РП Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию

Содержание
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»

2

3

7
8

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»
В ходе изучения данного курса внеурочной деятельности учащиеся 9 класса смогут
достичь следующих результатов:
Личностные:
1) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию;
2) Формирование целостного мировоззрения, включающее в себя социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре и другим ценностям; умение вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование коммуникативной
компетенции;
4) Освоение социальных норм и ролей, правил поведения в обществе;
5) Развитие морального сознания и умения принимать решения на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного поведения к своим поступкам и
действиям;
6) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни; формирование основ экологической культуры; развитие
эстетического сознания.
Метапредметные:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения цели,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
2) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки;
3) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить суждения
и умозаключения, делать выводы;
4) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
5) Умение пользоваться приемами смыслового чтения;
6) Формирование и развитие коммуникативной компетентности: умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; разрешать конфликты,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной и
письменной речью;
7) Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне
основного общего образования:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
3

Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать
роль природы в жизни человека;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
 выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
явлений
и
характеризовать основные направления общественного развития;
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
4

Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
Социальная сфера
Выпускник научится:
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи
в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
5

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений
на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
6

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Общество и человек. Личность.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные
отношения и их виды. Эволюция и революция. Традиционное, индустриальное,
информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой
группе. Общение. Межличностные отношения. Глобализация.
Экономическая сфера.
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность
ресурсов. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и
собственность. Роль собственности и государства в экономике. Предпринимательство и
его основные организационно-правовые формы. Рынок. Понятия спроса и предложения.
Безработица как социальное явление безработицы. Налоги.
Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности.
Социальный
конфликт. Семья и семейные ценности.
Политическая сфера.
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей.
Государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,
политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность.
Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ;
федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ;
институт президентства; местное самоуправление.
Право.
Понятие «право»; отрасли права; права человека. Всеобщая декларация прав человека,
права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная
ответственность; административный проступок.
Духовная сфера.
Культура. Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в
жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование;
религия, её роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные
ценности и нормы.
Основные формы организации курса:
1. Лекции
2. Семинары
3. Практические занятия
4. Проектная деятельность
Виды деятельности при реализации данного курса:
1. Познавательная
2. Творческая
3. Проблемно-ценностное общение
7

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»
9 класс (34 часа)
№

Дата
план.

Название раздела, темы

факт.

1 четверть
1

Понятие «общество». Взаимосвязь общества и природы

2

Типология обществ

3

Глобальные проблемы человечества

4

Практическое занятие по теме «Общество»

5

Деятельность человека, её основные виды

6

Личность человека. Потребности

7

Практическое занятие по теме «Личность человека»

8

Экономика, её роль в жизни общества

9

Факторы производства. Предпринимательство
Итого: 9 часов
2 четверть

10

Виды налогов

11

Рыночная экономика

12

Плановая экономика

13

Практическое занятие по теме «Экономическая сфера»

14

Социальная структура общества

15

Конфликты, их виды

16

Семья. Правовые основы семьи и брака

17

Практическое занятие по теме «Социальная сфера»

8

Итого: 8 часов
3 четверть
18

Политика, её роль в жизни общества

19

Государство, формы правления

20

Демократический режим правления

21

Тоталитарный режим правления

22

Политические партии РФ

23

Проблемы гражданского общества и правового государства

24

Избирательная система РФ

2526
27

Основы конституционного строя РФ
Практическое занятие по теме «Политическая сфера»
Итого: 10 часов
4 четверть

28

Понятие «право». Нормы права

2930
31

Отрасли права

32

Культура, ее формы

33

Духовная жизнь общества

34

Практическое занятие по теме «Духовная сфера»

Практическое занятие по теме «Право»

Итого: 7 часов

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».