СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Планируемыерезультаты освоениякурсавнеурочнойдеятельности«Физикав
задачахиэкспериментах»………………………………………………………
3
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности;формыорганизацииивидыдеятельности…
…………………………………………………………………….
5
Календарно–тематическоепланированиекурсавнеурочнойдеятельности
«Физикавзадачахиэкспериментах»……………………………………………
7
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА
«ФИЗИКАВЗАДАЧАХИЭКСПЕРИМЕНТАХ»
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся научится:
использоватьинформациюфизическогосодержанияприрешенииучебных,практич
еских,исследовательскихзадач;
различатьиуметьиспользоватьвучебноисследовательскойдеятельностиметодынаучногопознания(наблюдение,описание
,измерение,эксперимент);
проводитьпрямыеикосвенныеизмеренияфизическихвеличин;
использовать для описания характера протекания физических
процессовфизические законыс учетомграницихприменимости;
решать качественныезадачи(втомчислеимежпредметного характера);
решатьрасчетныезадачи,наосновеанализаусловиязадачивыделятьфизическую
модель, находить физические величины и законы, необходимые идостаточные
дляеерешения;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и
основныххарактеристикахизученныхмашин,приборови
другихтехнических
устройств.
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
выдвигатьгипотезынаосновезнанияосновополагающихфизическихзакономернос
тейизаконов;
самостоятельнопланироватьипроводить физическиеэксперименты;
решатьпрактико-ориентированныекачественныеирасчетныефизическиезадачи с
выбором
физической
модели,
используя
несколько
физических
законовилиформул,связывающихизвестныефизические величины;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов
итехническихустройств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
поискивыделениенеобходимойинформации;применениеметодовинформационно
го поиска,втомчислеспомощьюкомпьютерныхсредств;
структурированиезнаний;
рефлексияспособовиусловийдействия,контрольиоценкапроцессаирезультатовдея
тельности;
постановкаиформулированиепроблемы,самостоятельноесозданиеалгоритмовдея
тельности.
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение,классификацияобъектовповыделеннымпризнакам;
установлениепричинно-следственныхсвязей;
доказательство.
Регулятивные:
постановкаучебнойзадачи;
прогнозирование(предположениеотом,какойрезультатполучитсявконцеработы);
контроль(сравнениедействияиегорезультатасзаданнымэталономсцельюобнаруже
нияотклоненийиотличийотэталона);
коррекция(внесение изменений,врезультатсвоейдеятельности,
исходяизоценкиэтогорезультатасамимучеником,учителем,товарищами);
оценка(осознаниетого,чтоужеусвоеноитого,чтоещенужноусвоить:осознание
качестваиуровняусвоения).
Коммуникативные:
постановкавопросов—инициативноесотрудничествовпоискеисбореинформации;
умениесдостаточнойполнотойиточностьювыражатьсвоимысливсоответствии
задачами
и
условиями
коммуникации,
с
владение
монологическойидиалогическойформамиречи.
Несмотряното,чтокурсвнеурочнойдеятельности«Физикавзадачахиэксперементах»больш
енаправленнадостижениепредметныхиметапредметных
результатов,внемудаетсябольшоевниманиеуделятьдостижениюличностныхрезультатов,
втомчисле:
грамотноеповедение бытуприобращениис приборамииустройствами;
готовностькпродолжениюобразования;
умение
использовать
достижения
современной
физической
науки
и
физическихтехнологийдляповышениясобственногоинтеллектуальногоразвитияв
выбраннойпрофессиональнойдеятельности;
умение самостоятельно
добывать новые для
себя физические знания,
используядляэтогодоступные источникиинформации.
СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКАВЗАДАЧАХИЭКСПЕРИМЕНТАХ»
Законывзаимодействияидвижениятел
Материальнаяточка.Системаотсчета.Перемещение.Скоростьпрямолинейногоравноме
рногодвижения.Прямолинейноеравноускоренноедвижение:мгновеннаяскорость,
ускорение,
перемещение.
Графики
зависимости
кинематических
величин
отвремениприравномерномиравноускоренномдвижении.Относительностьмеханическог
одвижения.Геоцентрическаяигелиоцентрическаясистемымира.Инерциальнаясистема
отсчета.ЗаконыНьютона.Свободноепадение.Невесомость.Закон всемирного тяготения.
[Искусственные
спутники
Земли.]1
Импульс.
Закон
со-
храненияимпульса.Реактивноедвижение.
Механическиеколебанияиволны.Звук
Колебательноедвижение.Колебаниягрузанапружине.Свободныеколебания.Колебател
ьная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармоническиеколебания].Превращениеэнергииприколебательномдвижении.Затухающиеколебани
я.
Вынужденные
колебания.
Резонанс.
Распространение
колебаний
в
упругихсредах.Поперечныеипродольныеволны.Длинаволны.Связьдлиныволнысоскорос
тьюеераспространенияипериодом(частотой).Звуковыеволны.Скоростьзвука.Высота,тем
бригромкостьзвука.Эхо.Звуковойрезонанс.[Интерференциязвука].
Электромагнитноеполе
Однородноеинеоднородноемагнитноеполе.Направлениетокаинаправлениелинийегом
агнитногополя.Правилобуравчика.Обнаружениемагнитногополя.Правило левой руки.
