Управление образование городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
623107 Свердловская область, г. Первоуральск, улица Зои Космодемьянской, 20
Тел./факс: 8 (3439) 63 – 15 – 47; 63 – 13 – 97
e-mail: chkola28@mail.ru
сайт: школа-28.рф
СОГЛАСОВАНА:
на заседании Педагогического совета
протокол от 28.08.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом от 02.09.2024 г.№ 323
Рабочая программа курса
«Гимнастика»
(часть дополнительной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 28)
НАПРАВЛЕННОСТЬ:
(физкультурно-спортивная)
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: С.В. Герасимов
Составитель:
Филиппова Юлия Александровна
Педагог дополнительного образования
Первоуральск, 2024г.
2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Гимнастика» имеет физкультурноспортивную направленность; нацелена на формирование и поддерживание физического
развития обучающихся, а также на развитие гибкости.
Занятия Гимнастикой общедоступны благодаря разнообразию видов, огромному
количеству легко
дозируемых упражнений,
благодаря которым
заниматься без
специальной подготовки.
Уровень Программы – базовый.
Актуальность программы
заключается
в
том,
что
приоритетной
задачей
Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и
массового спорта, как важной основой оздоровления нации. Понятие «здоровье» - это не
только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического,
душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье подростка
представляет собой критерий качества современного образования.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
• несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
• перегрузка учебных программ;
• ухудшение экологической обстановки;
• недостаточное или несбалансированное питание;
• стрессовые воздействия;
• распространение нездоровых привычек.
Гимнастика- это система специально подобранных физических упражнений,
методических
приемов,
применяемых
для
укрепле-ния
здоровья,
гармоничного
физического воспитания и совершен-ствования двигательных способностей человека, его
силы, ловкос-ти, быстроты, выносливости, гибкости.
Отличительные особенности программы, новизна данной программы
учтены и
адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления
гимнастики. Программа предусматривает изучение гимнастики, как вида спорта,
направлена на развитие положительной динамики роста спортивных достижений
обучающихся. Отличие от имеющихся программ по гимнастике в том, что количество
учебных часов разделов и тем учебно-тематического плана носит рекомендательный
характер.
Адресат общеразвивающей программы по гимнастике предназначена для девочек и
мальчиков в возрасте от 6 до 10 лет. Принцип набора детей в объединение: формирование
1 разновозрастной группы. Особенности набора детей: набор свободный. Принимаются
все желающие. Специального отбора не производится. В программе предусмотрено
участие талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Обучающие предоставляют медицинский допуск врача о состоянии
здоровья. В программе учитываются возрастные особенности детей с 6 до 10 лет, их
психологические и физические особенности.
Объем и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы составляет 34 часа.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40мин
Общее количество часов в неделю- 2 час
Занятия проводятся по2 раза в неделю по 1 часу
Срок освоения программы
Объём программы 68 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения
1 год обучения: 68 часа
Объём программы- 2 часа
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предусматривает теоретическую, общефизическую, специальную и
техническую подготовку. Зачисление в общеразвивающие группы производится
заявлению родителей (законных представителей)
медицинского
по
поступающего при предъявлении
заключения о состоянии здоровья. Продолжительность обучения по
дополнительной общеразвивающей программе 1 год – весь период, форма обучения очная
«Стартовый уровень»
основные правила техники безопасности и поведения на занятии о строении и
функциях человеческого тела; о гимнастике как виде спорта;
исходные положения для выполнения упражнений;
«Базовый уровень»
участия в конкурсах, соревнованиях.
способы оказания первой медицинской помощи.
приёмы правильного дыхания при выполнении упражнений; учащиеся умеют:
ориентироваться в пространстве,
выполнять упражнения в равновесии;
выполнять элементарные гимнастические элементы.
«Продвинутый уровень»
участия в конкурсах, соревнованиях.
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему
ориентироваться в пространстве,
выполнять упражнения в равновесии;
выполнять элементарные гимнастические элементы.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, использование
дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
беседа, творческий отчет, презентацию, практическое занятие, открытое занятие.
2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы
Цель: в соответствии со статьёй 75 Федерального закона от 12 декабря 2012 года
№273-ФЗ. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию их свободного времени.
Задачи:
Воспитательные (личностные) -формировать понимание красоты, гармонии
цветового богатства действительности; - формировать творческую индивидуальность; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность в работе. - стимулировать
развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности
ребенка; - формировать жизненно важные гигиенические навыки.
