В основу образовательного процесса на эстетическом отделении положена концепция развивающего обучения, согласно которойработа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним,универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора. Вокальное исполнение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитаниивсегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса. Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальная студия» для 5-9 класса общекультурной направленности, по конкретному видувнеурочной деятельности. Рабочая программа разработана на основе Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие дляучителей/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 и авторской программы «Мир вокального искусства» / авт.- сост.Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2011г. - 138 с. 1. Планируемые результаты Личностные 1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; Учащиеся научатся: размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума. 2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Учащиеся научатся: участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи. Предметные 1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Учащиеся научатся: - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - понимать степень значения роли музыки в жизни человека; - пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; - узнавать на слух основную часть произведений. 2.Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края - ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять различные образцы музыки; ребята научатся: - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально — исполнительские замыслы в различных видах деятельности. 3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельностинакопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. Учащиеся научатся: - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения; - обогащению индивидуального музыкального опыта; - воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов. 4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; учащиеся научатся: - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; - узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям; - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. 5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации. Учащиеся научатся: - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; - участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера; - передавать настроение музыки в пении; - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; - исполнять, инсценировать песни; - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Метапредметные 1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; учащиеся научатся: - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; - найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; - владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. 2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Учащиеся научатся: - самостоятельно выполнять упражнения; - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. 2. Содержание курса с указанием основных видов деятельности Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Певческая установка. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. Форма организации: вводное занятие; музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное и групповое исполнение Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение и работа по группам. Формирование правильных навыков дыхания.Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение. Дикция и артикуляция.Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение. Ансамбль. Унисон.Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение. Музыкально – исполнительская работа.Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Распевание. Работа над тембром.Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение. Ритм.Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра.Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение. Сценодвижение.Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение.Формировать у детей культуру поведения на сцене. Форма организации: музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение. Репертуар.Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Распевание. Работа над подвижностью голосов. Работа над выразительностью слов в пении.Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение. Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. Форма организации: музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение. Концертная деятельность.Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. 3. Тематическое планирование № Содержание занятий часы Вводное занятие. Ознакомление с программой, основными терминами, режимом работы. Начальная диагностика. Правила личной гигиены вокалистов. Работа над чистым интонированием. 1 3 Естественное звучание унисон. Упражнения на правильное звукоизвлечение. 1 4 Упражнение на точное исполнение одноголосного произведения. Трубачев «Моя Родина» 1 5 Разучивание произведения с элементами двухголосия в терцию «Совершите чудо». 1 6 Подготовка к городскому конкурсу туристической песни. Работа над песнями: «Совершите чудо», «Добрые люди» Работа над формированием высокой певческой позиции в песне «Рассвет-чародей» 1 1 2 7 1 1 Способы отслеживания результатов Коллективное, групповое и сольное исполнение Коллективное и групповое исполнение Коллективное исполнение и работа по группам Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное и групповое исполнение Коллективное исполнение и работа с солистами 8 Взаимосвязь качества звука и дыхания. Разучивание песни «Ты, да я, да мы с тобой» 1 9 Канон. Русская народная песня «Со вьюном» 1 10 Работа над песней «Сапожки русские». Исполнение группой и с солистом. 1 11 Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Дин-дон» 1 12 Дикция в маршевых песнях. «Последний бой». Тренировочные упражнения, скороговорки. 1 13 Песня «От героев» - разучивание, работа над мелодией. 1 14 Работа с микрофоном. Исполнение песен о войне. Подготовка к митингу. 1 15 Вокально-творческое самовыражение, импровизация. 1 16 Участие в школьных итоговых ассамблеях. 1 17 Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обобщение. 1 Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное и групповое исполнение Коллективное исполнение и работа по группам Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное и групповое исполнение Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное и групповое исполнение Коллективное исполнение и работа с солистами Коллективное, групповое и сольное исполнение Итого: 68 часов Список литературы 1. Асафьев, Б.В. Музыкальна форма как процесс. - Ленинград.: Музыка, 1971 - 376 с. 2. Асафьев, Б.В. О народной музыке. - Ленинград.: Музыка, 1987 - 248 с. 3. Балабан, О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры. - Мир науки, культуры, образования, № 2 (51), 2015 - 199-200 с. 4. Барбан, Е.С. Джазовые диалоги издательство. - СПб.: Композитор, 2006 - 304 с. 5. Беспалов, О.И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 3, 2009 - 325-330 с. 6. Будницкая, Т.А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. - Журнал Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения, № 9, 2015 - 8с. 7. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007 - 338 с. 8. Дмитриева, Т.А. Диссертация на тему Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации. - М.: МПГУ, 2005 - 214 с. 9. Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. - М.:МПГУ, 2006 - 72 с. 10. Зайцева, А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в ВУЗах культуры и искусств. - М.: автореферат, 2012 - 25с. 11. Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в ВУЗах культуры и искусства. - Вестник МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь, 2012 - 167-171 с. 12. Карягина, А.В. Джазовый вокал. - СПб.: Планета музыки, 2008 - 48 с. 13. Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008 - 192 с. 14. Клипп, О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. - М.: МПГУ, 2003 - 18 с. 15. Клипп, О.Я. История эстрадной и джазовой музыки. - М.: МПГУ, 2014 - 87 с.