СОДЕРЖАНИЕ стр. Планируемыерезультаты освоениякурсавнеурочнойдеятельности«Физикав задачахиэкспериментах»……………………………………………………… 3 Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности;формыорганизацииивидыдеятельности… ……………………………………………………………………. 5 Календарно–тематическоепланированиекурсавнеурочнойдеятельности «Физикавзадачахиэкспериментах»…………………………………………… 7 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА «ФИЗИКАВЗАДАЧАХИЭКСПЕРИМЕНТАХ» ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ: Обучающийся научится: использоватьинформациюфизическогосодержанияприрешенииучебных,практич еских,исследовательскихзадач; различатьиуметьиспользоватьвучебноисследовательскойдеятельностиметодынаучногопознания(наблюдение,описание ,измерение,эксперимент); проводитьпрямыеикосвенныеизмеренияфизическихвеличин; использовать для описания характера протекания физических процессовфизические законыс учетомграницихприменимости; решать качественныезадачи(втомчислеимежпредметного характера); решатьрасчетныезадачи,наосновеанализаусловиязадачивыделятьфизическую модель, находить физические величины и законы, необходимые идостаточные дляеерешения; использовать информацию и применять знания о принципах работы и основныххарактеристикахизученныхмашин,приборови другихтехнических устройств. Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться: выдвигатьгипотезынаосновезнанияосновополагающихфизическихзакономернос тейизаконов; самостоятельнопланироватьипроводить физическиеэксперименты; решатьпрактико-ориентированныекачественныеирасчетныефизическиезадачи с выбором физической модели, используя несколько физических законовилиформул,связывающихизвестныефизические величины; объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов итехническихустройств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные: поискивыделениенеобходимойинформации;применениеметодовинформационно го поиска,втомчислеспомощьюкомпьютерныхсредств; структурированиезнаний; рефлексияспособовиусловийдействия,контрольиоценкапроцессаирезультатовдея тельности; постановкаиформулированиепроблемы,самостоятельноесозданиеалгоритмовдея тельности. Логические: анализ; синтез; сравнение,классификацияобъектовповыделеннымпризнакам; установлениепричинно-следственныхсвязей; доказательство. Регулятивные: постановкаучебнойзадачи; прогнозирование(предположениеотом,какойрезультатполучитсявконцеработы); контроль(сравнениедействияиегорезультатасзаданнымэталономсцельюобнаруже нияотклоненийиотличийотэталона); коррекция(внесение изменений,врезультатсвоейдеятельности, исходяизоценкиэтогорезультатасамимучеником,учителем,товарищами); оценка(осознаниетого,чтоужеусвоеноитого,чтоещенужноусвоить:осознание качестваиуровняусвоения). Коммуникативные: постановкавопросов—инициативноесотрудничествовпоискеисбореинформации; умениесдостаточнойполнотойиточностьювыражатьсвоимысливсоответствии задачами и условиями коммуникации, с владение монологическойидиалогическойформамиречи. Несмотряното,чтокурсвнеурочнойдеятельности«Физикавзадачахиэксперементах»больш енаправленнадостижениепредметныхиметапредметных результатов,внемудаетсябольшоевниманиеуделятьдостижениюличностныхрезультатов, втомчисле: грамотноеповедение бытуприобращениис приборамииустройствами; готовностькпродолжениюобразования; умение использовать достижения современной физической науки и физическихтехнологийдляповышениясобственногоинтеллектуальногоразвитияв выбраннойпрофессиональнойдеятельности; умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используядляэтогодоступные источникиинформации. СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКАВЗАДАЧАХИЭКСПЕРИМЕНТАХ» Законывзаимодействияидвижениятел Материальнаяточка.Системаотсчета.Перемещение.Скоростьпрямолинейногоравноме рногодвижения.Прямолинейноеравноускоренноедвижение:мгновеннаяскорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин отвремениприравномерномиравноускоренномдвижении.Относительностьмеханическог одвижения.Геоцентрическаяигелиоцентрическаясистемымира.Инерциальнаясистема отсчета.ЗаконыНьютона.Свободноепадение.Невесомость.Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон со- храненияимпульса.Реактивноедвижение. Механическиеколебанияиволны.Звук Колебательноедвижение.Колебаниягрузанапружине.Свободныеколебания.Колебател ьная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармоническиеколебания].Превращениеэнергииприколебательномдвижении.Затухающиеколебани я. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругихсредах.Поперечныеипродольныеволны.Длинаволны.