Программа целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №28

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИИ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»

1.
Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества, осуществляющего образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения
результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые
профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)"
и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ СОШ №28.
Создание целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №28 позволит решить
задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов,
предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам,
имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее
партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее
партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с
выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию
наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,

обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе,
таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения,
паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить
доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение,
издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны
других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся
определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и
развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной
образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие
субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и
совместно действуют ради этой цели.
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты международного уровня.
1.Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
2.Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции
Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001
год).
3.Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О
предотвращении преждевременного оставления школы".
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
4.Конституция Российской Федерации.
5.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
6.Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании
Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N
45 от 14 мая 2010 г.).
7.Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
ноября 2014 г. N 2403-р.
8.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р).
9.Гражданский кодекс Российской Федерации.
10.Трудовой кодекс Российской Федерации.
11.Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях"
12.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

13.Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
14.Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря
2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
15.Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ
о национальных целях развития России до 2030 года».
16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О
внедрении примерной программы воспитания».
17. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении
знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.
Нормативные правовые акты МАОУ СОШ №28:
1.Устав
2.Программа развития
3.Отчет о результатах самообследования деятельности
4.Положение о педагогическом совете
5.Положение о методическом совете

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

3. Задачи целевой модели наставничества МАОУ СОШ №28:
Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
Разработка и реализация программ наставничества.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества.
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе.
Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
1.
Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2.
Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием
долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
3.
Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию,
построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
4.
Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
5.
Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и
сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6.
Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.

7.
Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8.
Практическая
реализация
концепции
построения
индивидуальных
образовательных траекторий.
9.
Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
10.
Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
11.
Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых
обучающихся.
12.
Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
13.
Включение в систему наставнических отношений детей с
ограниченными возможностями здоровья.
5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества
Уровни структуры
Региональный
орган
управления
образованием

Региональный
институт
повышения
квалификации

Школа

Направления деятельности.
Осуществление государственного управление в
сфере образования.
Принятие решение о внедрении целевой модели
наставничества;
Обеспечивает организацию инфраструктуры и
материально-техническое обеспечение программ
наставничества.
Организационная, методическая, экспертно- консультационная,
информационная и просветительская поддержка
участников внедрения целевой модели наставничества.
Контроль за реализацией мероприятий по внедрению
целевой модели наставничества;
Выработка предложений по совместному
использованию инфраструктуры в целях внедрения
целевой модели наставничества.
Содействие распространению и внедрению
лучших наставнических практик различных форм и
ролевых моделей для обучающихся, педагогов и
молодых специалистов
Содействие привлечению к реализации
наставнических программ образовательных
организаций; предприятий и организаций;
государственных бюджетных учреждений культуры и
спорта;
юридических и физических лиц и т.д.
Разработка и утверждение комплекта нормативных
документов, необходимых для внедрения целевой модели
наставничества
Разработка и реализация мероприятий дорожной
карты внедрения целевой модели.
Реализация программ наставничества.
Назначение координатора и кураторов внедрения
целевой модели наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое
обеспечение реализации программ наставничества.

Координатор,
кураторы

Наставники

Формирование базы наставников и наставляемых.
Организация обучения наставников (в том числе
привлечение экспертов для проведения обучения).
Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.
Контроль проведения программ наставничества.
Участие в оценке вовлеченности в различные
формы наставничества.
Решение организационных вопросов, возникающих в
процессе реализации модели.
Мониторинг результатов эффективности реализации
целевой модели наставничества.
Реализация наставнического цикла.

6. Кадровая система реализации целевой модели наставничества

1.

2.

3.

4.

В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при
его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного
результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим
опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку
и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего
цикла программы наставничества.
Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы
наставничества согласно выбранным формам.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется
директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.

● Формирование базы наставляемых:

o
o
o
o
o
o

o
o
o
o

из числа обучающихся:
проявивших выдающиеся способности;
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавших в трудную жизненную ситуацию;
имеющих проблемы с поведением;
не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
из числа педагогов:
молодых специалистов;
находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающими
овладеть
современными
программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
● Формирование базы наставников из числа:

o обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
o педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
o родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов;
o выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
o сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
o успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
o ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
7. Этапы реализации целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №28
Этапы
Подготовка
1.
условий
для
запуска
2.
программы
наставничества 3.
4.