Развивающие (метапредметные) -развивать гибкость, выворотность, танцевальный
шаг, прыжки, ритмичность, музыкальность, координацию; -формировать осанку; развивать танцевально-ритмическую координацию и выразительность; - развивать
художественно-творческие способности и склонности обучающихся;
Обучающие (предметные) - обучать основам художественной гимнастики; помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками. - обучить
основам техники по виду спорта гимнастика; -расширять знания о здоровом образе жизни
и укрепление здоровья; - способствовать опыту выступлений на показательных и
зачетных
мероприятиях.
2.3 Содержание общеобразовательной программы
Учебно- тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
всего
Теория
Практика
1
Общие сведения о гимнастике
3
3
0
Первичная диагностика
2
Упражнения развития гибкости
10
1
9
Текущий контроль
3
Упражнения на развитие ловкости и координации
10
1
9
Текущий контроль
4
Упражнение на формирование осанки
10
1
9
Текущий контроль
5
Акробатические упражненя
35
3
32
Текущий контроль
68
9
59
Итого:
Содержание учебного плана
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
лекционная в ходе практических занятий
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОФП:
ОРУ: с предметом, без предмета, в движении, на месте, в игре.
Спортивные и подвижные игры с элементами гимнастики.
СФП:
На гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах
позвоночника и плеч – пружинное растягивание, фиксация поз, расслабление;
На силу – упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые
движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.п.
На быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных
упражнений;
На прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой
Уч. часы
1
9
59
9
5
4
24
5
4
4
4
выносливости;
На ловкость – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, с
выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре;
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основы акробатики – освоение техники выполнения базовых акробатических упражнений (перекат, группировка,
кувырки, стойки, гимнастический мост )
Основы художественной гимнастики – освоение техники упражнений с предметами ( мяч, скакалка, обруч)
Хореографическая – упражнения у гимнастического станка, прыжковая подготовка на помосте, танцевальные
упражнения с элементами гимнастики.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
4
28
10
9
9
68
2.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем
компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить
динамическую картину творческого развития воспитанника.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем,
какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков
воспитанники овладевают на уровне:
актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа
по выполнению различных упражнений, игр)
зоны ближайшего развития («перспективные действия» - находящиеся еще в
стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области
физкультурно-оздоровительного направления)
Предметные результаты
o
Уровень освоения воспитанниками базовых понятий о физической культуре,
спорте, здоровом образе жизни.
Метапредметные результаты
o
Овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность
самостоятельно,
необходимые
успешно
для
усваивать
дальнейшего
новые
знания,
умения
совершенствования
и
компетентности,
спортивно-оздоровительной
деятельности, укрепление здоровья.
o
Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
o
Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
o
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности;
Личностные результаты
o
Формирование ответственного
отношения к
учению,
готовности
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
o
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
o
Мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
и
o
Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку;
o
Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
3. Организационно- педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№
Основные
П/п
процесса
характеристики
образовательного
1.
Количество учебных недель
34
2.
Количество учебных дней
68
3.
Количество часов в неделю
2
4.
Количество часов
68
5.
Недель в 1 полугодии
15
6.
Недель 2 полугодии
19
7.
Начало занятий
8.
Каникулы
9.
Выходные дни
11 сентября
28.10.22-06.11.22
02.12.23- 08.01.23
13.02.23- 19.02.23
20.03.23- 02.04.23
2 января- 8 января
10. Окончание учебного года
28 мая 2023
3.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития
ребёнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации.
Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет
строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач.
Эффективность программы «Гимнастика для здоровья» отслеживается путем текущего
контроля,
промежуточной
и
итоговой
аттестации.
Формы текущего контроля: наблюдение, вопросники, тестирование, соревнования, игры,
конкурсы. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в
организацию учебного процесса. Учитывается и поощряется участие в акциях, конкурсах,
соревнованиях,
конференциях
различного
уровня.
Формы промежуточной и итоговой аттестаций: соревнования, тестирование, сдача
контрольных нормативов.
Оценочные материалы: учебные анкеты, тесты; анкетирование на определение мотивации
к занятиям физическими упражнениями, диагностическая карта личностного развития,
таблица показателей физической подготовленности, лист самооценки учащегося.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости;
карта учета результатов освоения программы
отзывы родителей;
видеозаписи занятий;
портфолио;
Методические материалы:
Для проведения занятий по общей физической подготовке требуется наличие
спортивного зала (для проведения спортивных игр, беговых упражнений), наличие
тренажерного зала (для выполнения упражнений с утяжелителями и упражнений с
собственным весом), наличие кабинета для теоретических занятий. Для демонстрации
презентаций – наличие компьютера и интерактивной доски.
