РП Функциональная граматность в 5-9 кл

Рабочая программа курса «Формирование функциональной грамотности» составлена на основе программы курса «Развитие функциональной
грамотности обучающихся» 5-9 класс разработанной А.В. Белкиным, И.С. Манюхиным, О.Ю. Ерофеевой. Н.А. Родионовой, С.Г. Афанасьевой, А.А.
Гилевым, одобренной решением Ученого Совета СИПКРО протокол от 18.03.2019г. № 3).
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
• способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает

математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимыконструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
• способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
• способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых

знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
• способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового

благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят
читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная
грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное
мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни»
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными

форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках
курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приѐмам поиска и выявления
явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приѐмам соотнесения графической и текстовой информации, приѐмам
различения факта и мнения, содержащихся в тексте.
Занятия в рамках модуля
предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надѐжность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической
грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учѐтом современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития
математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что еѐ предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и
интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку
приходится выполнять расчѐты и составлять алгоритмы, применять формулы,
использовать приѐмы геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в
ситуациях неопределѐнности и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным
образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках
конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее
формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные

возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в
рамках традиционного урока.
Во-первых, это связано с потенциалом
нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических
занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение
общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация.
Во-вторых,
такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной
программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой
грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в
реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как
урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом
понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном
исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными
идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
Ø научно объяснять явления;
Ø демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
Ø интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные
возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов,
поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных
предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава
учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя

и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных
финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы
включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы
финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся
познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств,
научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать
финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые
риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков,
необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий
сделанного выбора с учѐтом возможностей и предпочтений конкретного человека
или семьи. Содержание занятий создаѐт условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и
обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с
освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования входит в программы
естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков.
Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное
взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным
компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и
их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся
позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя
школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную
систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и
при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального

окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление
функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что
сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и
духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных
идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в
преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на
вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление
рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности,
характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями,
умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с
8
которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.
Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и
сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать,
оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных
решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на
формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного
мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и
целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет
впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки
для развития и
совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объѐме0,5 часов
в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся
контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных
ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека
умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения
используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или
самооценки и рефлексии.

1.Планируемые результаты
Метапредметные и предметные результаты

Читательская

Математическая

Грамотность
Естественно- научная

5 класс
Уровень узнавания и
понимания

находит и извлекает
информацию из
различных текстов

находит
и
извлекает
математическую
информацию в различном
контексте

6 класс
Уровень понимания и
применения

применяет извлеченную применяет математические
из текста информацию знания для решения разного
для решения разного
рода проблем
рода проблем

7 класс Уровень
анализа и синтеза

анализирует и
формулирует математическую
интегрирует
проблему на основе анализа
информацию,
ситуации
полученную из текста

8 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках
предметного содержания

оценивает форму и
содержание текста в
рамках предметного
содержания

интерпретирует и оценивает
математические данные в
контексте лично значимой
ситуации

9 класс Уровень
оценки (рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает форму и
содержание текста в
рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации

Финансовая

находит и извлекает
находит и извлекает
информацию о естественнофинансовую информацию в
научных явлениях в различном различном контексте
контексте
объясняет
и
описывает применяет финансовые
естественнонаучные явления знания для решения разного
на основе имеющихся научных рода проблем
знаний
распознает
и
исследует
личные,
местные,
национальные, глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте
интерпретирует и оценивает
личные, местные,
национальные, глобальные
естественнонаучные проблемы
в различном контексте в рамках
предметного содержания

анализирует информацию в
финансовом контексте

интерпретирует и оценивает,
делает выводы и строит
прогнозы о личных, местных,
национальных, глобальных,
естественнонаучных проблемах
в различном контексте в рамках
метапредметного содержания

оценивает финансовые
проблемы, делает выводы,
строит прогнозы,
предлагает пути решения

оценивает финансовые
проблемы в различном
контексте

Личностные результаты
оценивает содержание
5-9
классы прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по
отношению к прочитанному

объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни
на основе математических
знаний с позиции норм морали
и общечеловеческих ценностей

объясняет гражданскую позицию
в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали
иобщечеловеческих ценностей

оценивает финансовые действия в
конкретных ситуациях с позици норм
морали и общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей гражданина страны

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из
текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте.
Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и
глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и
явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
Календарное планирование
5 класс
№

Название темы

Модуль 1 «Основы читательской грамотности»

Краткое содержание темы

Формы
организации
образовательного
процесса

По плану По
факту

1

2

Определение основной темы в
Фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах.

Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его
частей?
Модуль 2 «Основы финансовой грамотности»
3

4

Как появились деньги? Что могут
деньги?

Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных
идеалов. Малые жанры фольклора (Пословицы,
поговорки)
Осознание основных особенностей устной и письменной
речи; анализ образцов устной и письменной речи.
Различение диалогической и монологической речи.
Владение различными видами монолога и диалога.
Понимание коммуникативных целей и мотивов
говорящего в разных ситуациях общения. Владение
нормами речевого поведения в типичных ситуациях
формального и неформального межличностного
общения.
Понятие текста, основные признаки текста.
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Дать определение понятиям «деньги», «цена»,
«ценность». Познакомиться с историей возникновения
денег и их функциями. Виды денег. Примеры товарных
денег. История монет (почему появились монеты,
устройство монет, примеры первых монет, старинные
российские деньги, происхождение названий денег,
защита монет от подделок). Бумажные деньги (причины
появления, примеры первых бумажных денег, первые
российские бумажные деньги, преимущества и
недостатки использования бумажных денег, водяные
знаки).
Современные деньги России. Современные деньги
мира.

Игра-конкурс

Ролевая игра

Беседа

Беседа

7
8

9

5

Как разумно делать покупки?

Семейные доходы и семейные расходы.
Обязательные и необязательные расходы. Желаемые
расходы. Анализ и планирование расходов.
Памятка покупателя (планировать покупки совершать
покупки с умом, экономно, рачительно, обдуманно, с
хорошим настроением, заранее изучать торговые
предложения, цены, возможность рассрочки или
кредита, условия договора, сервисные условия и
гарантии). Воздействие рекламы и промоакций на
принятие решений о покупке.

6

Личные деньги

Карманные деньги. Источники карманных денег
школьника. Расходы школьника: постоянные,
переменные и непредвиденные.
Вариант ведения учетной книги школьника.
Проанализировать процесс получения и использования
карманных денег школьниками. Личный финансовый
план. Несколько советов, как сохранить и сэкономить
личные деньги.

Деловая игра «Я
– покупатель»

Деловая игра
«Рациональный
бюджет школьника».

предпринимателем.
Чем бы ты мог заниматься, если бы решил стать
предпринимателем. Кто такие мошенники?
Модуль «Основы математической грамотности»
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Логические задачи
Первые шаги в геометрии.
Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на
разрезание и перекраивание.

Решение несложных логических задач. Решение
логических задач с помощью графиков, таблиц.
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления
о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч,
многоугольник.
Изображение основных геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах.
Решение задач на разрезание и переклеивание. Изучение
объектов целиком и его частей.

практикум
Беседа
Игра

10

Размеры объектов окружающего
мира (от элементарных частиц
доВселенной)

Понятие объёма; единицы объёма. Понятие о
равенстве фигур. Площадь, периметр. Решение задач
на нахождение времени, затраченного на те или иные
процессы.
Модуль «Основы естественно-научной грамотности»
Звуки живой и неживой природы.
11
Звуковые явления Шум и
его
воздействие
на
Слышимые и неслышимые звуки. Причина
человека.
возникновения звуков. Источники звука.
Характеристики звука: громкость, тембр, высота тона.
Получение звуков разной частоты. Высокий и низкий
тембр. Знакомство с прибором камертон. Звук и
здоровье человека. История развития акустических
систем. Устройство и принцип действия динамика.

12

Строение вещества

Обсуждение,

Беседа,

Движение молекул. Притяжение и отталкивание
молекул. Связь температуры тела со скоростью
движения его молекул. Химические изменения или
химические реакции как процесс образования одних
веществ из других.
Вода и её свойства. Цветность. Мутность.
Запах. Вода как растворитель. Растворы в природе,
технике, быту. Способы очистки воды: отстаивание,
фильтрование, обеззараживание. Источники пресной
воды. Сущность круговорота воды в природе.

