Содержание 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности стр. «Практическая география» 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм 3 5 организации и видов деятельности 3. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практическая география» Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 7 «Практическая география» Курс внеурочной деятельности направлен для достижения учащимися следующих предметных результатов: Учащиеся научатся: - использовать территориальный подход как основу географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; - использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико- ориентированных задач. Учащиеся получат возможность научиться: - практическим умениям использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; - основам картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; - основным навыкам нахождения, использования и презентации географической информации; Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география» позволяет обеспечить достижение следующих метапредметных результатов: регулятивные: -умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; -организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; -умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения; познавательные: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которой лежат знания по данному учебному предмету для приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет; коммуникативные: -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, решать учебную задачу во время работы в группе. Во время изучения курса большое внимание уделяется достижению личностных результатов: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; -знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Введение. Особенности экзамена по географии в 9 классе. Особенности экзамена в 9 классе. Основные требования и особенности его проведения. Теоретические знания и практические умения, необходимые для подготовки к экзамену. Виды заданий. Правила оформления работ. Раздел I. Основы теории и практики физической географии. Тема 1. Источники географической информации. Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия Тема 2. Природа Земли. Литосфера. Строение Земли.Геологическая история Земли.Внутренне строение Земли.Земная кора и еестроение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы. Атмосфера. Значение атмосферы,состав циркуляция.Постоянные ветры.Воздушные и массы. структура.Атмосферная Погода и климат. Климатообразующие факторы. Гидросфера.Части гидросферы.Мировой океан и его части.Источники пресной воды на Земле.Реки.Речная система. Режим и питание рек. Биосфера. Особенности распространения живых организмов на Земле.Границы биосферы.Почва какособое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка поясность,цикличность и Земли.Широтная ритмичностьпроцессов. зональность и высотная Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Тема 3. Природа материков и океанов. Географическое положение, площадь материков и океанов. Особенности рельефа и климата. Основные природные и Разнообразие природы. экономические объекты. Типичные ландшафты. Население История освоения. Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Тема 4.Природа России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России. Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Раздел II. Экономическая география. 1. Население и хозяйство России. Население России.Численность,особенности воспроизводства населения.Половозрастной,этнический ирелигиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы. 2. Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности.Первичный,вторичный и третичный секторахозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. 3. Экономические районы России. Географическое положение района,состав территории.Природныеособенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Хозяйство района, его специализация и крупные центры производства. Региональные различия внутри района. Проблемы района. Основные формы организации: индивидуальная, групповая Виды деятельности: поиск информации из различных источников географической информации, практическая работа с географической картой, подготовка сообщений, выполнение творческих заданий, презентации, интерактивные игры, обозначение на контурной карте географических объектов. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практическая география» 9класс (34ч.) № Дата план Раздел, тема факт Введение. 1. Особенности экзамена в форме ОГЭ по географии в 9 классе. 2. Как правильно подготовиться к экзамену. Типы заданий и правила их оформления. Раздел 1. Основные теории и практики по физической географии. 1.Источники географической информации. 3. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности. 4. Определение направлений, расстояний, азимута и построение профиля по плану местности. 5. Определение направлений, расстояний, географических координат по карте. 6. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. 7. Составление таблицы «Развитие географических знаний о Земле». 2.Природа Земли. 8. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. 9. Определение высот географических объектов, сейсмически – активных зон мира, выявление причин их возникновения. 10. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Определение годовой и суточной амплитуды по графику. 11. Гидросфера – водная оболочка Земли. Определение по карте ГП реки. 12. Биосфера – жизненная оболочка Земли. 13. Географическая оболочка Земли. 3.Природа материков и океанов. 14. Происхождение материков и впадин океанов. 15. Океаны Земли. 16. Население Земли. Человеческие расы, этносы. 17. Северные материки. Основные черты природы. 18. Южные материки. Основные черты природы. 4.Природа России. 19. Особенности ГП России. Административно – территориальное деление. 20. Рельеф и геологическое строение России. 21. Установление зависимости между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. 22. Климат. Определение основных показателей климата и типов климата по климатограммам. 23. Внутренние воды. Составление схемы «Классификация внутренних вод России» 24. Почвы России. 25. Природные зоны. Характеристика природных зон России. 26. Природные регионы России. Раздел 2. Экономическая география России. 1.Население России. 27. Население России. 28. Характеристика половозрастного состава населения регионов России. 2. Хозяйство России. 29. Хозяйство России. Основные межотраслевые комплексы, их роль и значение в хозяйстве страны. 30. Составление схемы «Классификация межотраслевых комплексов России». 3.Экономические районы России. 31. Районирование России. Географические особенности экономических районов страны. 32. Характеристика состава и хозяйства экономических районов России. 33. Выполнение контрольно – тренировочных заданий. 34. Типичные ошибки при выполнении заданий. Коррекция знаний.