Управление образование городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» 623107 Свердловская область, г. Первоуральск, улица Зои Космодемьянской, 20 Тел./факс: 8 (3439) 63 – 15 – 47; 63 – 13 – 97 e-mail: chkola28@mail.ru сайт: школа-28.рф СОГЛАСОВАНО: на заседании Педагогического совета протокол от 28.08.2024 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО: Приказом от 02.09.2024 г.№ 323 Рабочая программа курса «Робототехника» (часть дополнительной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 28) НАПРАВЛЕННОСТЬ: техническая Уровень: базовый Возраст обучающихся: 8-10 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Сарапулова Е.А Первоуральск, 2024 г. Содержание: 2.Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы…………………..3-14 2.1.Пояснительна записка………………………………………………………………………3-6 2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы……………………………………………6-7 2.3. Содержание общеразвивающей программы………………………………………………7-13 2.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………..13-14 3.Комплес организационно – педагогических условий, включая формы аттестации………………………………………………………………………………14-17 3.1.Календарный учебный график…………………………………………………………….14 3.2. Условия реализации программы……………………………………………………………14-15 3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………………………….15 4. Список использованной литературы……………………………………………………….15-17 2 2.Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы 2.1.Пояснительна записка Программа курса «Робототехника» является дополнительной общеразвивающей программой техническую направленность и предназначена для обучения детей в МАОУ СОШ № 28. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств. Актуальность общеразвивающей программы является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями. Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика. Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. Программа «Работотехника» разработана на основе следующих документов: Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № Письма Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических 1726; рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями; 3 Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января 2021 года N 2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.3172-14 № 41; «Положения о дополнительном образовании детей в ОО» МАОУ СОШ № 28 от 24.01.2021 приказ № 92; Устава МАОУ СОШ № 28 и других нормативных и локальных актов. Отличительные особенности программы, новизна Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу. Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением. Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня. Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-10 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных 4 наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению. Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить самообразованию. знания Учащиеся в определенной начинают области, систематически возникает работать с стремление к дополнительной литературой. В объединение принимаются мальчики и девочки 8-10 лет, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 40 мин Общее количество часов в неделю – 1 час Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Срок освоения общеразвивающей программы – 34 недели, 1 год. Особенности организации образовательного процесса 1. «Стартовый уровень»- предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. 2. «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления общеразвивающей программы. 3. « Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным ( возможно узкоспециализированным) и нетрадиционным разделам в рамках содержательно- тематического направления общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно- тематического направления общеразвивающей программы. Каждому обучающемуся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должно обеспечиваться право на стартовый доступ к любому из предоставляемых 5 уровней через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности обучающегося ( где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания материала заявленного обучающимся уровня). Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, инструктажи, практические занятия, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, творческий отчет, практическое занятие, открытое занятие. 2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей Задачи: воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе; воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности; формирование уважительного отношения к труду; развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей. умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности; умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники); умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора. познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime; научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); 6 научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу, научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Дата п/п Время Форма занятия 1 Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора 2 Беседа, видеоролики, демонстрация проекта 3 Беседа, демонстрация СП Кол-во Тема часов Вводное занятие Место проведения Форма контроля\ аттестации 1 Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы. Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ 1 Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта. Индивидуальный, фронтальный опрос 1 Ознакомление с визуальной средой программирования Scratch. Интерфейс. Основные блоки. Индивидуальный, фронтальный опрос Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime 4 Беседа, демонстрация модуля EV3 1 Обзор модуля Smart hub. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты. Практическая работа 5 Беседа, демонстрация сервомоторов EV3 1 Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы. Индивидуальный, фронтальный опрос 6 Беседа, Демонстрация конструктора 1 Сборка модели робота по инструкции. Практическая работа 7 Беседа, Демонстрация датчика 1 Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы. Практическая работа Основы управления роботом 8 Беседа, Демонстрация датчика 1 Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы. Практическая работа 7 9 10 11 12 Беседа, Демонстрация датчика Беседа, Демонстрация датчика Беседа, демонстрация робота Беседа, демонстрация робота 1 Обзор датчика света. Устройство, режимы работы Практическая работа 1 Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов" Проверочная работа Движения по прямой траектории. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Точные повороты. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаем ые действия 1 1 Состязания роботов. Игры роботов. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 13 Беседа, демонстрация робота 1 Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом. 14 Беседа, демонстрация робота 1 Игра "Весёлые старты". Зачет времени и количества ошибок Соревнование роботов 1 Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 15 16 Беседа, демонстрация робота Беседа, демонстрация робота 1 Решение задач на движение с использованием датчика касания. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 8 17 18 19 Беседа, демонстрация робота Беседа, демонстрация робота Беседа, демонстрация робота Решение задач на движение с использованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 1 Решение задач на движение с использованием гироскопического датчика. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 1 Решение задач на движение с использованием ультразвукового датчика расстояния. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Соревнования роботов 1 20 Беседа, демонстрация робота 1 Программирование с помощью интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков". 21 Беседа, демонстрация 1 Битва роботов 22 23 Беседа, демонстрация СП, робота Беседа, демонстрация СП, робота 1 1 Многозадачность. Понятие параллельного программирования. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Оператор цикла. Условия выхода их цикла. Прерывание цикла. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Творческие проекты 24 Беседа, демонстрация СП, робота 1 Оператор выбора (переключатель). Условия выбора. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 9 25 26 27 Беседа, демонстрация СП, робота Беседа, демонстрация СП, робота Беседа, демонстрация СП, робота 1 1 1 Многопозиционный переключатель. Условия выбора. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Многопозиционный переключатель. Условия выбора. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Многопозиционный переключатель. Условия выбора. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Динамическое управление Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 28 Беседа, демонстрация СП, робота 1 29 Беседа 1 Битва роботов Соревнование роботов 1 Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 30 Беседа, видеоролики 10 31 Беседа, видеоролики Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории. 1 Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Творческие задания Беседа, видеоролики 32 Беседа, видеоролики 33 Конференция 34 Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 1 Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия 1 Защита проекта «Мой собственный уникальный робот» 1 Выступление с защитой собственного проекта Содержание учебного ( тематического плана) плана 1. Вводное занятие: Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ. 2. Основы конструирования Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей. Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести. Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения. 3. Введение в робототехнику Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и 11 шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта. Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Кегельринг 4. Основы управления роботом Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями. Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик 5. Состязания роботов. Игры роботов. Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы). Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов Теория: Использование микроконтроллера Smart hub. Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Сумо. Перетягивание каната. Кегельринг. Следование по линии. Слалом. Лабиринт) Регулярные поездки. 6. Творческие проекты Теория: Одиночные и групповые проекты. Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека. Роботы-артисты 7. Безопасное поведение на дорогах. Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств. Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход»). ОБЖ. Темы бесед. 1. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 2. Профилактика ДДТП 3. Поведение во время пожара. 4. О терроризме 5. Поведение на водоеме. Инструктаж по ТБ. Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере. 12 Практика: Зачёт по прослушанному материалу. Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций. Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций. 2.4. Планируемые результаты В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности. - личностные результаты: проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности; проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности; проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей. - метапредметные результаты: умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации; умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения; проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать; умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность; умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности. - предметные результаты: знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики) знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач; умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом; владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime; понимает принципы устройства робота как кибернетической системы; 13 умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания; умеет демонстрировать технические возможности роботов. 3. Комплекс организационно – педагогических условий, включая формы аттестации 3.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало учебного года Каникулы 8 Окончание учебного года 34 1 34 16 18 01.09.2022 31.10.22 – 06.11.22 02.01.23 – 08.01.23 20.03.23 – 02.04.23 28.05 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение учебная аудитория №12; столы учебные - 12 шт; стулья ученические - 12 шт; доска учебная - 1 шт; компьютеры (ноутбуки) - шт.; набор конструктор LEGO Education SPIKE Prime Стем мастерская Applied Pobotics Часть 1 Приклодная робототехника Часть 2 Техническое зрение роботов с использованием Trackingcam Комплект учебный робот SD1-4-320 Конструктор программируемых моделей инженерных систем Кадровое обеспечение – учитель начальной школы Методические материалы -Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники. 14 Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация: образовательная программа, дидактические материалы). Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons 3.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений учащихся, их личностное развитие. Для оценки результативности применяется аттестация (входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) и текущий контроль. Входящая диагностика проводится в начале первого года обучения (сентябрь) с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности. Текущий контроль – систематическая проверка учебных достижений, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной общеобразовательной программы по итогам учебного периода (определенного этапа обучения). Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной общеобразовательной программы по завершению всего образовательного курса программы. Промежуточная (и итоговая) аттестация обучающихся по программам проводится по итогам учебного года (май). Если обучающийся в течение учебного года добивается успехов на мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях и др.) различного уровня, то он считается аттестованным и освобождается от процедуры промежуточной аттестации. Формы аттестации и текущего контроля: опрос, собеседование, игра, наблюдение, специально подготовленные задания, контрольные вопросы, участие в викторинах, решение кроссвордов, зачеты, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий, а также участие в мероприятиях разного уровня и другие на усмотрение педагога. Также отслеживается творческий рост каждого ребенка. Заполняются карточки «Учет творческого роста, результатов обучения и личностного развития учащихся». Результаты освоения программы определяются по трем уровням 4.Список использованной литературы. Нормативная литература 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); 2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726; 15 3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 5. Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями; 6. Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 года № 533 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями; 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219 – од «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января 2021 года N 2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» Литература, использованная при составлении программы 1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 1-4 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с. 2. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3, Д.Н. 3. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. 300с. 4. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс]. 5. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks 6.Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2 Интернет-ресурс: 1. http://www.mindstorms.su 2. https://education.lego.com/ru-ru 3. http://robototechnika.ucoz.ru 16 4. http://www.nxtprograms.com/projects1.html 5. http://www.prorobot.ru/lego.php 6. https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24 7. https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html 8. http://www.prorobot.ru Литература для родителей, детей 1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017. 2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018 3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017. 4.Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018. 5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г. 6.Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016. 7.Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института). 2019г. 8.Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г. 17