РП Мир театра 5-6 классы

1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире театра» для 5-6
классов разработана в соответствии:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об
образовании в Российской Федерации»;
-Концепция

развития

дополнительного

образования

(Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
- Рабочая программа воспитания МБОУ «Орлеанская ООШ»;
- Календарный учебный график МБОУ ОООШ на 2023-2024 учебный год.

Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «В мире театра» ориентирована на
обучающихся 5-6 классов МАОУ СОШ №28.
Количество часов в год: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час в неделю.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность учащихся. Это репетиции, показ спектаклей, подготовка
костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед,
просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.
Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы.

Общая характеристика

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные
способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с
детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Основная задача кружка - создать условия для творческого развития
личности, для развития воображения и фантазии.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального

искусства

таких как,

интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с
содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать

конкретные

образы,

глубоко

чувствовать

события,

взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского

творчества

(художественно-речевого,

музыкально-игрового,

танцевального, сценического) в жизни школьника, сплочению коллектива
класса, расширению культурного диапазона обучающихся, повышению
культуры поведения.
Особенности

театрального

искусства

–

массовость,

зрелищность,

синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем,
музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает

их

как

исполнительскую культуру.

возможность

воспитывать

зрительскую

и

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный
результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского
мастерства.
Программа

ориентирована

на

развитие

личности

ребенка,

на

формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на
гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития младших школьников.

Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать
процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том,

что учебно-

воспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы:

воспитание

основ

зрительской

культуры,

развитие

навыков

исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует
объединения.

формированию

нравственных

качеств

у

воспитанников

Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры
и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.

Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные
задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а
также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй

тип –

это

образовательные

задачи,

которые

связаны

непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений,
необходимых для участия в детском театре.
Целью программы
нравственное

является

развитие

эстетическое,

воспитанников,

интеллектуальное,

воспитание

творческой

индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-

знакомство

детей

с

различными

видами

театра

(кукольный,

драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях;

- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
-формирование интереса к театру кукол;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других
такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству
других.

Особенности реализации программы
Программа включает следующие разделы:
1.

Роль театра в культуре.

2.

Театрально-исполнительская деятельность.

3.

Занятия сценическим искусством.

4.

Основы терминов.

5.

Работа над серией мини-спектаклей и кукольными представлениями

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической
частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве
великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации

школьников.

Практическая

часть

работы

направлена

на

получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки
дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:



театральные игры,



конкурсы,



викторины,



беседы,



практические занятия,



спектакли,



праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству. Индивидуальный подход к каждому
ребёнку – залог успеха.
Методы работы:
Продвигаясь

от

простого

к

сложному,

ребята

смогут

постичь

увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного
выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети
учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со
зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий,
творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким,
каким они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля,
над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где
дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение
гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и
обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам,
отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части.

Организационный

этап

предполагает

подготовку

к

работе,

теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся научатся
5.1 правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после
спектакля;
5.2 виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,
трагедия; и т.д.);
5.3 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
5.4 наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся будут уметь
5.5 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
5.6 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
5.7 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных
позах;
5.8 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
5.9 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
5.10 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между
сказочными героями;
1.

работать за ширмой;

2.

понимать значение

слов

«режиссёр»,

«актёр»,

«художник

-

декоратор», «бутафор»;
3.

знать правила поведения в театре.

Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы
УУД.
Личностные результаты:

1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение

к

сверстникам,

бесконфликтное

поведение,

стремление

прислушиваться к мнению одноклассников;
1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными

результатами изучения

курса

является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
2 .Регулятивные УУД:
2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
2.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
2.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
3.Познавательные УУД:
3.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
3.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;

3.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценирование.
4. Коммуникативные УУД:
4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
4.2 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
4.3 обращаться за помощью;
4.4 формулировать свои затруднения;
4.5 предлагать помощь и сотрудничество;
4.6 слушать собеседника;
4.7 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
4.8 формулировать собственное мнение и позицию;
4.9 осуществлять взаимный контроль;
4.10

адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

окружающих.

3. Содержание курса внеурочной деятельности «В мире театра»
1 раздел Роль театра в культуре (1 час) .
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре
«Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка,

правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце
занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения
,участвуют

в

этюдах

для

выработки

выразительной

сценической

жестикуляции («Немое кино» «Мультяшки - анимашки»), знакомятся с
древнегреческим,

современным,

кукольным,

музыкальным,

цирковым

театрами .Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.
2 раздел Театрально-исполнительская деятельность ( 8 часов).
Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма .Образноигровые

упражнения(поезд,

мотылек

,бабочка.).Упражнения,

в основе

которых содержатся абстрактные образы( огонь снег).Основы актерского
мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов .Дикция. Интонация.
Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.
3 раздел Занятия сценическим искусством.(15часов).
Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет,
живой алфавит, ручеек, волна. Игры одиночные Дети выполняют этюды по
картинкам .На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации.
Концентрации внимания, дыхания.
4 раздел Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) (10 часов) базируется
на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу
над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНАИЕ
№ заня
тия

Тема

Основное содержание
занятия

1

Вводное
занятие.

