ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28» 1. Пояснительная записка. Настоящая целевая модель наставничества, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ СОШ №28. Создание целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №28 позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. В программе используются следующие понятия и термины. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Куратор сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым. Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга кибербуллинг, травля в социальных сетях. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели. 2. Нормативные основы целевой модели наставничества. Нормативные правовые акты международного уровня. 1.Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1. 2.Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год). 3.Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О предотвращении преждевременного оставления школы". Нормативные правовые акты Российской Федерации. 4.Конституция Российской Федерации. 5.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 6.Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.). 7.Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. 8.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). 9.Гражданский кодекс Российской Федерации. 10.Трудовой кодекс Российской Федерации. 11.Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" 12.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". 13.Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". 14.Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 15.Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года». 16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении примерной программы воспитания». 17. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/. Нормативные правовые акты МАОУ СОШ №28: 1.Устав 2.Программа развития 3.Отчет о результатах самообследования деятельности 4.Положение о педагогическом совете 5.Положение о методическом совете 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. Задачи целевой модели наставничества МАОУ СОШ №28: Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели. Разработка и реализация программ наставничества. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества 1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования. 2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства. 3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов. 4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе. 5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций. 6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся. 7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся. 8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий. 9. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества. 10. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. 11. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся. 12. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные. 13. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества Уровни структуры Региональный орган управления образованием Региональный институт повышения квалификации Школа Направления деятельности. Осуществление государственного управление в сфере образования. Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества; Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества. Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества. Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели наставничества; Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества. Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели. Реализация программ наставничества. Назначение координатора и кураторов внедрения целевой модели наставничества. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. Координатор, кураторы Наставники Формирование базы наставников и наставляемых. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения). Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества. Контроль проведения программ наставничества. Участие в оценке вовлеченности в различные формы наставничества. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества. Реализация наставнического цикла. 6. Кадровая система реализации целевой модели наставничества 1. 2. 3. 4. В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли: Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программы наставничества. Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы наставничества согласно выбранным формам. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. ● Формирование базы наставляемых: o o o o o o o o o o из числа обучающихся: проявивших выдающиеся способности; демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавших в трудную жизненную ситуацию; имеющих проблемы с поведением; не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива из числа педагогов: молодых специалистов; находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. ● Формирование базы наставников из числа: o обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; o педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; o родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов; o выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы; o сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров; o успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; o ветеранов педагогического труда. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 7. Этапы реализации целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №28 Этапы Подготовка 1. условий для запуска 2. программы наставничества 3. 4. Мероприятия Создание благоприятных условий для запуска программы. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. Выбор аудитории для поиска наставников. Информирование и выбор форм наставничества. 5. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. Формирование 1. Выявление конкретных проблем базы обучающихся школы, которые можно решить наставляемых с помощью наставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. Формирование Работа с внутренним контуром включает базы действия по формированию базы из числа: наставников обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций); педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. Результат Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. Формированная база наставляемых с картой запросов. Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа: выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы; сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров (возможно пересечение с выпускниками); успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; представители других организаций, с которыми есть партнерские связи. Отбор и 1.Выявление наставников, входящих в базу 1.Заполнены анкеты в письме обучение потенциальных наставников, подходящих для 2.Собеседование с наставников конкретной программы. наставниками 2.Обучение наставников для работы с 3.Программа обучения. наставляемыми. Организация 1.Закрепление гармоничных и продуктивных Мониторинг: хода отношений в наставнической паре/группе так, сбор обратной связи наставнической чтобы они были максимально комфортными, от наставляемых для программы стабильными и результативными для обеих мониторинга сторон. динамики влияния 2.Работа в каждой паре/группе включает: программы на наставляемых; встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, сбор обратной связи от наставников, встречу-планирование, наставляемых и комплекс последовательных встреч, кураторов для итоговую встречу. мониторинга эффективности реализации программы. Завершение 1.