СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительнаязаписка ............................................................................................. 3
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности ........................................................... 8
Основноеобщееобразование .............................................................................. 8
Планируемыерезультатыосвоениякурса ............................................................... 17
Основноеобщееобразование ............................................................................ 17
Тематическоепланирование .................................................................................. 28
Основноеобщееобразование ............................................................................ 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Актуальностьиназначениепрограммы
Программакурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыоважном»(далее
–
программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральныхгосударственных образовательных
стандартов
начального
общего,основногообщегоисреднегообщегообразования,ориентировананаобеспечениеиндиви
дуальныхпотребностейобучающихсяинаправленанадостижениепланируемых
результатов
федеральных основных образовательных программначального общего, основного общего и
среднего
общего
образования
с
учётомвыбораучастникамиобразовательныхотношенийкурсоввнеурочнойдеятельности.Этоп
озволяет
обеспечитьединствообязательных
требованийФГОСвовсёмпространствешкольногообразования:нетольконауроке,ноивовнеуроч
нойдеятельности.
Задачей
педагога,
работающего
по
программе,
является
развитиеуобучающегосяценностногоотношениякРодине,природе,человеку,культуре,знаниям,
здоровью,сохранениеиукреплениетрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей.
Педагогпомогаетобучающемуся:
– вформированииегороссийскойидентичности;
– вформированииинтересакпознанию;
– вформировании
осознанного
отношения
ксвоимправам
исвободамиуважительногоотношениякправамисвободамдругих;
– в
выстраиваниисобственногоповедения
с
позициинравственныхиправовыхнорм;
– всозданиимотивациидляучастиявсоциальнозначимойдеятельности;
– вразвитииушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
– вразвитииуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
– восознаниисвоегоместавобществе;
– впознаниисебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
3
– вформированииготовностикличностномусамоопределению.
Нормативноправовуюосновурабочейпрограммыкурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыоважном»состав
ляютследующиедокументы:
1. Указ
Президента
Российской
Федерации
от
«Обутверждении
№
9.11.2022
809
Основгосударственной
политикипосохранениюиукреплениютрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федеральногоучебнометодическогообъединенияпообщемуобразованию(протоколот2июня2020г.№2/20
).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот31.05.2021№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообр
азовательногостандартаначальногообщегообразования»(Зарегистрирован05.07.20
21№64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот31.05.2021№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообра
зовательногостандартаосновногообщегообразования»(Зарегистрирован05.07.2021
№64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот18.07.2022№569«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственн
ыйобразовательныйстандартначальногообщегообразования»(Зарегистрирован17.0
8.2022№69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот18.07.2022№568«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственн
ыйобразовательныйстандартосновногообщегообразования»(Зарегистрирован17.0
8.2022№69675).
7. Приказ
Министерстваобразования
инаукиРоссийскойФедерацииот17.05.2012№413«Обутверждениифедеральногогос
ударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования».
4
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот12.08.2022№732«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственны
йобразовательныйстандартсреднегообщегообразования,утверждённый
приказом
Министерства
образованияинаукиРоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»(Зарегистрирован1
2.09.2022№70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот15.08.2022№031190«Онаправленииметодическихрекомендацийпопроведению
циклавнеурочныхзанятий"Разговоры оважном"».10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот18.05.2023№372«Обутверждениифедеральнойобразовательной
программыначальногообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.2023№74229).
11. Приказ
Министерства
№
370
просвещения
«Об
Российской
Федерацииот 18.05.2023
утверждении
федеральной
образовательнойпрограммыосновногообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.
2023).
12. Приказ
Министерства
№
371
просвещения
«Об
Российской
Федерацииот 18.05.2023
утверждении
федеральной
образовательнойпрограммысреднегообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.2
023№74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот 19.02.2024
№ 110 «О внесенииизменений внекоторые приказыМинистерства
и
науки
образования
Российской
ФедерациииМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации,касающиесяфедера
льныхгосударственныхобразовательныхстандартовосновногообщегообразования»
(Зарегистрирован22.02.2024№77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот19.03.2024№171«Овнесенииизмененийвнекоторыеприказы
5
МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации,касающиесяфедеральныхобраз
овательныхпрограммначальногообщегообразования,основногообщегообразовани
яисреднегообщегообразования»(Зарегистрирован11.04.2024№77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,5–7,8–9и10–
11классов,втечениеодногоучебногогода,еслизанятияпроводятся1развнеделю,34/35учебныхча
сов.
Занятияпопрограммепроводятсявформах,соответствующихвозрастнымособенностямо
бучающихсяипозволяющихимвырабатыватьсобственнуюмировоззренческуюпозициюпообсу
ждаемымтемам(например,познавательныебеседы,
опросыи
т.
д.).
Следует
системувоспитательной
тематикаисодержаниедолжны
отметить,
работы
что
деловыеигры,викторины,интервью,блиц-
внеурочные
образовательной
обеспечить
занятия
входят
в
организации,
реализациюих
общую
поэтому
назначенияи
целей.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюдеятельностьпедагога,
ориентироватьеёне
толькона
интеллектуальное,ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.
Многиетемывнеурочныхзанятийвыходятзарамкисодержания,изучаемого
науроках,
ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательнодобиватьсяточногоусвоенияновогознания,запо
минанияичёткоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Втечениеучебногогодаобучаю
щиеся
многораз
будут
возвращаться
кобсуждению
однихитехжепонятий,чтопослужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.
Приреализациисодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,
региональные,
педагог
учитывает
национальные,
этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизац
ия.
Обязательно
учитываетсяиуровень
развитияшкольников,
ихинтересыипотребности.Принеобходимости,исходяизстатусасемейобучающихся,целесообр
азноуточнить(изменить,скорректировать)
6
итворческие
задания,
выполнять
которые
предлагается
вместесродителями,другимичленамисемьи.
Личностныхрезультатовможнодостичь,увлекаяшкольниковсовместной,интересной
и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразные
формыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелательную,поддерживающуюатмосферу;
насыщаязанятияценностнымсодержанием.Задачапедагога,организуябеседы,датьвозможность
школьникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Внеурочноезанятиепроходиткаждыйпонедельник.ОноначинаетсяподнятиемГосударст
венногофлагаРоссийскойФедерации,слушанием(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.Этомероприятиепроходитвобщемшкольномактовомзале.Затемобучающиесярасхо
дятсяпоклассам,гдепроходиттематическаячастьзанятия.
Приподготовке кзанятиюучительдолженвнимательноознакомитьсясо сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратитьвнимание натри структурные
части
сценария:
первая
часть
–
мотивационная,втораячасть–основная,третьячасть–
заключительная.
Цель
мотивационной
части
занятия
–предъявление
обучающимся
темызанятия,выдвижениемотиваегопроведения.Этачастьобычноначинаетсяспросмотравидео
материала,оценкакоторогоявляетсявведениемвдальнейшуюсодержательнуючастьзанятия.
Основнаячастьстроитсякаксочетаниеразнообразнойдеятельностиобучающихся:интелл
ектуальной(работаспредставленнойинформацией),коммуникативной(беседы,обсуждениевид
еоролика),практической(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и
ролевая игра),творческой(обсуждениевоображаемыхситуаций,художественноетворчество).
Взаключительнойчастиподводятсяитогизанятия.