Задачи и особенности
занятий в театральном
кружке, коллективе. Игра
«Театр – экспромт»

2

Здравствуй Дать детям возможность
, театр!
окунуться в мир фантазии и
воображения. Повторить
понятие «театр».

Формы и
методы работы

Вид деятельности

Примечание

Беседа, игра

Решение организационных
вопросов.

Фронтальная
работа

Просмотр презентаций

Возможно
использование
Интернетресурсов

Беседа

Знакомство с правилами поведения
на сцене

Понятие «рифма»

Знакомство с театрами
(презентация).
3

Роль
театра в
культуре.

Как вести себя на сцене.
Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную
тему.
Учимся сочинять
небольшие рассказы и
сказки, подбирать
простейшие рифмы.

4-5

Репетиция
сказки

Работа над темпом,
Индивидуальная Распределение ролей
громкостью, мимикой на
работа
основе игр: «Репортаж с
соревнований по
гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая
мамина чашка».

6

В мире
пословиц.

Разучиваем пословицы.
Индивидуальная Показ презентации «Пословицы в
Инсценировка пословиц.
работа
картинках»
Игра-миниатюра с
пословицами «Объяснялки»

Интернетресурсы

7

Виды
театрально
го
искусства

Рассказать детям в
доступной форме о видах
театрального искусства.

Правила
поведения
в театре

Познакомить детей с
правилами поведения в
театре

8

Словесные
формы работы

Презентация «Виды театрального
искусства»

Интернет ресурсы

Игра

Электронная презентация
«Правила поведения в театре»

Правила диалога

Упражнения на развитие
дикции (скороговорки,
чистоговорки).
Произнесение скороговорок
по очереди с разным
темпом и силой звука, с
разными интонациями.
Инсценирование
понравившихся диалогов.

Как вести себя на сцене.
Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную
тему
9-11

Кукольный Мини-спектакль с
театр.
пальчиковыми куклами.

Отработка
дикции

12

Театральна Разучивание скороговорок,
я азбука.
считалок, потешек и их
обыгрывание

Индивидуальная соревнование
работа

13

Театральна Викторина по сказкам
я игра
«Маски».

Фронтальная
работа

Отгадывание заданий викторины

14-16

Инсцениро Знакомство с текстом,
вание
распределение ролей,
сказки
диалоги героев.

Фронтальная
работа

Распределение ролей, работа над
дикцией, выразительностью

17

Театральна Учимся развивать
я игра
зрительное, слуховое
внимание,
наблюдательность.

Групповая
работа,
словесные
методы

Дети самостоятельно разучивают
диалоги в микрогруппах

Учимся находить ключевые

Электронная
презентация

слова в предложении и
выделять их голосом.
18

Основы
Театр - искусство
театрально коллективное, спектакль й культуры результат творческого
труда многих людей
различных профессий

Групповая
работа,
поисковые
методы

Подбор музыкальных
произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

Знакомство с содержанием,
выбор сказки,
распределение ролей,
диалоги героев, репетиции,
показ

Фронтальная
работа,
словесные
методы

Работа с текстом сказки:
распределение ролей, репетиции с
пальчиковыми куклами

Отработка
умения работать с
пальчиковыми
куклами

Знакомство с содержанием,
выбор литературного
материала, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ

Индивидуальная Конкурс на лучшего чтеца
работа

Музыкальные пластические
игры и упражнения
19-21

Инсцениро
вание
народных
сказок о
животных.
Кукольный
театр.
Постановк
ас
использова
нием
кукол.

22

Чтение в
лицах
стихов

23

Театральна Игры на развитие образного
я игра
мышления, фантазии,
воображения, интереса к
сценическому искусству.

Групповая
работа. Методы
поисковые,
наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

24-27

Постановк
а сказки

Словесные и
наглядные
методы

Репетиции, подбор костюмов,
реквизита

28-29

Культура и Упражнения на постановку
техника
дыхания (выполняется
речи
стоя). Упражнения на
развитие артикуляционного
Инсцениро
аппарата. 1.Упражнения
вание
«Дуем на свечку
сказки
(одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем
щёки».

Словесные и
наглядные
методы.

Работа над постановкой дыхания.
Репетиция сказки

Знакомство с содержанием,
распределение ролей,
диалоги героев, репетиции,
показ

2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.Радиотеатр; озвучиваем
сказку (дует ветер, жужжат
насекомые, скачет лошадка
и т. п.).
Знакомство с содержанием
сказки, распределение
ролей, диалоги героев,

Групповая
работа

Что такое
пантомима

репетиции, показ
30

Ритмоплас
тика

30-33

34

Создание образов с
помощью жестов, мимики.
Учимся создавать образы
животных с помощью
выразительных
пластических движений.

Наглядные
методы

Работа над созданием образов
животных с помощью жестов и
мимики

Инсцениро Чтение сказок,
вание
распределение ролей,
сказок
репетиции и показ

Словесные и
наглядные
методы

Репетиции, подбор костюмов,
реквизита

Заключите
льное
занятие.
Подведени
е итогов.

Фронтальная
работа.
Словесные
методы

«Капустник» - показ любимых
инсценировок

Подведение итогов
обучения, обсуждение и
анализ успехов каждого
воспитанника. Отчёт, показ
любимых инсценировок.

Просмотр фото и
видеозаписи
выступлений
детей в течение
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».