища для автономного существования.Оказаниепервойпомощипри травмах. Оказание первой помощи при кровотечениях.Оказаниепервойпомощи приожоге. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.Оказаниепервойпомощипри электротравме. Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» 5 класс (34 ч.) № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 3 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 5 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 3 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 6 Электронная форма учебника, библиотека Раздел 1. Человек и его безопасность. 2 Модуль 2. Здоровье и как его сохранить Раздел 2. Здоровье и факторы, влияющие на него. 3 Модуль 3. Безопасность на транспорте Раздел 3. Безопасное поведение на дорогах и в транспорте. 4 Модуль 5. Безопасность в Электронные (цифровые) образовательные ресурсы социуме РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). Раздел 4. Безопасность вашего жилища. 5 Модуль 5. Безопасность в социуме 2 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 3 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 2 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 3 Электронная форма Раздел 5. Безопасность в криминогенных ситуациях. 6 Модуль 6. Основы противодействия экстремизму и терроризму Раздел 6. Экстремизм и терроризм – угрозы личности, обществу и государству. 7 Модуль 7. Безопасность в информационном пространстве Раздел 7. Безопасность в информационной среде. 8 Модуль 8. Безопасность в природной среде учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). Раздел 8. Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях. 9 Модуль 9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 3 Раздел 9. Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека. 10 Модуль 10. Основы медицинских знаний 4 3 Раздел 10. Первая помощь и правила её оказания. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 3 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» 5 класс (34 ч.) № Дата урока план Тема урока факт МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества, государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности 1 Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека Город как среда обитания 2 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища 3 Особенности природных условий в городе 4 Взаимоотношения людей, проживающих безопасность 5 Безопасность в повседневной жизни 6 Глава 2. характера Опасные Дорожное движение, дорожного движения. ситуации в городе, техногенного безопасность участков 7 Пешеход. Безопасность пешехода. Правила перехода через ж/д пути. 8 Пассажир. Безопасность пассажира. поведения в вагоне ж/ д транспорта. 9 Водитель. Типичные возникающие на ж/д. 10 Пожарная безопасность и опасные Правила ситуации 11 Безопасное поведение в бытовых ситуациях 12 Глава 3. Опасные ситуации природного характера Погодные явления — безопасность человека 13 14 Безопасность на водоёмах Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного – техногенного характера Чрезвычайные ситуации природного характера 15 Чрезвычайные ситуации техногенного характера Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 16 Антиобщественное поведение 17 Обеспечение личной безопасности дома 18 Обеспечение личной безопасности на улице Глава 6. Экстремизм – терроризм – чрезвычайные опасности для общества, государства 19 Экстремизм — терроризм: основные понятия — причины их возникновения 20 Виды экстремистской деятельности — террористической 21 Виды террористических актов 22 Ответственность несовершеннолетних антиобщественное поведение — участие террористической деятельности за в МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 4. Основы здорового образа жизни 23 Глава 7. Возрастные особенности человека – здоровый образ жизни развития О здоровом образе жизни 24 Двигательная активность — закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья 25 Рациональное питание. Гигиена 26 Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье Вредные привычки 27 Здоровый образ жизни — профилактика вредных привычек Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 28 Глава 9. Первая помощь – правила ее оказания Первая помощь при различных видах повреждений 29 Оказание первой помощи 30 Первая помощь при отравлении 31 Первая помощь при ДТП, железнодорожном транспорте. 32 Первая помощь на водоемах. 33 Повторение. 34 Повторение. в том числе на Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» 6 класс (34 ч.) № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Модуль 1. Здоровье и как его сохранить Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 7 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 22 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). Раздел 1. Здоровье и правила его сбережения. 2 Модуль 2. Безопасность в природной среде Раздел 2. Безопасное поведение на природе ( 8 ч) Раздел 3. Правила безопасного поведения в различных видах походов (4 ч). Раздел 4. Безопасное поведение при автономном существовании (6 ч) Раздел 5. Опасные встречи в природных Электронные (цифровые) образовательные ресурсы условиях (4 ч). 3 Модуль 3. Основы медицинских знаний 5 2 Раздел 6. Первая помощь в природных условиях. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 2 Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» 6 класс (34 ч.) № Дата урока план Тема урока факт МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества, государства Раздел 1. Подготовка к активному отдыху на природе 1 Глава 1. Подготовка к активному отдыху Природа и человек. 2 Ориентирование на местности 3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности 4 Подготовка к выходу на природу 5 Определение необходимого снаряжения для похода 6 Определение места для бивака бивачных работ. Тестирование. 7 Глава 2. Активный безопасность отдых и на организация природе и Определение необходимого снаряжения для похода. Тестирование. 