СОДЕРЖАНИЕ Пояснительнаязаписка ............................................................................................. 3 Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности ........................................................... 8 Основноеобщееобразование .............................................................................. 8 Планируемыерезультатыосвоениякурса ............................................................... 17 Основноеобщееобразование ............................................................................ 17 Тематическоепланирование .................................................................................. 28 Основноеобщееобразование ............................................................................ 28 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Актуальностьиназначениепрограммы Программакурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыоважном»(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральныхгосударственных образовательных стандартов начального общего,основногообщегоисреднегообщегообразования,ориентировананаобеспечениеиндиви дуальныхпотребностейобучающихсяинаправленанадостижениепланируемых результатов федеральных основных образовательных программначального общего, основного общего и среднего общего образования с учётомвыбораучастникамиобразовательныхотношенийкурсоввнеурочнойдеятельности.Этоп озволяет обеспечитьединствообязательных требованийФГОСвовсёмпространствешкольногообразования:нетольконауроке,ноивовнеуроч нойдеятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитиеуобучающегосяценностногоотношениякРодине,природе,человеку,культуре,знаниям, здоровью,сохранениеиукреплениетрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей. Педагогпомогаетобучающемуся: – вформированииегороссийскойидентичности; – вформированииинтересакпознанию; – вформировании осознанного отношения ксвоимправам исвободамиуважительногоотношениякправамисвободамдругих; – в выстраиваниисобственногоповедения с позициинравственныхиправовыхнорм; – всозданиимотивациидляучастиявсоциальнозначимойдеятельности; – вразвитииушкольниковобщекультурнойкомпетентности; – вразвитииуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор; – восознаниисвоегоместавобществе; – впознаниисебя,своихмотивов,устремлений,склонностей; 3 – вформированииготовностикличностномусамоопределению. Нормативноправовуюосновурабочейпрограммыкурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыоважном»состав ляютследующиедокументы: 1. Указ Президента Российской Федерации от «Обутверждении № 9.11.2022 809 Основгосударственной политикипосохранениюиукреплениютрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностей». 2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федеральногоучебнометодическогообъединенияпообщемуобразованию(протоколот2июня2020г.№2/20 ). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот31.05.2021№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообр азовательногостандартаначальногообщегообразования»(Зарегистрирован05.07.20 21№64100). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот31.05.2021№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообра зовательногостандартаосновногообщегообразования»(Зарегистрирован05.07.2021 №64101). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот18.07.2022№569«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственн ыйобразовательныйстандартначальногообщегообразования»(Зарегистрирован17.0 8.2022№69676). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот18.07.2022№568«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственн ыйобразовательныйстандартосновногообщегообразования»(Зарегистрирован17.0 8.2022№69675). 7. Приказ Министерстваобразования инаукиРоссийскойФедерацииот17.05.2012№413«Обутверждениифедеральногогос ударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования». 4 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот12.08.2022№732«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственны йобразовательныйстандартсреднегообщегообразования,утверждённый приказом Министерства образованияинаукиРоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»(Зарегистрирован1 2.09.2022№70034). 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерацииот15.08.2022№031190«Онаправленииметодическихрекомендацийпопроведению циклавнеурочныхзанятий"Разговоры оважном"».10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот18.05.2023№372«Обутверждениифедеральнойобразовательной программыначальногообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.2023№74229). 11. Приказ Министерства № 370 просвещения «Об Российской Федерацииот 18.05.2023 утверждении федеральной образовательнойпрограммыосновногообщегообразования»(Зарегистрирован12.07. 2023). 12. Приказ Министерства № 371 просвещения «Об Российской Федерацииот 18.05.2023 утверждении федеральной образовательнойпрограммысреднегообщегообразования»(Зарегистрирован12.07.2 023№74228). 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 19.02.2024 № 110 «О внесенииизменений внекоторые приказыМинистерства и науки образования Российской ФедерациииМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации,касающиесяфедера льныхгосударственныхобразовательныхстандартовосновногообщегообразования» (Зарегистрирован22.02.2024№77331). 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот19.03.2024№171«Овнесенииизмененийвнекоторыеприказы 5 МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации,касающиесяфедеральныхобраз овательныхпрограммначальногообщегообразования,основногообщегообразовани яисреднегообщегообразования»(Зарегистрирован11.04.2024№77830). Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,5–7,8–9и10– 11классов,втечениеодногоучебногогода,еслизанятияпроводятся1развнеделю,34/35учебныхча сов. Занятияпопрограммепроводятсявформах,соответствующихвозрастнымособенностямо бучающихсяипозволяющихимвырабатыватьсобственнуюмировоззренческуюпозициюпообсу ждаемымтемам(например,познавательныебеседы, опросыи т. д.). Следует системувоспитательной тематикаисодержаниедолжны отметить, работы что деловыеигры,викторины,интервью,блиц- внеурочные образовательной обеспечить занятия входят в организации, реализациюих общую поэтому назначенияи целей.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюдеятельностьпедагога, ориентироватьеёне толькона интеллектуальное,ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка. Многиетемывнеурочныхзанятийвыходятзарамкисодержания,изучаемого науроках, ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательнодобиватьсяточногоусвоенияновогознания,запо минанияичёткоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Втечениеучебногогодаобучаю щиеся многораз будут возвращаться кобсуждению однихитехжепонятий,чтопослужитпостепенномуосознанномуихпринятию. Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим. Приреализациисодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии, региональные, педагог учитывает национальные, этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизац ия. Обязательно учитываетсяиуровень развитияшкольников, ихинтересыипотребности.