ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Предлагаемыйкурспоразвитиюэмоциональногоинтеллектау психолого-педагогической развивающей программой. подростков Программа является рассчитана на учеников 7 классов. Важнейшим условием гармоничного развития ребенка является создание условий для сбалансированного интеллектуального и эмоционального развития. Основной идеей программы «Эмоциональный эмоциональной сферы (рассогласованности) у интеллект» подростков развитии выступает для психических необходимость минимизации процессов развития неравномерности через повышение эмоционального интеллекта. Для установления гармоничного соотношения между когнитивными и эмоциональными процессами учеников выделены три базовых умения, слабое развитие которых, наиболее часто встречаются у подростков: • умениепониматьсвоиспособности; • умениеконструктивновыражатьэмоции; • умение распознавать чувства другого и соразмерять свое поведение с чувствами и эмоциями другого человека. Развитие базовых умений способствует преодолению аффективно-эмоциональных проблем: 1) развитие умения понимать свои способности помогает справиться с такими проблемами учеников как: - алексетимия(неспособностьоцениватьивербальновыражатьэмоции); - инфантильностьвэмоциональном отношении; - эмоциональный дисбаланс (высокий уровень развития интеллектуальных способностей не соответствует развитию эмоциональных процессов); 2) развитие умения конструктивно выражать эмоции помогает справиться с такими проблемами учеников как: - повышеннаяэмоциональнаявозбудимость, - проявление «крайности» эмоционального реагирования ученика на ситуацию неуспеха, - неумение адекватно переживать малейшую неудачу (т.к. не обладают стратегиями регулирования своего негативного эмоционального состояния, проявляют перфекционизм), - нарастание состояния усталости, активности и настроения из-за учебной и моральнойнагрузки, нарастаниеэмоциональнойвозбудимостиитревожностивситуациях проверки знаний и умений; 3) развитие умения распознавать чувства другого и соразмерять свое поведение с чувствами и эмоциями другого помогает справиться с такими проблемами наиболее способных и одаренных учеников как: - повышеннаякритичностькдругимлюдям; - блокированиепроявлениялюбви, нежности, симпатии, невозможность полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования; - трудности в общении со сверстниками (сверхчувствительность в межличностных отношениях неумение понять другого, невозможность дать адекватный эмоциональный отклик в ситуации межличностного общения и т.п.). Данная программа может реализовываться как в общеобразовательных классах, работающих с интеллектуально одаренными детьми, так и при сопровождении подростков, не показывающих высоких интеллектуальных результатов, но имеющих проблемы в эмоциональной сфере. ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯПРЕДМЕТА «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙИНТЕЛЛЕКТ» ЦЕЛЬ – развитие эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности) у подростков. ЗАДАЧИ: o Развитиеспособностиосознаватьипониматьсвоиэмоции. o Развитиеуменияконструктивновыражатьсвоиэмоции. o Формированиеуменияраспознаватьчувствадругого,эмпатии. o Обучениесоразмерятьсвоеповедениесчувствамииинтересамидругого человека. o Снижениетревожности. o Снижениеагрессивности. o Развитиеадекватнойсамооценки. o Формированиенавыкаэмпатичности. o Развитиеконструктивныхспособоввзаимодействиявколлективе. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙИНТЕЛЛЕКТ» Рабочая программа по эмоциональному интеллекту изучается на базовом уровне. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа. Программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срокиреализациипрограммы:урокипроводятся1развнеделю; продолжительность -40минут. Оснащение программы: презентации, памятки, рабочая тетрадь- шпаргалка, карточки, трансфармационные игры, метафорические карты, Боты тренеры от SmartReading. СОДЕРЖАНИЕКУРСА Понятие эмоционального интеллекта. Диагностика уровня эмоционального интеллекта. Просмотр видеороликов.Мини-лекция «Эмоции у подростка». Что такоетревога?