7
СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
Образбудущего.КоДнюзнаний.Иметьобразбудущего–
значитиметьориентир,направлениедвижения,позитивныйобразбудущегозадаётжизниопредел
ённостьинаполняетеёсмыслами.Образбудущегостраны–
сильнаяинезависимаяРоссия.Будущеестранызависитоткаждогоизнасужесейчас.Образование–
фундаментбудущего.Знания–
этовозможностьнайтисвоёместовобществеибытьполезнымлюдямистране.Россия–
странавозможностей,гдекаждыйможетреализоватьсвоиспособностиивнестивкладвбудущеест
раны.Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС.Информационное
телеграфное агентство
России
(ИТАР-ТАСС) –
этокрупнейшеемировоеагентство,однаизсамыхцитируемыхновостныхсл
ужбстраны.Агентствонеоднократноменялоназвания,новсегданеизменнымиоставалисьего
государственный статус
и
функции – бытьисточником
8
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайневаженнавык
критического
мышления.
Необходимо
уметь
анализироватьиоцениватьинформацию,распознаватьфейкиинераспространятьих.
ДорогамиРоссии.«Российскиежелезныедороги»–крупнейшаяроссийскаякомпания,с
большойисторией,обеспечивающаяпассажирскиеитранспортныеперевозки.Российскиежелезн
ыедорогивносятогромныйвкладв совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самыйустойчивый
и
надёжный
безопасныйикруглогодичный.Развитие
транспортной
для
пассажиров:
сферы
всепогодный,
стратегически
важнодля
будущего страны, апрофессиивэтихнаправлениях оченьперспективныивостребованы.
Путьзерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленностинашейстраны,главнойзадачейкоторойявляетсяпроизводствопродуктовпитан
ия.АгропромышленныйкомплексРоссиивыполняет важнейшую миссию по обеспечению всех
россиян
продовольствием,аегомощностипозволяют
обеспечиватьпшеницейтретьвсегонаселенияпланеты. Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традициинашего народа ссовременными технологиями: роботами,
информационнымисистемами,
цифровыми
устройствами.Разноплановостьивостребованностьсельс
кохозяйственныхпрофессий,технологичность иэкономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги,фермерскиехозяйстваит.п.).
Деньучителя.Учитель
–однаиз
важнейших
вобществе
профессий.Назначениеучителя–
социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Вразныеисторическ
иевременатрудучителяуважаем,
образования
социально
значим,
оказывает
влияние
на
развитие
членовобщества.Учитель–
советчик,помощник,участникпознавательнойдеятельностишкольников.
9
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданинаРоссии.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение историческойпамяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказитьроль России в мировой истории
–одна изстратегий информационной войныпротивнашейстраны.
Что
значит
быть
взрослым?
Быть
взрослым
–
это
нести
ответственностьзасебя,своихблизкихисвоюстрану.Активнаяжизненнаяпозиция,созидательны
й
подход
кжизни,
умениепринимать
решенияиосознавать
ихзначение,житьвсоответствиисдуховно-нравственнымиценностямиобщества
–
основавзрослогочеловека.Финансоваясамостоятельностьифинансоваяграмотность.
Каксоздатькрепкуюсемью.Семьякакценностьдлякаждогогражданина страны. Знания
и навыки для построения крепкой семьи в будущем.Почему важна крепкая семья?
Преемственность
поколений:
семейные
ценностиитрадиции(любовь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей
).Памятьопредшествующихпоколенияхсемьи.Особоеотношениекстаршемупоколению,проявл
ениедейственногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.
ГостеприимнаяРоссия.КоДнюнародногоединства.Гостеприимство–
качество,объединяющеевсенародыРоссии.Семейныетрадициивстречигостей,кулинарные
традиции
народов
России.
Путешествие
по
России–
этознакомствоскультурой,историейитрадициямиразныхнародов.Гастрономический туризм –
это
вид
путешествий,
основой
которого
являютсяпоездкитуристовпостранесцельюзнакомствасособенностямиместнойкухниикулинар
ныхтрадиций.
Твой
вклад
в
общее
личнаяответственность,вклад
дело.
Уплата
гражданина
налогов
–
это
вблагополучие
коллективная
и
государства
иобщества.Ниодногосударствонеможетобойтисьбезналогов,этоосновабюджетастраны,
10
основной
источник
дохода.
Своимнебольшим
вкладом
мысоздаём
будущеестраны,процветаниеРоссии.Какимбудетмойличныйвкладвобщеедело?
Сзаботойксебеиокружающим.Добротаизабота–качестванастоящегочеловека,
способного
оказывать
помощь
и
поддержку,
проявлять
милосердие.ДобрыеделагражданРоссии:благотворительностьипожертвованиекакпроявление
добрыхчувствизаботыоб окружающих.Здоровыйобразжизникакзаботаосебеиобокружающих.
Деньматери. Мать, мама –главные вжизни человека слова. Мать–хозяйкав
хранительницасемейного
очага,воспитательница
доме,
детей.УРоссииженскоелицо,
образ«Родины-матери». Материнство –этосчастьеи ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современнойжизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнствокак особая миссия.Роль материнства в будущем страны. Защита
материнстванагосударственномуровне.
Миссия-милосердие(коДнюволонтёра).Ктотакойволонтёр?Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное время:примеры из истории исовременной
жизни.
Милосердие
изабота–
качестваволонтёров.Направленияволонтёрскойдеятельности:экологическое,социальное,меди
цинское,цифровоеит.д.
ДеньГероев
Отечества.
ГероиОтечества
–
это
самоотверженныеимужественныелюди,которые
любятсвоюРодинуитрудятсявоблагоОтчизны. Качества героя –человека, ценоюсобственной
жизнииздоровьяспасающего
других:
смелость
иотвага,
самопожертвование
иответственностьзасудьбудругих.Проявлениеуважениякгероям,стремлениевоспитыватьусебя
волевые качества: смелость,решительность, стремление прийти напомощь.УчастникиСВО–
защитникибудущегонашейстраны.
Какпишутзаконы?Длячегонужнызаконы?Какменялсясводроссийских
древних
времён
до
наших
дней.
законов
от
Законодательная
властьвРоссии.Отинициативылюдейдозакона:какпоявляетсязакон?Работа
11
депутатов:отпроблемы–
крешению(позитивныепримеры).Участиемолодёживзаконотворческомпроцессе.
Однастрана–однитрадиции.
Новогодниетрадиции,объединяющиевсенародыРоссии.Новыйгод–
любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения
новогоднего
праздника
вРоссии.Участие детейвподготовкеи встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый
год. История созданияновогоднихигрушек.ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод.
День
российской
томчислередакторам,
степенисвязан
печати.
журналистам,
с
печатью.
Праздник
издателям,
посвящён
корректорам,
Российские
работникам
печати,
–всем,ктовтойили
традиции
в
иной
издательского
дела,историяпраздника.Информационныеисточникиформируютобщественноемнение.Профес
сиональнаяэтикажурналиста.Изданиепечатныхсредствинформации
–коллективный
трудлюдеймногихпрофессий.Зачемнужнышкольныегазеты?Школьныесредствамассовойинфо
рмации.
День
студента.
День
российского
студенчества:
история
праздника
и
еготрадиции.ИсторияоснованияМосковскогогосударственногоуниверситетаимениМ.В.Ломо
носова.Студенческиегоды–
этопутьковладениюпрофессией,возможностьдлятворчестваисамореализации.Перспективыпо
лучениявысшегообразования. Каксделать выбор? Студенчество итехнологическийпрорыв.
