Рабочая программа дополнительного образования по курсу Гимнастика

Управление образование городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
623107 Свердловская область, г. Первоуральск, улица Зои Космодемьянской, 20
Тел./факс: 8 (3439) 63 – 15 – 47; 63 – 13 – 97
e-mail: chkola28@mail.ru
сайт: школа-28.рф
СОГЛАСОВАНА:
на заседании Педагогического совета
протокол от 28.08.2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом от 02.09.2024 г.№ 323

Рабочая программа курса
«Гимнастика»
(часть дополнительной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 28)
НАПРАВЛЕННОСТЬ:
(физкультурно-спортивная)

Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: С.В. Герасимов

Составитель:
Филиппова Юлия Александровна
Педагог дополнительного образования

Первоуральск, 2024г.

2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Гимнастика» имеет физкультурноспортивную направленность; нацелена на формирование и поддерживание физического
развития обучающихся, а также на развитие гибкости.
Занятия Гимнастикой общедоступны благодаря разнообразию видов, огромному
количеству легко

дозируемых упражнений,

благодаря которым

заниматься без

специальной подготовки.
Уровень Программы – базовый.
Актуальность программы

заключается

в

том,

что

приоритетной

задачей

Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и
массового спорта, как важной основой оздоровления нации. Понятие «здоровье» - это не
только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического,
душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье подростка
представляет собой критерий качества современного образования.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
• несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
• перегрузка учебных программ;
• ухудшение экологической обстановки;
• недостаточное или несбалансированное питание;
• стрессовые воздействия;
• распространение нездоровых привычек.
Гимнастика- это система специально подобранных физических упражнений,
методических

приемов,

применяемых

для

укрепле-ния

здоровья,

гармоничного

физического воспитания и совершен-ствования двигательных способностей человека, его
силы, ловкос-ти, быстроты, выносливости, гибкости.
Отличительные особенности программы, новизна данной программы
учтены и
адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления
гимнастики. Программа предусматривает изучение гимнастики, как вида спорта,
направлена на развитие положительной динамики роста спортивных достижений
обучающихся. Отличие от имеющихся программ по гимнастике в том, что количество
учебных часов разделов и тем учебно-тематического плана носит рекомендательный
характер.

Адресат общеразвивающей программы по гимнастике предназначена для девочек и
мальчиков в возрасте от 6 до 10 лет. Принцип набора детей в объединение: формирование
1 разновозрастной группы. Особенности набора детей: набор свободный. Принимаются
все желающие. Специального отбора не производится. В программе предусмотрено
участие талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Обучающие предоставляют медицинский допуск врача о состоянии
здоровья. В программе учитываются возрастные особенности детей с 6 до 10 лет, их
психологические и физические особенности.
Объем и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы составляет 34 часа.

Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40мин
Общее количество часов в неделю- 2 час
Занятия проводятся по2 раза в неделю по 1 часу
Срок освоения программы
Объём программы 68 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения
1 год обучения: 68 часа

Объём программы- 2 часа

Особенности организации образовательного процесса.
Программа предусматривает теоретическую, общефизическую, специальную и
техническую подготовку. Зачисление в общеразвивающие группы производится
заявлению родителей (законных представителей)
медицинского

по

поступающего при предъявлении

заключения о состоянии здоровья. Продолжительность обучения по

дополнительной общеразвивающей программе 1 год – весь период, форма обучения очная
«Стартовый уровень»
 основные правила техники безопасности и поведения на занятии о строении и
функциях человеческого тела;  о гимнастике как виде спорта;
 исходные положения для выполнения упражнений;
«Базовый уровень»
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 способы оказания первой медицинской помощи.


приёмы правильного дыхания при выполнении упражнений; учащиеся умеют:



ориентироваться в пространстве,



выполнять упражнения в равновесии;



выполнять элементарные гимнастические элементы.
«Продвинутый уровень»



участия в конкурсах, соревнованиях.



оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему



ориентироваться в пространстве,



выполнять упражнения в равновесии;



выполнять элементарные гимнастические элементы.

Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, использование
дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
беседа, творческий отчет, презентацию, практическое занятие, открытое занятие.
2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы
Цель: в соответствии со статьёй 75 Федерального закона от 12 декабря 2012 года
№273-ФЗ. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию их свободного времени.
Задачи:
Воспитательные (личностные) -формировать понимание красоты, гармонии
цветового богатства действительности; - формировать творческую индивидуальность; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность в работе. - стимулировать
развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности
ребенка; - формировать жизненно важные гигиенические навыки.
Развивающие (метапредметные) -развивать гибкость, выворотность, танцевальный
шаг, прыжки, ритмичность, музыкальность, координацию; -формировать осанку; развивать танцевально-ритмическую координацию и выразительность; - развивать
художественно-творческие способности и склонности обучающихся;
Обучающие (предметные) - обучать основам художественной гимнастики; помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками. - обучить
основам техники по виду спорта гимнастика; -расширять знания о здоровом образе жизни
и укрепление здоровья; - способствовать опыту выступлений на показательных и
зачетных

мероприятиях.

2.3 Содержание общеобразовательной программы
Учебно- тематический план
№п/п

Тема

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

всего

Теория

Практика

1

Общие сведения о гимнастике

3

3

0

Первичная диагностика

2

Упражнения развития гибкости

10

1

9

Текущий контроль

3

Упражнения на развитие ловкости и координации

10

1

9

Текущий контроль

4

Упражнение на формирование осанки

10

1

9

Текущий контроль

5

Акробатические упражненя

35

3

32

Текущий контроль

68

9

59

Итого:

Содержание учебного плана
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
лекционная в ходе практических занятий
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОФП:
ОРУ: с предметом, без предмета, в движении, на месте, в игре.
Спортивные и подвижные игры с элементами гимнастики.
СФП:
На гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах
позвоночника и плеч – пружинное растягивание, фиксация поз, расслабление;
На силу – упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые
движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.п.
На быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных
упражнений;
На прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой

Уч. часы
1
9
59
9
5
4
24
5
4
4
4

выносливости;
На ловкость – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, с
выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре;
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основы акробатики – освоение техники выполнения базовых акробатических упражнений (перекат, группировка,
кувырки, стойки, гимнастический мост )
Основы художественной гимнастики – освоение техники упражнений с предметами ( мяч, скакалка, обруч)
Хореографическая – упражнения у гимнастического станка, прыжковая подготовка на помосте, танцевальные
упражнения с элементами гимнастики.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

4
28
10
9
9
68

2.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем
компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить
динамическую картину творческого развития воспитанника.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем,
какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков
воспитанники овладевают на уровне:
актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа
по выполнению различных упражнений, игр)
зоны ближайшего развития («перспективные действия» - находящиеся еще в
стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области
физкультурно-оздоровительного направления)
Предметные результаты
o

Уровень освоения воспитанниками базовых понятий о физической культуре,

спорте, здоровом образе жизни.
Метапредметные результаты
o

Овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность

самостоятельно,
необходимые

успешно
для

усваивать

дальнейшего

новые

знания,

умения

совершенствования

и

компетентности,

спортивно-оздоровительной

деятельности, укрепление здоровья.
o

Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
o

Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
o

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности;
Личностные результаты
o

Формирование ответственного

отношения к

учению,

готовности

способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
o

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;

o

Мотивация детей к познанию, творчеству, труду;

и

o

Формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку;
o

Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
3. Организационно- педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№

Основные

П/п

процесса

характеристики

образовательного

1.

Количество учебных недель

34

2.

Количество учебных дней

68

3.

Количество часов в неделю

2

4.

Количество часов

68

5.

Недель в 1 полугодии

15

6.

Недель 2 полугодии

19

7.

Начало занятий

8.

Каникулы

9.

Выходные дни

11 сентября
28.10.22-06.11.22
02.12.23- 08.01.23
13.02.23- 19.02.23
20.03.23- 02.04.23
2 января- 8 января

10. Окончание учебного года

28 мая 2023

3.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития
ребёнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации.
Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет
строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач.
Эффективность программы «Гимнастика для здоровья» отслеживается путем текущего
контроля,

промежуточной

и

итоговой

аттестации.

Формы текущего контроля: наблюдение, вопросники, тестирование, соревнования, игры,
конкурсы. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в

организацию учебного процесса. Учитывается и поощряется участие в акциях, конкурсах,
соревнованиях,

конференциях

различного

уровня.

