РП Разговоры о важном 5-9

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительнаязаписка ............................................................................................. 3
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности ........................................................... 8
Основноеобщееобразование .............................................................................. 8
Планируемыерезультатыосвоениякурса ............................................................... 17
Основноеобщееобразование ............................................................................ 17
Тематическоепланирование .................................................................................. 28
Основноеобщееобразование ............................................................................ 28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Актуальностьиназначениепрограммы
Программакурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыоважном»(далее

–

программа)

разработана в соответствии с требованиями федеральныхгосударственных образовательных
стандартов

начального

общего,основногообщегоисреднегообщегообразования,ориентировананаобеспечениеиндиви
дуальныхпотребностейобучающихсяинаправленанадостижениепланируемых

результатов

федеральных основных образовательных программначального общего, основного общего и
среднего

общего

образования

с

учётомвыбораучастникамиобразовательныхотношенийкурсоввнеурочнойдеятельности.Этоп
озволяет

обеспечитьединствообязательных

требованийФГОСвовсёмпространствешкольногообразования:нетольконауроке,ноивовнеуроч
нойдеятельности.
Задачей

педагога,

работающего

по

программе,

является

развитиеуобучающегосяценностногоотношениякРодине,природе,человеку,культуре,знаниям,
здоровью,сохранениеиукреплениетрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей.
Педагогпомогаетобучающемуся:

– вформированииегороссийскойидентичности;
– вформированииинтересакпознанию;
– вформировании

осознанного

отношения

ксвоимправам

исвободамиуважительногоотношениякправамисвободамдругих;

– в

выстраиваниисобственногоповедения

с

позициинравственныхиправовыхнорм;

– всозданиимотивациидляучастиявсоциальнозначимойдеятельности;
– вразвитииушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
– вразвитииуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
– восознаниисвоегоместавобществе;
– впознаниисебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;

3

– вформированииготовностикличностномусамоопределению.
Нормативноправовуюосновурабочейпрограммыкурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыоважном»состав
ляютследующиедокументы:

1. Указ

Президента

Российской

Федерации

от

«Обутверждении

№

9.11.2022

809

Основгосударственной

политикипосохранениюиукреплениютрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей».

2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федеральногоучебнометодическогообъединенияпообщемуобразованию(протоколот2июня2020г.№2/20
).

3. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот31.05.2021№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообр
азовательногостандартаначальногообщегообразования»(Зарегистрирован05.07.20
21№64100).

4. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот31.05.2021№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообра
зовательногостандартаосновногообщегообразования»(Зарегистрирован05.07.2021
№64101).

5. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот18.07.2022№569«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственн
ыйобразовательныйстандартначальногообщегообразования»(Зарегистрирован17.0
8.2022№69676).

6. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот18.07.2022№568«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственн
ыйобразовательныйстандартосновногообщегообразования»(Зарегистрирован17.0
8.2022№69675).

7. Приказ

Министерстваобразования

инаукиРоссийскойФедерацииот17.05.2012№413«Обутверждениифедеральногогос
ударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования».

4

8. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот12.08.2022№732«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственны
йобразовательныйстандартсреднегообщегообразования,утверждённый

приказом

Министерства
образованияинаукиРоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»(Зарегистрирован1
2.09.2022№70034).

9. Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот15.08.2022№031190«Онаправленииметодическихрекомендацийпопроведению
циклавнеурочныхзанятий"Разговоры оважном"».10.Приказ
Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот18.05.2023№372«Обутверждениифедеральнойобразовательной
программыначальногообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.2023№74229).

11. Приказ

Министерства

№

370

просвещения
«Об

Российской

Федерацииот 18.05.2023

утверждении

федеральной

образовательнойпрограммыосновногообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.
2023).

12. Приказ

Министерства

№

371

просвещения
«Об

Российской

Федерацииот 18.05.2023

утверждении

федеральной

образовательнойпрограммысреднегообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.2
023№74228).

13. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот 19.02.2024

№ 110 «О внесенииизменений внекоторые приказыМинистерства
и

науки

образования
Российской

ФедерациииМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации,касающиесяфедера
льныхгосударственныхобразовательныхстандартовосновногообщегообразования»
(Зарегистрирован22.02.2024№77331).

14. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерацииот19.03.2024№171«Овнесенииизмененийвнекоторыеприказы

5

МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации,касающиесяфедеральныхобраз
овательныхпрограммначальногообщегообразования,основногообщегообразовани
яисреднегообщегообразования»(Зарегистрирован11.04.2024№77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,5–7,8–9и10–
11классов,втечениеодногоучебногогода,еслизанятияпроводятся1развнеделю,34/35учебныхча
сов.
Занятияпопрограммепроводятсявформах,соответствующихвозрастнымособенностямо
бучающихсяипозволяющихимвырабатыватьсобственнуюмировоззренческуюпозициюпообсу
ждаемымтемам(например,познавательныебеседы,
опросыи

т.

д.).

Следует

системувоспитательной
тематикаисодержаниедолжны

отметить,
работы

что

деловыеигры,викторины,интервью,блиц-

внеурочные

образовательной
обеспечить

занятия

входят

в

организации,

реализациюих

общую
поэтому

назначенияи

целей.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюдеятельностьпедагога,
ориентироватьеёне

толькона

интеллектуальное,ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.
Многиетемывнеурочныхзанятийвыходятзарамкисодержания,изучаемого

науроках,

ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательнодобиватьсяточногоусвоенияновогознания,запо
минанияичёткоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Втечениеучебногогодаобучаю
щиеся

многораз

будут

возвращаться

кобсуждению

однихитехжепонятий,чтопослужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.
Приреализациисодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,
региональные,

педагог

учитывает

национальные,

этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизац
ия.

Обязательно

учитываетсяиуровень

развитияшкольников,

ихинтересыипотребности.Принеобходимости,исходяизстатусасемейобучающихся,целесообр
азноуточнить(изменить,скорректировать)

6

итворческие

задания,

выполнять

которые

предлагается

вместесродителями,другимичленамисемьи.
Личностныхрезультатовможнодостичь,увлекаяшкольниковсовместной,интересной

и

многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразные
формыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелательную,поддерживающуюатмосферу;
насыщаязанятияценностнымсодержанием.Задачапедагога,организуябеседы,датьвозможность
школьникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Внеурочноезанятиепроходиткаждыйпонедельник.ОноначинаетсяподнятиемГосударст
венногофлагаРоссийскойФедерации,слушанием(исполнением)

Государственного

гимна

Российской
Федерации.Этомероприятиепроходитвобщемшкольномактовомзале.Затемобучающиесярасхо
дятсяпоклассам,гдепроходиттематическаячастьзанятия.
Приподготовке кзанятиюучительдолженвнимательноознакомитьсясо сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратитьвнимание натри структурные
части

сценария:

первая

часть

–

мотивационная,втораячасть–основная,третьячасть–

заключительная.
Цель

мотивационной

части

занятия

–предъявление

обучающимся

темызанятия,выдвижениемотиваегопроведения.Этачастьобычноначинаетсяспросмотравидео
материала,оценкакоторогоявляетсявведениемвдальнейшуюсодержательнуючастьзанятия.
Основнаячастьстроитсякаксочетаниеразнообразнойдеятельностиобучающихся:интелл
ектуальной(работаспредставленнойинформацией),коммуникативной(беседы,обсуждениевид
еоролика),практической(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и
ролевая игра),творческой(обсуждениевоображаемыхситуаций,художественноетворчество).
Взаключительнойчастиподводятсяитогизанятия.