БРИКС(темао
международныхотношениях).Рольнашейстраныв
современноммире.БРИКС–
символ
многополярностимира.ЕдинствоимногообразиестранБРИКС.Взаимная
поддержкапомогаетгосударствамразвиватьторговлюиэкономику,обмениватьсязнаниямииопы
томвразличныхсферахжизниобщества.Россияуспешноразвиваетконтактысширокимкругомсо
юзниковипартнёров.Значениероссийскойкультурыдлявсегомира.
Бизнес и
хозяйства
технологическое
предпринимательство.
Экономика:отструктуры
куправленческим
решениям.ЧтосегодняделаетсядляуспешногоразвитияэкономикиРоссии?Цифроваяэкономика
–это
12
деятельность,восновекоторойлежитработа
сцифровымитехнологиями.Какоезначениеимеетиспользование
цифровойэкономикидляразвитиястраны?Механизмы цифровой экономики. Технологическое
предпринимательство
какособаясферабизнеса.Значимостьтехнологическогопредпринимательствадлябудущегостра
ныиеётехнологическогосуверенитета.
Искусственныйинтеллектичеловек.Стратегиявзаимодействия.Искусственный
интеллект
–
стратегическая
отрасль
в
России,
оптимизирующаяпроцессыиповышающаяэффективностьпроизводства.Искусственныйинтелл
ект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если самчеловекобладает
хорошими знаниямиикритическиммышлением.Степеньответственноститех,ктообучает ИИ.
Что
значит
служить
Отечеству?
280
лет
со
дня
рождения
Ф.
Ушакова.ДеньзащитникаОтечества:историческиетрадиции.Профессиявоенного:ктоеёвыбир
ает сегодня.Защита Отечества–обязанность гражданина РоссийскойФедерации, проявление
любви
к
родной
земле,
Родине.
Честь
и
воинский
долг.280-
летиесоднярождениявеликогорусского
флотоводцаФ.Ф.Ушакова.Качествароссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территорияразвития
страны.ПочемудляРоссииважноосваиватьАрктику?
Российские
исследователи
Артика–ресурсная
Арктики.
база
России.
Россия
–
мировойлидератомнойотрасли.Атомныйледокольныйфлот,развитиеСеверногоморскогопути.
ЗнакомствоспроектамиразвитияАрктики.
Международныйженскийдень.Международныйженскийдень–
праздникблагодарностиилюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе
мать,
воспитатель
детей.
Великие
–
труженица,
женщины
в
историиРоссии.ВыдающиесяженщиныХХвека,прославившиеРоссию.
Массовый
спорт
в
России.
Развитие
массового
спорта
–
вкладвблагополучиеиздоровье нации,будущие поколениястраны.Здоровыйобраз
13
жизни,забота
особственномздоровье,спорткакважнейшаячастьжизнисовременногочеловека.Условияразвит
иямассовогоспортавРоссии.
ДеньвоссоединенияКрымаиСевастополясРоссией.100-летиеАртека.
традиции
Артека.
После
воссоединения
История
и
КрымаиСевастополя сРоссиейАртек–
этоуникальный исовременный комплексиз 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества,саморазвитияисамореализации.
Служениетворчеством.Зачемлюдямискусство?185летсоднярожденияП.И.Чайков
ского.Искусство–этоспособобщенияидиалогамеждупоколениями и народами. Роль музыки в
жизни
человека:
музыка
сопровождаетчеловекасрождениядоконцажизни.Способностьслушать,восприниматьи
понимать
музыку.
Россия
–
страна
с
богатым
культурным
странавеликихкомпозиторов,писателей,художников,
наследием,
признанных
вовсёммире.ПроизведенияП.И.Чайковского,служениесвоейстранетворчеством.
Моя малая Родина (региональный и местныйкомпонент). Россия –великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен инеповторимсвоими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родномукраю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне.Патриот честнотрудится, заботится
опроцветании своей страны, уважаетеёисториюикультуру.
Героикосмическойотрасли.Исследованиякосмосапомогаютнампонять, как возникла
наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космическойотрасли.Полётывкосмос–
эторезультатогромноготрудабольшогоколлективаучёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашейРодинывосвоении космического пространства. Вусловиях
невесомости
космонавтыпроводят
сложныенаучные
эксперименты,чтопозволяет
российскойнаукепродвигатьсявосвоенииновыхматериаловисозданииновыхтехнологий.
Гражданская
авиация
России.Значение
авиациидля
жизниобществаикаждогочеловека.Какмечталетатьизменилажизньчеловека.Легендарная
14
историяразвития
российскойгражданской
илётчиков-испытателей
авиации.Героизм
первых
конструкторов,инженеров
российскихсамолётов.
Мировыерекордыроссийскихлётчиков.Современноеавиастроение.Профессии,связанныесавиа
цией.
МедицинаРоссии.ОхраназдоровьягражданРоссии–приоритетгосударственной
политикистраны.Современные поликлиникиибольницы.Достижения российской медицины.
Технологии будущего в области медицины.Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании
и
улучшении
здоровьялюдейиихуровняжизни.Врач–
непростопрофессия,этонастоящеепризвание,требующеенетолькознаний,ноичеловеческогосоч
увствия,служенияобществу.Волонтёрымедики.Преемственностьпоколенийипрофессиячеловека:семейныединастииврачейРоссии.
Чтотакоеуспех?(коДнютруда).Труд–основажизничеловека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливыми
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),находить пути
ихпреодоления.
Чтобы
добиться
долгосрочного
успеха,
нужномноготрудиться.Профессиибудущего:чтобудетнужностране,когдаявырасту?
вВеликой
80-летиеПобеды
Отечественнойвойне.ДеньПобеды–
священнаядата,памятьокоторой
передаётсяотпоколениякпоколению.Историческаяпамять:памятьоподвигенашегонародавгод
ыВеликойОтечественнойвойны.
перенёсших
тяготы
Важнопомнитьнашуисторию
войны.
Бессмертный
ичтитьпамятьвсехлюдей,
полк.
Страницы
героическогопрошлого,которыенельзязабывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединялииобъединяютактивных,целеустремлённыхребят.Участникидетскихобщественных
организацийнаходятдрузей,вместеделаютполезныедела
15
иощущаютсебячастьюбольшогоколлектива.Участиевобщественномдвижениидетейимолодеж
и,знакомствосразличнымипроектами.
Ценности,которыенасобъединяют.Ценности–
этоважнейшиенравственныеориентирыдлячеловекаиобщества.Духовно
-
нравственныеценностиРоссии,объединяющиевсехгражданстраны.
16
ПЛАНИРУЕМЫЕ
17
ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
Занятияврамках
программы
направлены
наобеспечениедостиженияобучающимисяследующихличностных,метапредметныхипредметн
ыхобразовательныхрезультатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В
сферегражданского
воспитания:
уважение
прав,
свобод
изаконныхинтересовдругихлюдей;активноеучастиевжизнисемьи,родногокрая,страны;неприя
тиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;пониманиеролиразличных
институтов
в
жизни
человека;
представлениеоб основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормахи
отношений
в
социальных
правилах
межличностных
поликультурномимногоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной
совместнойдеятельности,стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучасти
ювгуманитарнойдеятельности(волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимсявней).