13

Вода. Уникальность воды.

14

Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли.

Внутреннее строение Земли.
Происхождение и свойства горных пород Земли.

15

Атмосфера Земли.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Процесс образования воздушной оболочки Земли.
Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы в
жизни планеты, человечества.
Закономерности нагревания и охлаждения воздуха.

Беседа

16

Живая природа
Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на
Земле.

17

Итоговое занятие

Природа
живая
и
неживая.
Сформировать
представление об уникальности Земли, как части
Солнечной системы.
Свойства живых организмов: единство химического
состава, клеточное строение, обмен веществ и
энергозависимость,
самовоспроизведение, раздражимость, адаптация, рост и
развитие.

Беседа

класс

6
№

Название темы

Краткое содержание темы

Формы организации
образовательного
процесса

Модуль «Основы читательской грамотности»
Сопоставление
содержания Овладение практическими умениями просмотрового,
художественных текстов.
ознакомительного, изучающего чтения, приёмами
работы
с
учебной
книгой
и
другими
информационными источниками.
2
Работа с текстом: как понимать
Овладение различными видами
диалог, работа в парах
информацию, содержащуюся в
аудирования. Изложение содержания прослушанного или
тексте?
прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное).
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1

4

5

Удивительные факты и истории о
деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и
современность.
Откуда берутся
деньги?
Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная?

6

Собственность и доходы от нее.
Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденты.

7

Как заработать деньги? Мир
профессий и для чего нужно
учиться?

Интересные факты о деньгах. Краткая история
фальшивых денег. Проинформировать учащихся о
том, что изготовление фальшивых денег и попытка
сбыть поддельную купюру являются преступлением.
Статья 186 УК РФ.
Доход семьи. Источники денежных средств семьи
(заработная плата, пенсии, стипендии, пособия,
доходы от личного хозяйства, благотворительная
помощь).
Виды заработной
платы.
Дать определение понятиям: арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты. Примеры того, что
можно сдать в аренду. Какие проблемы встают перед
человеком, сдающим в аренду своё имущество?

Деловая игра
«Семейный бюджет»

Обсуждение

Как научиться зарабатывать деньги – полезные советы от Тест «Кем быть»
успешных бизнесменов. Главные ошибки начинающих
бизнесменов.

Модуль «Основы математической грамотности»

Сроки

8

Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа.

9

Логические задачи,
помощью таблиц.

решаемые

Решение задач на совместную работу, на движение
в противоположных и в одном направлении, на
нахождение числа по его части. Применение дробей
при решении задач.
с Решение несложных логических задач. Решение
логических задач с помощью графиков, таблиц.

10

Геометрические
задачи
на
построение и на изучение свойств
фигур: геометрические фигуры
на
клетчатой
бумаге,
конструирование.

12

Строение вещества Строение
вещества. Атомы и молекулы.
Модели атома.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое
расширение тел. Использование
явления теплового расширения для
измерения температуры.

Делимость веществ. Строение вещества:
молекулы и атомы. Представление о размерах частиц
вещества.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Изменение объема твердых, жидких и газообразных
тел при нагревании и охлаждении. Наблюдение
изменения длины тела при нагревании и охлаждении
(нагревание стеклянной трубки). Наблюдение
изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

14

Земля, Солнечная система и
Вселенная
Представления о Вселенной.

15

Модель солнечной системы.

Познакомиться с понятиями: «Вселенная»,
«Галактика», «Млечный Путь», «Солнечная
система». Состав, строение и происхождение
Солнечной системы. Планеты и малые тела
Определение Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Схема
строения
Солнечной
системы.
Общая
характеристика планет Солнечной системы.

Обсуждение

Урок-игра

Построение
плоских
и
пространственных Беседа
геометрических фигур. Решение практических задач с
применением
простейших свойств фигур. Решение задач с
использованием клетчатой бумаги.
11
Элементы логики, теории
Решение несложных логических задач. Решение
Обсуждение
вероятности, комбинаторики:
логических задач с помощью графиков, таблиц.
таблицы, диаграммы, вычисление
Простейшие вероятностные
вероятности.
и комбинаторные задачи на перебор, дерево возможных
событий.
Модуль «Основы естественно-научной грамотности»

13

Презентация

Работа в группах.