7

СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
Образбудущего.КоДнюзнаний.Иметьобразбудущего–
значитиметьориентир,направлениедвижения,позитивныйобразбудущегозадаётжизниопредел
ённостьинаполняетеёсмыслами.Образбудущегостраны–
сильнаяинезависимаяРоссия.Будущеестранызависитоткаждогоизнасужесейчас.Образование–
фундаментбудущего.Знания–
этовозможностьнайтисвоёместовобществеибытьполезнымлюдямистране.Россия–
странавозможностей,гдекаждыйможетреализоватьсвоиспособностиивнестивкладвбудущеест
раны.Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС.Информационное

телеграфное агентство
России

(ИТАР-ТАСС) –

этокрупнейшеемировоеагентство,однаизсамыхцитируемыхновостныхсл
ужбстраны.Агентствонеоднократноменялоназвания,новсегданеизменнымиоставалисьего
государственный статус

и

функции – бытьисточником

8

достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайневаженнавык
критического

мышления.

Необходимо

уметь

анализироватьиоцениватьинформацию,распознаватьфейкиинераспространятьих.
ДорогамиРоссии.«Российскиежелезныедороги»–крупнейшаяроссийскаякомпания,с
большойисторией,обеспечивающаяпассажирскиеитранспортныеперевозки.Российскиежелезн
ыедорогивносятогромныйвкладв совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самыйустойчивый

и

надёжный

безопасныйикруглогодичный.Развитие

транспортной

для

пассажиров:

сферы

всепогодный,

стратегически

важнодля

будущего страны, апрофессиивэтихнаправлениях оченьперспективныивостребованы.
Путьзерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленностинашейстраны,главнойзадачейкоторойявляетсяпроизводствопродуктовпитан
ия.АгропромышленныйкомплексРоссиивыполняет важнейшую миссию по обеспечению всех
россиян

продовольствием,аегомощностипозволяют

обеспечиватьпшеницейтретьвсегонаселенияпланеты. Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традициинашего народа ссовременными технологиями: роботами,
информационнымисистемами,

цифровыми
устройствами.Разноплановостьивостребованностьсельс

кохозяйственныхпрофессий,технологичность иэкономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги,фермерскиехозяйстваит.п.).
Деньучителя.Учитель

–однаиз

важнейших

вобществе

профессий.Назначениеучителя–
социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Вразныеисторическ
иевременатрудучителяуважаем,
образования

социально

значим,

оказывает

влияние

на

развитие

членовобщества.Учитель–

советчик,помощник,участникпознавательнойдеятельностишкольников.

9

Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданинаРоссии.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение историческойпамяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказитьроль России в мировой истории
–одна изстратегий информационной войныпротивнашейстраны.
Что

значит

быть

взрослым?

Быть

взрослым

–

это

нести

ответственностьзасебя,своихблизкихисвоюстрану.Активнаяжизненнаяпозиция,созидательны
й

подход

кжизни,

умениепринимать

решенияиосознавать

ихзначение,житьвсоответствиисдуховно-нравственнымиценностямиобщества

–

основавзрослогочеловека.Финансоваясамостоятельностьифинансоваяграмотность.
Каксоздатькрепкуюсемью.Семьякакценностьдлякаждогогражданина страны. Знания
и навыки для построения крепкой семьи в будущем.Почему важна крепкая семья?
Преемственность

поколений:

семейные

ценностиитрадиции(любовь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей
).Памятьопредшествующихпоколенияхсемьи.Особоеотношениекстаршемупоколению,проявл
ениедейственногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.
ГостеприимнаяРоссия.КоДнюнародногоединства.Гостеприимство–
качество,объединяющеевсенародыРоссии.Семейныетрадициивстречигостей,кулинарные
традиции

народов

России.

Путешествие

по

России–

этознакомствоскультурой,историейитрадициямиразныхнародов.Гастрономический туризм –
это

вид

путешествий,

основой

которого

являютсяпоездкитуристовпостранесцельюзнакомствасособенностямиместнойкухниикулинар
ныхтрадиций.
Твой

вклад

в

общее

личнаяответственность,вклад

дело.

Уплата

гражданина

налогов

–

это

вблагополучие

коллективная

и

государства

иобщества.Ниодногосударствонеможетобойтисьбезналогов,этоосновабюджетастраны,

10

основной

источник

дохода.

Своимнебольшим

вкладом

мысоздаём

будущеестраны,процветаниеРоссии.Какимбудетмойличныйвкладвобщеедело?
Сзаботойксебеиокружающим.Добротаизабота–качестванастоящегочеловека,
способного

оказывать

помощь

и

поддержку,

проявлять

милосердие.ДобрыеделагражданРоссии:благотворительностьипожертвованиекакпроявление
добрыхчувствизаботыоб окружающих.Здоровыйобразжизникакзаботаосебеиобокружающих.
Деньматери. Мать, мама –главные вжизни человека слова. Мать–хозяйкав
хранительницасемейного

очага,воспитательница

доме,

детей.УРоссииженскоелицо,

образ«Родины-матери». Материнство –этосчастьеи ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современнойжизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнствокак особая миссия.Роль материнства в будущем страны. Защита
материнстванагосударственномуровне.
Миссия-милосердие(коДнюволонтёра).Ктотакойволонтёр?Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное время:примеры из истории исовременной
жизни.

Милосердие

изабота–

качестваволонтёров.Направленияволонтёрскойдеятельности:экологическое,социальное,меди
цинское,цифровоеит.д.
ДеньГероев

Отечества.

ГероиОтечества

–

это

самоотверженныеимужественныелюди,которые
любятсвоюРодинуитрудятсявоблагоОтчизны. Качества героя –человека, ценоюсобственной
жизнииздоровьяспасающего

других:

смелость

иотвага,

самопожертвование

иответственностьзасудьбудругих.Проявлениеуважениякгероям,стремлениевоспитыватьусебя
волевые качества: смелость,решительность, стремление прийти напомощь.УчастникиСВО–
защитникибудущегонашейстраны.
Какпишутзаконы?Длячегонужнызаконы?Какменялсясводроссийских
древних

времён

до

наших

дней.

законов

от

Законодательная

властьвРоссии.Отинициативылюдейдозакона:какпоявляетсязакон?Работа

11

депутатов:отпроблемы–
крешению(позитивныепримеры).Участиемолодёживзаконотворческомпроцессе.
Однастрана–однитрадиции.
Новогодниетрадиции,объединяющиевсенародыРоссии.Новыйгод–
любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения

новогоднего

праздника

вРоссии.Участие детейвподготовкеи встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый
год. История созданияновогоднихигрушек.ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод.
День

российской

томчислередакторам,
степенисвязан

печати.

журналистам,

с

печатью.

Праздник
издателям,

посвящён
корректорам,

Российские

работникам

печати,

–всем,ктовтойили

традиции

в

иной

издательского

дела,историяпраздника.Информационныеисточникиформируютобщественноемнение.Профес
сиональнаяэтикажурналиста.Изданиепечатныхсредствинформации

–коллективный

трудлюдеймногихпрофессий.Зачемнужнышкольныегазеты?Школьныесредствамассовойинфо
рмации.
День

студента.