Принеобходимости,исходяизстатусасемейобучающихся,целесообр азноуточнить(изменить,скорректировать) 6 итворческие задания, выполнять которые предлагается вместесродителями,другимичленамисемьи. Личностныхрезультатовможнодостичь,увлекаяшкольниковсовместной,интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразные формыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелательную,поддерживающуюатмосферу; насыщаязанятияценностнымсодержанием.Задачапедагога,организуябеседы,датьвозможность школьникуанализировать,сравниватьивыбирать. Внеурочноезанятиепроходиткаждыйпонедельник.ОноначинаетсяподнятиемГосударст венногофлагаРоссийскойФедерации,слушанием(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации.Этомероприятиепроходитвобщемшкольномактовомзале.Затемобучающиесярасхо дятсяпоклассам,гдепроходиттематическаячастьзанятия. Приподготовке кзанятиюучительдолженвнимательноознакомитьсясо сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратитьвнимание натри структурные части сценария: первая часть – мотивационная,втораячасть–основная,третьячасть– заключительная. Цель мотивационной части занятия –предъявление обучающимся темызанятия,выдвижениемотиваегопроведения.Этачастьобычноначинаетсяспросмотравидео материала,оценкакоторогоявляетсявведениемвдальнейшуюсодержательнуючастьзанятия. Основнаячастьстроитсякаксочетаниеразнообразнойдеятельностиобучающихся:интелл ектуальной(работаспредставленнойинформацией),коммуникативной(беседы,обсуждениевид еоролика),практической(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),творческой(обсуждениевоображаемыхситуаций,художественноетворчество). Взаключительнойчастиподводятсяитогизанятия. 7 СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ Образбудущего.КоДнюзнаний.Иметьобразбудущего– значитиметьориентир,направлениедвижения,позитивныйобразбудущегозадаётжизниопредел ённостьинаполняетеёсмыслами.Образбудущегостраны– сильнаяинезависимаяРоссия.Будущеестранызависитоткаждогоизнасужесейчас.Образование– фундаментбудущего.Знания– этовозможностьнайтисвоёместовобществеибытьполезнымлюдямистране.Россия– странавозможностей,гдекаждыйможетреализоватьсвоиспособностиивнестивкладвбудущеест раны.Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – этокрупнейшеемировоеагентство,однаизсамыхцитируемыхновостныхсл ужбстраны.Агентствонеоднократноменялоназвания,новсегданеизменнымиоставалисьего государственный статус и функции – бытьисточником 8 достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайневаженнавык критического мышления. Необходимо уметь анализироватьиоцениватьинформацию,распознаватьфейкиинераспространятьих. ДорогамиРоссии.«Российскиежелезныедороги»–крупнейшаяроссийскаякомпания,с большойисторией,обеспечивающаяпассажирскиеитранспортныеперевозки.Российскиежелезн ыедорогивносятогромныйвкладв совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самыйустойчивый и надёжный безопасныйикруглогодичный.Развитие транспортной для пассажиров: сферы всепогодный, стратегически важнодля будущего страны, апрофессиивэтихнаправлениях оченьперспективныивостребованы. Путьзерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленностинашейстраны,главнойзадачейкоторойявляетсяпроизводствопродуктовпитан ия.АгропромышленныйкомплексРоссиивыполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,аегомощностипозволяют обеспечиватьпшеницейтретьвсегонаселенияпланеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традициинашего народа ссовременными технологиями: роботами, информационнымисистемами, цифровыми устройствами.Разноплановостьивостребованностьсельс кохозяйственныхпрофессий,технологичность иэкономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,фермерскиехозяйстваит.п.). Деньучителя.Учитель –однаиз важнейших вобществе профессий.Назначениеучителя– социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Вразныеисторическ иевременатрудучителяуважаем, образования социально значим, оказывает влияние на развитие членовобщества.Учитель– советчик,помощник,участникпознавательнойдеятельностишкольников. 9 Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданинаРоссии. Знание истории страны, историческая правда, сохранение историческойпамяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказитьроль России в мировой истории –одна изстратегий информационной войныпротивнашейстраны. Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственностьзасебя,своихблизкихисвоюстрану.Активнаяжизненнаяпозиция,созидательны й подход кжизни, умениепринимать решенияиосознавать ихзначение,житьвсоответствиисдуховно-нравственнымиценностямиобщества – основавзрослогочеловека.Финансоваясамостоятельностьифинансоваяграмотность. Каксоздатькрепкуюсемью.Семьякакценностьдлякаждогогражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем.Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценностиитрадиции(любовь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей ).Памятьопредшествующихпоколенияхсемьи.Особоеотношениекстаршемупоколению,проявл ениедейственногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних. ГостеприимнаяРоссия.КоДнюнародногоединства.Гостеприимство– качество,объединяющеевсенародыРоссии.Семейныетрадициивстречигостей,кулинарные традиции народов России. Путешествие по России– этознакомствоскультурой,историейитрадициямиразныхнародов.Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являютсяпоездкитуристовпостранесцельюзнакомствасособенностямиместнойкухниикулинар ныхтрадиций. Твой вклад в общее личнаяответственность,вклад дело. Уплата гражданина налогов – это вблагополучие коллективная и государства иобщества.Ниодногосударствонеможетобойтисьбезналогов,этоосновабюджетастраны, 10 основной источник дохода. Своимнебольшим вкладом мысоздаём будущеестраны,процветаниеРоссии.Какимбудетмойличныйвкладвобщеедело? Сзаботойксебеиокружающим.Добротаизабота–качестванастоящегочеловека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.ДобрыеделагражданРоссии:благотворительностьипожертвованиекакпроявление добрыхчувствизаботыоб окружающих.Здоровыйобразжизникакзаботаосебеиобокружающих. Деньматери. Мать, мама –главные вжизни человека слова. Мать–хозяйкав хранительницасемейного очага,воспитательница доме, детей.УРоссииженскоелицо, образ«Родины-матери». Материнство –этосчастьеи ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современнойжизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнствокак особая миссия.Роль материнства в будущем страны. Защита материнстванагосударственномуровне. Миссия-милосердие(коДнюволонтёра).Ктотакойволонтёр?Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:примеры из истории исовременной жизни. Милосердие изабота– качестваволонтёров.Направленияволонтёрскойдеятельности:экологическое,социальное,меди цинское,цифровоеит.д. ДеньГероев Отечества. ГероиОтечества – это самоотверженныеимужественныелюди,которые любятсвоюРодинуитрудятсявоблагоОтчизны. Качества героя –человека, ценоюсобственной жизнииздоровьяспасающего других: смелость иотвага, самопожертвование иответственностьзасудьбудругих.