Всферепатриотическоговоспитания:осознаниероссийскойгражданскойидентичности
вполикультурномимногоконфессиональномобществе, проявление интереса к познанию
родного
языка,
истории,
культурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;формированиеценностногоотнош
ениякдостижениямсвоейРодины–России,кнауке,искусству,спорту,
технологиям,
подвигам
боевым
итрудовым
достижениямнарода;уважениекгосударственнымсимволамРоссии,государственнымпраздник
ам,
историческому
иприродному
наследию,
памятникам,
воспитания:
ориентация
традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране.
Всфере
духовно-нравственного
наморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;готовностьоцениватьсвоёпов
едениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсу
чётомосознанияпоследствийпоступков;
18
свобода
и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуальногоиобщественногопространства.
Всфере
эстетического
воспитания:
восприимчивость
кразным
видамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоционального
воздействия
искусства;осознание
важности
художественнойкультуры
как
средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценностиотечественногоимирового искусства,
роли этническихкультурных традицийинародноготворчества.
Всферефизическоговоспитания:осознаниеценностижизни;соблюдениеправил
безопасности,
в
том
числе
среде;способностьадаптироваться
информационным
и
навыков
безопасного
кстрессовым
природным
ситуациям
поведения
в
интернет-
именяющимсясоциальным,
том
числе
осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяи
других,не
осуждая;умение
условиям,
в
осознавать
своё
эмоциональноесостояниеиэмоциональноесостояниедругих,умениеуправлятьсобственнымэмо
циональнымсостоянием;формированиенавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуита
когожеправадругогочеловека.
Всферетрудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактических
задач;
осознание
важности
обучения
на
протяжении
всей
жизни;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знанийсоциальных
иестественныхнаук
поступков
для
и
решения
оценки
задач
вобласти
их
окружающейсреды,планирования
возможных
последствийдля
окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобального
характера
экологических
проблем
и
путей
ихрешения;
активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакграж
данинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологической
исоциальной
сред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
19
Всфере ценности научного познания: ориентацияв деятельностина современную
систему научных представлений об основных закономерностяхразвития человека, природы
иобщества,взаимосвязях
человекасприроднойисоциальнойсредой;овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксред
ством познания мира; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности,
установка
на
совершенствовать
осмысление
пути
опыта,
достижения
наблюдений,
поступкови
стремление
индивидуальногоиколлективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося кизменяющимся условиям социальнойиприродной
среды:освоениеобучающимися
социального
опыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельности
правилобщественного
включая
поведения,
форм
семью,
социальнойжизни
группы,
в
возраста,норми
группахи сообществах,
сформированные
по
профессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздруго
йкультурной среды, открытость опыту изнаниям других; повышение уровнясвоей
компетентности через практическую деятельность, в том числе развитиеумения учиться у
других
людей,
осознавать
в
совместной
деятельности
новыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;осознаватьдефицитысобственных знаний
и
компетентностей,
планировать
своё
развитие;
развитиеуменийанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;развитие
умения
оценивать
свои
действия
с
учётом
влияния
на
окружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследств
ий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Всфереовладенияпознавательнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:использоват
ьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
применятьразличные
методы,инструментыизапросы
припоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложенной
20
учебнойзадачиизаданныхкритериев;выбирать,анализировать,систематизировать
интерпретировать информацию различных видов и формпредставления;
сходные
аргументы
и
находить
(подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею,
версию)
в
различных
информационныхисточниках;самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинф
ормации,
оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложеннымпедагогическимработникомилисформулированнымсамостоятельно,системати
зироватьинформацию.
Всфереовладениякоммуникативнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:восприни
матьиформулировать
общения;
суждения,
выражать
эмоциивсоответствиисцелямииусловиями
выражать
свою
точку
зрениявустныхиписьменныхтекстах;пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвои
возражения;в
ходе
диалогаи (или) дискуссии задаватьвопросыпо существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи,
нацеленные
на
решениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссужд
ениямидругих участниковдиалога,обнаруживатьразличиеи
сходство
позиций;
понимать
и использоватьпреимуществакоманднойииндивидуальной работы при решении конкретной
проблемы,
обосновыватьнеобходимостьприменениягрупповыхформвзаимодействияприрешениипоставл
енной
задачи;
принимать
цель
совместнойдеятельности,
коллективностроитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждать
процесс ирезультат совместнойработы; уметьобобщать мнениянесколькихлюдей,проявлять
готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться, планировать организацию
совместнойработы,
определять
своюроль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсех
участниковвзаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлению
21
икоординироватьсвоидействиясдействиямидругихчленовкоманды;оцениватькачествосвоегов
кладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия; сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижениерезультатов,разделятьсферуответственности.
Всфереовладениярегулятивнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:ориентировать
ся вразличных подходах принятия решений (индивидуальное,принятие решений в группе,
принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за решение; владеть
способами
самоконтроля,
самомотивацииирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятел
ьности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуац
ии;оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;выявлять
ианализировать
причины
эмоций,ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого,регулирова
тьспособвыражения эмоций;осознанно относитьсякдругому человеку, егомнению;признавать
своёправо
наошибку
итакоежеправо
другого;принимать
себяидругих,неосуждая;осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
представлены
сучётом
спецификисодержанияпредметныхобластей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеу
рочнойдеятельности«Разговорыоважном».
Русский
язык:
совершенствование
различных
видов
устной
и
письменнойречевойдеятельности;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеуст
ныхмонологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений,чтен
ияучебно-научной,художественнойи научно-популярной литературы; участие в диалоге
разных видов: побуждениекдействию,обмен мнениями,запрос информации, сообщение
информации;овладениеразличнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным,
22
изучающим,поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаи ответов на них;
подробная,сжатая
и
выборочнаяпередачав
устнойи письменной форме содержания
текста; выделение главной и второстепеннойинформации, явной и скрытой информации в
тексте,извлечение информацииизразличныхисточников,еёосмыслениеиоперированиеею.
Литература:
понимание
духовно-нравственной
ценностилитературыиеёроли
вформировании
икультурной
гражданственности
ипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийскойФедерации;понима
ниеспецификилитературыкаквидаискусства,принципиальныхотличийхудожественноготекста
оттекстанаучного,делового,публицистического;овладение
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретироватьиоцениватьпрочитанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отражённу
юв
литературных
произведениях,
с
учётом
неоднозначности
заложенных
в
ниххудожественныхсмыслов;овладениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение,исп
ользуяподробный,сжатый,выборочный,творческийпересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанно
мупроизведениюиформулироватьвопросыктексту;развитие
уменийучаствоватьвдиалоге
опрочитанномпроизведении,
вдискуссииналитературные
темы,соотноситьсобственнуюпозициюспозициейавтораимнениямиучастниковдискуссии,дава
тьаргументированнуюоценкупрочитанному.
Иностранныйязык:
развитиеумений
сравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуреитрадицияхнародовРоссииидругихстран.
Информатика: освоение и
соблюдение требований безопасной
эксплуатации
технических средств
информационно-
коммуникационныхтехнологий;развитиеумения соблюдатьсетевой
этикет,
базовыенормыинформационнойэтики и правапри работес
приложениямина
любыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегииповеде
ниявсети.