День

российского

студенчества:

история

праздника

и

еготрадиции.ИсторияоснованияМосковскогогосударственногоуниверситетаимениМ.В.Ломо
носова.Студенческиегоды–
этопутьковладениюпрофессией,возможностьдлятворчестваисамореализации.Перспективыпо
лучениявысшегообразования. Каксделать выбор? Студенчество итехнологическийпрорыв.
БРИКС(темао

международныхотношениях).Рольнашейстраныв

современноммире.БРИКС–

символ

многополярностимира.ЕдинствоимногообразиестранБРИКС.Взаимная
поддержкапомогаетгосударствамразвиватьторговлюиэкономику,обмениватьсязнаниямииопы
томвразличныхсферахжизниобщества.Россияуспешноразвиваетконтактысширокимкругомсо
юзниковипартнёров.Значениероссийскойкультурыдлявсегомира.
Бизнес и
хозяйства

технологическое

предпринимательство.

Экономика:отструктуры
куправленческим

решениям.ЧтосегодняделаетсядляуспешногоразвитияэкономикиРоссии?Цифроваяэкономика
–это

12

деятельность,восновекоторойлежитработа
сцифровымитехнологиями.Какоезначениеимеетиспользование
цифровойэкономикидляразвитиястраны?Механизмы цифровой экономики. Технологическое
предпринимательство
какособаясферабизнеса.Значимостьтехнологическогопредпринимательствадлябудущегостра
ныиеётехнологическогосуверенитета.
Искусственныйинтеллектичеловек.Стратегиявзаимодействия.Искусственный
интеллект

–

стратегическая

отрасль

в

России,

оптимизирующаяпроцессыиповышающаяэффективностьпроизводства.Искусственныйинтелл
ект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если самчеловекобладает
хорошими знаниямиикритическиммышлением.Степеньответственноститех,ктообучает ИИ.
Что

значит

служить

Отечеству?

280

лет

со

дня

рождения

Ф.

Ушакова.ДеньзащитникаОтечества:историческиетрадиции.Профессиявоенного:ктоеёвыбир
ает сегодня.Защита Отечества–обязанность гражданина РоссийскойФедерации, проявление
любви

к

родной

земле,

Родине.

Честь

и

воинский

долг.280-

летиесоднярождениявеликогорусского
флотоводцаФ.Ф.Ушакова.Качествароссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территорияразвития
страны.ПочемудляРоссииважноосваиватьАрктику?
Российские

исследователи

Артика–ресурсная

Арктики.

база

России.

Россия

–

мировойлидератомнойотрасли.Атомныйледокольныйфлот,развитиеСеверногоморскогопути.
ЗнакомствоспроектамиразвитияАрктики.
Международныйженскийдень.Международныйженскийдень–
праздникблагодарностиилюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе
мать,

воспитатель

детей.

Великие

–

труженица,

женщины

в

историиРоссии.ВыдающиесяженщиныХХвека,прославившиеРоссию.
Массовый

спорт

в

России.

Развитие

массового

спорта

–

вкладвблагополучиеиздоровье нации,будущие поколениястраны.Здоровыйобраз

13

жизни,забота
особственномздоровье,спорткакважнейшаячастьжизнисовременногочеловека.Условияразвит
иямассовогоспортавРоссии.
ДеньвоссоединенияКрымаиСевастополясРоссией.100-летиеАртека.
традиции

Артека.

После

воссоединения

История

и

КрымаиСевастополя сРоссиейАртек–

этоуникальный исовременный комплексиз 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества,саморазвитияисамореализации.
Служениетворчеством.Зачемлюдямискусство?185летсоднярожденияП.И.Чайков
ского.Искусство–этоспособобщенияидиалогамеждупоколениями и народами. Роль музыки в
жизни

человека:

музыка

сопровождаетчеловекасрождениядоконцажизни.Способностьслушать,восприниматьи
понимать

музыку.

Россия

–

страна

с

богатым

культурным

странавеликихкомпозиторов,писателей,художников,

наследием,
признанных

вовсёммире.ПроизведенияП.И.Чайковского,служениесвоейстранетворчеством.
Моя малая Родина (региональный и местныйкомпонент). Россия –великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен инеповторимсвоими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родномукраю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне.Патриот честнотрудится, заботится
опроцветании своей страны, уважаетеёисториюикультуру.
Героикосмическойотрасли.Исследованиякосмосапомогаютнампонять, как возникла
наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космическойотрасли.Полётывкосмос–
эторезультатогромноготрудабольшогоколлективаучёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашейРодинывосвоении космического пространства. Вусловиях
невесомости

космонавтыпроводят

сложныенаучные

эксперименты,чтопозволяет

российскойнаукепродвигатьсявосвоенииновыхматериаловисозданииновыхтехнологий.
Гражданская

авиация

России.Значение

авиациидля

жизниобществаикаждогочеловека.Какмечталетатьизменилажизньчеловека.Легендарная

14

историяразвития

российскойгражданской

илётчиков-испытателей

авиации.Героизм

первых

конструкторов,инженеров
российскихсамолётов.

Мировыерекордыроссийскихлётчиков.Современноеавиастроение.Профессии,связанныесавиа
цией.
МедицинаРоссии.ОхраназдоровьягражданРоссии–приоритетгосударственной
политикистраны.Современные поликлиникиибольницы.Достижения российской медицины.
Технологии будущего в области медицины.Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании

и

улучшении

здоровьялюдейиихуровняжизни.Врач–

непростопрофессия,этонастоящеепризвание,требующеенетолькознаний,ноичеловеческогосоч
увствия,служенияобществу.Волонтёрымедики.Преемственностьпоколенийипрофессиячеловека:семейныединастииврачейРоссии.
Чтотакоеуспех?(коДнютруда).Труд–основажизничеловека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливыми
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),находить пути
ихпреодоления.

Чтобы

добиться

долгосрочного

успеха,

нужномноготрудиться.Профессиибудущего:чтобудетнужностране,когдаявырасту?
вВеликой

80-летиеПобеды

Отечественнойвойне.ДеньПобеды–

священнаядата,памятьокоторой
передаётсяотпоколениякпоколению.Историческаяпамять:памятьоподвигенашегонародавгод
ыВеликойОтечественнойвойны.
перенёсших

тяготы

Важнопомнитьнашуисторию
войны.

Бессмертный

ичтитьпамятьвсехлюдей,
полк.

Страницы

героическогопрошлого,которыенельзязабывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.Детские
общественные

организации

разных

поколений

объединялииобъединяютактивных,целеустремлённыхребят.Участникидетскихобщественных
организацийнаходятдрузей,вместеделаютполезныедела

15

иощущаютсебячастьюбольшогоколлектива.Участиевобщественномдвижениидетейимолодеж
и,знакомствосразличнымипроектами.
Ценности,которыенасобъединяют.Ценности–
этоважнейшиенравственныеориентирыдлячеловекаиобщества.Духовно

-

нравственныеценностиРоссии,объединяющиевсехгражданстраны.