Викторина.

Царства живой природы

16

17

Итоговое занятие

Природа живая и неживая. Общие
признаки живых организмов (клеточное строение,
индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения,
животные.
Признаки характерные для каждого царства живой
природы.
Распознавание представителей царств на таблицах,
рисунках, фотографиях, другом демонстрационном
материале.

Работа в группах.
Проекты
«Царства живой
природы»

Тестирование.

7 класс
№

Название темы

Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной темы и
идеи в лирическом произведении.
Поэтический
текст как источник информации.
2

3

4

Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего
использования?
Поиск комментариев,
подтверждающих основную
мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность.

Модуль «Основы финансовой грамотности»
5
Что такое налоги и почему мы их
должны платить?

6

Что такое государственный
бюджет? На что расходуются
налоговые сборы?

Краткое содержание темы

Формы
организации
образовательно го
процесса

Составление
плана
письменного
высказывания. Устный и письменный
анализ стихотворений.

Беседа

Анализ языковых особенностей текста.
Выбор языковых средств в зависимости от цели,
темы, основной мысли и ситуации общения.
Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Беседа

Участие в коллективном диалоге.

Беседа

Установление
определённой
языка.

принадлежности
текста
к
функциональной разновидности

История зарождения налоговой политики.
Виды
налогов.
Подоходный
налог.
Имущественный налог. Налоговая ставка. Налог на
прибыль. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет.
Последствия невыплаты налогов для граждан и
государства. Организация сбора налогов. Налоговая
инспекция.
Государственный
бюджет.
Налоговый
Кодекс. Как и на что расходуются деньги из
государственного бюджета.
Какие еще
могут
быть
доходы
у
государства.

Деловая игра

Познавательна я
беседа
Ролевая игра
«Считаем налоги
семьи».

Познавательна я
беседа

Сроки

7

Виды социальных пособий. Если
человек потерял работу.

Виды пособий
и
их
размеры.
Примеры
социальных выплат (социальное пособие, пособие по
безработице, пенсия, стипендия, больничный лист).
Оформление и выплата пособи по безработице.

8

История возникновения банков.
Как накопить, чтобы купить?
Всё про кредит.

История появления первых банков в России.
Виды банковских услуг для физических лиц. Значение
банков для экономики семьи.
Кредиты, виды банковских кредитов для физических
лиц (потребительский кредит, ипотечный кредит).
Как собирать и анализировать информацию о
кредитных продуктах. Как уменьшить стоимость
кредита. Как читать и анализировать кредитный
договор. Кредитная история.
Типичные ошибки при использовании кредита.

Модуль «Основы математической грамотности»
9 Задачи на построения и на
Геометрические задачи с практическим
изучение свойств фигур,
содержанием в окружающем нас мире. Применение этих
возникающих в ситуациях
задач в повседневной жизни взрослыми и детьми.
повседневной жизни, задач
Решение с помощью свойств треугольников.
практического содержания.
10 Решение задач на вероятность
событий в реальной жизни.
11 Разбор и решение заданий по
математической грамотности
Модуль «Креативное мышление»
12 Креативное решение различных
проблем
13 Креативное самовыражение: создаем
рисунки

Деловая игра
«Я хочу взять
кредит».

Практикум

Практикум
Практикум

Разбор заданий с нестандартными способами решения

Практикум

Создание рисунков нестандартными способами

Практикум

Разбор заданий естественно-научной тематики и
нестандартное их решений
15
Разбор заданий социальной тематики и нестандартное их
решений
Модуль «Основы естественно-научной грамотности»
14

Решение естественно – научных
проблем
Решений социальных проблем

Алгоритм решения задач на вероятность.

Решение
экономических
задач

Практикум
Практикум

16

Почему все тела нам кажутся
сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов.
Механическое движение. Инерция

Атомно-молекулярное учение о веществах. Агрегатные
состояния веществ. Различия в молекулярном строении
твердых тел, жидкостей и газов. Модели строения
твердых тел, жидкостей и газов.