История:формированиеуменийсоотноситьсобытияисторииразныхстрани
народовс
историческимипериодами, событиями региональной
23
имировойистории,событияисторииродногокраяиисторииРоссии,определятьсовременников
историческихсобытий, явлений, процессов;развитие уменийвыявлять особенности развития
культуры,
быта
и
нравов
народов
в
различныеисторическиеэпохи;формированиеумениярассказыватьобисторическихсобытиях,я
влениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировойисториииихучастниках,демо
нстрируяпониманиеисторическихявлений,процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; развитиеумений выявлять существенные черты и характерные
признаки
историческихсобытий,явлений,процессов,устанавливатьпричинно-
следственные,пространственные,временны́есвязиисторическихсобытий,явлений,процессов
изучаемогопериода,ихвзаимосвязь(приналичии)сважнейшимисобытиями
XXI
XX–начала
вв.;формирование
уменияопределять
иаргументироватьсобственнуюилипредложеннуюточкузрениясопоройнафактическийматериа
л,
в
том
числе
используя
источники
разных
типов;
приобретение
опытавзаимодействияслюдьмидругойкультуры,национальнойирелигиознойпринадлежности
на основе национальных ценностей современного российскогообщества:
и
демократических
ценностей,
идей
мираи
гуманистических
взаимопониманиямежду
народами,людьмиразных культур, уважениякисторическомунаследиюнародовРоссии.
Обществознание:
освоение
и
применение
системы
знаний:
о
социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,важности
семьикакбазового
социального
института,охарактерных
чертахобщества,осодержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественныеотнош
ения,опроцессахиявленияхвэкономической,социальной, духовной иполитической сферах
жизниобщества , обосновахконституционного строя и организации государственной власти в
РоссийскойФедерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
численесовершеннолетнего),о
системе
образованияв
Российской
Федерации,обосновахгосударственнойбюджетнойиденежно-кредитной,социальной
24
политики,политикивсферекультурыиобразования,противодействиикоррупциивРоссийскойФе
дерации,обеспечениибезопасностиличности,общества
терроризма
и
государства,
и
втом
числе
от
экстремизма;
развитиеуменияхарактеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственныеценности
(втом числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,семья,
труд,
служение
созидательный
Отечеству,
нормы
моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм,
историческоеединствонародовРоссии,преемственностьисториинашей
Родины);
формирование умения сравнивать (в том числе устанавливатьоснования для сравнения)
деятельность
людей,
социальные объекты, явления,процессы в
различных сферах
общественной жизни, их элементы и основныефункции; развитие умений устанавливать и
объяснять
взаимосвязи
социальныхобъектов,
явлений,процессоввразличных
сферах
общественной жизни,ихэлементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы,человека и общества, сферобщественной жизни,гражданина игосударства,связи
политических
потрясений
и
социально-экономических
кризисоввгосударстве;развитиеуменияиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(устног
оиписьменного)сущности,взаимосвязейявлений,процессовсоциальнойдействительности;разв
итиеуменийсопоройна
обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличный
социальный
опытопределятьиаргументироватьсточкизрениясоциальныхценностейинормсвоёотношениек
явлениям,процессамсоциальнойдействительности;развиватьуменияанализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать икритическиоценивать социальную информацию,
соотноситьеё
ссобственными
знаниямиоморальномиправовомрегулированииповедениячеловека,личнымсоциальным
опытом;
развитие
умений
оценивать
собственные
поступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымв
идам социальных норм, экономической рациональности; осознаниенеприемлемости всех
форм антиобщественного поведения; осознание ценностикультурыитрадицийнародовРоссии.
25
География:освоение
и
применение
размещениииосновныхсвойствахгеографических
системы
объектов,пониманиероли
знанийо
географиив
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планетеЗемля, в
решении
современных
практических
задач
своего
населённого
пункта,Российской
Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивогоразвития; формирование
умения
устанавливать
взаимосвязи
между
изученнымиприродными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаб
людаемыми
географическими
явлениямиипроцессами;развитие
уменияоцениватьхарактервзаимодействиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразн
ыхгеографическихусловияхсточкизренияконцепцииустойчивогоразвития.
26
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
27
ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
(5–7и8–9классы)
№п/
Темызанятий
п
1
Количествоч
Виды
Основноесодержание
асов
Образбудущего.К
оДнюзнаний
1
деятельностиобу
Электронныересурсы
чающихся
Иметьобразбудущего–
Эвристическаябесед
значитиметьориентир,
а,просмотрвидеофра
направлениедвижения,позитивныйо
гментов,выполнение
бразбудущегозадаётжизниопределён
интерактивныхзадан
ностьи наполняетеёсмыслами.
ий,работа
Образбудущегостраны–
вгруппах,выполн
сильнаяинезависимая Россия.
ениетворческихз
Будущеестранызависитоткаждогоиз
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
насужесейчас.
Образование–фундамент
будущего.Знания–
этовозможностьнайтисвоёместо в
обществеи бытьполезнымлюдямистране.
Россия–странавозможностей,
где каждыйможет
реализоватьсвоиспособностиивнес
тивкладвбудущеестраны.
28
Формирующиесяценности:
патриотизм,созидательныйтруд
2
Векинформации.1
Информационноетелеграфноеагентство
Эвристическаябесед
20лет
России (ИТАР-ТАСС) –
а,просмотрвидеофра
Информационномуаге
этокрупнейшеемировоеагентство,однаи
гментов,выполнение
нтствуРоссииТАСС
зсамыхцитируемыхновостныхслужбстр
интерактивныхзадан
аны.
ий,работа
Агентствонеоднократноменялоназвани
вгруппах,выполн
я,новсегданеизменнымиоставалисьегог
ениетворческихз
осударственныйстатусифункции–
аданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
бытьисточникомдостоверной
информациио Россиидля
всегомира.Ввекинформациикрайн
еважен
навыккритическогомышления.Нео
бходимоуметьанализироватьиоцен
ивать
информацию,распознаватьфейки
ине распространять
их.Формирующиесяценности:историчес
каяпамятьипреемственностьпоколений
3
ДорогамиРоссии
1
«Российскиежелезныедороги»–
Эвристическая
крупнейшаяроссийскаякомпания,
беседа,просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
29
сбольшойисторией,обеспечиваю
видеофрагментов,вы
щаяпассажирскиеитранспортные
полнениеинтерактив
перевозки.
ныхзаданий,работа
Российскиежелезныедорогивносятог
вгруппах,выполн
ромныйвклад
ениетворческихз
всовершенствованиеэкономикистр
аданий
аны.Железнодорожныйтранспорт–
самыйустойчивыйинадёжныйдля
пассажиров:всепогодный,безопасн
ый
икруглогодичный.
Развитиетранспортной
сферыстратегическиважнодлябудуще
гостраны,апрофессиивэтихнаправлен
ияхоченьперспективныивостребованы
.
Формирующиесяценности:
коллективизм,патриотизм,единств
онародовРоссии
4
Путьзерна
1
Российское
хозяйство
–
ключевая
сельское Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
отрасль а,просмотрвидеофра
промышленностинашейстраны,главнойза
гментов,выполнение
дачейкоторойявляется
30
производствопродуктовпитания.
интерактивныхза
Агропромышленный
даний,работавгр
комплексРоссии выполняет
важнейшуюмиссию
по
обеспечению
уппах,выполнен
иетворческихзад
аний
всехроссиянпродовольствие
м,аегомощности
позволяютобеспечивать
пшеницей
третьвсегонаселенияпланеты
.Сельскоехозяйствоэтоотрасль,котораяобъединила в
себе
традициинашегонародассовр
еменнымитехнологиями:
роботами,информационными
системами,цифровыми
устройствами.Разноплановос
ть
ивостребованностьсельскохо
зяйственныхпрофессий,технологичност
ь иэкономическаяпривлекательность
31
отрасли
32
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйстваит.п.).