16

ПЛАНИРУЕМЫЕ

17

ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
Занятияврамках

программы

направлены

наобеспечениедостиженияобучающимисяследующихличностных,метапредметныхипредметн
ыхобразовательныхрезультатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В

сферегражданского

воспитания:

уважение

прав,

свобод

изаконныхинтересовдругихлюдей;активноеучастиевжизнисемьи,родногокрая,страны;неприя
тиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;пониманиеролиразличных
институтов

в

жизни

человека;

представлениеоб основных правах, свободах и

обязанностях гражданина, социальных нормахи
отношений

в

социальных

правилах

межличностных

поликультурномимногоконфессиональном обществе; готовность к

разнообразной
совместнойдеятельности,стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучасти
ювгуманитарнойдеятельности(волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимсявней).
Всферепатриотическоговоспитания:осознаниероссийскойгражданскойидентичности
вполикультурномимногоконфессиональномобществе, проявление интереса к познанию
родного

языка,

истории,

культурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;формированиеценностногоотнош
ениякдостижениямсвоейРодины–России,кнауке,искусству,спорту,

технологиям,

подвигам

боевым

итрудовым

достижениямнарода;уважениекгосударственнымсимволамРоссии,государственнымпраздник
ам,

историческому

иприродному

наследию,

памятникам,

воспитания:

ориентация

традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране.
Всфере

духовно-нравственного

наморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;готовностьоцениватьсвоёпов
едениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсу
чётомосознанияпоследствийпоступков;

18

свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуальногоиобщественногопространства.
Всфере

эстетического

воспитания:

восприимчивость

кразным

видамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоционального
воздействия

искусства;осознание

важности

художественнойкультуры

как

средства

коммуникации и самовыражения; понимание ценностиотечественногоимирового искусства,
роли этническихкультурных традицийинародноготворчества.
Всферефизическоговоспитания:осознаниеценностижизни;соблюдениеправил
безопасности,

в

том

числе

среде;способностьадаптироваться
информационным

и

навыков

безопасного

кстрессовым

природным

ситуациям

поведения

в

интернет-

именяющимсясоциальным,
том

числе

осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяи

других,не

осуждая;умение

условиям,

в

осознавать

своё

эмоциональноесостояниеиэмоциональноесостояниедругих,умениеуправлятьсобственнымэмо
циональнымсостоянием;формированиенавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуита
когожеправадругогочеловека.
Всферетрудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактических
задач;

осознание

важности

обучения

на

протяжении

всей

жизни;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знанийсоциальных
иестественныхнаук
поступков

для
и

решения
оценки

задач

вобласти
их

окружающейсреды,планирования
возможных

последствийдля

окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобального
характера

экологических

проблем

и

путей

ихрешения;

активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакграж
данинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологической

исоциальной

сред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.

19

Всфере ценности научного познания: ориентацияв деятельностина современную
систему научных представлений об основных закономерностяхразвития человека, природы
иобщества,взаимосвязях
человекасприроднойисоциальнойсредой;овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксред
ством познания мира; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности,
установка

на

совершенствовать

осмысление
пути

опыта,

достижения

наблюдений,

поступкови

стремление

индивидуальногоиколлективногоблагополучия.

В сфере адаптации обучающегося кизменяющимся условиям социальнойиприродной
среды:освоениеобучающимися

социального

опыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельности
правилобщественного
включая

поведения,

форм

семью,

социальнойжизни

группы,

в

возраста,норми

группахи сообществах,

сформированные

по

профессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздруго
йкультурной среды, открытость опыту изнаниям других; повышение уровнясвоей
компетентности через практическую деятельность, в том числе развитиеумения учиться у
других

людей,

осознавать

в

совместной

деятельности

новыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;осознаватьдефицитысобственных знаний
и

компетентностей,

планировать

своё

развитие;

развитиеуменийанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;развитие
умения

оценивать

свои

действия

с

учётом

влияния

на

окружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследств
ий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Всфереовладенияпознавательнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:использоват
ьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;

применятьразличные

методы,инструментыизапросы
припоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложенной

20

учебнойзадачиизаданныхкритериев;выбирать,анализировать,систематизировать
интерпретировать информацию различных видов и формпредставления;
сходные

аргументы

и
находить

(подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею,

версию)

в

различных

информационныхисточниках;самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинф
ормации,

оценивать

надёжность

информации

по

критериям,

предложеннымпедагогическимработникомилисформулированнымсамостоятельно,системати
зироватьинформацию.
Всфереовладениякоммуникативнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:восприни
матьиформулировать
общения;

суждения,

выражать

эмоциивсоответствиисцелямииусловиями

выражать

свою

точку

зрениявустныхиписьменныхтекстах;пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвои

возражения;в

ходе

диалогаи (или) дискуссии задаватьвопросыпо существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи,

нацеленные

на

решениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссужд
ениямидругих участниковдиалога,обнаруживатьразличиеи

сходство

позиций;

понимать

и использоватьпреимуществакоманднойииндивидуальной работы при решении конкретной
проблемы,
обосновыватьнеобходимостьприменениягрупповыхформвзаимодействияприрешениипоставл
енной

задачи;

принимать

цель

совместнойдеятельности,

коллективностроитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждать
процесс ирезультат совместнойработы; уметьобобщать мнениянесколькихлюдей,проявлять
готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться, планировать организацию
совместнойработы,

определять

своюроль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсех

участниковвзаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлению

21

икоординироватьсвоидействиясдействиямидругихчленовкоманды;оцениватькачествосвоегов
кладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия; сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижениерезультатов,разделятьсферуответственности.
Всфереовладениярегулятивнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:ориентировать
ся вразличных подходах принятия решений (индивидуальное,принятие решений в группе,
принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за решение; владеть
способами

самоконтроля,

самомотивацииирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятел
ьности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуац
ии;оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;выявлять

ианализировать

причины

эмоций,ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого,регулирова
тьспособвыражения эмоций;осознанно относитьсякдругому человеку, егомнению;признавать
своёправо

наошибку

итакоежеправо

другого;принимать

себяидругих,неосуждая;осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные

результаты

представлены

сучётом

спецификисодержанияпредметныхобластей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеу
рочнойдеятельности«Разговорыоважном».
Русский

язык:

совершенствование

различных

видов

устной

и

письменнойречевойдеятельности;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеуст
ныхмонологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений,чтен
ияучебно-научной,художественнойи научно-популярной литературы; участие в диалоге
разных видов: побуждениекдействию,обмен мнениями,запрос информации, сообщение
информации;овладениеразличнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным,

22

изучающим,поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаи ответов на них;
подробная,сжатая

и

выборочнаяпередачав

устнойи письменной форме содержания

текста; выделение главной и второстепеннойинформации, явной и скрытой информации в
тексте,извлечение информацииизразличныхисточников,еёосмыслениеиоперированиеею.
Литература:

понимание

духовно-нравственной

ценностилитературыиеёроли

вформировании

икультурной
гражданственности

ипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийскойФедерации;понима
ниеспецификилитературыкаквидаискусства,принципиальныхотличийхудожественноготекста
оттекстанаучного,делового,публицистического;овладение

умениями

воспринимать,

анализировать,
интерпретироватьиоцениватьпрочитанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отражённу
юв

литературных

произведениях,

с

учётом

неоднозначности

заложенных

в

ниххудожественныхсмыслов;овладениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение,исп
ользуяподробный,сжатый,выборочный,творческийпересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанно
мупроизведениюиформулироватьвопросыктексту;развитие

уменийучаствоватьвдиалоге

опрочитанномпроизведении,

вдискуссииналитературные

темы,соотноситьсобственнуюпозициюспозициейавтораимнениямиучастниковдискуссии,дава
тьаргументированнуюоценкупрочитанному.
Иностранныйязык:

развитиеумений

сравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуреитрадицияхнародовРоссииидругихстран.
Информатика: освоение и

соблюдение требований безопасной

эксплуатации

технических средств

информационно-

коммуникационныхтехнологий;развитиеумения соблюдатьсетевой

этикет,

базовыенормыинформационнойэтики и правапри работес
приложениямина
любыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегииповеде
ниявсети.
История:формированиеуменийсоотноситьсобытияисторииразныхстрани

народовс

историческимипериодами, событиями региональной

23

имировойистории,событияисторииродногокраяиисторииРоссии,определятьсовременников
историческихсобытий, явлений, процессов;развитие уменийвыявлять особенности развития
культуры,