Мероприятия
Создание благоприятных условий для запуска
программы.
Сбор
предварительных
запросов
от
потенциальных наставляемых.
Выбор аудитории для поиска наставников.
Информирование
и
выбор
форм
наставничества.
5. На внешнем контуре: информационная
работа,
направленная
на
привлечение
внешних ресурсов к реализации программы.
Формирование 1. Выявление
конкретных
проблем
базы
обучающихся школы, которые можно решить
наставляемых
с помощью наставничества.
2. Сбор и систематизация запросов от
потенциальных наставляемых.
Формирование
Работа с внутренним контуром включает
базы
действия по формированию базы из числа:
наставников
 обучающихся,
мотивированных
помочь
сверстникам в образовательных, спортивных,
 творческих и адаптационных вопросах
(например, участники кружков по интересам,
 театральных
или
музыкальных
групп,
проектных классов, спортивных секций);
 педагогов, заинтересованных
в
тиражировании личного педагогического
опыта
и
создании
продуктивной
педагогической атмосферы;
 родителей
обучающихся
–
активных
участников родительских или управляющих
советов,
 организаторов досуговой деятельности в
образовательной организации и других
 представителей родительского сообщества с
выраженной гражданской позицией.

Результат
Дорожная
карта
реализации
наставничества.
Пакет документов.

Формированная база
наставляемых
с
картой запросов.
Формирование базы
наставников, которые
потенциально могут
участвовать как в
текущей программе
наставничества, так и
в будущем.

Работа с внешним контуром на данном
этапе
включает
действия
по
формированию базы
наставников из числа:
 выпускников, заинтересованных в поддержке
своей школы;
 сотрудников региональных предприятий,
заинтересованных в подготовке будущих
 кадров
(возможно
пересечение
с
выпускниками);
 успешных
предпринимателей
или
общественных деятелей, которые чувствуют
 потребность передать свой опыт;
 представители других
организаций, с
которыми есть партнерские связи.
Отбор
и 1.Выявление наставников, входящих в базу 1.Заполнены анкеты
в письме
обучение
потенциальных наставников, подходящих для 2.Собеседование с
наставников
конкретной программы.
наставниками
2.Обучение наставников для работы с 3.Программа обучения.
наставляемыми.
Организация
1.Закрепление гармоничных и продуктивных Мониторинг:
хода
отношений в наставнической паре/группе так, сбор обратной связи
наставнической
чтобы они были максимально комфортными, от наставляемых для
программы
стабильными и результативными для обеих мониторинга
сторон.
динамики
влияния
2.Работа в каждой паре/группе включает:
программы
на
наставляемых;
 встречу-знакомство,
 пробную рабочую встречу,
 сбор обратной связи
от
наставников,
 встречу-планирование,
наставляемых
и
 комплекс последовательных встреч,
кураторов
для
 итоговую встречу.
мониторинга
эффективности
реализации
программы.
Завершение
1.Подведение
итогов
работы
каждой
 Собраны
лучшие
программы
пары/группы.
наставнические
наставничества 2.Подведение итогов программы школы.
практики.
3.Публичное
подведение
итогов
и Поощрение
популяризация практик.
наставников.
8. Формы наставничества в МАОУ СОШ №28
Для
успешной реализации целевой
выбрана следующая форма наставничества:
«Учитель – учитель».

модели

наставничества

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового
сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной

среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его
закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в
педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и
педагогического потенциала.
3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе
образовательного учреждения.
6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых
классах и группах.
7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических
практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник
Наставляемый
Молодой
Педагог
специалист
1.Опытный педагог, имеющий профессиональные Имеет малый опыт Специалист,
успехи
работы (от 0 до 3 находящийся
в
(победитель
различных
лет),
процессе адаптации
профессиональных конкурсов, автор учебных испытывающий
на
новом
месте
пособий и материалов, ведущий вебинаров и трудности
сработы,
которому
семинаров).
организацией
необходимо получать
2.Педагог, склонный к активной общественной учебного процесса, с представление
о
работе, лояльный участник педагогического и взаимодействием с традициях,
школьного сообществ.
обучающимися,
особенностях,
3.Педагог,
обладающий
лидерскими,другими педагогами, регламенте
и
организационными
и
родителями.
принципах
коммуникативными навыками, хорошо развитой
образовательной
эмпатией.
организации.
Педагог, находящийся
Типы наставников
в
Наставник Наставник
состоянии
консультант
предметник

Создает комфортные условия Опытный педагог
для
одного и того же
реализации
предметного
профессиональных качеств, направления, что и
помогает с
молодой
организацией
учитель, способный
образовательного процесса и осуществлять
с
решение
конкретных всестороннюю
психолого
–
методическую
педагогичексих
и
поддержку
коммуникативных проблем, преподавания
контролирует
отдельных
самостоятельную
дисциплин.
работу молодого специалиста
или
педагога.