8 Подготовка и проведение пеших равнинной и горной местности походов на 9 Подготовка и проведения лыжных походов 10 Водные походы и обеспечение безопасности на воде 11 Велосипедные походы и безопасность туристов 12 Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме 13 Акклиматизация человека климатических условиях 14 Акклиматизация в горной местности 15 Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта 16 Обеспечение транспорте. 17 Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте 18 Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде личной в безопасности различных на водном Автономное существование человека в природе 19 Добровольная автономия человека в природной среде 20 Вынужденная автономия человека в природной среде 21 Обеспечение жизнедеятельности человека природной среде при автономном существовании 22 Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях в Опасные погодные явления 23 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными 24 Укусы насекомых и защита от них 25 Клещевой энцефалит и его профилактика МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 26 Глава 6. Первая состояниях помощь при неотложных Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях 27 Оказание первой медицинской помощи при травмах. Тестирование. 28 Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге 29 Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых Раздел 4. Основы здорового образа жизни 30 Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие Здоровый образ жизни и профилактика утомлений 31 Компьютер и его влияние на здоровье 32 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека 33 Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека 34 Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Тестирование. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» 7 класс (34 ч.) № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Модуль 1. Безопасность в социуме Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 4 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 3 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 2 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). Раздел 1. Как улучшить отношения окружающими 2 Модуль 2. Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары) Раздел 2. Безопасность в повседневной жизни. 3 Модуль 3. Безопасность на транспорте Раздел 3. Безопасность в ситуациях, связанных с Электронные (цифровые) образовательные ресурсы железнодорожным транспортом и метрополитеном. 4 Модуль 4. Безопасность в общественных местах 2 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 6 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 9 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 4 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных Раздел 4. Безопасность в криминогенных ситуациях. 5 Модуль 5. Основы противодействия экстремизму и терроризму Раздел 5. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку. 6 Модуль 6. Безопасность в природной среде. Раздел 6. Чрезвычайные ситуации (далее ЧС) природного характера (7 часов). Раздел 7. Природные пожары (2 часа). 7 Модуль 7. Здоровье и как его сохранить Раздел 8. ЧС биолого- социального происхождения. 8 Модуль 8. Основы медицинских знаний. ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 4 3 Раздел 9. Первая помощь и правила её оказания. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). 3 Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины в современном мире» 7 класс (34 ч.) № Дата урока план Тема урока факт МОДУЛЬ 1. Безопасность в социуме Раздел 1. Как улучшить отношения окружающими 1 Стресс и стрессовые ситуации. 2 Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека. 3 Конфликт - особенности общения. 4 Безопасность в социальных сетях. Модуль 2. Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары) Раздел 2. Безопасность в повседневной жизни. 5 Пожарная безопасность в помещениях. 6 Электробезопасность в повседневной жизни. 7 Средства бытовой химии. Модуль 3. Безопасность на транспорте Раздел 3. Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном. 8 Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. 9 Безопасность в метрополитене. Модуль 4. Безопасность в общественных местах Раздел 4. Безопасность в криминогенных ситуациях. 10 Как избежать встречи с преступником. 11 Как избежать встречи с наркоторговцем. Модуль 5. Основы противодействия экстремизму и терроризму Раздел 3. Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном. 12 Как государство борется с терроризмом. 13 Как государство борется с терроризмом. 14 Виды современной террористической деятельности. 15 Телефонные террористы. 16 Как не стать пособником террористов. 17 Формирование поведения. антитеррористического Модуль 6. Безопасность в природной среде Раздел 6. Чрезвычайные ситуации природного характера 18 Классификация ЧС природного характера 19 ЧС геологического характера. Землетрясение. 20 ЧС геологического характера. Извержения вулканов. Оползни. Обвалы. 21 ЧС геологического характера. Извержения вулканов. Оползни. Обвалы. 22 ЧС гидрологического происхождения. 23 Защита населения происхождения. 24 Защита населения от ЧС метеорологического и гидрологического происхождения. от ЧС геологического Раздел 7. Природные пожары 25 Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. 26 Защита населения от лесных и торфяных пожаров. Модуль 7. Здоровье и как его сохранить Раздел 8. ЧС биолого-социального происхождения. 27 Эпидемии. 28 Эпизоотии. 29 Эпифитотии. 30 Защита населения от ЧС биолого-социального происхождения. Модуль 8. Основы медицинских знаний. Раздел 9. Первая помощь и правила её оказания. 31 Важность своевременного оказания первой помощи. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение. 32 Первая помощь при электротравме. 33 Первая помощь при кровотечении. 34 Первая помощь при ушибах и переломах.