быта

и

нравов

народов

в

различныеисторическиеэпохи;формированиеумениярассказыватьобисторическихсобытиях,я
влениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировойисториииихучастниках,демо
нстрируяпониманиеисторическихявлений,процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; развитиеумений выявлять существенные черты и характерные
признаки

историческихсобытий,явлений,процессов,устанавливатьпричинно-

следственные,пространственные,временны́есвязиисторическихсобытий,явлений,процессов
изучаемогопериода,ихвзаимосвязь(приналичии)сважнейшимисобытиями
XXI

XX–начала

вв.;формирование

уменияопределять

иаргументироватьсобственнуюилипредложеннуюточкузрениясопоройнафактическийматериа
л,

в

том

числе

используя

источники

разных

типов;

приобретение

опытавзаимодействияслюдьмидругойкультуры,национальнойирелигиознойпринадлежности
на основе национальных ценностей современного российскогообщества:
и

демократических

ценностей,

идей

мираи

гуманистических

взаимопониманиямежду

народами,людьмиразных культур, уважениякисторическомунаследиюнародовРоссии.
Обществознание:

освоение

и

применение

системы

знаний:

о

социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,важности
семьикакбазового

социального

института,охарактерных

чертахобщества,осодержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественныеотнош
ения,опроцессахиявленияхвэкономической,социальной, духовной иполитической сферах
жизниобщества , обосновахконституционного строя и организации государственной власти в
РоссийскойФедерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
численесовершеннолетнего),о

системе

образованияв

Российской

Федерации,обосновахгосударственнойбюджетнойиденежно-кредитной,социальной

24

политики,политикивсферекультурыиобразования,противодействиикоррупциивРоссийскойФе
дерации,обеспечениибезопасностиличности,общества
терроризма

и

государства,

и

втом

числе

от

экстремизма;

развитиеуменияхарактеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственныеценности
(втом числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,семья,
труд,

служение

созидательный

Отечеству,

нормы

моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм,
историческоеединствонародовРоссии,преемственностьисториинашей

Родины);

формирование умения сравнивать (в том числе устанавливатьоснования для сравнения)
деятельность

людей,

социальные объекты, явления,процессы в

различных сферах

общественной жизни, их элементы и основныефункции; развитие умений устанавливать и
объяснять

взаимосвязи

социальныхобъектов,

явлений,процессоввразличных

сферах

общественной жизни,ихэлементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы,человека и общества, сферобщественной жизни,гражданина игосударства,связи
политических

потрясений

и

социально-экономических

кризисоввгосударстве;развитиеуменияиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(устног
оиписьменного)сущности,взаимосвязейявлений,процессовсоциальнойдействительности;разв
итиеуменийсопоройна

обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличный

социальный
опытопределятьиаргументироватьсточкизрениясоциальныхценностейинормсвоёотношениек
явлениям,процессамсоциальнойдействительности;развиватьуменияанализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать икритическиоценивать социальную информацию,
соотноситьеё

ссобственными

знаниямиоморальномиправовомрегулированииповедениячеловека,личнымсоциальным
опытом;

развитие

умений

оценивать

собственные

поступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымв
идам социальных норм, экономической рациональности; осознаниенеприемлемости всех
форм антиобщественного поведения; осознание ценностикультурыитрадицийнародовРоссии.

25

География:освоение

и

применение

размещениииосновныхсвойствахгеографических

системы

объектов,пониманиероли

знанийо
географиив

формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планетеЗемля, в
решении

современных

практических

задач

своего

населённого

пункта,Российской

Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивогоразвития; формирование
умения

устанавливать

взаимосвязи

между

изученнымиприродными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаб
людаемыми

географическими

явлениямиипроцессами;развитие

уменияоцениватьхарактервзаимодействиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразн
ыхгеографическихусловияхсточкизренияконцепцииустойчивогоразвития.

26

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

27

ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
(5–7и8–9классы)
№п/

Темызанятий

п
1

Количествоч

Виды
Основноесодержание

асов
Образбудущего.К
оДнюзнаний

1

деятельностиобу

Электронныересурсы

чающихся
Иметьобразбудущего–

Эвристическаябесед

значитиметьориентир,

а,просмотрвидеофра

направлениедвижения,позитивныйо

гментов,выполнение

бразбудущегозадаётжизниопределён

интерактивныхзадан

ностьи наполняетеёсмыслами.

ий,работа

Образбудущегостраны–

вгруппах,выполн

сильнаяинезависимая Россия.

ениетворческихз

Будущеестранызависитоткаждогоиз

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

насужесейчас.
Образование–фундамент
будущего.Знания–
этовозможностьнайтисвоёместо в
обществеи бытьполезнымлюдямистране.
Россия–странавозможностей,
где каждыйможет
реализоватьсвоиспособностиивнес
тивкладвбудущеестраны.

28

Формирующиесяценности:
патриотизм,созидательныйтруд
2

Векинформации.1

Информационноетелеграфноеагентство

Эвристическаябесед

20лет

России (ИТАР-ТАСС) –

а,просмотрвидеофра

Информационномуаге

этокрупнейшеемировоеагентство,однаи

гментов,выполнение

нтствуРоссииТАСС

зсамыхцитируемыхновостныхслужбстр

интерактивныхзадан

аны.

ий,работа

Агентствонеоднократноменялоназвани

вгруппах,выполн

я,новсегданеизменнымиоставалисьегог

ениетворческихз

осударственныйстатусифункции–

аданий

1

https://razgovor.edsoo.ru

бытьисточникомдостоверной
информациио Россиидля
всегомира.Ввекинформациикрайн
еважен
навыккритическогомышления.Нео
бходимоуметьанализироватьиоцен
ивать
информацию,распознаватьфейки
ине распространять
их.Формирующиесяценности:историчес
каяпамятьипреемственностьпоколений
3

ДорогамиРоссии

1

«Российскиежелезныедороги»–

Эвристическая

крупнейшаяроссийскаякомпания,

беседа,просмотр

https://razgovor.edsoo.ru

29

сбольшойисторией,обеспечиваю

видеофрагментов,вы

щаяпассажирскиеитранспортные

полнениеинтерактив

перевозки.

ныхзаданий,работа

Российскиежелезныедорогивносятог

вгруппах,выполн

ромныйвклад

ениетворческихз

всовершенствованиеэкономикистр

аданий

аны.Железнодорожныйтранспорт–
самыйустойчивыйинадёжныйдля
пассажиров:всепогодный,безопасн
ый
икруглогодичный.
Развитиетранспортной
сферыстратегическиважнодлябудуще
гостраны,апрофессиивэтихнаправлен
ияхоченьперспективныивостребованы
.
Формирующиесяценности:
коллективизм,патриотизм,единств
онародовРоссии
4

Путьзерна

1

Российское
хозяйство

–

ключевая

сельское Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
отрасль а,просмотрвидеофра

промышленностинашейстраны,главнойза

гментов,выполнение

дачейкоторойявляется
30

производствопродуктовпитания.