Подведение итогов работы каждой Собраны лучшие программы пары/группы. наставнические наставничества 2.Подведение итогов программы школы. практики. 3.Публичное подведение итогов и Поощрение популяризация практик. наставников. 8. Формы наставничества в МАОУ СОШ №28 Для успешной реализации целевой выбрана следующая форма наставничества: «Учитель – учитель». модели наставничества Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Задачи: 1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности. 2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса. 3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности. 4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации. 5. Ускорить процесс профессионального становления педагога. Результат: 1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации. 2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала. 3. Улучшение психологического климата в образовательной организации. 4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов. 5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения. 6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах. 7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами. 8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.) Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель» Наставник Наставляемый Молодой Педагог специалист 1.Опытный педагог, имеющий профессиональные Имеет малый опыт Специалист, успехи работы (от 0 до 3 находящийся в (победитель различных лет), процессе адаптации профессиональных конкурсов, автор учебных испытывающий на новом месте пособий и материалов, ведущий вебинаров и трудности сработы, которому семинаров). организацией необходимо получать 2.Педагог, склонный к активной общественной учебного процесса, с представление о работе, лояльный участник педагогического и взаимодействием с традициях, школьного сообществ. обучающимися, особенностях, 3.Педагог, обладающий лидерскими,другими педагогами, регламенте и организационными и родителями. принципах коммуникативными навыками, хорошо развитой образовательной эмпатией. организации. Педагог, находящийся Типы наставников в Наставник Наставник состоянии консультант предметник Создает комфортные условия Опытный педагог для одного и того же реализации предметного профессиональных качеств, направления, что и помогает с молодой организацией учитель, способный образовательного процесса и осуществлять с решение конкретных всестороннюю психолого – методическую педагогичексих и поддержку коммуникативных проблем, преподавания контролирует отдельных самостоятельную дисциплин. работу молодого специалиста или педагога. эмоционального выгорания, хронической усталости. Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель» Формы взаимодействия «Опытный педагог – молодой специалист» Цель Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. Руководитель – молодой специалист» Приобретение профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. «Лидер педагогического сообщества – педагог, Реализация психоэмоциональной испытывающий проблемы» поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. «Педагог новатор – консервативный педагог» Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. «Опытный предметник – неопытный Методическая поддержка по конкретному предметник» предмету. Руководитель – молодой специалист» Приобретение профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель» Этапы реализации. Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель». Мероприятия Педагогический совет. Методический совет. Проводится отбор наставников из числа активных Анкетирование. Использование и опытных педагогов и базы наставников. педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. Обучение наставников. Проводится при необходимости. Проводится отбор педагогов, Анкетирование. Листы испытывающий профессиональные опроса. проблемы, проблемы адаптации и желающих Использование базы наставляемых. добровольно принять участие в программе наставничества. Формирование пар, групп. После встреч, обсуждения вопросов. Повышение квалификации наставляемого, Тестирование. Проведение мастер закрепление в профессии. Творческая – классов, открытых деятельность. Успешная адаптация. уроков. Рефлексия реализации формы Анализ эффективности наставничества. реализации программы. Наставник получает уважаемый и Поощрение на педагогическом совете или заслуженный статус. методический совете школы. Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель» Наставник Наставляемый Молодой Педагог специалист Опытный педагог, имеющий профессиональные Имеет малый опыт Специалист, работы (от 0 до 3 находящийся в успехи (победитель различных процессе адаптации профессиональных конкурсов, автор учебных лет), испытывающий на новом месте пособий и материалов, ведущий вебинаров и трудности с работы, которому семинаров). организацией необходимо получать Педагог, склонный к активной общественной о работе, лояльный участник педагогического и учебного процесса, с представление взаимодействием с традициях, школьного сообществ. особенностях, Педагог, обладающий лидерскими,обучающимися, другими регламенте и организационными и педагогами, принципах коммуникативными навыками, родителями. образовательной хорошо развитой эмпатией. организации. Типы наставников Наставник консультант Наставник предметник - Педагог, находящийся состоянии в Создает комфортные условия Опытный педагог для одного и того же реализации предметного профессиональных качеств, направления, что и помогает с молодой организацией учитель, способный образовательного процесса и осуществлять с решение конкретных всестороннюю психолого – методическую педагогичексих и поддержку коммуникативных проблем, преподавания контролирует отдельных самостоятельную дисциплин. работу молодого специалиста или педагога. эмоционального выгорания, хронической усталости. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах. Цели мониторинга: 1) оценка качества реализуемой программы наставничества; 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов. Задачи мониторинга: сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования); обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника; контроль хода программы наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых); определение условий эффективной программы наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия. Оформление результатов. По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOTанализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOTанализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит координатор программы. Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества. 9.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый". Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников. 1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы. 2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ). 3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый". Задачи мониторинга: научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника; экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника; определение условий эффективной программы наставничества; анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами; сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы; сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 10. Механизмы мотивации и поощрения наставников К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль. Мероприятия по популяризации роли наставника: Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», «Наставник+"; Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.