Беседа

Механическое движение. Разновидности механического
движения. Примеры
прямолинейного, криволинейного, вращательного,
колебательного движений. Равномерное, ускоренное и
замедленное движения. Скорость, путь и время движения.
Графики зависимости пути и модуля скорости от времени
движения. Понятие об относительности механического
движения.
17

Итоговая аттестация

Тестирование

8 класс
Модуль «Основы естественно-научной грамотности»

№

Название темы

Краткое содержание темы

Формы
организации
образовательно го
процесса

Модуль «Основы читательской грамотности»
1
2

3

4

Учебный текст, как источник
информации.
Работа с текстом: как применять
информацию из текста в
изменённой ситуации?
Типы задач на грамотность.

Работа с текстом:
формы, анкеты, договоры

Определение основной темы и идеи в тексте

Беседа

Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста,
воспринимаемого зрительно или на слух.
Чтение текстов и выделение необходимой
информации
для
решения
конкретно
поставленной задачи.
Основные
жанры
научного
(отзыв,
выступление, доклад), официально-делового
(расписка, доверенность, заявление) стилей.

Беседа

Квест

Деловая игра

По плану

По факту

5

Занимательное электричество.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.
Взаимодействие заряженных тел. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле.

Беседа.

6

Магнетизм и электромагнетизм.

Явление магнетизма. Магнитное поле постоянных
магнитов.
Изображение
магнитных
полей.
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли.

Беседа.

Значение крови и её состав. Иммунитет. Переливание
крови.

Беседа

Что такое инвестиции, способы инвестирования,
доступные физическим лицам. Сроки и доходность
инвестиций. Виды финансовых продуктов для различных
финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в
зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как
управлять инвестиционными рисками?

Беседа

Организационно-правовые
формы
субъекта
предпринимательской деятельности. Основные
формы
бизнеса:
индивидуальное
предпринимательство, общество
с ограниченной ответственностью, товарищество
собственников, акционерные общества. Особенности
ИП: упрощенная процедура регистрации своего дела;
нет необходимости в регистрации

Беседа

Внутренняя среда организма.
Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
Модуль «Финансовая грамотность»
8
Потребление или инвестиции?
Активы в трех измерениях.
7

9

Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства.

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.
Беседа
Принципы кредитования (платность, срочность,
возвратность). Из чего складывается плата за кредит. Как
собирать и анализировать информацию о кредитных
продуктах. Как
уменьшить стоимость кредита. Как читать и
анализировать кредитный договор. Кредитная
история.
11
Разбор заданий
«Безопасное использование интернетТестирование
банкинга и электронных денег».
Проект
«Сравнительный анализ различных
финансовых продуктов по уровню
доходности, ликвидности и риска»
Модуль «Основы математической грамотности»
10

Кредит и депозит. Расчетно- кассовые
операции и риски связанные с ними.

12

Работа с информацией,
представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или
круговой, схем.

Вычисление расстояний на
местности
в
стандартных
ситуациях
и
применение
формул в повседневной жизни.
14
Математическое описание
зависимости между
переменными в различных
процессах.
Модуль «Креативное мышление»
15
Креативное
решение
различных проблем
16
Креативное самовыражение:
создаем рисунки
17
Решение естественно –
научных проблем , решение
социальных проблем
13

Работа с данными. Диаграммы. Виды
диаграмм, составление диаграмм.
Систематизация информации с форме
таблиц и работа с информацией
представленной в форме таблиц.
Расстояние на местности. Расстояние до
недоступного предмета. Применение знаний на
практики. Расчет расстояния на местности в
стандартных ситуациях
Функциональные зависимости в математике, в
других предметах. Математические зависимости
в различных процессах в повседневной жизни.

Практикум

Беседа.
Исследование

Обсуждение.
Урок-практикум

Разбор заданий с нестандартными способами
решения
Создание рисунков нестандартными способами

Практикум

Разбор заданий естественно-научной тематики и
нестандартное их решений , заданий социальной
тематики

Практикум

Краткое содержание темы

Формы
организации
образовательно го
процесса

Практикум

9 класс
№

Название темы

По плану

По плану

Модуль «Основы читательской грамотности»
1

Формирование
читательских умений с
опорой
на
текст
и
внетекстовые знания.
Электронный текст как источник
информации.
Работа с текстом: как
критически
оценивать
степень
достоверности
содержащейся
в
тексте
информации?
Типы задач на грамотность.
Аналитические
(конструирующие) задачи.

Приемы «медленного» чтения.
Авторская позиция. Детали.
Использование электронных текстов как источника
информации.