интерактивныхза

Агропромышленный

даний,работавгр

комплексРоссии выполняет
важнейшуюмиссию

по

обеспечению

уппах,выполнен
иетворческихзад
аний

всехроссиянпродовольствие
м,аегомощности
позволяютобеспечивать
пшеницей
третьвсегонаселенияпланеты
.Сельскоехозяйствоэтоотрасль,котораяобъединила в

себе

традициинашегонародассовр
еменнымитехнологиями:
роботами,информационными
системами,цифровыми
устройствами.Разноплановос
ть
ивостребованностьсельскохо
зяйственныхпрофессий,технологичност
ь иэкономическаяпривлекательность
31

отрасли

32

(агрохолдинги,

фермерские

хозяйстваит.п.).
Формирующиеся
ценности:
5

Деньучителя

1

созидательныйтруд
Учитель–однаизважнейших

Эвристическаябесед

https://razgovor.edsoo.ru

вобществепрофессий.Назначениеучителя а,просмотрвидеофра
–

гментов,выполнение

социальноеслужение,образованиеивоспи интерактивныхзадан
таниеподрастающегопоколения.

ий,работа

Вразныеисторическиевременатрудучител вгруппах,выполн
яуважаем,социальнозначим,оказывает

ениетворческихз

влияние

аданий

наразвитиеобразованиячленовобщества.
Учитель–
советчик,помощник,участникпознав
ательнойдеятельностишкольников.
Формирующиесяценности:
патриотизм,гражданственность
6

ЛегендыоРоссии

1

Любовьк Родине,патриотизм–

Эвристическаябесед

качествагражданинаРоссии.Знаниеисто

а,просмотрвидеофра

риистраны,историческаяправда,сохран

гментов,выполнение

ениеисторической

интерактивных

https://razgovor.edsoo.ru

33

памяти–

заданий,работавг

основамировоззренческогосуверенитетас руппах,выполне
траны.

ниетворческихза

Попыткиисказитьроль

даний

Россиивмировойистории–одна
изстратегийинформационнойвойныпроти
внашейстраны.
Формирующиесяценности:
7

Чтозначитбытьвзрослым
?

1

патриотизм
Бытьвзрослым –

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

этонестиответственностьзасебя,

а,просмотрвидеофра

своихблизкихисвоюстрану.

гментов,выполнение

Активнаяжизненнаяпозиция,созидат

интерактивныхзадан

ельныйподходкжизни,умениеприни

ий,работа

матьрешения

вгруппах,выполн

иосознаватьихзначение,житьвсоо

ениетворческихз

тветствии с духовно-

аданий

нравственнымиценностямиобщес
тва–основа взрослогочеловека.
Финансоваясамостоятельность
ифинансоваяграмотность.
Формирующиесяценности:высокиенравс
твенныеидеалы

34

8

Каксоздатькрепкуюсе

1

мью

Семья как ценностьдля

Эвристическаябесед

каждогогражданина страны.Знанияи

а,просмотрвидеофра

навыкидляпостроениякрепкойсемьи

гментов,выполнение

вбудущем.Почемуважнакрепкаясемья?

интерактивныхзадан

Преемственностьпоколений:семейные

ий,работа

ценностиитрадиции(любовь,взаимопо

вгруппах,выполн

нимание,участиевсемейномхозяйстве,

ениетворческихз

воспитаниидетей).

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

Памятьо
предшествующихпоколенияхсемьи.О
собоеотношениекстаршему
поколению,проявлениедейственногоу
важения,вниманиякбабушкам и
дедушкам,заботаоних.
Формирующиесяценности:крепкая
семья

9

ГостеприимнаяРоссия

Гостеприимство–

Эвристическаябесед

.КоДнюнародногоеди

качество,объединяющеевсенароды

а,просмотрвидеофра

нства

России.Семейныетрадициивстречигостей гментов,выполнение

1

,кулинарныетрадициинародов

https://razgovor.edsoo.ru

интерактивных

России.

35

ПутешествиепоРоссии –

заданий,работавг

этознакомствоскультурой,историейи

руппах,выполне

традициямиразныхнародов.

ниетворческихза

Гастрономический туризм–

даний

этовидпутешествий,основой
которогоявляютсяпоездкитуристовпостр
анесцелью
знакомствасособенностямиместнойкухн
и икулинарныхтрадиций.
Формирующиесяценности:
единствонародовРоссии,крепкаясемья

10

Твойвкладвобщеедел
о

1

Уплатаналогов–

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

этоколлективнаяиличная

а,просмотрвидеофра

ответственность,вкладгражданинавбл

гментов,выполнение

агополучиегосударстваиобщества.

интерактивныхзадан

Ниодногосударствонеможет

ий,работа

обойтись без налогов,

вгруппах,выполнени

этоосновабюджетастраны,основной

етворческих

источникдохода.

заданий

Своимнебольшимвкладоммы
создаёмбудущеестраны,

36

процветаниеРоссии. Какимбудетмой
личныйвкладв общее
дело?Формирующиесяценности:гражд
анственность,взаимопомощьивзаимоув
ажение,единство
народовРоссии
11

Сзаботойксебеио

1

кружающим

Добротаи забота–

Эвристическаябесед

качестванастоящегочеловека,

а,просмотрвидеофра

способногооказыватьпомощь и

гментов,выполнение

поддержку,проявлятьмилосердие.Добр

интерактивныхзадан

ыеделагражданРоссии:благотворитель

ий,работа

ность

вгруппах,выполн

ипожертвование

ениетворческихз

какпроявлениедобрыхчувств изаботы

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

обокружающих.
Здоровый образжизни
какзаботаосебеи обокружающих.
Формирующиесяценности:жизнь,взаимо
помощь,взаимоуважение,
коллективизм
12

Деньматери

1

Мать,мама – главныев

Эвристическая

жизничеловекаслова.Мать–хозяйка

беседа,просмотрвид

вдоме,хранительницасемейного

еофрагментов,

https://razgovor.edsoo.ru

37

очага,воспитательницадетей.УР

выполнениеинте

оссииженскоелицо,образ

рактивныхзадан

«Родины–матери».

ий,работавгрупп

Материнство–этосчастье

ах,выполнениетв

иответственность.Многодетныематери:п орческихзаданий
римерыизистории
исовременнойжизни.
«Мать-героиня»–высшее
званиеРоссийскойФедерации.
Материнствокакособаямиссия.Рольмате
ринствавбудущемстраны.
Защитаматеринства
нагосударственномуровне.Формирующие
сяценности:крепкаясемья

13

Миссиямилосердие(коДнюво
лонтёра)

1

Ктотакойволонтёр?

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

Деятельностьволонтёровкаксоциальноес а,просмотрвидеофра
лужениеввоенноеи мирноевремя:

гментов,выполнение

примерыизисторииисовременнойжизни.

интерактивныхзадан

Милосердие и забота–

ий,работа

качестваволонтёров.

вгруппах,

Направленияволонтёрской

выполнение

деятельности:экологическое,

38

социальное,медицинское,цифровоеи

творческихзадан

т.д.

ий

Формирующиесяценности:милосерд
ие,взаимопомощьи
взаимоуважение
14

ДеньГероевОтече
ства

1

ГероиОтечества–

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

этосамоотверженныеимужественные

а,просмотрвидеофра

люди, которыелюбят

гментов,выполнение

своюРодинуитрудятсявоблагоОтчиз

интерактивныхзадан

ны.

ий,работа

Качествагероя–

вгруппах,выполн

человека,ценоюсобственной

ениетворческихз

жизнииздоровьяспасающегодругих:смел аданий
ость
иотвага,самопожертвование
иответственностьзасудьбудругих.Проя
вление уважения
кгероям,стремлениевоспитыватьусебяв
олевыекачества:смелость,решительнос
ть,стремлениеприйтинапомощь.
УчастникиСВО–защитники
будущегонашейстраны.

39

Формирующиесяценности:патриотизм,с
лужениеОтечествуи
ответственностьзаегосудьбу
15

Какпишутзаконы?

1

Длячего нужны законы?