Перечень необходимого спортивного инвентаря и оборудования:
Необходимым условием для реализации программы является наличие спортивного зала,
имеющего спортивное оборудование:
- гимнастические маты, размером 2м *1м, изготовленные из пенополиуретана повторного
вспенивания очень высокой плотности (наполнитель). Маты должны обладать твердостью
и необходимой упругостью для смягчения падений, не должны быть скользкими и
грубыми. Они должны укладываться без щелей, не должны смещаться и поверхность их
должна быть ровной.
№ П/П
Наименование
раздела
1
Основы
гимнастики
Материально
техническое
оснащение
гимнастическое
бревно,
регулируемое
по высоте;
подкидной
мостик;
- коврики для
занятий
- мячи
- скакалки
Формы,
обучения
методы,
приемы Формы
учебных
занятий
Методы
воспитания Урок
физических качеств
гимнастики
1. Рассказ или лекция.
Применяется для изучения
теории гимнастики (судейство,
правила, история, основы
техники
и
тактики,
самоконтроль и т.п.)
2. Беседа. Применяется
при разборе соревнований,
составлений индивидуальных
-обручи
планов тренировок и т.п.
3. Показ. Применяются
при
демонстрации
упражнений, в показательных
выступлениях,
просмотрах
кинофильмов, фото, схем и т.п.
4. Наблюдения занима
ющихся за тренировками и
выступлениями
мастеров на
соревнованиях,
за
выполнением
упражнений
другими занимающимися в
группе.
5. Самостоятельная
работа занимающихся
заключается в изучении и
повторении
теории
гимнастики,
совершенствование техники,
тактики,
физических
и
волевых качеств.
6. Упражнения
(тренировки) применяются
для закрепления знаний и
навыков.
7. Формирование в ходе
обучения
у
гимнаста
формируется
двигательный
навык
в
выполнении
упражнений,
3.3 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по общей физической подготовке требуется наличие
спортивного зала (для проведения спортивных игр, беговых упражнений), наличие
тренажерного зала (для выполнения упражнений с утяжелителями и упражнений с
собственным весом), наличие кабинета для теоретических занятий. Для демонстрации
презентаций – наличие компьютера и интерактивной доски.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Гимнастика» Педагог, реализующий данную
программу, должен иметь следующие профессиональные и личностные качества:
- владеть навыками и приёмами организации физкультурно-спортивных занятий;
- знать особенности физиологии и психологии детского возраста;
- уметь вызывать у учащихся познавательный интерес к преподаваемому предмету;
Список литературы
Нормативные документы
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№ 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении
«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
196 «Об
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
утверждении
Порядка организации
и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области
«Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января
2021 года N 2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"
Литература, использованная при составлении программы
«Программа по акробатике» Гатчина 2000 г.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие /СПбГАФК
им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2001.
Солодов А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие СПбГАФК им.
П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000.
Г.П. Гусев «Методика преподавания танца. Упражнения у станка»
Литература для обучающихся и родителей
Гимнастика. Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова, М.: Академа.
2001г.
Единая Всероссийская спортивная классификация. Издательство «Советский
спорт». Москва. 2002
Единая Всероссийская классификация. 2006-2009гг. Издательство «Советский
спорт». М. 2007
Правила соревнований
Президентом
Федерации
и технические регламенты.
прыжков
на
батуте
Издание подготовлено
России,
Вице-
Президентом
Технического комитета по прыжкам на батуте Н.В. Макаровым, М.: Федерация
прыжков на батуте России, 2000г.
Физическая культура. Подшивка научно- методических журналов с 2000-2004г.
Физическая
культура.
Воспитание.
Образование.
Тренировка.
Под
ред.
А.В.Менхен, Е.К.Савенковой 2005г.
СВОД ПРАВИЛ ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ 2016-2019 Издание 2016-2019
Действуют с января 2016 Одобрены Президентской Комиссией ФИЖ 19 сентября
2012г. Обновление, включая несущественные поправки и разъяснения, будут изданы
после Межконтинентального Курса судей.
Г.П.
Гусев
«Танцевальные
движения»
и
комбинации
на
середине.