Управление образование городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» 623107 Свердловская область, г. Первоуральск, улица Зои Космодемьянской, 20 Тел./факс: 8 (3439) 63 – 15 – 47; 63 – 13 – 97 e-mail: chkola28@mail.ru сайт: школа-28.рф СОГЛАСОВАНА: на заседании Педагогического совета протокол от 28.08.2024 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО: Приказом от 02.09.2024 г.№ 323 Рабочая программа курса «Гимнастика» (часть дополнительной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 28) НАПРАВЛЕННОСТЬ: (физкультурно-спортивная) Уровень: базовый Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации: 1 год Составитель: С.В. Герасимов Составитель: Филиппова Юлия Александровна Педагог дополнительного образования Первоуральск, 2024г. 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Гимнастика» имеет физкультурноспортивную направленность; нацелена на формирование и поддерживание физического развития обучающихся, а также на развитие гибкости. Занятия Гимнастикой общедоступны благодаря разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, благодаря которым заниматься без специальной подготовки. Уровень Программы – базовый. Актуальность программы заключается в том, что приоритетной задачей Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной основой оздоровления нации. Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье подростка представляет собой критерий качества современного образования. Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются: • несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам; • перегрузка учебных программ; • ухудшение экологической обстановки; • недостаточное или несбалансированное питание; • стрессовые воздействия; • распространение нездоровых привычек. Гимнастика- это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепле-ния здоровья, гармоничного физического воспитания и совершен-ствования двигательных способностей человека, его силы, ловкос-ти, быстроты, выносливости, гибкости. Отличительные особенности программы, новизна данной программы учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления гимнастики. Программа предусматривает изучение гимнастики, как вида спорта, направлена на развитие положительной динамики роста спортивных достижений обучающихся. Отличие от имеющихся программ по гимнастике в том, что количество учебных часов разделов и тем учебно-тематического плана носит рекомендательный характер. Адресат общеразвивающей программы по гимнастике предназначена для девочек и мальчиков в возрасте от 6 до 10 лет. Принцип набора детей в объединение: формирование 1 разновозрастной группы. Особенности набора детей: набор свободный. Принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В программе предусмотрено участие талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающие предоставляют медицинский допуск врача о состоянии здоровья. В программе учитываются возрастные особенности детей с 6 до 10 лет, их психологические и физические особенности. Объем и сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы составляет 34 часа. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 40мин Общее количество часов в неделю- 2 час Занятия проводятся по2 раза в неделю по 1 часу Срок освоения программы Объём программы 68 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения 1 год обучения: 68 часа Объём программы- 2 часа Особенности организации образовательного процесса. Программа предусматривает теоретическую, общефизическую, специальную и техническую подготовку. Зачисление в общеразвивающие группы производится заявлению родителей (законных представителей) медицинского по поступающего при предъявлении заключения о состоянии здоровья. Продолжительность обучения по дополнительной общеразвивающей программе 1 год – весь период, форма обучения очная «Стартовый уровень» основные правила техники безопасности и поведения на занятии о строении и функциях человеческого тела; о гимнастике как виде спорта; исходные положения для выполнения упражнений; «Базовый уровень» участия в конкурсах, соревнованиях. способы оказания первой медицинской помощи. приёмы правильного дыхания при выполнении упражнений; учащиеся умеют: ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения в равновесии; выполнять элементарные гимнастические элементы. «Продвинутый уровень» участия в конкурсах, соревнованиях. оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения в равновесии; выполнять элементарные гимнастические элементы. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, использование дистанционных технологий. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, творческий отчет, презентацию, практическое занятие, открытое занятие. 2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы Цель: в соответствии со статьёй 75 Федерального закона от 12 декабря 2012 года №273-ФЗ. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Задачи: Воспитательные (личностные) -формировать понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности; - формировать творческую индивидуальность; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность в работе. - стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка; - формировать жизненно важные гигиенические навыки. Развивающие (метапредметные) -развивать гибкость, выворотность, танцевальный шаг, прыжки, ритмичность, музыкальность, координацию; -формировать осанку; развивать танцевально-ритмическую координацию и выразительность; - развивать художественно-творческие способности и склонности обучающихся; Обучающие (предметные) - обучать основам художественной гимнастики; помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками. - обучить основам техники по виду спорта гимнастика; -расширять знания о здоровом образе жизни и укрепление здоровья; - способствовать опыту выступлений на показательных и зачетных мероприятиях. 2.3 Содержание общеобразовательной программы Учебно- тематический план №п/п Тема Количество часов Формы аттестации/контроля всего Теория Практика 1 Общие сведения о гимнастике 3 3 0 Первичная диагностика 2 Упражнения развития гибкости 10 1 9 Текущий контроль 3 Упражнения на развитие ловкости и координации 10 1 9 Текущий контроль 4 Упражнение на формирование осанки 10 1 9 Текущий контроль 5 Акробатические упражненя 35 3 32 Текущий контроль 68 9 59 Итого: Содержание учебного плана ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА лекционная в ходе практических занятий ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФП: ОРУ: с предметом, без предмета, в движении, на месте, в игре. Спортивные и подвижные игры с элементами гимнастики. СФП: На гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч – пружинное растягивание, фиксация поз, расслабление; На силу – упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.п. На быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений; На прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой Уч. часы 1 9 59 9 5 4 24 5 4 4 4 выносливости; На ловкость – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, с выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре; ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Основы акробатики – освоение техники выполнения базовых акробатических упражнений (перекат, группировка, кувырки, стойки, гимнастический мост ) Основы художественной гимнастики – освоение техники упражнений с предметами ( мяч, скакалка, обруч) Хореографическая – упражнения у гимнастического станка, прыжковая подготовка на помосте, танцевальные упражнения с элементами гимнастики. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 4 28 10 9 9 68 2.4 Планируемые результаты Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника. В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на уровне: актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа по выполнению различных упражнений, игр) зоны ближайшего развития («перспективные действия» - находящиеся еще в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области физкультурно-оздоровительного направления) Предметные результаты o Уровень освоения воспитанниками базовых понятий о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни. Метапредметные результаты o Овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, необходимые успешно для усваивать дальнейшего новые знания, умения совершенствования и компетентности, спортивно-оздоровительной деятельности, укрепление здоровья. o Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; o Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; o формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Личностные результаты o Формирование ответственного отношения к учению, готовности способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; o Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; o Мотивация детей к познанию, творчеству, труду; и o Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; o Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности. 3. Организационно- педагогические условия 3.1 Календарный учебный график № Основные П/п процесса характеристики образовательного 1. Количество учебных недель 34 2. Количество учебных дней 68 3. Количество часов в неделю 2 4. Количество часов 68 5. Недель в 1 полугодии 15 6. Недель 2 полугодии 19 7. Начало занятий 8. Каникулы 9. Выходные дни 11 сентября 28.10.22-06.11.22 02.12.23- 08.01.23 13.02.23- 19.02.23 20.03.23- 02.04.23 2 января- 8 января 10. Окончание учебного года 28 мая 2023 3.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Эффективность программы «Гимнастика для здоровья» отслеживается путем текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Формы текущего контроля: наблюдение, вопросники, тестирование, соревнования, игры, конкурсы. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в организацию учебного процесса. Учитывается и поощряется участие в акциях, конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня. Формы промежуточной и итоговой аттестаций: соревнования, тестирование, сдача контрольных нормативов. Оценочные материалы: учебные анкеты, тесты; анкетирование на определение мотивации к занятиям физическими упражнениями, диагностическая карта личностного развития, таблица показателей физической подготовленности, лист самооценки учащегося. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости; карта учета результатов освоения программы отзывы родителей; видеозаписи занятий; портфолио; Методические материалы: Для проведения занятий по общей физической подготовке требуется наличие спортивного зала (для проведения спортивных игр, беговых упражнений), наличие тренажерного зала (для выполнения упражнений с утяжелителями и упражнений с собственным весом), наличие кабинета для теоретических занятий. Для демонстрации презентаций – наличие компьютера и интерактивной доски. Перечень необходимого спортивного инвентаря и оборудования: Необходимым условием для реализации программы является наличие спортивного зала, имеющего спортивное оборудование: - гимнастические маты, размером 2м *1м, изготовленные из пенополиуретана повторного вспенивания очень высокой плотности (наполнитель). Маты должны обладать твердостью и необходимой упругостью для смягчения падений, не должны быть скользкими и грубыми. Они должны укладываться без щелей, не должны смещаться и поверхность их должна быть ровной. № П/П Наименование раздела 1 Основы гимнастики Материально техническое оснащение гимнастическое бревно, регулируемое по высоте; подкидной мостик; - коврики для занятий - мячи - скакалки Формы, обучения методы, приемы Формы учебных занятий Методы воспитания Урок физических качеств гимнастики 1. Рассказ или лекция. Применяется для изучения теории гимнастики (судейство, правила, история, основы техники и тактики, самоконтроль и т.п.) 2. Беседа. Применяется при разборе соревнований, составлений индивидуальных -обручи планов тренировок и т.п. 3. Показ. Применяются при демонстрации упражнений, в показательных выступлениях, просмотрах кинофильмов, фото, схем и т.п. 4. Наблюдения занима ющихся за тренировками и выступлениями мастеров на соревнованиях, за выполнением упражнений другими занимающимися в группе. 5. Самостоятельная работа занимающихся заключается в изучении и повторении теории гимнастики, совершенствование техники, тактики, физических и волевых качеств. 6. Упражнения (тренировки) применяются для закрепления знаний и навыков. 7. Формирование в ходе обучения у гимнаста формируется двигательный навык в выполнении упражнений, 3.3 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий по общей физической подготовке требуется наличие спортивного зала (для проведения спортивных игр, беговых упражнений), наличие тренажерного зала (для выполнения упражнений с утяжелителями и упражнений с собственным весом), наличие кабинета для теоретических занятий. Для демонстрации презентаций – наличие компьютера и интерактивной доски. Кадровое обеспечение Для успешной реализации программы «Гимнастика» Педагог, реализующий данную программу, должен иметь следующие профессиональные и личностные качества: - владеть навыками и приёмами организации физкультурно-спортивных занятий; - знать особенности физиологии и психологии детского возраста; - уметь вызывать у учащихся познавательный интерес к преподаваемому предмету; Список литературы Нормативные документы Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726; Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 196 «Об Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями; Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января 2021 года N 2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Литература, использованная при составлении программы «Программа по акробатике» Гатчина 2000 г. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2001. Солодов А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. Г.П. Гусев «Методика преподавания танца. Упражнения у станка» Литература для обучающихся и родителей Гимнастика. Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова, М.: Академа. 2001г. Единая Всероссийская спортивная классификация. Издательство «Советский спорт». Москва. 2002 Единая Всероссийская классификация. 2006-2009гг. Издательство «Советский спорт». М. 2007 Правила соревнований Президентом Федерации и технические регламенты. прыжков на батуте Издание подготовлено России, Вице- Президентом Технического комитета по прыжкам на батуте Н.В. Макаровым, М.: Федерация прыжков на батуте России, 2000г. Физическая культура. Подшивка научно- методических журналов с 2000-2004г. Физическая культура. Воспитание. Образование. Тренировка. Под ред. А.В.Менхен, Е.К.Савенковой 2005г. СВОД ПРАВИЛ ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ 2016-2019 Издание 2016-2019 Действуют с января 2016 Одобрены Президентской Комиссией ФИЖ 19 сентября 2012г. Обновление, включая несущественные поправки и разъяснения, будут изданы после Межконтинентального Курса судей. Г.П. Гусев «Танцевальные движения» и комбинации на середине.