Формирующиеся
ценности:
5
Деньучителя
1
созидательныйтруд
Учитель–однаизважнейших
Эвристическаябесед
https://razgovor.edsoo.ru
вобществепрофессий.Назначениеучителя а,просмотрвидеофра
–
гментов,выполнение
социальноеслужение,образованиеивоспи интерактивныхзадан
таниеподрастающегопоколения.
ий,работа
Вразныеисторическиевременатрудучител вгруппах,выполн
яуважаем,социальнозначим,оказывает
ениетворческихз
влияние
аданий
наразвитиеобразованиячленовобщества.
Учитель–
советчик,помощник,участникпознав
ательнойдеятельностишкольников.
Формирующиесяценности:
патриотизм,гражданственность
6
ЛегендыоРоссии
1
Любовьк Родине,патриотизм–
Эвристическаябесед
качествагражданинаРоссии.Знаниеисто
а,просмотрвидеофра
риистраны,историческаяправда,сохран
гментов,выполнение
ениеисторической
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
33
памяти–
заданий,работавг
основамировоззренческогосуверенитетас руппах,выполне
траны.
ниетворческихза
Попыткиисказитьроль
даний
Россиивмировойистории–одна
изстратегийинформационнойвойныпроти
внашейстраны.
Формирующиесяценности:
7
Чтозначитбытьвзрослым
?
1
патриотизм
Бытьвзрослым –
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
этонестиответственностьзасебя,
а,просмотрвидеофра
своихблизкихисвоюстрану.
гментов,выполнение
Активнаяжизненнаяпозиция,созидат
интерактивныхзадан
ельныйподходкжизни,умениеприни
ий,работа
матьрешения
вгруппах,выполн
иосознаватьихзначение,житьвсоо
ениетворческихз
тветствии с духовно-
аданий
нравственнымиценностямиобщес
тва–основа взрослогочеловека.
Финансоваясамостоятельность
ифинансоваяграмотность.
Формирующиесяценности:высокиенравс
твенныеидеалы
34
8
Каксоздатькрепкуюсе
1
мью
Семья как ценностьдля
Эвристическаябесед
каждогогражданина страны.Знанияи
а,просмотрвидеофра
навыкидляпостроениякрепкойсемьи
гментов,выполнение
вбудущем.Почемуважнакрепкаясемья?
интерактивныхзадан
Преемственностьпоколений:семейные
ий,работа
ценностиитрадиции(любовь,взаимопо
вгруппах,выполн
нимание,участиевсемейномхозяйстве,
ениетворческихз
воспитаниидетей).
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
Памятьо
предшествующихпоколенияхсемьи.О
собоеотношениекстаршему
поколению,проявлениедейственногоу
важения,вниманиякбабушкам и
дедушкам,заботаоних.
Формирующиесяценности:крепкая
семья
9
ГостеприимнаяРоссия
Гостеприимство–
Эвристическаябесед
.КоДнюнародногоеди
качество,объединяющеевсенароды
а,просмотрвидеофра
нства
России.Семейныетрадициивстречигостей гментов,выполнение
1
,кулинарныетрадициинародов
https://razgovor.edsoo.ru
интерактивных
России.
35
ПутешествиепоРоссии –
заданий,работавг
этознакомствоскультурой,историейи
руппах,выполне
традициямиразныхнародов.
ниетворческихза
Гастрономический туризм–
даний
этовидпутешествий,основой
которогоявляютсяпоездкитуристовпостр
анесцелью
знакомствасособенностямиместнойкухн
и икулинарныхтрадиций.
Формирующиесяценности:
единствонародовРоссии,крепкаясемья
10
Твойвкладвобщеедел
о
1
Уплатаналогов–
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
этоколлективнаяиличная
а,просмотрвидеофра
ответственность,вкладгражданинавбл
гментов,выполнение
агополучиегосударстваиобщества.
интерактивныхзадан
Ниодногосударствонеможет
ий,работа
обойтись без налогов,
вгруппах,выполнени
этоосновабюджетастраны,основной
етворческих
источникдохода.
заданий
Своимнебольшимвкладоммы
создаёмбудущеестраны,
36
процветаниеРоссии. Какимбудетмой
личныйвкладв общее
дело?Формирующиесяценности:гражд
анственность,взаимопомощьивзаимоув
ажение,единство
народовРоссии
11
Сзаботойксебеио
1
кружающим
Добротаи забота–
Эвристическаябесед
качестванастоящегочеловека,
а,просмотрвидеофра
способногооказыватьпомощь и
гментов,выполнение
поддержку,проявлятьмилосердие.Добр
интерактивныхзадан
ыеделагражданРоссии:благотворитель
ий,работа
ность
вгруппах,выполн
ипожертвование
ениетворческихз
какпроявлениедобрыхчувств изаботы
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
обокружающих.
Здоровый образжизни
какзаботаосебеи обокружающих.
Формирующиесяценности:жизнь,взаимо
помощь,взаимоуважение,
коллективизм
12
Деньматери
1
Мать,мама – главныев
Эвристическая
жизничеловекаслова.Мать–хозяйка
беседа,просмотрвид
вдоме,хранительницасемейного
еофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
37
очага,воспитательницадетей.УР
выполнениеинте
оссииженскоелицо,образ
рактивныхзадан
«Родины–матери».
ий,работавгрупп
Материнство–этосчастье
ах,выполнениетв
иответственность.Многодетныематери:п орческихзаданий
римерыизистории
исовременнойжизни.
«Мать-героиня»–высшее
званиеРоссийскойФедерации.
Материнствокакособаямиссия.Рольмате
ринствавбудущемстраны.
Защитаматеринства
нагосударственномуровне.Формирующие
сяценности:крепкаясемья
13
Миссиямилосердие(коДнюво
лонтёра)
1
Ктотакойволонтёр?
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
Деятельностьволонтёровкаксоциальноес а,просмотрвидеофра
лужениеввоенноеи мирноевремя:
гментов,выполнение
примерыизисторииисовременнойжизни.
интерактивныхзадан
Милосердие и забота–
ий,работа
качестваволонтёров.
вгруппах,
Направленияволонтёрской
выполнение
деятельности:экологическое,
38
социальное,медицинское,цифровоеи
творческихзадан
т.д.
ий
Формирующиесяценности:милосерд
ие,взаимопомощьи
взаимоуважение
14
ДеньГероевОтече
ства
1
ГероиОтечества–
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
этосамоотверженныеимужественные
а,просмотрвидеофра
люди, которыелюбят
гментов,выполнение
своюРодинуитрудятсявоблагоОтчиз
интерактивныхзадан
ны.
ий,работа
Качествагероя–
вгруппах,выполн
человека,ценоюсобственной
ениетворческихз
жизнииздоровьяспасающегодругих:смел аданий
ость
иотвага,самопожертвование
иответственностьзасудьбудругих.Проя
вление уважения
кгероям,стремлениевоспитыватьусебяв
олевыекачества:смелость,решительнос
ть,стремлениеприйтинапомощь.
УчастникиСВО–защитники
будущегонашейстраны.
39
Формирующиесяценности:патриотизм,с
лужениеОтечествуи
ответственностьзаегосудьбу
15
Какпишутзаконы?
1
Длячего нужны законы?
Эвристическаябесед
Какменялсясводроссийскихзаконово
а,просмотрвидеофра
тдревнихвремёндонашихдней.Законо
гментов,выполнение
дательнаявластьвРоссии.
