ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основная цель изобразительного искусства – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры Федеральная рабочая программа | Изобразительное искусство. 5–7 классы 4 как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет. Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Задачами изобразительного искусства являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Федеральная рабочая программа | Изобразительное искусство. 5–7 классы 5 Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности. Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс) Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс) Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» (7 класс) Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный) Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС Модуль № 1«Декоративно-прикладное и народное искусство» «Декоративно-прикладное и народное искусство» Общие сведения о декоративноприкладном искусстве. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративноприкладное искусство и предметная среда жизни людей. Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом. Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства. Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Убранство русской избы. Убранство русской избы. Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её постройке и украшении. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды. Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа. Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментальносимволического оформления. Народный праздничный костюм. Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников.Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов. Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов. Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре разных эпох. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак. Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений. Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы 6 КЛАСС Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» «Живопись, графика, скульптура» Общие сведения о видах искусства. Пространственные и временные виды искусства. Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей. Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские умения, знания и творческие Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата. Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов. Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа. Жанры изобразительного искусства. Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства. Натюрморт. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве. Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости. Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе. Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Сложная пространственная форма и выявление её конструкции. Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел. Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света». Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению творчество зрителя. Язык изобразительного искусства и его вЖивописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в. Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины. Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы. Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города. Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города. Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении. Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения. Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и другие. Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и других. Исторический образ России в картинах ХХ в. Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа выразительные средстванад этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом. Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету. Библейские темы в изобразительном искусстве. Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений. Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный и символический смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Работа над эскизом сюжетной композиции. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве. 7 КЛАСС Модуль № 3 «Архитектура и дизайн.» Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей. Функциональность предметнопространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи. Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного – целесообразности и красоты. Графический дизайн. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости. Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква – изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ. Макетирование объёмно-пространственных композиций. Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете. Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройкиПонятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления. Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов. Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и другое. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайнпроекта оформления витрины магазина. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Образ человека и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды. Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью. Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. № п/п Тема урока 5 КЛАСС Модуль № 1 Домашнее задание Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие 1 прикладного искусства Древние образы в народном искусстве: 2 выполняем рисунок или лепим узоры Убранство русской избы: выполняем 3 фрагмент украшения избы Внутренний мир русской избы: 4 изображение крестьянского интерьера Внутренний мир русской избы: 5 изображение крестьянского интерьера Внутренний мир русской избы: 6 изображение крестьянского интерьера Русская народная вышивка: выполняем 7 эскиз орнамента вышивки полотенца Народный праздничный костюм: выполняем эскиз народного праздничного костюма северных или 8 южных районов России Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем орнаментализацию народного 9 праздничного костюма Народные праздничные обряды: проводим конкурсы, ролевые и 10 интерактивные игры или квесты Древние образы в современных народных игрушках: создаем 11 пластическую форму игрушки Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): 12 выполняем роспись игрушки Искусство Гжели: осваиваем приемы 13 росписи Городецкая роспись: выполняем 14 творческие работы 15 Золотая Хохлома: выполняем роспись Искусство Жостова: выполняем 16 аппликацию