Формы промежуточной и итоговой аттестаций: соревнования, тестирование, сдача
контрольных нормативов.
Оценочные материалы: учебные анкеты, тесты; анкетирование на определение мотивации
к занятиям физическими упражнениями, диагностическая карта личностного развития,
таблица показателей физической подготовленности, лист самооценки учащегося.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 журнал посещаемости;
 карта учета результатов освоения программы
 отзывы родителей;
 видеозаписи занятий;
 портфолио;
Методические материалы:
Для проведения занятий по общей физической подготовке требуется наличие
спортивного зала (для проведения спортивных игр, беговых упражнений), наличие
тренажерного зала (для выполнения упражнений с утяжелителями и упражнений с
собственным весом), наличие кабинета для теоретических занятий. Для демонстрации
презентаций – наличие компьютера и интерактивной доски.
Перечень необходимого спортивного инвентаря и оборудования:
Необходимым условием для реализации программы является наличие спортивного зала,
имеющего спортивное оборудование:
- гимнастические маты, размером 2м *1м, изготовленные из пенополиуретана повторного
вспенивания очень высокой плотности (наполнитель). Маты должны обладать твердостью
и необходимой упругостью для смягчения падений, не должны быть скользкими и
грубыми. Они должны укладываться без щелей, не должны смещаться и поверхность их
должна быть ровной.
№ П/П

Наименование
раздела

1

Основы
гимнастики

Материально
техническое
оснащение
гимнастическое
бревно,
регулируемое
по высоте;
подкидной
мостик;
- коврики для
занятий
- мячи
- скакалки

Формы,
обучения

методы,

приемы Формы
учебных
занятий
Методы
воспитания Урок
физических качеств
гимнастики
1. Рассказ или лекция.
Применяется для изучения
теории гимнастики (судейство,
правила, история, основы
техники
и
тактики,
самоконтроль и т.п.)
2. Беседа. Применяется
при разборе соревнований,
составлений индивидуальных

-обручи

планов тренировок и т.п.
3. Показ. Применяются
при
демонстрации
упражнений, в показательных
выступлениях,
просмотрах
кинофильмов, фото, схем и т.п.
4. Наблюдения занима
ющихся за тренировками и
выступлениями
мастеров на
соревнованиях,
за
выполнением
упражнений
другими занимающимися в
группе.
5. Самостоятельная
работа занимающихся
заключается в изучении и
повторении
теории
гимнастики,
совершенствование техники,
тактики,
физических
и
волевых качеств.
6. Упражнения
(тренировки) применяются
для закрепления знаний и
навыков.
7. Формирование в ходе
обучения
у
гимнаста
формируется
двигательный
навык
в
выполнении
упражнений,

3.3 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по общей физической подготовке требуется наличие
спортивного зала (для проведения спортивных игр, беговых упражнений), наличие
тренажерного зала (для выполнения упражнений с утяжелителями и упражнений с
собственным весом), наличие кабинета для теоретических занятий. Для демонстрации
презентаций – наличие компьютера и интерактивной доски.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Гимнастика» Педагог, реализующий данную
программу, должен иметь следующие профессиональные и личностные качества:
- владеть навыками и приёмами организации физкультурно-спортивных занятий;
- знать особенности физиологии и психологии детского возраста;
- уметь вызывать у учащихся познавательный интерес к преподаваемому предмету;

Список литературы
Нормативные документы


Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);


Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.

№ 1726;


Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении

«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);

196 «Об

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
утверждении

Порядка организации

и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;


Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
 Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области
«Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января
2021 года N 2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"
Литература, использованная при составлении программы


«Программа по акробатике» Гатчина 2000 г.



Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие /СПбГАФК

им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2001.
 Солодов А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие СПбГАФК им.
П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000.
 Г.П. Гусев «Методика преподавания танца. Упражнения у станка»

Литература для обучающихся и родителей
 Гимнастика. Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова, М.: Академа.
2001г.
 Единая Всероссийская спортивная классификация. Издательство «Советский
спорт». Москва. 2002
 Единая Всероссийская классификация. 2006-2009гг. Издательство «Советский
спорт». М. 2007
 Правила соревнований
Президентом

Федерации

и технические регламенты.
прыжков

на

батуте

Издание подготовлено

России,

Вице-

Президентом

Технического комитета по прыжкам на батуте Н.В. Макаровым, М.: Федерация
прыжков на батуте России, 2000г.
 Физическая культура. Подшивка научно- методических журналов с 2000-2004г.
 Физическая

культура.

Воспитание.

Образование.

Тренировка.

Под

ред.

А.В.Менхен, Е.К.Савенковой 2005г.
 СВОД ПРАВИЛ ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ 2016-2019 Издание 2016-2019
Действуют с января 2016 Одобрены Президентской Комиссией ФИЖ 19 сентября
2012г. Обновление, включая несущественные поправки и разъяснения, будут изданы
после Межконтинентального Курса судей.
 Г.П.

Гусев

«Танцевальные

движения»

и

комбинации

на

середине.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».