Проявлениеуважениякгероям,стремлениевоспитыватьусебя волевые качества: смелость,решительность, стремление прийти напомощь.УчастникиСВО– защитникибудущегонашейстраны. Какпишутзаконы?Длячегонужнызаконы?Какменялсясводроссийских древних времён до наших дней. законов от Законодательная властьвРоссии.Отинициативылюдейдозакона:какпоявляетсязакон?Работа 11 депутатов:отпроблемы– крешению(позитивныепримеры).Участиемолодёживзаконотворческомпроцессе. Однастрана–однитрадиции. Новогодниетрадиции,объединяющиевсенародыРоссии.Новыйгод– любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения новогоднего праздника вРоссии.Участие детейвподготовкеи встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История созданияновогоднихигрушек.ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод. День российской томчислередакторам, степенисвязан печати. журналистам, с печатью. Праздник издателям, посвящён корректорам, Российские работникам печати, –всем,ктовтойили традиции в иной издательского дела,историяпраздника.Информационныеисточникиформируютобщественноемнение.Профес сиональнаяэтикажурналиста.Изданиепечатныхсредствинформации –коллективный трудлюдеймногихпрофессий.Зачемнужнышкольныегазеты?Школьныесредствамассовойинфо рмации. День студента. День российского студенчества: история праздника и еготрадиции.ИсторияоснованияМосковскогогосударственногоуниверситетаимениМ.В.Ломо носова.Студенческиегоды– этопутьковладениюпрофессией,возможностьдлятворчестваисамореализации.Перспективыпо лучениявысшегообразования. Каксделать выбор? Студенчество итехнологическийпрорыв. БРИКС(темао международныхотношениях).Рольнашейстраныв современноммире.БРИКС– символ многополярностимира.ЕдинствоимногообразиестранБРИКС.Взаимная поддержкапомогаетгосударствамразвиватьторговлюиэкономику,обмениватьсязнаниямииопы томвразличныхсферахжизниобщества.Россияуспешноразвиваетконтактысширокимкругомсо юзниковипартнёров.Значениероссийскойкультурыдлявсегомира. Бизнес и хозяйства технологическое предпринимательство. Экономика:отструктуры куправленческим решениям.ЧтосегодняделаетсядляуспешногоразвитияэкономикиРоссии?Цифроваяэкономика –это 12 деятельность,восновекоторойлежитработа сцифровымитехнологиями.Какоезначениеимеетиспользование цифровойэкономикидляразвитиястраны?Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство какособаясферабизнеса.Значимостьтехнологическогопредпринимательствадлябудущегостра ныиеётехнологическогосуверенитета. Искусственныйинтеллектичеловек.Стратегиявзаимодействия.Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующаяпроцессыиповышающаяэффективностьпроизводства.Искусственныйинтелл ект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если самчеловекобладает хорошими знаниямиикритическиммышлением.Степеньответственноститех,ктообучает ИИ. Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова.ДеньзащитникаОтечества:историческиетрадиции.Профессиявоенного:ктоеёвыбир ает сегодня.Защита Отечества–обязанность гражданина РоссийскойФедерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг.280- летиесоднярождениявеликогорусского флотоводцаФ.Ф.Ушакова.Качествароссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвование. Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территорияразвития страны.ПочемудляРоссииважноосваиватьАрктику? Российские исследователи Артика–ресурсная Арктики. база России. Россия – мировойлидератомнойотрасли.Атомныйледокольныйфлот,развитиеСеверногоморскогопути. ЗнакомствоспроектамиразвитияАрктики. Международныйженскийдень.Международныйженскийдень– праздникблагодарностиилюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе мать, воспитатель детей. Великие – труженица, женщины в историиРоссии.ВыдающиесяженщиныХХвека,прославившиеРоссию. Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вкладвблагополучиеиздоровье нации,будущие поколениястраны.Здоровыйобраз 13 жизни,забота особственномздоровье,спорткакважнейшаячастьжизнисовременногочеловека.Условияразвит иямассовогоспортавРоссии. ДеньвоссоединенияКрымаиСевастополясРоссией.100-летиеАртека. традиции Артека. После воссоединения История и КрымаиСевастополя сРоссиейАртек– этоуникальный исовременный комплексиз 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,саморазвитияисамореализации. Служениетворчеством.Зачемлюдямискусство?185летсоднярожденияП.И.Чайков ского.Искусство–этоспособобщенияидиалогамеждупоколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождаетчеловекасрождениядоконцажизни.Способностьслушать,восприниматьи понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным странавеликихкомпозиторов,писателей,художников, наследием, признанных вовсёммире.ПроизведенияП.И.Чайковского,служениесвоейстранетворчеством. Моя малая Родина (региональный и местныйкомпонент). Россия –великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен инеповторимсвоими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родномукраю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.Патриот честнотрудится, заботится опроцветании своей страны, уважаетеёисториюикультуру. Героикосмическойотрасли.Исследованиякосмосапомогаютнампонять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космическойотрасли.Полётывкосмос– эторезультатогромноготрудабольшогоколлективаучёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашейРодинывосвоении космического пространства. Вусловиях невесомости космонавтыпроводят сложныенаучные эксперименты,чтопозволяет российскойнаукепродвигатьсявосвоенииновыхматериаловисозданииновыхтехнологий. Гражданская авиация России.Значение авиациидля жизниобществаикаждогочеловека.Какмечталетатьизменилажизньчеловека.Легендарная 14 историяразвития российскойгражданской илётчиков-испытателей авиации.Героизм первых конструкторов,инженеров российскихсамолётов. Мировыерекордыроссийскихлётчиков.Современноеавиастроение.Профессии,связанныесавиа цией. МедицинаРоссии.ОхраназдоровьягражданРоссии–приоритетгосударственной политикистраны.Современные поликлиникиибольницы.Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровьялюдейиихуровняжизни.Врач– непростопрофессия,этонастоящеепризвание,требующеенетолькознаний,ноичеловеческогосоч увствия,служенияобществу.Волонтёрымедики.Преемственностьпоколенийипрофессиячеловека:семейныединастииврачейРоссии. Чтотакоеуспех?(коДнютруда).Труд–основажизничеловека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливыми настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),находить пути ихпреодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужномноготрудиться.Профессиибудущего:чтобудетнужностране,когдаявырасту? вВеликой 80-летиеПобеды Отечественнойвойне.ДеньПобеды– священнаядата,памятьокоторой передаётсяотпоколениякпоколению.Историческаяпамять:памятьоподвигенашегонародавгод ыВеликойОтечественнойвойны. перенёсших тяготы Важнопомнитьнашуисторию войны. Бессмертный ичтитьпамятьвсехлюдей, полк. Страницы героическогопрошлого,которыенельзязабывать. Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.Детские общественные организации разных поколений объединялииобъединяютактивных,целеустремлённыхребят.