Эвристическаябесед

Какменялсясводроссийскихзаконово

а,просмотрвидеофра

тдревнихвремёндонашихдней.Законо

гментов,выполнение

дательнаявластьвРоссии.

интерактивныхзадан

Отинициативылюдейдозакона:какпоявл

ий,работа

яется

вгруппах,выполн

закон?Работадепутатов:отпроблемы–

ениетворческихз

крешению(позитивныепримеры).Участ

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

иемолодёживзаконотворческомпроцесс
е.
Формирующиесяценности:жизньи
достоинство
16

Однастрана –
однитрадиции

1

Новогодниетрадиции,объединяющие

Эвристическаябесед

всенароды России.Новыйгод –

а,просмотрвидеофра

любимыйсемейныйпраздник.Истори

гментов,выполнение

явозникновенияновогоднегопраздни

интерактивныхзадан

кавРоссии.

ий,работа

Участиедетейвподготовке

вгруппах,

ивстречеНовогогода.Подарки

выполнение

https://razgovor.edsoo.ru

40

ипожеланиянаНовыйгод.Историясоздани творческихзадан
яновогоднихигрушек.

ий

ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод.
Формирующиесяценности:крепкаясемья,
единствонародовРоссии
17

Деньроссийскойп
ечати

1

Праздникпосвящёнработникампечат

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

и,в томчисле

а,просмотрвидеофра

редакторам,журналистам,издателям,

гментов,выполнение

корректорам,–всем,ктовтой

интерактивныхзадан

или

иной

степени

связан

с

ий,работа

печатью.Российскиетрадиции

вгруппах,выполн

издательскогодела,историяпраздника.

ениетворческихз

Информационныеисточники

аданий

формируютобщественноемнение.Пр
офессиональнаяэтикажурналиста.
Изданиепечатныхсредств
информации–
коллективныйтрудлюдеймногихпрофесс
ий.
Зачемнужнышкольныегазеты?Школьные
средствамассовой
информации.

41

Формирующиесяценности:высокие
нравственныеидеалы,гуманизм
18

Деньстудента

1

День

Эвристическаябесед

российскогостуденчества:история

а,просмотрвидеофра

праздникаи

гментов,выполнение

еготрадиции.Историяоснования

интерактивныхзадан

Московскогогосударственногоуниве

ий,работа

рситетаимениМ.В.Ломоносова.

вгруппах,выполн

Студенческиегоды–

ениетворческихз

этопутьковладению

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

профессией,возможностьдлятво
рчестваисамореализации.
Перспективыполучения
высшегообразования. Как сделать
выбор?Студенчествои
технологическийпрорыв.
Формирующиесяценности:служение
Отечествуиответственностьзаего
судьбу,
19

коллективизм
Рольнашейстранывсовременноммире.

Эвристическаябесед

омеждународныхотноше

БРИКС–

а,просмотрвидеофра

ниях)

символмногополярностимира.Единство

гментов,

имногообразиестранБРИКС.

выполнение

БРИКС(тема

1

https://razgovor.edsoo.ru

42

Взаимнаяподдержка

интерактивныхза

помогаетгосударствамразвиватьторговл

даний,работавгр

ю

уппах,выполнен

иэкономику,обмениваться

иетворческихзад

знаниямииопытомвразличныхсферахжи

аний

зниобщества.
Россияуспешноразвиваетконтактыс
широкимкругомсоюзниковипартнёров.
Значениероссийскойкультурыдляв
сегомира.
Формирующиесяценности:
20

многонациональноеединство
Экономика:отструктурыхозяйствакупр

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

итехнологическоепредп

авленческимрешениям.

а,просмотрвидеофра

ринимательство

Чтосегодняделаетсядляуспешногоразвит гментов,выполнение

Бизнес

1

ияэкономикиРоссии?

интерактивныхзадан

Цифровая экономика– этодеятельность,

ий,работа

восновекоторойлежитработасцифровым

вгруппах,выполн

итехнологиями.Какоезначениеимеетисп

ениетворческихз

ользованиецифровойэкономикидляразв

аданий

итиястраны?Механизмы
цифровойэкономики.

43

Технологическоепредпринимательство
какособаясферабизнеса.Значимостьтех
нологическогопредпринимательствадля
будущегостраны иеё
технологическогосуверенитета.
Формирующиесяценности:
патриотизм,созидательныйтруд

21

Искусственныйинтелл

Искусственныйинтеллект –

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

ектичеловек.Стратеги

стратегическаяотрасльв

а,просмотрвидеофра

явзаимодействия

России,оптимизирующаяпроцессы

гментов,выполнение

и

интерактивныхзадан

повышающаяэффективностьпроизво

ий,работа

дства.Искусственныйинтеллект–

вгруппах,выполн

помощникчеловека.ИИпомогаеттоль

ениетворческихз

коприусловии,

аданий

1

еслисамчеловекобладаетхорошими
знаниямиикритическиммы
шлением.
Степеньответственноститех,кто
обучаетИИ.

44

Формирующиесяценности:патриотизм,в
ысокиенравственные
идеалы
22

Что

значит

1

День

Эвристическаябесед

служитьОтечеству?

защитникаОтечества:историческиетради а,просмотрвидеофра

280

ции.Профессиявоенного:ктоеёвыбирает

гментов,выполнение

летсоднярождения

сегодня.ЗащитаОтечества–

интерактивныхзадан

Ф.Ушакова

обязанностьгражданинаРоссийскойФеде ий,работа
рации,проявлениелюбвик родной

вгруппах,выполн

земле,Родине.Честьивоинскийдолг.

ениетворческихз

280-летиесодня рождения

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

великогорусскогофлотоводцаФ.Ф.Уша
кова.Качествароссийскоговоина:смелос
ть, героизм,самопожертвование.
Формирующиесяценности:патриотизм,с
лужениеОтечествуи
ответственностьзаегосудьбу

23

Арктика–
территорияразвития

1

Арктика–

Эвристическаябесед

стратегическаятерриторияразвитиястра

а,просмотрвидеофра

ны.ПочемудляРоссииважноосваиватьА

гментов,выполнение

рктику?Артика–ресурснаябаза

интерактивных

https://razgovor.edsoo.ru

России.

45

РоссийскиеисследователиАрктики.Росси заданий,работавг
я–

руппах,выполне

мировойлидератомнойотрасли.Атомный

ниетворческихза

ледокольный

даний

флот,развитие Северногоморскогопути.
ЗнакомствоспроектамиразвитияАрктики.
Формирующиесяценности:
патриотизм

24

Международныйженски

1

йдень

Международный женский день –

Эвристическаябесед

праздникблагодарности

а,просмотрвидеофра

и

любвикженщине.

гментов,выполнение

Женщинавсовременном обществе–

интерактивныхзадан

труженица,мать,воспитатель

ий,работа

https://razgovor.edsoo.ru

детей.ВеликиеженщинывисторииРоссии. вгруппах,выполн
ВыдающиесяженщиныХХ

ениетворческихз

века,прославившиеРоссию.

аданий

Формирующиесяценности:приорите
тдуховногонад
материальным
25

Массовыйспортв
России

1

Развитиемассовогоспорта–вклад

Эвристическая

https://razgovor.edsoo.ru

вблагополучиеиздоровьенации,будущиеп беседа,просмотрвид
околениястраны.

еофрагментов,

46

26

Здоровыйобразжизни,забота

выполнениеинте

особственном здоровье, спорт

рактивныхзадан

какважнейшаячастьжизнисовременного

ий,работавгрупп

человека.