фрагмента росписи Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по мотивам произведений лаковой 17 живописи Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте: выполняем творческую работу по 18 мотивам мезенской росписи Роль народных художественных промыслов в современной жизни: 19 конкурс поисковых групп и экспертов Зачем людям украшения: социальная 20 роль декоративного искусства Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза», «Ювелирные 21 украшения», «Маска фараона» Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет (продолжение). Завершение работы по темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска 22 фараона» Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную работу «Бал 23 во дворце» (интерьер) Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение фигур людей в костюмах для коллективной 24 работы «Бал во дворце» Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем 25 коллективную работу «Бал во дворце» О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза 26 герба О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз 27 герба в цвете Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и 28 обобщаем материалы по тем Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного 29 пространства Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по 30 созданию лоскутной аппликации Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную 31 практическую работу Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по 32 изготовлению декоративной вазы Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную работу в 33 материале Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению 34 куклы 6 класс Модуль №2 1 Пространственные искусства. Художественные материалы: выполняем пробы различных живописных и графических материалов и инструментов 2 Рисунок — основа изобразительного творчества: зарисовки с натуры осенних трав, ягод, листьев; зарисовки письменных принадлежностей. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий: изображаем в графике разное настроение, или травы на ветру 3 Пятно как средство выражения. Ритм пятен: рисуем природу 4 5 Цвет. Основы цветоведения: рисуем волшебный мир цветной страны Цвет в произведениях живописи: создаем по воображению букет золотой осени на цветном фоне, передающего радостное настроение 6 Объемные изображения в скульптуре: создаем образ животного 7 Основы языка изображения: определяем роль изобразительного искусства в своей жизни и обобщаем материал, изученный ранее 8 Изображение предметного мира: создаем натюрморт в технике аппликация 9 Многообразие форм окружающего мира: рисуем сосуды, животных, человека из разных геометрических фигур 10 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива: рисуем конус, призму, цилиндр, пирамиду 11 Свет и тень: рисуем распределение света и тени на геометрических формах; драматический натюрморт 12 Натюрморт в графике: выполняем натюрморт в технике «эстампа», углем или тушью 13 Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии 14 Образ человека – главная тема в искусстве: собираем информацию о портрете в русском искусстве 15 Основные пропорции головы человека: создаем портрет в технике аппликации 16 Изображение головы человека в пространстве: выполняем фотографии головы человека в разных ракурсах 17 Портрет в скульптуре: выполняем портрет литературного героя из пластилина 18 Графический портретный рисунок: выполняем портретные зарисовки и автопортрет 19 Сатирические образы человека: создаем дружеский шарж или сатирический рисунок литературного героя 20 Образные возможности освещения в портрете: создаем в три цвета портреты человека - по свету и против света 21 Роль цвета в портрете: создаем портрет в цвете 22 Великие портретисты прошлого: выполняем исследовательский проект 23 Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект 24 Жанры в изобразительном искусстве: выполняем исследовательский проект «Мой любимый художник» 25 Изображение пространства: проводим исследование на тему «Правила перспективы «Сетка Альберти» 26 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива: создаем пейзаж 27 Пейзаж – большой мир: создаем контрастные романтические пейзажи «Дорога в большой мир» и «Путь реки» Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с передачей утреннего или вечернего состояния природы 28 29 Пейзаж в русской живописи: рисуем пейзаж-настроение по произведениям русских поэтов о красоте природы 30 Пейзаж в графике: выполняем композицию на тему: «Весенний пейзаж» в технике граттажа или монотипии 31 Городской пейзаж: выполняем аппликации с графическими дорисовками «Наш город», «Улица моего детства» 32 Поэзия повседневности: создаем графическую композицию «Повседневный быт людей» по мотивам персидской миниатюры или египетского фриза 33 Историческая картина: создаем композицию исторического жанра (сюжеты из истории России) 34 Библейские темы в изобразительном искусстве: собираем материал для композиции на тему: «Библейский сюжет» 7 класс Модуль№3 1 Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства 2 3 Основы построения композиции Прямые линии и организация пространства 4 Цвет – элемент композиционного творчества 5 Свободные формы: линии и тоновые пятна 6 Буква — изобразительный элемент композиции 7 8 Логотип как графический знак Основы дизайна и макетирования плаката, открытки 9 Практическая работа «Проектирование книги /журнала» 10 От плоскостного изображения к объемному макету 11 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 12 Здание как сочетание различных объёмных форм 13 Важнейшие архитектурные элементы здания 14 Вещь как сочетание объемов и образа времени 15 Роль и значение материала в конструкции 16 17 Роль цвета в формотворчестве Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры 18 Образ материальной культуры прошлого Пути развития современной архитектуры и дизайна 19 20 Практическая работа «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» 21 Проектирование дизайна объектов городской среды 22 Дизайн пространственно-предметной среды интерьера 23 Организация архитектурноландшафтного пространства 24 Интерьеры общественных зданий. Роль вещи в образно-стилевом решении интервьюера 25 26 27 Дизайн-проект территории парка Дизайн-проект территории парка Функционально-архитектурная планировка своего жилища 28 Проект организации пространства и среды жилой комнаты Дизайн-проект интерьере частного дома Мода и культура. Стиль в одежде Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 29 30 31 32 Дизайн современной одежды: творческие эскизы 33 34 Грим и причёска в практике дизайна Имидж-дизайн