Участникидетскихобщественных организацийнаходятдрузей,вместеделаютполезныедела 15 иощущаютсебячастьюбольшогоколлектива.Участиевобщественномдвижениидетейимолодеж и,знакомствосразличнымипроектами. Ценности,которыенасобъединяют.Ценности– этоважнейшиенравственныеориентирыдлячеловекаиобщества.Духовно - нравственныеценностиРоссии,объединяющиевсехгражданстраны. 16 ПЛАНИРУЕМЫЕ 17 ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ Занятияврамках программы направлены наобеспечениедостиженияобучающимисяследующихличностных,метапредметныхипредметн ыхобразовательныхрезультатов. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ В сферегражданского воспитания: уважение прав, свобод изаконныхинтересовдругихлюдей;активноеучастиевжизнисемьи,родногокрая,страны;неприя тиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;пониманиеролиразличных институтов в жизни человека; представлениеоб основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормахи отношений в социальных правилах межличностных поликультурномимногоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместнойдеятельности,стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучасти ювгуманитарнойдеятельности(волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимсявней). Всферепатриотическоговоспитания:осознаниероссийскойгражданскойидентичности вполикультурномимногоконфессиональномобществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;формированиеценностногоотнош ениякдостижениямсвоейРодины–России,кнауке,искусству,спорту, технологиям, подвигам боевым итрудовым достижениямнарода;уважениекгосударственнымсимволамРоссии,государственнымпраздник ам, историческому иприродному наследию, памятникам, воспитания: ориентация традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране. Всфере духовно-нравственного наморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;готовностьоцениватьсвоёпов едениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсу чётомосознанияпоследствийпоступков; 18 свобода и ответственность личности в условиях индивидуальногоиобщественногопространства. Всфере эстетического воспитания: восприимчивость кразным видамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоционального воздействия искусства;осознание важности художественнойкультуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценностиотечественногоимирового искусства, роли этническихкультурных традицийинародноготворчества. Всферефизическоговоспитания:осознаниеценностижизни;соблюдениеправил безопасности, в том числе среде;способностьадаптироваться информационным и навыков безопасного кстрессовым природным ситуациям поведения в интернет- именяющимсясоциальным, том числе осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяи других,не осуждая;умение условиям, в осознавать своё эмоциональноесостояниеиэмоциональноесостояниедругих,умениеуправлятьсобственнымэмо циональнымсостоянием;формированиенавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуита когожеправадругогочеловека. Всферетрудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знанийсоциальных иестественныхнаук поступков для и решения оценки задач вобласти их окружающейсреды,планирования возможных последствийдля окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобального характера экологических проблем и путей ихрешения; активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакграж данинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологической исоциальной сред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности. 19 Всфере ценности научного познания: ориентацияв деятельностина современную систему научных представлений об основных закономерностяхразвития человека, природы иобщества,взаимосвязях человекасприроднойисоциальнойсредой;овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксред ством познания мира; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности, установка на совершенствовать осмысление пути опыта, достижения наблюдений, поступкови стремление индивидуальногоиколлективногоблагополучия. В сфере адаптации обучающегося кизменяющимся условиям социальнойиприродной среды:освоениеобучающимися социального опыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельности правилобщественного включая поведения, форм семью, социальнойжизни группы, в возраста,норми группахи сообществах, сформированные по профессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздруго йкультурной среды, открытость опыту изнаниям других; повышение уровнясвоей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитиеумения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;осознаватьдефицитысобственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитиеуменийанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследств ий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Всфереовладенияпознавательнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:использоват ьвопросыкакисследовательскийинструментпознания; применятьразличные методы,инструментыизапросы припоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложенной 20 учебнойзадачиизаданныхкритериев;выбирать,анализировать,систематизировать интерпретировать информацию различных видов и формпредставления; сходные аргументы и находить (подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационныхисточниках;самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинф ормации, оценивать надёжность информации по критериям, предложеннымпедагогическимработникомилисформулированнымсамостоятельно,системати зироватьинформацию. Всфереовладениякоммуникативнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:восприни матьиформулировать общения; суждения, выражать эмоциивсоответствиисцелямииусловиями выражать свою точку зрениявустныхиписьменныхтекстах;пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвои возражения;в ходе диалогаи (или) дискуссии задаватьвопросыпо существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссужд ениямидругих участниковдиалога,обнаруживатьразличиеи сходство позиций; понимать и использоватьпреимуществакоманднойииндивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновыватьнеобходимостьприменениягрупповыхформвзаимодействияприрешениипоставл енной задачи; принимать цель совместнойдеятельности, коллективностроитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждать процесс ирезультат совместнойработы; уметьобобщать мнениянесколькихлюдей,проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться, планировать организацию совместнойработы, определять своюроль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсех участниковвзаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлению 21 икоординироватьсвоидействиясдействиямидругихчленовкоманды;оцениватькачествосвоегов кладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижениерезультатов,разделятьсферуответственности. Всфереовладениярегулятивнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:ориентировать ся вразличных подходах принятия решений (индивидуальное,принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивацииирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятел ьности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуац ии;оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;выявлять ианализировать причины эмоций,ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого,регулирова тьспособвыражения эмоций;осознанно относитьсякдругому человеку, егомнению;признавать своёправо наошибку итакоежеправо другого;принимать себяидругих,неосуждая;осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты представлены сучётом спецификисодержанияпредметныхобластей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеу рочнойдеятельности«Разговорыоважном». Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменнойречевойдеятельности;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеуст ныхмонологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений,чтен ияучебно-научной,художественнойи научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждениекдействию,обмен мнениями,запрос информации, сообщение информации;овладениеразличнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным, 22 изучающим,поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаи ответов на них; подробная,сжатая и выборочнаяпередачав устнойи письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепеннойинформации, явной и скрытой информации в тексте,извлечение информацииизразличныхисточников,еёосмыслениеиоперированиеею. Литература: понимание духовно-нравственной ценностилитературыиеёроли вформировании икультурной гражданственности ипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийскойФедерации;понима ниеспецификилитературыкаквидаискусства,принципиальныхотличийхудожественноготекста оттекстанаучного,делового,публицистического;овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретироватьиоцениватьпрочитанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отражённу юв литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в ниххудожественныхсмыслов;овладениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение,исп ользуяподробный,сжатый,выборочный,творческийпересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанно мупроизведениюиформулироватьвопросыктексту;развитие уменийучаствоватьвдиалоге опрочитанномпроизведении, вдискуссииналитературные темы,соотноситьсобственнуюпозициюспозициейавтораимнениямиучастниковдискуссии,дава тьаргументированнуюоценкупрочитанному. Иностранныйязык: развитиеумений сравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуреитрадицияхнародовРоссииидругихстран. Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно- коммуникационныхтехнологий;развитиеумения соблюдатьсетевой этикет, базовыенормыинформационнойэтики и правапри работес приложениямина любыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегииповеде ниявсети. История:формированиеуменийсоотноситьсобытияисторииразныхстрани народовс историческимипериодами, событиями региональной 23 имировойистории,событияисторииродногокраяиисторииРоссии,определятьсовременников историческихсобытий, явлений, процессов;развитие уменийвыявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различныеисторическиеэпохи;формированиеумениярассказыватьобисторическихсобытиях,я влениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировойисториииихучастниках,демо нстрируяпониманиеисторическихявлений,процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитиеумений выявлять существенные черты и характерные признаки историческихсобытий,явлений,процессов,устанавливатьпричинно- следственные,пространственные,временны́есвязиисторическихсобытий,явлений,процессов изучаемогопериода,ихвзаимосвязь(приналичии)сважнейшимисобытиями XXI XX–начала вв.;формирование уменияопределять иаргументироватьсобственнуюилипредложеннуюточкузрениясопоройнафактическийматериа л, в том числе используя источники разных типов; приобретение опытавзаимодействияслюдьмидругойкультуры,национальнойирелигиознойпринадлежности на основе национальных ценностей современного российскогообщества: и демократических ценностей, идей мираи гуманистических взаимопониманиямежду народами,людьмиразных культур, уважениякисторическомунаследиюнародовРоссии. Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,важности семьикакбазового социального института,охарактерных чертахобщества,осодержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественныеотнош ения,опроцессахиявленияхвэкономической,социальной, духовной иполитической сферах жизниобщества , обосновахконституционного строя и организации государственной власти в РоссийскойФедерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том численесовершеннолетнего),о системе образованияв Российской Федерации,обосновахгосударственнойбюджетнойиденежно-кредитной,социальной 24 политики,политикивсферекультурыиобразования,противодействиикоррупциивРоссийскойФе дерации,обеспечениибезопасностиличности,общества терроризма и государства, и втом числе от экстремизма; развитиеуменияхарактеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственныеценности (втом числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,семья, труд, служение созидательный Отечеству, нормы моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм, историческоеединствонародовРоссии,преемственностьисториинашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливатьоснования для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основныефункции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальныхобъектов, явлений,процессоввразличных сферах общественной жизни,ихэлементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы,человека и общества, сферобщественной жизни,гражданина игосударства,связи политических потрясений и социально-экономических кризисоввгосударстве;развитиеуменияиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(устног оиписьменного)сущности,взаимосвязейявлений,процессовсоциальнойдействительности;разв итиеуменийсопоройна обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличный социальный опытопределятьиаргументироватьсточкизрениясоциальныхценностейинормсвоёотношениек явлениям,процессамсоциальнойдействительности;развиватьуменияанализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать икритическиоценивать социальную информацию, соотноситьеё ссобственными знаниямиоморальномиправовомрегулированииповедениячеловека,личнымсоциальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымв идам социальных норм, экономической рациональности; осознаниенеприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценностикультурыитрадицийнародовРоссии. 25 География:освоение и применение размещениииосновныхсвойствахгеографических системы объектов,пониманиероли знанийо географиив формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планетеЗемля, в решении современных практических задач своего населённого пункта,Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивогоразвития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученнымиприродными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаб людаемыми географическими явлениямиипроцессами;развитие уменияоцениватьхарактервзаимодействиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразн ыхгеографическихусловияхсточкизренияконцепцииустойчивогоразвития. 