Симптомытревоги.Способысамопомощи.Дыхательная техника.Упражнения на дом. Раздача памяток. Релаксация по Джекобсону. Что такое гнев? Патофизиология гнева. Упражнение «Барометр гнева». Полезные советы по снижению агрессии. Патофизиология гнева. Упражнение « Барометр гнева». Полезные советы по снижению гнева. Полезные советы по снижению агрессии. Что такое самооценка? Виды самооценки. Упражнение «Как формировать адекватную положительную самооценку?». Что такое коммуникация? Просмотр фильмов. Способы манипулирования. Пассивная агрессия. Как реагировать на пассивную агрессию? Упражнение. Как поддерживатьдиалогссобеседником?Техника«Я-заявления».Упражнение «Тренировка». Замороженные чувства. Комплекс упражнений на тренировку умения контролировать свои эмоции,сохранять невозмутимостьдаже втехситуациях, намеренно стараются вывести человека из этого состояния. Разминка «Броуновское движение».Игры: «Замороженные», «Не смеяться», «Огонь и лед». РаботасигровымэмоциональнымтренажёромSCHOOLKIDS Я–этоты.Ты–этоя,учимсявставатьнаместодругогочеловека.Упражнение «Взаимныепрезентации».Обсуждение«Чтотакоеэмпатия?». Правила и договоренности. Просьбы и отказы. Обсуждение «Правила поведения учащихся в школе», упражнение «Сборник законов класса». Рисунки «Знаки для правил». Упражнения «Давать и получать», «Отказ». Как изменить настроение другого человека? Добрые слова. Отработка невербальных приемов позитивного воздействия на других людей Упражнения на создание позитивного эмоционального фона. Повторная диагностика уровня эмоционального интеллекта. Положительные эмоции. Добрые слова. Упражнение «Подарок», «Пожеланиядругу», тесты ЭмИн, «Волшебнаястраначувств». Работасигровымэмоциональным тренажёром SCHOOL KIDS Любовьиуважение.Знакомствосактивнымслушанием.ОтработкатехникиЯвысказывания. Онлайн тренажер эмоций. Игра «Лас КУКАРЧАС ПРО». Секреты подростков:как, а главное комурассказать о своих чувствах, в сложной ситуации. Вежливость и благодарность. Правила употребления слов приветствий и благодарности. Упражнения, направленные на формирование чувства доверия в классе. РаботасигровымэмоциональнымтренажёромSCHOOLKIDS. Диагностикаикоррекциявосприятияученикомсебявокружениидругих людейс использованием техники: «ЗАВТРАК-ОБЕД-УЖИН». Секреты подростков: как, а главное кому рассказать о своих чувствах, в сложной ситуации. Особенности использования инструментов коммуникации: Эмпатия. Установка правил. Похвала. Поддержка. Защита. Как справиться с плохим настроением. Преодоление проблем. Знакомство с психологической техникой решения проблем – деперсонализацией. Способы поиска решения психологических проблем. Самоуправление. С помощью проволоки изготовить фигуру человека. Игра человечками в парах. Обсуждение: что необходимо человеку, чтобы управлять собой. Упражнения «Проволочная разминка». «Проволочный человек». Определение собственной эмоциональной наблюдательности. Релаксация, снятие напряжения.Гимнастикадлялица.Релаксациянабегу.Техникивизуализации. «Воздушныйшарик». Серияупражнений«Гимнастикадлялица».Упражнения «Подари себе тепло». «В прозрачном шаре». Как погасить конфликт? Познакомить с различными типами конфликтогенов. Демонстрация различных типов поведения в конфликтах на примерах. Вежливость и благодарность.Ознакомить справиламиупотребления слов приветствийи благодарности. Упражнение, направленное на формирование чувства доверия в классе. Там,гдеживетсчастье.Рефлексивныйкруг«Мойсамыйсчастливыйдень». Упражнение«Счастье».Игра«Калошисчастья».Релаксация«Радугасчастья». ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММА СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УОБУЧАЮЩИХСЯ СЛЕДУЮЩИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ: ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯСФЕРА • самоанализ (способность понимать свои чувства и то, какое влияние собственное поведение оказывает на окружающих); • ассертивность(способностьясновыражатьсвоичувстваимыслиипроявлять твёрдость убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей); • положительная самооценка (умение оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно); • независимость (способностьсамостоятельноприниматьрешения иконтролировать себя) • самореализация (стремление к максимальному развитию испособностьреализовыватьсвой потенциал); • оптимизм (энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем); • толерантностькстрессу(способностьпротивостоятьстрессовымситуациямбез симптомов физического или эмоционального напряжения); • контроль импульсивности (умение устоять перед побуждением действовать на волне эмоций); • решение проблем (способность выявлять и находить пути решения, способность концентрироваться и сосредотачиваться). МЕЖЛИЧНОСТНАЯСФЕРА • эмпатия (умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства); • социальная ответственность (способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем); • межличностные отношения (способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах); • гибкость поведения (способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами). ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиесянаучатся: Применятьначальныеформыпознавательнойиличностнойрефлексии; Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; Конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников. Предметные результаты освоения программы социально-эмоционального развития разделяются на три блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п 1. Наименованиеразделовите м программы 2. 3. Диагностика, понятие эмоциональныйинтелле кт Чтотакоеэмоции? Чтотакоетревога? 4. Чтотакоегнев? Количествочасов всего контроль практиче ные ские работы работы 1 1 1 - - 1 - - Электронные (цифровые) образовательныересурс ы Тест КОС на коммуникативные и организаторские способности: https://testograd.com/test/testna-kommunikativnyesposobnosti/ Тест для выявлениясклонности подростков каддиктивномуповедению onlinetestpad.com 5. 6. «Кейсигра:интенсивностьмоей проблемы» Чтотакоесамооценка? 1 - - 1 - - 1 1 - - 9. Богатыймирэмоций 10. Замороженныечувства 1 1 - - 11. Работа с игровым эмоциональнымтренажёро м SCHOOLKIDS 12. Я – это ты. Ты – это я. Научитьсявставатьнаместо другого. 1 - - 1 - - 7. 8. Чтотакоекоммуникация? Богатыймирвзаимоотношений Тест на уровень самооценки: https://testograd.com/test/samo otsenka/?sphrase_id=60017 Анкеташкольноймотивации( Н.Г. Лускановой) Ваши контактысродителями onlinetestpad.com HADS тест по госпитальной шкале тревоги: https://testograd.com/test/gos pitalnayashkala/?sphrase_id=60015 13. Правилаидоговоренности. Просьбы и отказы. 1 - - 14. Какизменитьнастроение другого человека? 15. Добрыеслова. 16. Работа с игровым эмоциональнымтренажёро м SCHOOLKIDS 17. Любовьиуважение. 1 - - 1 1 - - 1 - - 18. Онлайнтренажерэмоций 1 - - 19. Игра«ЛасКУКАРЧАС ПРО» Секреты подростков: как, а главноекомурассказатьосвоих чувствах, в сложной ситуации. 20. Вежливостьиблагодарность. 21. Работасигровым эмоциональнымтренажёром SCHOOLKIDS. 22. Диагностика и коррекция восприятияученикомсебяв окружении других людей с использованием техники: «ЗАВТРАК-ОБЕД-УЖИН». 23. Игра«ЛасКУКАРЧАС ПРО» 24 Особенности использования инструментовкоммуникаци и 25 Работа с игровым эмоциональнымтренажёро м SCHOOLKIDS 26 Каксправитьсясплохим настроением. 1 - - 1 1 - - 1 - - 1 1 - - 1 - - 1 - - 27 Преодолениепробле м Деперсонализация 1 - - 28 29 1 1 - - 30 Самоуправление Определениесобственной эмоциональной наблюдательности Релаксация,снятиенапряжения 1 - - 31 Какпогасить конфликт? 1 - Практи ЖЕЛАЕМЫЙСОЦИА ЛЬНЫЙСТАТУС onlinetestpad.com Онлайнанкетирование"Моивзаимоо тношения содноклассниками" onlinetestpad.com БотытренерыотSmartR eading Тест: Умеетеливыслушать? Тест-опросник САН (СамочувствиеАктивность- Настроение) https://testograd.com/test/opr osnik-san/?sphrase_id=60021 Опросник "Как высправляетесьструдными ситуациями?" onlinetestpad.com БотытренерыотSmart Reading Психотипличности onlinetestpad.com 32 Вежливостьиблагодарность 1 - Ознакомить с правилами 1 употреблениясловприветствий и благодарности. 34 Там,гдеживет счастье 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ 34 - 33 2 ческая работа «Конфли ктогены» Хорошо ливывоспитаны onlinetestpad.com - -