интерактивныхзадан
Отинициативылюдейдозакона:какпоявл
ий,работа
яется
вгруппах,выполн
закон?Работадепутатов:отпроблемы–
ениетворческихз
крешению(позитивныепримеры).Участ
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
иемолодёживзаконотворческомпроцесс
е.
Формирующиесяценности:жизньи
достоинство
16
Однастрана –
однитрадиции
1
Новогодниетрадиции,объединяющие
Эвристическаябесед
всенароды России.Новыйгод –
а,просмотрвидеофра
любимыйсемейныйпраздник.Истори
гментов,выполнение
явозникновенияновогоднегопраздни
интерактивныхзадан
кавРоссии.
ий,работа
Участиедетейвподготовке
вгруппах,
ивстречеНовогогода.Подарки
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
40
ипожеланиянаНовыйгод.Историясоздани творческихзадан
яновогоднихигрушек.
ий
ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод.
Формирующиесяценности:крепкаясемья,
единствонародовРоссии
17
Деньроссийскойп
ечати
1
Праздникпосвящёнработникампечат
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
и,в томчисле
а,просмотрвидеофра
редакторам,журналистам,издателям,
гментов,выполнение
корректорам,–всем,ктовтой
интерактивныхзадан
или
иной
степени
связан
с
ий,работа
печатью.Российскиетрадиции
вгруппах,выполн
издательскогодела,историяпраздника.
ениетворческихз
Информационныеисточники
аданий
формируютобщественноемнение.Пр
офессиональнаяэтикажурналиста.
Изданиепечатныхсредств
информации–
коллективныйтрудлюдеймногихпрофесс
ий.
Зачемнужнышкольныегазеты?Школьные
средствамассовой
информации.
41
Формирующиесяценности:высокие
нравственныеидеалы,гуманизм
18
Деньстудента
1
День
Эвристическаябесед
российскогостуденчества:история
а,просмотрвидеофра
праздникаи
гментов,выполнение
еготрадиции.Историяоснования
интерактивныхзадан
Московскогогосударственногоуниве
ий,работа
рситетаимениМ.В.Ломоносова.
вгруппах,выполн
Студенческиегоды–
ениетворческихз
этопутьковладению
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
профессией,возможностьдлятво
рчестваисамореализации.
Перспективыполучения
высшегообразования. Как сделать
выбор?Студенчествои
технологическийпрорыв.
Формирующиесяценности:служение
Отечествуиответственностьзаего
судьбу,
19
коллективизм
Рольнашейстранывсовременноммире.
Эвристическаябесед
омеждународныхотноше
БРИКС–
а,просмотрвидеофра
ниях)
символмногополярностимира.Единство
гментов,
имногообразиестранБРИКС.
выполнение
БРИКС(тема
1
https://razgovor.edsoo.ru
42
Взаимнаяподдержка
интерактивныхза
помогаетгосударствамразвиватьторговл
даний,работавгр
ю
уппах,выполнен
иэкономику,обмениваться
иетворческихзад
знаниямииопытомвразличныхсферахжи
аний
зниобщества.
Россияуспешноразвиваетконтактыс
широкимкругомсоюзниковипартнёров.
Значениероссийскойкультурыдляв
сегомира.
Формирующиесяценности:
20
многонациональноеединство
Экономика:отструктурыхозяйствакупр
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
итехнологическоепредп
авленческимрешениям.
а,просмотрвидеофра
ринимательство
Чтосегодняделаетсядляуспешногоразвит гментов,выполнение
Бизнес
1
ияэкономикиРоссии?
интерактивныхзадан
Цифровая экономика– этодеятельность,
ий,работа
восновекоторойлежитработасцифровым
вгруппах,выполн
итехнологиями.Какоезначениеимеетисп
ениетворческихз
ользованиецифровойэкономикидляразв
аданий
итиястраны?Механизмы
цифровойэкономики.
43
Технологическоепредпринимательство
какособаясферабизнеса.Значимостьтех
нологическогопредпринимательствадля
будущегостраны иеё
технологическогосуверенитета.
Формирующиесяценности:
патриотизм,созидательныйтруд
21
Искусственныйинтелл
Искусственныйинтеллект –
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
ектичеловек.Стратеги
стратегическаяотрасльв
а,просмотрвидеофра
явзаимодействия
России,оптимизирующаяпроцессы
гментов,выполнение
и
интерактивныхзадан
повышающаяэффективностьпроизво
ий,работа
дства.Искусственныйинтеллект–
вгруппах,выполн
помощникчеловека.ИИпомогаеттоль
ениетворческихз
коприусловии,
аданий
1
еслисамчеловекобладаетхорошими
знаниямиикритическиммы
шлением.
Степеньответственноститех,кто
обучаетИИ.
44
Формирующиесяценности:патриотизм,в
ысокиенравственные
идеалы
22
Что
значит
1
День
Эвристическаябесед
служитьОтечеству?
защитникаОтечества:историческиетради а,просмотрвидеофра
280
ции.Профессиявоенного:ктоеёвыбирает
гментов,выполнение
летсоднярождения
сегодня.ЗащитаОтечества–
интерактивныхзадан
Ф.Ушакова
обязанностьгражданинаРоссийскойФеде ий,работа
рации,проявлениелюбвик родной
вгруппах,выполн
земле,Родине.Честьивоинскийдолг.
ениетворческихз
280-летиесодня рождения
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
великогорусскогофлотоводцаФ.Ф.Уша
кова.Качествароссийскоговоина:смелос
ть, героизм,самопожертвование.
Формирующиесяценности:патриотизм,с
лужениеОтечествуи
ответственностьзаегосудьбу
23
Арктика–
территорияразвития
1
Арктика–
Эвристическаябесед
стратегическаятерриторияразвитиястра
а,просмотрвидеофра
ны.ПочемудляРоссииважноосваиватьА
гментов,выполнение
рктику?Артика–ресурснаябаза
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
России.
45
РоссийскиеисследователиАрктики.Росси заданий,работавг
я–
руппах,выполне
мировойлидератомнойотрасли.Атомный
ниетворческихза
ледокольный
даний
флот,развитие Северногоморскогопути.
ЗнакомствоспроектамиразвитияАрктики.
Формирующиесяценности:
патриотизм
24
Международныйженски
1
йдень
Международный женский день –
Эвристическаябесед
праздникблагодарности
а,просмотрвидеофра
и
любвикженщине.
гментов,выполнение
Женщинавсовременном обществе–
интерактивныхзадан
труженица,мать,воспитатель
ий,работа
https://razgovor.edsoo.ru
детей.ВеликиеженщинывисторииРоссии. вгруппах,выполн
ВыдающиесяженщиныХХ
ениетворческихз
века,прославившиеРоссию.
аданий
Формирующиесяценности:приорите
тдуховногонад
материальным
25
Массовыйспортв
России
1
Развитиемассовогоспорта–вклад
Эвристическая
https://razgovor.edsoo.ru
вблагополучиеиздоровьенации,будущиеп беседа,просмотрвид
околениястраны.
еофрагментов,
46
26
Здоровыйобразжизни,забота
выполнениеинте
особственном здоровье, спорт
рактивныхзадан
какважнейшаячастьжизнисовременного
ий,работавгрупп
человека.
ах,выполнениетв
УсловияразвитиямассовогоспортавРосс
орческих
ии.Формирующиесяценности:жизнь
заданий
Историяи традицииАртека.