26 ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 27 ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ (5–7и8–9классы) №п/ Темызанятий п 1 Количествоч Виды Основноесодержание асов Образбудущего.К оДнюзнаний 1 деятельностиобу Электронныересурсы чающихся Иметьобразбудущего– Эвристическаябесед значитиметьориентир, а,просмотрвидеофра направлениедвижения,позитивныйо гментов,выполнение бразбудущегозадаётжизниопределён интерактивныхзадан ностьи наполняетеёсмыслами. ий,работа Образбудущегостраны– вгруппах,выполн сильнаяинезависимая Россия. ениетворческихз Будущеестранызависитоткаждогоиз аданий https://razgovor.edsoo.ru насужесейчас. Образование–фундамент будущего.Знания– этовозможностьнайтисвоёместо в обществеи бытьполезнымлюдямистране. Россия–странавозможностей, где каждыйможет реализоватьсвоиспособностиивнес тивкладвбудущеестраны. 28 Формирующиесяценности: патриотизм,созидательныйтруд 2 Векинформации.1 Информационноетелеграфноеагентство Эвристическаябесед 20лет России (ИТАР-ТАСС) – а,просмотрвидеофра Информационномуаге этокрупнейшеемировоеагентство,однаи гментов,выполнение нтствуРоссииТАСС зсамыхцитируемыхновостныхслужбстр интерактивныхзадан аны. ий,работа Агентствонеоднократноменялоназвани вгруппах,выполн я,новсегданеизменнымиоставалисьегог ениетворческихз осударственныйстатусифункции– аданий 1 https://razgovor.edsoo.ru бытьисточникомдостоверной информациио Россиидля всегомира.Ввекинформациикрайн еважен навыккритическогомышления.Нео бходимоуметьанализироватьиоцен ивать информацию,распознаватьфейки ине распространять их.Формирующиесяценности:историчес каяпамятьипреемственностьпоколений 3 ДорогамиРоссии 1 «Российскиежелезныедороги»– Эвристическая крупнейшаяроссийскаякомпания, беседа,просмотр https://razgovor.edsoo.ru 29 сбольшойисторией,обеспечиваю видеофрагментов,вы щаяпассажирскиеитранспортные полнениеинтерактив перевозки. ныхзаданий,работа Российскиежелезныедорогивносятог вгруппах,выполн ромныйвклад ениетворческихз всовершенствованиеэкономикистр аданий аны.Железнодорожныйтранспорт– самыйустойчивыйинадёжныйдля пассажиров:всепогодный,безопасн ый икруглогодичный. Развитиетранспортной сферыстратегическиважнодлябудуще гостраны,апрофессиивэтихнаправлен ияхоченьперспективныивостребованы . Формирующиесяценности: коллективизм,патриотизм,единств онародовРоссии 4 Путьзерна 1 Российское хозяйство – ключевая сельское Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru отрасль а,просмотрвидеофра промышленностинашейстраны,главнойза гментов,выполнение дачейкоторойявляется 30 производствопродуктовпитания. интерактивныхза Агропромышленный даний,работавгр комплексРоссии выполняет важнейшуюмиссию по обеспечению уппах,выполнен иетворческихзад аний всехроссиянпродовольствие м,аегомощности позволяютобеспечивать пшеницей третьвсегонаселенияпланеты .Сельскоехозяйствоэтоотрасль,котораяобъединила в себе традициинашегонародассовр еменнымитехнологиями: роботами,информационными системами,цифровыми устройствами.Разноплановос ть ивостребованностьсельскохо зяйственныхпрофессий,технологичност ь иэкономическаяпривлекательность 31 отрасли 32 (агрохолдинги, фермерские хозяйстваит.п.). Формирующиеся ценности: 5 Деньучителя 1 созидательныйтруд Учитель–однаизважнейших Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru вобществепрофессий.Назначениеучителя а,просмотрвидеофра – гментов,выполнение социальноеслужение,образованиеивоспи интерактивныхзадан таниеподрастающегопоколения. ий,работа Вразныеисторическиевременатрудучител вгруппах,выполн яуважаем,социальнозначим,оказывает ениетворческихз влияние аданий наразвитиеобразованиячленовобщества. Учитель– советчик,помощник,участникпознав ательнойдеятельностишкольников. Формирующиесяценности: патриотизм,гражданственность 6 ЛегендыоРоссии 1 Любовьк Родине,патриотизм– Эвристическаябесед качествагражданинаРоссии.Знаниеисто а,просмотрвидеофра риистраны,историческаяправда,сохран гментов,выполнение ениеисторической интерактивных https://razgovor.edsoo.ru 33 памяти– заданий,работавг основамировоззренческогосуверенитетас руппах,выполне траны. ниетворческихза Попыткиисказитьроль даний Россиивмировойистории–одна изстратегийинформационнойвойныпроти внашейстраны. Формирующиесяценности: 7 Чтозначитбытьвзрослым ? 1 патриотизм Бытьвзрослым – Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru этонестиответственностьзасебя, а,просмотрвидеофра своихблизкихисвоюстрану. гментов,выполнение Активнаяжизненнаяпозиция,созидат интерактивныхзадан ельныйподходкжизни,умениеприни ий,работа матьрешения вгруппах,выполн иосознаватьихзначение,житьвсоо ениетворческихз тветствии с духовно- аданий нравственнымиценностямиобщес тва–основа взрослогочеловека. Финансоваясамостоятельность ифинансоваяграмотность. Формирующиесяценности:высокиенравс твенныеидеалы 34 8 Каксоздатькрепкуюсе 1 мью Семья как ценностьдля Эвристическаябесед каждогогражданина страны.Знанияи а,просмотрвидеофра навыкидляпостроениякрепкойсемьи гментов,выполнение вбудущем.Почемуважнакрепкаясемья? интерактивныхзадан Преемственностьпоколений:семейные ий,работа ценностиитрадиции(любовь,взаимопо вгруппах,выполн нимание,участиевсемейномхозяйстве, ениетворческихз воспитаниидетей). аданий https://razgovor.edsoo.ru Памятьо предшествующихпоколенияхсемьи.О собоеотношениекстаршему поколению,проявлениедейственногоу важения,вниманиякбабушкам и дедушкам,заботаоних. Формирующиесяценности:крепкая семья 9 ГостеприимнаяРоссия Гостеприимство– Эвристическаябесед .КоДнюнародногоеди качество,объединяющеевсенароды а,просмотрвидеофра нства России.Семейныетрадициивстречигостей гментов,выполнение 1 ,кулинарныетрадициинародов https://razgovor.edsoo.ru интерактивных России. 35 ПутешествиепоРоссии – заданий,работавг этознакомствоскультурой,историейи руппах,выполне традициямиразныхнародов. ниетворческихза Гастрономический туризм– даний этовидпутешествий,основой которогоявляютсяпоездкитуристовпостр анесцелью знакомствасособенностямиместнойкухн и икулинарныхтрадиций. Формирующиесяценности: единствонародовРоссии,крепкаясемья 10 Твойвкладвобщеедел о 1 Уплатаналогов– Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru этоколлективнаяиличная а,просмотрвидеофра ответственность,вкладгражданинавбл гментов,выполнение агополучиегосударстваиобщества. интерактивныхзадан Ниодногосударствонеможет ий,работа обойтись без налогов, вгруппах,выполнени этоосновабюджетастраны,основной етворческих источникдохода. заданий Своимнебольшимвкладоммы создаёмбудущеестраны, 36 процветаниеРоссии. Какимбудетмой личныйвкладв общее дело?Формирующиесяценности:гражд анственность,взаимопомощьивзаимоув ажение,единство народовРоссии 11 Сзаботойксебеио 1 кружающим Добротаи забота– Эвристическаябесед качестванастоящегочеловека, а,просмотрвидеофра способногооказыватьпомощь и гментов,выполнение поддержку,проявлятьмилосердие.