эмоционального
выгорания,
хронической усталости.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Формы взаимодействия
«Опытный педагог – молодой специалист»

Цель
Поддержка для приобретения необходимых
профессиональных навыков и закрепления
на месте
работы.
Руководитель – молодой специалист»
Приобретение профессиональных навыков
в работе с классным
коллективом и закрепления на месте
работы.
«Лидер педагогического сообщества – педагог, Реализация
психоэмоциональной
испытывающий проблемы»
поддержки
сочетаемый
с
профессиональной
помощью
по
приобретению и развитию педагогических
талантов и инициатив.
«Педагог новатор – консервативный педагог»
Помощь в овладении современными
программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями.
«Опытный
предметник
–
неопытный Методическая поддержка по конкретному
предметник»
предмету.
Руководитель – молодой специалист»
Приобретение профессиональных навыков
в работе с классным
коллективом и закрепления на месте
работы.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Учитель – учитель».

Мероприятия
Педагогический совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных Анкетирование.
Использование
и опытных педагогов и
базы наставников.
педагогов,
самостоятельно
выражающих
желание помочь педагогу.
Обучение наставников.
Проводится при необходимости.
Проводится
отбор
педагогов,
Анкетирование.
Листы
испытывающий
профессиональные
опроса.
проблемы, проблемы адаптации и желающих Использование базы наставляемых.
добровольно принять участие в
программе наставничества.
Формирование пар, групп.
После встреч, обсуждения вопросов.
Повышение
квалификации
наставляемого, Тестирование.
Проведение мастер
закрепление
в профессии. Творческая
– классов, открытых
деятельность. Успешная адаптация.
уроков.
Рефлексия
реализации
формы
Анализ
эффективности
наставничества.
реализации
программы.
Наставник
получает
уважаемый
и
Поощрение на педагогическом совете или
заслуженный статус.
методический совете школы.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник





Наставляемый
Молодой
Педагог
специалист
Опытный педагог, имеющий профессиональные Имеет малый опыт Специалист,
работы (от 0 до 3 находящийся
в
успехи (победитель
различных
процессе адаптации
профессиональных конкурсов, автор учебных лет),
испытывающий
на
новом
месте
пособий и материалов, ведущий вебинаров и
трудности
с работы,
которому
семинаров).
организацией
необходимо
получать
Педагог, склонный к активной общественной
о
работе, лояльный участник педагогического и учебного процесса, с представление
взаимодействием
с
традициях,
школьного сообществ.
особенностях,
Педагог,
обладающий
лидерскими,обучающимися,
другими
регламенте
и
организационными
и
педагогами,
принципах
коммуникативными навыками,
родителями.
образовательной
хорошо развитой эмпатией.
организации.

Типы наставников
Наставник консультант

Наставник
предметник

-

Педагог,
находящийся
состоянии

в

Создает комфортные условия Опытный педагог
для
одного и того же
реализации
предметного
профессиональных качеств, направления, что и
помогает с
молодой
организацией
учитель, способный
образовательного процесса и осуществлять
с
решение
конкретных всестороннюю
психолого
–
методическую
педагогичексих
и
поддержку
коммуникативных проблем, преподавания
контролирует
отдельных
самостоятельную
дисциплин.
работу молодого специалиста
или
педагога.

эмоционального
выгорания,
хронической
усталости.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.1.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу
наставничества,
динамику
показателей
социального
благополучия
внутри
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в
практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);












обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности
наставника;
контроль хода программы наставничества;
описание
особенностей взаимодействия наставника и наставляемого
(группы наставляемых);
определение условий эффективной программы наставничества;
контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOTанализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOTанализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит координатор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям
модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и
программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета
куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы
наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения
качественных и количественных показателей социального и профессионального
благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников
программы наставничества.
9.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
мотивационно-личностный
профессиональный
рост
участников
программы
наставничества;
развитие
метапредметных
навыков и
уровня вовлеченности обучающихся
образовательную деятельность;
качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
динамику образовательных результатов с
учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,
первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по
итогам прохождения программы.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества
изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:

научное и практическое обоснование требований к процессу
организации программы наставничества, к личности наставника;







экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения
описанных
в целевой модели требований к личности наставника;
определение условий эффективной программы наставничества;
анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой
программы;
сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка,
тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе"
реализуемой программы.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников








К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном
уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия,
где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором
наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
Выдвижение
лучших наставников на конкурсы и мероприятия
на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», «Наставник+";
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».