ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Введение в экономику» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к экономическому курсу уровня основного общего образования путём изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни. Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду, интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций. Изучение курса на базовом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебноисследовательской деятельности. С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного предмета обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования. Целями изучения учебного курса «Введение в экономику» являются: развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации; воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать экономическуюинформацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование общественных отношений; развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными органами, финансовыми организациями; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы) социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии; обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни, создание условий для освоения способов успешного взаимодействия с финансово-экономическими социальными институтами и решения значимых для личности задач, реализации личностного потенциала; На изучение курса на базовом уровне отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС Введение в экономическую науку Экономика как наука, этапы и основные направления её развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая эффективность. Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность. Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена. Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики. Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики в Российской Федерации. Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности. Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки. Инфляция и ее следствия. Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежнокредитная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социальноэкономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации. 11 КЛАСС Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды. Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников. Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационноправовые формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль. Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага). Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг. Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства. Экономический рост. Измерение экономического роста. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических колебаний и долгосрочного экономического роста.Политика импортозамещения в Российской Федерации. Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок. Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной деятельности в экономической сфере. Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХI века. Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСВ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты программы курса на уровне среднего общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения экономических объектов, явлений и процессов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых экономических явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при выполнении экономических проектов. Базовые исследовательские действия: развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинноследственные связи экономических явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания экономических объектов; оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания об экономических объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике; делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу 10 класса обучающийся будет: владеть знаниями основ экономической науки, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять необходимость комплексного подхода к изучению экономических явлений и процессов, знать ключевые темы, в том числе таких вопросов, как экономика как объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства; владеть знаниями обэкономических институтах, о нормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии, их взаимосвязи и взаимовлиянии, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие экономических институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков; владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания экономических процессов и явлений, для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе будущейпрофессиональнотрудовой сферы; уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы рыночных структур, современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы. К концу 11 классаобучающийся будет: уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при анализе экономических явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации, экономической свободы и социальной ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики; уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научнопублицистического характера, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебноисследовательскую и проектную работу по экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями, выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда; проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с экономической наукой. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Количествочасов Всего Контрольныеработы Раздел 1.Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики 1.1 Экономикакакнаука 1 1.2 Проблемавыбора в экономике 1 1.3 Факторыпроизводства, производительностьтруда 1 Итогопоразделу 3 Раздел 2.Экономическаясистемагосударства 2.1 Типы экономических систем Итогопоразделу 3 3 Раздел 3.Спрос и предложение 3.1 Спрос 3 3.2 Закон предложения 5 Итогопоразделу 8 Раздел 4.Цена и стоимость.Конкуренция. 4.1 Цена товара 2 4.2 Конкуренция 4 Итогопоразделу 6 Практическиеработы Электронные (цифровые) образовательныересурсы Раздел 5.Доходы и расходы 5.1 Доходы и расходы Итогопоразделу 4 4 Раздел 6. Банковская система. Финансы 6.1 Формирование банковской системы 2 6.2 Денежное обращение 3 Итогопоразделу 5 Раздел 7. Фондовая биржа 7.1 Фондовые биржи и рынки 4 Итогопоразделу 4 Итоговоеповторение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и темпрограммы Количествочасов Всего Раздел 1.Рынок труда. Безработица 1.1 Рынок труда. Профсоюзы Итого по разделу 2 2 Раздел 2.Фирма в экономике 2.1 Фирмы и их задачи 2 2.2 Защита проектов 2 Итогопоразделу 4 Раздел 3.Менеджмент и маркетинг 3.1 Основы управления в экономике Итогопоразделу 2 2 Раздел 4. Государство и экономика 4.1 Государственные финансы 3 4.2 Роль государства в экономике 2 4.3 Повторение по разделу 1 Итого по разделу 6 Раздел 5. Экономические показатели роста 5.1 Основные макроэкономические 2 Контрольныеработы Практическиеработы Электронные (цифровые) образовательныересурсы показатели 5.2 Экономический рост 3 5.3 Повторение по разделу 1 Итогопоразделу 6 Раздел 6. Фазы экономического развития 6.1 Цикличность развития экономики Итого по разделу 2 2 Раздел 7. Система мирового хозяйства 7.1 Международная торговля 2 7.2 РФ и мировая торговля 2 7.3 Повторение по разделу 1 Итого по разделу 5 Раздел 8. Глобальные проблемы экономики 8.1 Мировые экономические проблемы 4 Итого по разделу 4 Итоговоеповторение 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1 2 Количествочасов Темаурока Экономикакакнаука Проблемавыбора в экономике Всего 1 1 3 Факторыпроизводства, производительностьтруда 1 4 Типы экономических систем: традиционная, рыночная, централизованная, смешанная 1 5 Типы экономических систем: 1 Контрольные работы Практические работы Электронныеци фровыеобразова тельныересурсы традиционная, рыночная, централизованная, смешанная 6 Практическоезанятие 1 Понятие о рынке. Спрос и его содержание 7 1 Понятие о рынке. Спрос и его содержание 8 9 1 Практическоезанятие 1 10 Понятие о рынке. Предложение и его содержание 1 11 Понятие о рынке. Предложение и его содержание 1 12 Практическоезанятие 1 13 Представлениерезультатовпроектнойдеятел ьности 1 14 15 16 Представлениерезультатовпроектнойдеятел ьности Ценатовара. Функциицен Ценовой механизм. Стоимостьтовара 1 1 1 Ценовой механизм. Стоимостьтовара 17 1 18 Рыночные структуры. Модели современного рынка 1 19 Несовершеннаяконкуренция. Антимонопольнаяполитика 1 20 Практическоезанятие 1 21 Доходы. Сбережения 1 22 Расходы. Закон Энгеля 1 23 Страхование и страховыеуслуги 1 24 Практическоезанятие 1 25 Банки. Формированиебанковской системы 1 26 Кредиты и депозиты 1 Происхождение и функцииденег 27 1 28 Денежноеобращение 1 29 Практическоезанятие 1 30 Фондовыебиржи, ихдеятельность 1 31 Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынокценныхбумаг 1 32 Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынокценныхбумаг 1 33 Практическоезанятие 1 34 Итоговоеповторение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 11 КЛАСС № п/ п Количествочасов Темаурока Всег о 1 Рынок труда 1 2 Безработица. профсоюзы 1 3 Фирмы и их задачи 1 4 Виды издержек 1 5 Защита проектов 1 6 Защита проектов 1 7 Менеджмент 1 8 Маркетинг 1 9 Государственныефина нсы. Государственныйбюдж ет 1 10 Налоги 1 11 Видыналогов. Системыналогообложе ния 1 12 Рольгосударства в экономике 1 13 Рольгосударства в экономике 1 14 Повторение темы 1 Контрольныерабо ты Практическиерабо ты Электронныецифровыеобразовательныер есурсы «Государство и бюджет» 15 Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт 1 16 ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход 1 17 Экономический рост, его факторы 1 18 Современные особенности экономического роста 1 19 Мультипликатор и акселератор 1 20 Повторение темы «Экономический рост» 1 21 Циклическое развитие рыночной экономики 1 22 Фазы и кризисы экономического цикла 1 23 Международная торговля 1 24 Всемирная торговая организация 1 25 Место РФ в системе мирового хозяйства 1 26 Место РФ в системе 1 мирового хозяйства 27 Повторение темы «Мировая торговля» 1 28 Глобальные экономические проблемы современности 1 29 Глобальные экономические проблемы современности 1 30 Семинарское занятие 1 31 Семинарское занятие 1 32 Деловая игра 1 33 Защита проектов 1 34 Защита проектов 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Лазебникова А.Ю., Боголюбов Л.Н., Басюк В.С. Обществознание. 10 класс. Учебное пособие. Углубленный уровень. В 2-х частях. М.: Просвещение, - 2023, 288 с. Хасбулатов Р.И. Экономика: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни: учебник. М.: Просвещение, 2024 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М.: Просвещение, 2023 Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо» Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 10кл - М., «Школа- Пресс» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru Экономика: базовый уровень: учеб. Для 10кл общеобразовательных учреждений /И.В.Липсиц/-М.: ВИТА, 2009