Добр интерактивныхзадан ыеделагражданРоссии:благотворитель ий,работа ность вгруппах,выполн ипожертвование ениетворческихз какпроявлениедобрыхчувств изаботы аданий https://razgovor.edsoo.ru обокружающих. Здоровый образжизни какзаботаосебеи обокружающих. Формирующиесяценности:жизнь,взаимо помощь,взаимоуважение, коллективизм 12 Деньматери 1 Мать,мама – главныев Эвристическая жизничеловекаслова.Мать–хозяйка беседа,просмотрвид вдоме,хранительницасемейного еофрагментов, https://razgovor.edsoo.ru 37 очага,воспитательницадетей.УР выполнениеинте оссииженскоелицо,образ рактивныхзадан «Родины–матери». ий,работавгрупп Материнство–этосчастье ах,выполнениетв иответственность.Многодетныематери:п орческихзаданий римерыизистории исовременнойжизни. «Мать-героиня»–высшее званиеРоссийскойФедерации. Материнствокакособаямиссия.Рольмате ринствавбудущемстраны. Защитаматеринства нагосударственномуровне.Формирующие сяценности:крепкаясемья 13 Миссиямилосердие(коДнюво лонтёра) 1 Ктотакойволонтёр? Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru Деятельностьволонтёровкаксоциальноес а,просмотрвидеофра лужениеввоенноеи мирноевремя: гментов,выполнение примерыизисторииисовременнойжизни. интерактивныхзадан Милосердие и забота– ий,работа качестваволонтёров. вгруппах, Направленияволонтёрской выполнение деятельности:экологическое, 38 социальное,медицинское,цифровоеи творческихзадан т.д. ий Формирующиесяценности:милосерд ие,взаимопомощьи взаимоуважение 14 ДеньГероевОтече ства 1 ГероиОтечества– Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru этосамоотверженныеимужественные а,просмотрвидеофра люди, которыелюбят гментов,выполнение своюРодинуитрудятсявоблагоОтчиз интерактивныхзадан ны. ий,работа Качествагероя– вгруппах,выполн человека,ценоюсобственной ениетворческихз жизнииздоровьяспасающегодругих:смел аданий ость иотвага,самопожертвование иответственностьзасудьбудругих.Проя вление уважения кгероям,стремлениевоспитыватьусебяв олевыекачества:смелость,решительнос ть,стремлениеприйтинапомощь. УчастникиСВО–защитники будущегонашейстраны. 39 Формирующиесяценности:патриотизм,с лужениеОтечествуи ответственностьзаегосудьбу 15 Какпишутзаконы? 1 Длячего нужны законы? Эвристическаябесед Какменялсясводроссийскихзаконово а,просмотрвидеофра тдревнихвремёндонашихдней.Законо гментов,выполнение дательнаявластьвРоссии. интерактивныхзадан Отинициативылюдейдозакона:какпоявл ий,работа яется вгруппах,выполн закон?Работадепутатов:отпроблемы– ениетворческихз крешению(позитивныепримеры).Участ аданий https://razgovor.edsoo.ru иемолодёживзаконотворческомпроцесс е. Формирующиесяценности:жизньи достоинство 16 Однастрана – однитрадиции 1 Новогодниетрадиции,объединяющие Эвристическаябесед всенароды России.Новыйгод – а,просмотрвидеофра любимыйсемейныйпраздник.Истори гментов,выполнение явозникновенияновогоднегопраздни интерактивныхзадан кавРоссии. ий,работа Участиедетейвподготовке вгруппах, ивстречеНовогогода.Подарки выполнение https://razgovor.edsoo.ru 40 ипожеланиянаНовыйгод.Историясоздани творческихзадан яновогоднихигрушек. ий ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод. Формирующиесяценности:крепкаясемья, единствонародовРоссии 17 Деньроссийскойп ечати 1 Праздникпосвящёнработникампечат Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru и,в томчисле а,просмотрвидеофра редакторам,журналистам,издателям, гментов,выполнение корректорам,–всем,ктовтой интерактивныхзадан или иной степени связан с ий,работа печатью.Российскиетрадиции вгруппах,выполн издательскогодела,историяпраздника. ениетворческихз Информационныеисточники аданий формируютобщественноемнение.Пр офессиональнаяэтикажурналиста. Изданиепечатныхсредств информации– коллективныйтрудлюдеймногихпрофесс ий. Зачемнужнышкольныегазеты?Школьные средствамассовой информации. 41 Формирующиесяценности:высокие нравственныеидеалы,гуманизм 18 Деньстудента 1 День Эвристическаябесед российскогостуденчества:история а,просмотрвидеофра праздникаи гментов,выполнение еготрадиции.Историяоснования интерактивныхзадан Московскогогосударственногоуниве ий,работа рситетаимениМ.В.Ломоносова. вгруппах,выполн Студенческиегоды– ениетворческихз этопутьковладению аданий https://razgovor.edsoo.ru профессией,возможностьдлятво рчестваисамореализации. Перспективыполучения высшегообразования. Как сделать выбор?Студенчествои технологическийпрорыв. Формирующиесяценности:служение Отечествуиответственностьзаего судьбу, 19 коллективизм Рольнашейстранывсовременноммире. Эвристическаябесед омеждународныхотноше БРИКС– а,просмотрвидеофра ниях) символмногополярностимира.Единство гментов, имногообразиестранБРИКС. выполнение БРИКС(тема 1 https://razgovor.edsoo.ru 42 Взаимнаяподдержка интерактивныхза помогаетгосударствамразвиватьторговл даний,работавгр ю уппах,выполнен иэкономику,обмениваться иетворческихзад знаниямииопытомвразличныхсферахжи аний зниобщества. Россияуспешноразвиваетконтактыс широкимкругомсоюзниковипартнёров. Значениероссийскойкультурыдляв сегомира. Формирующиесяценности: 20 многонациональноеединство Экономика:отструктурыхозяйствакупр Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru итехнологическоепредп авленческимрешениям. а,просмотрвидеофра ринимательство Чтосегодняделаетсядляуспешногоразвит гментов,выполнение Бизнес 1 ияэкономикиРоссии? интерактивныхзадан Цифровая экономика– этодеятельность, ий,работа восновекоторойлежитработасцифровым вгруппах,выполн итехнологиями.Какоезначениеимеетисп ениетворческихз ользованиецифровойэкономикидляразв аданий итиястраны?Механизмы цифровойэкономики. 43 Технологическоепредпринимательство какособаясферабизнеса.Значимостьтех нологическогопредпринимательствадля будущегостраны иеё технологическогосуверенитета. Формирующиесяценности: патриотизм,созидательныйтруд 21 Искусственныйинтелл Искусственныйинтеллект – Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru ектичеловек.Стратеги стратегическаяотрасльв а,просмотрвидеофра явзаимодействия России,оптимизирующаяпроцессы гментов,выполнение и интерактивныхзадан повышающаяэффективностьпроизво ий,работа дства.Искусственныйинтеллект– вгруппах,выполн помощникчеловека.ИИпомогаеттоль ениетворческихз коприусловии, аданий 1 еслисамчеловекобладаетхорошими знаниямиикритическиммы шлением. Степеньответственноститех,кто обучаетИИ. 44 Формирующиесяценности:патриотизм,в ысокиенравственные идеалы 22 Что значит 1 День Эвристическаябесед служитьОтечеству? защитникаОтечества:историческиетради а,просмотрвидеофра 280 ции.Профессиявоенного:ктоеёвыбирает гментов,выполнение летсоднярождения сегодня.ЗащитаОтечества– интерактивныхзадан Ф.Ушакова обязанностьгражданинаРоссийскойФеде ий,работа рации,проявлениелюбвик родной вгруппах,выполн земле,Родине.Честьивоинскийдолг. ениетворческихз 280-летиесодня рождения аданий https://razgovor.edsoo.ru великогорусскогофлотоводцаФ.Ф.Уша кова.Качествароссийскоговоина:смелос ть, героизм,самопожертвование. Формирующиесяценности:патриотизм,с лужениеОтечествуи ответственностьзаегосудьбу 23 Арктика– территорияразвития 1 Арктика– Эвристическаябесед стратегическаятерриторияразвитиястра а,просмотрвидеофра ны.ПочемудляРоссииважноосваиватьА гментов,выполнение рктику?