ах,выполнениетв

УсловияразвитиямассовогоспортавРосс

орческих

ии.Формирующиесяценности:жизнь

заданий

Историяи традицииАртека.

Эвристическаябесед

ымаиСевастополяс

ПослевоссоединенияКрымаиСевастопол

а,просмотрвидеофра

Россией.100-

ясРоссиейАртек–этоуникальный

гментов,выполнение

летиеАртека

исовременныйкомплекс

интерактивныхзадан

из 9лагерей,

ий,работа

работающихкруглыйгод.Артек–

вгруппах,выполн

пространство

ениетворческихз

длятворчества,саморазвитияис

аданий

ДеньвоссоединенияКр

1

https://razgovor.edsoo.ru

амореализации.
Формирующиесяценности:историческая
памятьи
27

преемственностьпоколений
Искусство–

Эвристическаябесед

м.Зачемлюдямискусс

этоспособобщенияидиалогамеждуп

а,просмотрвидеофра

тво?185летсодня

околениями

гментов,выполнение

инародами.Рольмузыкивжизни

интерактивных

Служениетворчество

1

https://razgovor.edsoo.ru

человека:музыкасопровождаетчеловекас
рождениядоконца
47

рождения

жизни.

заданий,работавг

П.И.Чайковского

Способностьслушать,восприниматьи

руппах,выполне

пониматьмузыку.Россия–

ниетворческихза

странасбогатымкультурнымнаследи

даний

ем,
странавеликихкомпозиторов,писател
ей,художников,признанных
вовсёммире.Произведения
П.И.Чайковского,служениесвоейстранетв
орчеством.
Формирующиесяценности:
приоритетдуховногонадматериальным
28

МоямалаяРодина(р

Россия –великаяи уникальнаястрана,

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

егиональный

каждыйизеё регионовпрекрасен

а,просмотрвидеофра

иместныйкомпоне

инеповторимсвоимиприродными,эко

гментов,выполнение

нт)

номическими

интерактивныхзадан

идругимиресурсами.

ий,работа

Любовькродномукраю,способностьл

вгруппах,выполнени

юбоваться

етворческих

природой и беречьеё–

заданий

1

частьлюбвикОтчизне.Патриотчестнотру
дится,
заботитсяопроцветаниисвоей

48

страны,уважаетеёисториюикул
ьтуру.
Формирующиесяценности:патриотизм,п
риоритетдуховного
надматериальным
29

Героикосмическойотрас
ли

1

Исследованиякосмосапомогаютнамп

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

онять,каквозникланашаВселенная.Ро

а,просмотрвидеофра

ссия–лидер

гментов,выполнение

вразвитиикосмическойотрасли.

интерактивныхзадан

Полётывкосмос– это

ий,работа

результатогромноготрудабольшогок

вгруппах,выполн

оллективаучёных,

ениетворческихз

рабочих,космонавтов,которыеобеспе

аданий

чилипервенствонашейРодины
восвоениикосмическогопространств
а.
Вусловияхневесомостикосмонавтыпрово
дятсложныенаучныеэксперименты,что
позволяетроссийскойнаукепродвигаться
восвоенииновыхматериалов
исозданииновыхтехнологий.

49

Формирующиесяценности:
патриотизм,служениеОтечеству
30

ГражданскаяавиацияРос

1

сии

Значение авиации

Эвристическаябесед

дляжизниобществаикаждогочеловек

а,просмотрвидеофра

а.Какмечталетатьизменилажизньчел

гментов,выполнение

овека.

интерактивныхзадан

Легендарнаяисторияразвитияроссийск

ий,работа

ойгражданскойавиации.Героизмконст

вгруппах,выполн

рукторов,инженеровилётчиков-

ениетворческихз

испытателейпервыхроссийскихсамолё

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

тов.
Мировыерекорды российскихлётчиков.
Современноеавиастроение.Профессии,
связанныесавиацией.
Формирующиесяценности:
служениеОтечеству

31

МедицинаРоссии

1

ОхраназдоровьягражданРоссии–

Эвристическаябесед

приоритетгосударственнойполитикис

а,просмотрвидеофра

траны.Современныеполиклиникиибол

гментов,выполнение

ьницы.

интерактивных

Достиженияроссийскоймедицины.

заданий,работа

https://razgovor.edsoo.ru

50

Технологиибудущегов

вгруппах,выполн

областимедицины.

ениетворческихз

Профессияврачаиграет

аданий

ключевуюрольвподдержаниииулучшен
ииздоровьялюдейиихуровняжизни.Вра
ч–
непростопрофессия,этонастоящеепризв
ание,требующее
нетолькознаний,ноичеловеческогосочувс
твия,служенияобществу.
Волонтёры-медики.
Преемственностьпоколений
ипрофессиячеловека:семейныединастиив
рачей России.
Формирующиесяценности:историческая
памятьипреемственностьпоколений,
милосердие
32

Чтотакоеуспех?(к
оДнютруда)

1

Труд–

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

основажизничеловекаиразвитияо

а,просмотрвидеофра

бщества.

гментов,выполнение

Человекдолжениметьзнанияиум

интерактивных

ения,бытьтерпеливым

заданий,работа

инастойчивым,небояться
трудностей(трудитрудно–
51

однокоренныеслова),

вгруппах,выполн

находитьпутиихпреодоления.Чтобыдоб

ениетворческихз

итьсядолгосрочногоуспеха,нужномного

аданий

трудиться.
Профессиибудущего:чтобудетнужно
стране,когдая
вырасту?Формирующиесяценности:
созидательныйтруд
33

День Победы–священная

Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru

летиеПобедывВел

дата,памятьокоторойпередаётся

а,просмотрвидеофра

икой

отпоколениякпоколению.

гментов,выполнение

Отечественнойвойне

Историческаяпамять:память

интерактивныхзадан

оподвигенашегонародавгодыВели

ий,работа

койОтечественнойвойны.Важнопо

вгруппах,выполн

мнитьнашуисториюи

ениетворческихз

чтитьпамятьвсех

аданий

80-

1

людей,перенёсшихтяготывойны.
Бессмертныйполк.
Страницыгероическогопрошлого,кот
орыенельзязабывать.
Формирующиесяценности:
единствонародовРоссии,

52

историческаяпамятьи
преемственностьпоколений
34

ЖизньвДвижении

1

19мая–

Эвристическаябесед

Деньдетскихобщественныхорганизаций

а,просмотрвидеофра

.Детскиеобщественныеорганизации

гментов,выполнение

разныхпоколенийобъединяли

интерактивныхзадан

иобъединяютактивных,целеустремлённ

ий,работа

ыхребят.Участникидетскихобщественн

вгруппах,выполн

ыхорганизацийнаходятдрузей,вместеде

ениетворческихз

лаютполезныеделаиощущаютсебячасть

аданий

https://razgovor.edsoo.ru

юбольшогоколлектива.
Участиевобщественном
движениидетейимолодежи,знакомство
сразличнымипроектами.
Формирующиесяценности:дружба,колле
ктивизм
35

Ценности,которыенас
объединяют

1

Ценности–

Эвристическаябесед

этоважнейшиенравственные

а,просмотрвидеофра

ориентиры

гментов,выполнение

длячеловека и общества.Духовно-

интерактивныхзадан

нравственныеценности

ий,работа

https://razgovor.edsoo.ru

России,объединяющиевсехгражданстран вгруппах,
ы.

53

Формирующиесяценности:традиционны выполнениетворчес

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО

ероссийскиедуховно-

ких

нравственныеценности

заданий

35

ЧАСОВПОПРОГРАММЕ

54

55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».