Индукция
магнитного
поля.
Магнитный
поток.
Опыты
Фарадея.Электромагнитнаяиндукция.Направлениеиндукционноготока.ПравилоЛенца.Я
влениесамоиндукции.Переменныйток.Генераторпеременноготока.Преобразованияэнергиивэлектрогенераторах.Трансформатор.Передачаэлектрическойэнергии
на
расстояние.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Скоростьраспространенияэлектромагнитныхволн.Влияниеэлектромагнитныхизлучений
наживые
организмы.
Колебательный
контур.
Получение
электромагнитных
колебаний.Принципырадиосвязиителевидения.Интерференциясвета.Электромагнитная
природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.
Цветател.Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный
анализ.Поглощениеииспусканиесвета атомами.Происхождение линейчатыхспектров.
Строениеатомаиатомного ядра
Радиоактивностькаксвидетельствосложногостроенияатомов.Альфа-,бета-игаммаизлучения.ОпытыРезерфорда.Ядернаямодельатома.Радиоактивныепревращения
атомных
ядер.
Сохранение
зарядового
и
массового
чисел
при
ядерныхреакциях.Экспериментальныеметодыисследованиячастиц.Протоннонейтроннаямодельядра.Физическийсмыслзарядовогоимассовогочисел.Изотопы.Правил
асмещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц
вядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемыработыатомныхэлектростанций.Дозиметрия.Периодполураспада.Законрадиоакти
вногораспада.Влияниерадиоактивныхизлученийнаживыеорганизмы.Термоядернаяреакц
ия.ИсточникиэнергииСолнца извезд.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: практическая работа, самостоятельная работа,
лекция.ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИЗАНЯТИЙ:групповая,фронтальная,индивидуаль
ная.ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные:
1. Слушаниеобъясненийучителя.
2. Самостоятельнаяработасучебником.
3. Работаснаучно-популярнойлитературой.
4. Выводидоказательствоформул.
5. Анализформул.
6. Решениетекстовыхколичественныхи качественныхзадач.
7. Систематизацияучебногоматериала.
виды деятельностина основевосприятия:
1. Наблюдениезадемонстрациямиучителя.
2. Просмотручебныхфильмов.
3. Анализграфиков, таблиц, схем.
4. Объяснениенаблюдаемыхявлений.
5. Изучениеустройстваприборовпомоделям ичертежам.
6. Анализпроблемныхситуаций.
видыдеятельностиспрактической(опытной)основой:
1. Работаскинематическимисхемами.
2. Решениеэкспериментальныхзадач.
3. Сборкаэлектрическихцепей.
4. Измерениевеличин.
5. Постановкафронтальныхопытов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
«ФИЗИКАВЗАДАЧАХИЭКСПЕРИМЕНТАХ»
№уро
ка
Датаурока
Темаурока
план факт
1
Классификациязадач,общиетребования кихрешению
2
Методы
3
Решениерасчетныхиэкспериментальныхзадач«Статикаигидростат
ика».
4
Внутренняя
5
Решениезадач«Тепловыедвигатели,кпддвигателей»
6
Решение
расчетных
«Электрическиеявления».
7
Решениепрактическихзадачнасоставлениесхем.
8
Решениезадачнарасчетэлектрическихцепей.
9
Решениезадач«Геометрическаяоптика».
10
Операциинадвекторнымивеличинамиприрешении
решения
физических
задач
(аналитический,графический,метод аналогийит. д)
энергия. Количество теплоты.
Изменениевнутреннейэнергиипритеплопередаче.
и
экспериментальных
задач
задач
механики;проецированиевекторов.
11
Составлениеалгоритмарешения кинематическихзадач
12
Решение задач на расчет
характеристикравноускоренногодвижения».
13
Задачинарасчетхарактеристикприкриволинейномдвижении,
движениипоокружности.
14
Графическийметодрешениязадачкинематики.
15
Составлениеалгоритмарешениязадачподинамике
16
РешениязадачназаконыНьютона
17
Системныйметодрешениязадач.
18
Решениезадачнаусловияравновесия,нахождениецентратяжестител
а.
19
Решение
20
Решениезадач«Механическиеколебанияиволны»
21
Решениезадачнарасчетимпульсатела,импульсасилы.
22
Законсохраненияимпульса.Алгоритмрешениязадач
23
Работаиэнергиявмеханике.Законсохраненияэнергиивмеханике
24
Решениезадачнарасчетмеханической работы.
25
Решениезадачна«Золотоеправиломеханики»,КПДпростыхмеханиз
мов.
26
Решениезадачнарасчетмеханическойэнергии,назаконсохраненияэ
нергии.
27
Решениекомбинированныхзадач.
28
Решениеэкспериментальныхзадач«ЭМИ»
29
Решениеолимпиадныхзадач.
30
Решениеолимпиадныхзадач.
задач на расчет характеристик
колебательногодвижения.
31
Задачи–проблемы;подходы кихрешению.
32
Решениезадач«Атомнаяиядернаяфизика»
33
Решениепрактическихзаданий.Решениетестовыхзаданий ОГЭ.
34
Обобщение«Методырешенияфизическихзадачповышенногоуровн
ясложности»