Эвристическаябесед
ымаиСевастополяс
ПослевоссоединенияКрымаиСевастопол
а,просмотрвидеофра
Россией.100-
ясРоссиейАртек–этоуникальный
гментов,выполнение
летиеАртека
исовременныйкомплекс
интерактивныхзадан
из 9лагерей,
ий,работа
работающихкруглыйгод.Артек–
вгруппах,выполн
пространство
ениетворческихз
длятворчества,саморазвитияис
аданий
ДеньвоссоединенияКр
1
https://razgovor.edsoo.ru
амореализации.
Формирующиесяценности:историческая
памятьи
27
преемственностьпоколений
Искусство–
Эвристическаябесед
м.Зачемлюдямискусс
этоспособобщенияидиалогамеждуп
а,просмотрвидеофра
тво?185летсодня
околениями
гментов,выполнение
инародами.Рольмузыкивжизни
интерактивных
Служениетворчество
1
https://razgovor.edsoo.ru
человека:музыкасопровождаетчеловекас
рождениядоконца
47
рождения
жизни.
заданий,работавг
П.И.Чайковского
Способностьслушать,восприниматьи
руппах,выполне
пониматьмузыку.Россия–
ниетворческихза
странасбогатымкультурнымнаследи
даний
ем,
странавеликихкомпозиторов,писател
ей,художников,признанных
вовсёммире.Произведения
П.И.Чайковского,служениесвоейстранетв
орчеством.
Формирующиесяценности:
приоритетдуховногонадматериальным
28
МоямалаяРодина(р
Россия –великаяи уникальнаястрана,
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
егиональный
каждыйизеё регионовпрекрасен
а,просмотрвидеофра
иместныйкомпоне
инеповторимсвоимиприродными,эко
гментов,выполнение
нт)
номическими
интерактивныхзадан
идругимиресурсами.
ий,работа
Любовькродномукраю,способностьл
вгруппах,выполнени
юбоваться
етворческих
природой и беречьеё–
заданий
1
частьлюбвикОтчизне.Патриотчестнотру
дится,
заботитсяопроцветаниисвоей
48
страны,уважаетеёисториюикул
ьтуру.
Формирующиесяценности:патриотизм,п
риоритетдуховного
надматериальным
29
Героикосмическойотрас
ли
1
Исследованиякосмосапомогаютнамп
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
онять,каквозникланашаВселенная.Ро
а,просмотрвидеофра
ссия–лидер
гментов,выполнение
вразвитиикосмическойотрасли.
интерактивныхзадан
Полётывкосмос– это
ий,работа
результатогромноготрудабольшогок
вгруппах,выполн
оллективаучёных,
ениетворческихз
рабочих,космонавтов,которыеобеспе
аданий
чилипервенствонашейРодины
восвоениикосмическогопространств
а.
Вусловияхневесомостикосмонавтыпрово
дятсложныенаучныеэксперименты,что
позволяетроссийскойнаукепродвигаться
восвоенииновыхматериалов
исозданииновыхтехнологий.
49
Формирующиесяценности:
патриотизм,служениеОтечеству
30
ГражданскаяавиацияРос
1
сии
Значение авиации
Эвристическаябесед
дляжизниобществаикаждогочеловек
а,просмотрвидеофра
а.Какмечталетатьизменилажизньчел
гментов,выполнение
овека.
интерактивныхзадан
Легендарнаяисторияразвитияроссийск
ий,работа
ойгражданскойавиации.Героизмконст
вгруппах,выполн
рукторов,инженеровилётчиков-
ениетворческихз
испытателейпервыхроссийскихсамолё
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
тов.
Мировыерекорды российскихлётчиков.
Современноеавиастроение.Профессии,
связанныесавиацией.
Формирующиесяценности:
служениеОтечеству
31
МедицинаРоссии
1
ОхраназдоровьягражданРоссии–
Эвристическаябесед
приоритетгосударственнойполитикис
а,просмотрвидеофра
траны.Современныеполиклиникиибол
гментов,выполнение
ьницы.
интерактивных
Достиженияроссийскоймедицины.
заданий,работа
https://razgovor.edsoo.ru
50
Технологиибудущегов
вгруппах,выполн
областимедицины.
ениетворческихз
Профессияврачаиграет
аданий
ключевуюрольвподдержаниииулучшен
ииздоровьялюдейиихуровняжизни.Вра
ч–
непростопрофессия,этонастоящеепризв
ание,требующее
нетолькознаний,ноичеловеческогосочувс
твия,служенияобществу.
Волонтёры-медики.
Преемственностьпоколений
ипрофессиячеловека:семейныединастиив
рачей России.
Формирующиесяценности:историческая
памятьипреемственностьпоколений,
милосердие
32
Чтотакоеуспех?(к
оДнютруда)
1
Труд–
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
основажизничеловекаиразвитияо
а,просмотрвидеофра
бщества.
гментов,выполнение
Человекдолжениметьзнанияиум
интерактивных
ения,бытьтерпеливым
заданий,работа
инастойчивым,небояться
трудностей(трудитрудно–
51
однокоренныеслова),
вгруппах,выполн
находитьпутиихпреодоления.Чтобыдоб
ениетворческихз
итьсядолгосрочногоуспеха,нужномного
аданий
трудиться.
Профессиибудущего:чтобудетнужно
стране,когдая
вырасту?Формирующиесяценности:
созидательныйтруд
33
День Победы–священная
Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru
летиеПобедывВел
дата,памятьокоторойпередаётся
а,просмотрвидеофра
икой
отпоколениякпоколению.
гментов,выполнение
Отечественнойвойне
Историческаяпамять:память
интерактивныхзадан
оподвигенашегонародавгодыВели
ий,работа
койОтечественнойвойны.Важнопо
вгруппах,выполн
мнитьнашуисториюи
ениетворческихз
чтитьпамятьвсех
аданий
80-
1
людей,перенёсшихтяготывойны.
Бессмертныйполк.
Страницыгероическогопрошлого,кот
орыенельзязабывать.
Формирующиесяценности:
единствонародовРоссии,
52
историческаяпамятьи
преемственностьпоколений
34
ЖизньвДвижении
1
19мая–
Эвристическаябесед
Деньдетскихобщественныхорганизаций
а,просмотрвидеофра
.Детскиеобщественныеорганизации
гментов,выполнение
разныхпоколенийобъединяли
интерактивныхзадан
иобъединяютактивных,целеустремлённ
ий,работа
ыхребят.Участникидетскихобщественн
вгруппах,выполн
ыхорганизацийнаходятдрузей,вместеде
ениетворческихз
лаютполезныеделаиощущаютсебячасть
аданий
https://razgovor.edsoo.ru
юбольшогоколлектива.
Участиевобщественном
движениидетейимолодежи,знакомство
сразличнымипроектами.
Формирующиесяценности:дружба,колле
ктивизм
35
Ценности,которыенас
объединяют
1
Ценности–
Эвристическаябесед
этоважнейшиенравственные
а,просмотрвидеофра
ориентиры
гментов,выполнение
длячеловека и общества.Духовно-
интерактивныхзадан
нравственныеценности
ий,работа
https://razgovor.edsoo.ru
России,объединяющиевсехгражданстран вгруппах,
ы.
53
Формирующиесяценности:традиционны выполнениетворчес
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО
ероссийскиедуховно-
ких
нравственныеценности
заданий
35
ЧАСОВПОПРОГРАММЕ
54
55