Разметка текста
Графическое представление информации
(кластер, таблицы «Знаю-хочу узнать- Узнать»,
«Плюс-минус - интересно», трехчастный
дневник)
3
Нахождение в тексте информации,
заданной в явном или неявном виде;
понимание письменных текстов;
интерпретация текста; рефлексия и
оценка текста;
использование содержания текстов для
достижения собственных целей; для развития
своих знаний (в том числе и эмоциональносмысловых) и возможностей, для участия в
человеческих сообществах
4
Работа со смешанным текстом.
Адекватно понимать основную и
Составные тексты (рубежная
дополнительную информацию, владеть
аттестация).
различными видами чтения, приемами работы с
книгой и другими информационными
источниками, передавать в устной форме
содержание прослушанного/прочитанного
текста, излагать в письменной форме
содержание прослушанного/прочитанного
текста, отбирать и систематизировать материал
на определенную тему
Модуль «Основы естественно-научной грамотности»
Радиоактивность как свидетельство сложного
5
Радиоактивность.
строения атомов. Альфа, бета и гамма-излучения.
Источники энергии Солнца и звезд.
2

радиоактивности.

Беседа,
конкурс.

Квест, круглый
стол.

Квест, круглый
стол.

Деловая игра.

дискуссия.

6

Физические
явления
и
химические
превращения.
Отличие химических реакций от
физических явлений.

Понятие о явлениях природы.
Многообразие явлений природы. Физические
явления: механические, тепловые,
электромагнитные, световые. Химические явления
(реакции). Признаки химических реакций. Условия
возникновения и протекания химических реакций.

7

Закономерности
изменчивости:
модификационная и мутационная
изменчивости.

Закономерности изменчивости. Основные
характеристики модификационной
(ненаследственной) изменчивости.

8

Круговорот веществ в биосфере.
Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на
биосферу. Основы рационального
природопользования.

Строение биосферы. Круговороты
веществ: геологический (большой)
и биологический (малый).

Модуль «Креативное мышление»
9
Креативное решение различных
проблем
10
Креативное самовыражение:
создаем рисунки и тексты
11
Креативное решение научных и
технических
проблем
и
социальных проблем
Модуль «Основы финансовой грамотности»
12
Ценные бумаги. Векселя и
облигации: российская специфика.

13

Риски акций и управление ими.
Биржа и брокеры.

Работа в группах.

Беседа.

Моделирование.
Беседа, диалог,
дискуссия

Разбор заданий с нестандартными способами
решения
Создание рисунков нестандартными способами

Практикум

Создание текстов нестандартными способами

Практикум

Фондовый рынок. Функции фондового рынка.
Бизнес и инвесторы как действующие лица
фондового рынка. Цели участников фондового
рынка. Долговые и долевые ценные бумаги.
Особенности акций, векселя и облигации. Эмитенты
ценных бумаг. Номинал ценных бумаг.
Права акционеров. Доходы по акциям. Дивиденды
по акциям и их отличие от купонных доходов. Рост
цены акций. Дивиденды и рост цены - доходность
акции = доход акционера.

Практикум

Беседа

Игра

14

Государственное
и
негосударственное пенсионное
страхование.

Модуль «Основы математической грамотности»
15
Разбор заданий , задачи с лишними
данными
16

Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа
Решение стереометрических задач

17

Вероятностные, статистические
явления и зависимости.

Что такое пенсия. Трудовая и социальная
пенсия, корпоративная пенсия. Как работает
государственная пенсионная система в РФ.
Пенсионный фонд РФ и его функции. Что такое
накопительная и страховая пенсия. Что такое
пенсионные
Мультипликативная и аддитивная модели
временных рядов. Временной ряд, сезонная
компонента, смешанная модель.
Представление о числе и числовых системах от
натуральных до действительных чисел; овладение
навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений
Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков. Решение задач на вероятности событий,
статистику

Дебаты

Практикум

Обсуждение.

Урок-практи кум

Формы диагностики и подведения итогов
Проведение рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу
внеурочной деятельности проводится в форматах, предусмотренных методологией и критериями оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Освоение каждого модуля данной программы курса внеурочной деятельности оценивается в формате зачет/незачет на основе результатов
рубежной аттестации. Результаты итоговой аттестации являются основанием для получения зачета/незачета за весь год обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».