Артика–ресурснаябаза интерактивных https://razgovor.edsoo.ru России. 45 РоссийскиеисследователиАрктики.Росси заданий,работавг я– руппах,выполне мировойлидератомнойотрасли.Атомный ниетворческихза ледокольный даний флот,развитие Северногоморскогопути. ЗнакомствоспроектамиразвитияАрктики. Формирующиесяценности: патриотизм 24 Международныйженски 1 йдень Международный женский день – Эвристическаябесед праздникблагодарности а,просмотрвидеофра и любвикженщине. гментов,выполнение Женщинавсовременном обществе– интерактивныхзадан труженица,мать,воспитатель ий,работа https://razgovor.edsoo.ru детей.ВеликиеженщинывисторииРоссии. вгруппах,выполн ВыдающиесяженщиныХХ ениетворческихз века,прославившиеРоссию. аданий Формирующиесяценности:приорите тдуховногонад материальным 25 Массовыйспортв России 1 Развитиемассовогоспорта–вклад Эвристическая https://razgovor.edsoo.ru вблагополучиеиздоровьенации,будущиеп беседа,просмотрвид околениястраны. еофрагментов, 46 26 Здоровыйобразжизни,забота выполнениеинте особственном здоровье, спорт рактивныхзадан какважнейшаячастьжизнисовременного ий,работавгрупп человека. ах,выполнениетв УсловияразвитиямассовогоспортавРосс орческих ии.Формирующиесяценности:жизнь заданий Историяи традицииАртека. Эвристическаябесед ымаиСевастополяс ПослевоссоединенияКрымаиСевастопол а,просмотрвидеофра Россией.100- ясРоссиейАртек–этоуникальный гментов,выполнение летиеАртека исовременныйкомплекс интерактивныхзадан из 9лагерей, ий,работа работающихкруглыйгод.Артек– вгруппах,выполн пространство ениетворческихз длятворчества,саморазвитияис аданий ДеньвоссоединенияКр 1 https://razgovor.edsoo.ru амореализации. Формирующиесяценности:историческая памятьи 27 преемственностьпоколений Искусство– Эвристическаябесед м.Зачемлюдямискусс этоспособобщенияидиалогамеждуп а,просмотрвидеофра тво?185летсодня околениями гментов,выполнение инародами.Рольмузыкивжизни интерактивных Служениетворчество 1 https://razgovor.edsoo.ru человека:музыкасопровождаетчеловекас рождениядоконца 47 рождения жизни. заданий,работавг П.И.Чайковского Способностьслушать,восприниматьи руппах,выполне пониматьмузыку.Россия– ниетворческихза странасбогатымкультурнымнаследи даний ем, странавеликихкомпозиторов,писател ей,художников,признанных вовсёммире.Произведения П.И.Чайковского,служениесвоейстранетв орчеством. Формирующиесяценности: приоритетдуховногонадматериальным 28 МоямалаяРодина(р Россия –великаяи уникальнаястрана, Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru егиональный каждыйизеё регионовпрекрасен а,просмотрвидеофра иместныйкомпоне инеповторимсвоимиприродными,эко гментов,выполнение нт) номическими интерактивныхзадан идругимиресурсами. ий,работа Любовькродномукраю,способностьл вгруппах,выполнени юбоваться етворческих природой и беречьеё– заданий 1 частьлюбвикОтчизне.Патриотчестнотру дится, заботитсяопроцветаниисвоей 48 страны,уважаетеёисториюикул ьтуру. Формирующиесяценности:патриотизм,п риоритетдуховного надматериальным 29 Героикосмическойотрас ли 1 Исследованиякосмосапомогаютнамп Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru онять,каквозникланашаВселенная.Ро а,просмотрвидеофра ссия–лидер гментов,выполнение вразвитиикосмическойотрасли. интерактивныхзадан Полётывкосмос– это ий,работа результатогромноготрудабольшогок вгруппах,выполн оллективаучёных, ениетворческихз рабочих,космонавтов,которыеобеспе аданий чилипервенствонашейРодины восвоениикосмическогопространств а. Вусловияхневесомостикосмонавтыпрово дятсложныенаучныеэксперименты,что позволяетроссийскойнаукепродвигаться восвоенииновыхматериалов исозданииновыхтехнологий. 49 Формирующиесяценности: патриотизм,служениеОтечеству 30 ГражданскаяавиацияРос 1 сии Значение авиации Эвристическаябесед дляжизниобществаикаждогочеловек а,просмотрвидеофра а.Какмечталетатьизменилажизньчел гментов,выполнение овека. интерактивныхзадан Легендарнаяисторияразвитияроссийск ий,работа ойгражданскойавиации.Героизмконст вгруппах,выполн рукторов,инженеровилётчиков- ениетворческихз испытателейпервыхроссийскихсамолё аданий https://razgovor.edsoo.ru тов. Мировыерекорды российскихлётчиков. Современноеавиастроение.Профессии, связанныесавиацией. Формирующиесяценности: служениеОтечеству 31 МедицинаРоссии 1 ОхраназдоровьягражданРоссии– Эвристическаябесед приоритетгосударственнойполитикис а,просмотрвидеофра траны.Современныеполиклиникиибол гментов,выполнение ьницы. интерактивных Достиженияроссийскоймедицины. заданий,работа https://razgovor.edsoo.ru 50 Технологиибудущегов вгруппах,выполн областимедицины. ениетворческихз Профессияврачаиграет аданий ключевуюрольвподдержаниииулучшен ииздоровьялюдейиихуровняжизни.Вра ч– непростопрофессия,этонастоящеепризв ание,требующее нетолькознаний,ноичеловеческогосочувс твия,служенияобществу. Волонтёры-медики. Преемственностьпоколений ипрофессиячеловека:семейныединастиив рачей России. Формирующиесяценности:историческая памятьипреемственностьпоколений, милосердие 32 Чтотакоеуспех?(к оДнютруда) 1 Труд– Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru основажизничеловекаиразвитияо а,просмотрвидеофра бщества. гментов,выполнение Человекдолжениметьзнанияиум интерактивных ения,бытьтерпеливым заданий,работа инастойчивым,небояться трудностей(трудитрудно– 51 однокоренныеслова), вгруппах,выполн находитьпутиихпреодоления.Чтобыдоб ениетворческихз итьсядолгосрочногоуспеха,нужномного аданий трудиться. Профессиибудущего:чтобудетнужно стране,когдая вырасту?Формирующиесяценности: созидательныйтруд 33 День Победы–священная Эвристическаябесед https://razgovor.edsoo.ru летиеПобедывВел дата,памятьокоторойпередаётся а,просмотрвидеофра икой отпоколениякпоколению. гментов,выполнение Отечественнойвойне Историческаяпамять:память интерактивныхзадан оподвигенашегонародавгодыВели ий,работа койОтечественнойвойны.Важнопо вгруппах,выполн мнитьнашуисториюи ениетворческихз чтитьпамятьвсех аданий 80- 1 людей,перенёсшихтяготывойны. Бессмертныйполк. Страницыгероическогопрошлого,кот орыенельзязабывать. Формирующиесяценности: единствонародовРоссии, 52 историческаяпамятьи преемственностьпоколений 34 ЖизньвДвижении 1 19мая– Эвристическаябесед Деньдетскихобщественныхорганизаций а,просмотрвидеофра .Детскиеобщественныеорганизации гментов,выполнение разныхпоколенийобъединяли интерактивныхзадан иобъединяютактивных,целеустремлённ ий,работа ыхребят.Участникидетскихобщественн вгруппах,выполн ыхорганизацийнаходятдрузей,вместеде ениетворческихз лаютполезныеделаиощущаютсебячасть аданий https://razgovor.edsoo.ru юбольшогоколлектива. Участиевобщественном движениидетейимолодежи,знакомство сразличнымипроектами. Формирующиесяценности:дружба,колле ктивизм 35 Ценности,которыенас объединяют 1 Ценности– Эвристическаябесед этоважнейшиенравственные а,просмотрвидеофра ориентиры гментов,выполнение длячеловека и общества.Духовно- интерактивныхзадан нравственныеценности ий,работа https://razgovor.edsoo.ru России,объединяющиевсехгражданстран вгруппах, ы. 53 Формирующиесяценности:традиционны выполнениетворчес ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО ероссийскиедуховно- ких нравственныеценности заданий 35 ЧАСОВПОПРОГРАММЕ 54 55