РП Мир пения

В основу образовательного процесса на эстетическом отделении положена концепция
развивающего
обучения,
согласно
которойработа
над
приобретением
и
совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи
с всесторонним,универсальным развитием личности ученика, расширением его
художественного и общекультурного кругозора.
Вокальное исполнение – один из самых активных видов музыкально-практической
деятельности учащихся, а в эстетическом воспитаниивсегда имеет позитивное начало.
Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальная студия» для 5-9 класса
общекультурной направленности, по конкретному видувнеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие дляучителей/ Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2011 и авторской программы «Мир вокального искусства» /
авт.- сост.Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2011г. - 138 с.

1. Планируемые результаты
Личностные
1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
Учащиеся научатся:
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни
современного социума.
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать
паузы, понимать дирижерские жесты.
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной
задачи.
Предметные
1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии.
Учащиеся научатся:
- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений,
эмоциональную отзывчивость;
- понимать степень значения роли музыки в жизни человека;
- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению
внимательно слушать;
- узнавать на слух основную часть произведений.
2.Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной
культуры родного края
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять
различные образцы музыки; ребята научатся:
- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии,
проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально —
исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельностинакопления музыкально-слуховых представлений и
воспитания художественного вкуса.
Учащиеся научатся:
- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль
музыкального произведения;
- обогащению индивидуального музыкального опыта;
- воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному
произведению; учащиеся научатся:
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности
музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
- определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
- узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к
различным музыкальным сочинениям, явлениям;
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнения
вокально-хоровых
произведений, в импровизации. Учащиеся научатся:
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
- участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности
мелодии движением рук;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального
сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер
звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера;
- передавать настроение музыки в пении;
- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками;
- исполнять, инсценировать песни;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения
общего характера музыки.
Метапредметные
1.Применение
знаково-символических
и
речевых
средств для решения
коммуникативных и познавательных задач; учащиеся научатся:
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи
информации, выраженной в звуках;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через
сочинение, исполнение, слушание;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в
пении, движении, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через
сочинение, исполнение, слушание;
- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей. Учащиеся научатся:
- самостоятельно выполнять упражнения;
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;

- видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях
различных явлениях жизни;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать
паузы, понимать дирижерские жесты;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий.

2. Содержание курса с указанием основных видов деятельности
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и
стоя.Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
Подбор репертуара.Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила
пения, распевания, знакомство с упражнениями. Певческая установка. Теоретические
основы. Психологическая готовность к выступлению. Форма организации: вводное
занятие; музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное и групповое исполнение
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.Введение понятия
унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Форма
организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение и работа
по группам.
Формирование правильных навыков дыхания.Упражнения для формирования
короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку
рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Дыхание
перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры
дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого
произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.Форма организации:
музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Дикция и артикуляция.Формирование правильного певческого произношения слов.
Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.
Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Работа над согласными и
гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Форма
организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Ансамбль. Унисон.Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией,
единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Формирование
чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при
сложном аккомпанементе. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности:
коллективное исполнение.
Музыкально – исполнительская работа.Развитие навыков уверенного пения. Обработка
динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме
«громко». Распевание. Работа над тембром.Форма организации: репетиция, концерт. Вид
деятельности: коллективное исполнение.
Ритм.Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию»,
осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии –
игра.Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное
исполнение.
Сценодвижение.Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить
настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа.
Игры на раскрепощение. Работа над сценическим образом. Использование элементов
ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Формирование сценической
культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой

осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем
темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Форма организации:
репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное
исполнение.Формировать у детей культуру поведения на сцене. Форма организации:
музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и
сольное исполнение.
Репертуар.Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и
разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с
фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Распевание. Работа над подвижностью голосов. Работа над выразительностью слов в
пении.Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное
исполнение.
Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая
готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на
предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого
тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки
музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех
остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть
точно определена. Форма организации: музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид
деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение.
Концертная деятельность.Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на
развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор
ошибок и поощрение удачных моментов.Форма организации: музыкальное занятие. Вид
деятельности: коллективное исполнение.
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

3. Тематическое планирование
№ Содержание занятий

часы

Вводное занятие. Ознакомление с программой,
основными терминами, режимом работы. Начальная
диагностика.
Правила личной гигиены вокалистов. Работа над
чистым интонированием.

1

3

Естественное звучание унисон. Упражнения на
правильное звукоизвлечение.

1

4

Упражнение на точное исполнение одноголосного
произведения. Трубачев «Моя Родина»

1

5

Разучивание произведения с элементами двухголосия в
терцию «Совершите чудо».

1

6

Подготовка к городскому конкурсу туристической
песни. Работа над песнями: «Совершите чудо»,
«Добрые люди»
Работа над формированием высокой певческой позиции
в песне «Рассвет-чародей»

1

1

2

7

1

1

Способы
отслеживания
результатов
Коллективное,
групповое и сольное
исполнение
Коллективное и
групповое
исполнение
Коллективное
исполнение и работа
по группам
Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное и
групповое
исполнение
Коллективное
исполнение и работа
с солистами

8

Взаимосвязь качества звука и дыхания. Разучивание
песни «Ты, да я, да мы с тобой»

1

9

Канон. Русская народная песня «Со вьюном»

1

10 Работа над песней «Сапожки русские». Исполнение
группой и с солистом.

1

11 Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Дин-дон»

1

12 Дикция в маршевых песнях. «Последний бой».
Тренировочные упражнения, скороговорки.

1

13 Песня «От героев» - разучивание, работа над мелодией.

1

14 Работа с микрофоном. Исполнение песен о войне.
Подготовка к митингу.

1

15 Вокально-творческое самовыражение, импровизация.

1

16 Участие в школьных итоговых ассамблеях.

1

17 Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обобщение.

1

Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное и
групповое
исполнение
Коллективное
исполнение и работа
по группам
Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное и
групповое
исполнение
Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное и
групповое
исполнение
Коллективное
исполнение и работа
с солистами
Коллективное,
групповое и сольное
исполнение

Итого: 68 часов
Список литературы
1.
Асафьев, Б.В. Музыкальна форма как процесс. - Ленинград.: Музыка, 1971 - 376 с.
2.
Асафьев, Б.В. О народной музыке. - Ленинград.: Музыка, 1987 - 248 с.
3.
Балабан, О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной
культуры. - Мир науки, культуры, образования, № 2 (51), 2015 - 199-200 с.
4.
Барбан, Е.С. Джазовые диалоги издательство. - СПб.: Композитор, 2006 - 304 с.
5.
Беспалов, О.И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию
музыкально-импровизационных способностей подростков. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, №
3, 2009 - 325-330 с.
6.
Будницкая, Т.А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. - Журнал
Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения,
№ 9, 2015 - 8с.
7.
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007 - 338 с.
8.
Дмитриева, Т.А. Диссертация на тему Развитие креативности подростка в процессе
обучения импровизации. - М.: МПГУ, 2005 - 214 с.
9.
Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. - М.:МПГУ, 2006 - 72 с.
10. Зайцева, А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации
вокалистов музыкального искусства эстрады в ВУЗах культуры и искусств. - М.: автореферат,
2012 - 25с.

11. Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в
процессе профессиональной подготовки в ВУЗах культуры и искусства. - Вестник МГУКИ 5 (49)
сентябрь-октябрь, 2012 - 167-171 с.
12. Карягина, А.В. Джазовый вокал. - СПб.: Планета музыки, 2008 - 48 с.
13. Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008
- 192 с.
14. Клипп, О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. - М.: МПГУ, 2003 - 18 с.
15. Клипп, О.Я. История эстрадной и джазовой музыки. - М.: МПГУ, 2014 - 87 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».