Связьдлиныволнысоскорос тьюеераспространенияипериодом(частотой).Звуковыеволны.Скоростьзвука.Высота,тем бригромкостьзвука.Эхо.Звуковойрезонанс.[Интерференциязвука]. Электромагнитноеполе Однородноеинеоднородноемагнитноеполе.Направлениетокаинаправлениелинийегом агнитногополя.Правилобуравчика.Обнаружениемагнитногополя.Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.Электромагнитнаяиндукция.Направлениеиндукционноготока.ПравилоЛенца.Я влениесамоиндукции.Переменныйток.Генераторпеременноготока.Преобразованияэнергиивэлектрогенераторах.Трансформатор.Передачаэлектрическойэнергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скоростьраспространенияэлектромагнитныхволн.Влияниеэлектромагнитныхизлучений наживые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.Принципырадиосвязиителевидения.Интерференциясвета.Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цветател.Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.Поглощениеииспусканиесвета атомами.Происхождение линейчатыхспектров. Строениеатомаиатомного ядра Радиоактивностькаксвидетельствосложногостроенияатомов.Альфа-,бета-игаммаизлучения.ОпытыРезерфорда.Ядернаямодельатома.Радиоактивныепревращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерныхреакциях.Экспериментальныеметодыисследованиячастиц.Протоннонейтроннаямодельядра.Физическийсмыслзарядовогоимассовогочисел.Изотопы.Правил асмещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц вядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемыработыатомныхэлектростанций.Дозиметрия.Периодполураспада.Законрадиоакти вногораспада.Влияниерадиоактивныхизлученийнаживыеорганизмы.Термоядернаяреакц ия.ИсточникиэнергииСолнца извезд. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: практическая работа, самостоятельная работа, лекция.ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИЗАНЯТИЙ:групповая,фронтальная,индивидуаль ная.ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные: 1. Слушаниеобъясненийучителя. 2. Самостоятельнаяработасучебником. 3. Работаснаучно-популярнойлитературой. 4. Выводидоказательствоформул. 5. Анализформул. 6. Решениетекстовыхколичественныхи качественныхзадач. 7. Систематизацияучебногоматериала. виды деятельностина основевосприятия: 1. Наблюдениезадемонстрациямиучителя. 2. Просмотручебныхфильмов. 3. Анализграфиков, таблиц, схем. 4. Объяснениенаблюдаемыхявлений. 5. Изучениеустройстваприборовпомоделям ичертежам. 6. Анализпроблемныхситуаций. видыдеятельностиспрактической(опытной)основой: 1. Работаскинематическимисхемами. 2. Решениеэкспериментальныхзадач. 3. Сборкаэлектрическихцепей. 4. Измерениевеличин. 5. Постановкафронтальныхопытов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ «ФИЗИКАВЗАДАЧАХИЭКСПЕРИМЕНТАХ» №уро ка Датаурока Темаурока план факт 1 Классификациязадач,общиетребования кихрешению 2 Методы 3 Решениерасчетныхиэкспериментальныхзадач«Статикаигидростат ика». 4 Внутренняя 5 Решениезадач«Тепловыедвигатели,кпддвигателей» 6 Решение расчетных «Электрическиеявления». 7 Решениепрактическихзадачнасоставлениесхем. 8 Решениезадачнарасчетэлектрическихцепей. 9 Решениезадач«Геометрическаяоптика». 10 Операциинадвекторнымивеличинамиприрешении решения физических задач (аналитический,графический,метод аналогийит. д) энергия. Количество теплоты. Изменениевнутреннейэнергиипритеплопередаче. и экспериментальных задач задач механики;проецированиевекторов. 11 Составлениеалгоритмарешения кинематическихзадач 12 Решение задач на расчет характеристикравноускоренногодвижения». 13 Задачинарасчетхарактеристикприкриволинейномдвижении, движениипоокружности. 14 Графическийметодрешениязадачкинематики. 15 Составлениеалгоритмарешениязадачподинамике 16 РешениязадачназаконыНьютона 17 Системныйметодрешениязадач. 18 Решениезадачнаусловияравновесия,нахождениецентратяжестител а. 19 Решение 20 Решениезадач«Механическиеколебанияиволны» 21 Решениезадачнарасчетимпульсатела,импульсасилы. 22 Законсохраненияимпульса.Алгоритмрешениязадач 23 Работаиэнергиявмеханике.Законсохраненияэнергиивмеханике 24 Решениезадачнарасчетмеханической работы. 25 Решениезадачна«Золотоеправиломеханики»,КПДпростыхмеханиз мов. 26 Решениезадачнарасчетмеханическойэнергии,назаконсохраненияэ нергии. 27 Решениекомбинированныхзадач. 28 Решениеэкспериментальныхзадач«ЭМИ» 29 Решениеолимпиадныхзадач. 30 Решениеолимпиадныхзадач. задач на расчет характеристик колебательногодвижения. 31 Задачи–проблемы;подходы кихрешению. 32 Решениезадач«Атомнаяиядернаяфизика» 33 Решениепрактическихзаданий.Решениетестовыхзаданий ОГЭ. 34 Обобщение«Методырешенияфизическихзадачповышенногоуровн ясложности»