Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 28

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20
телефон: 63-15-47, факс 63-13-97.
E-mail: chkola28@mail.ru

Принято
с учётом мнения представительного органа
работников – первичной профсоюзной
организации МАОУ СОШ № 28
(протокол от 24.02.2021 г. № 2)
Согласовано
на заседании Педагогического совета
(протокол от «24» февраля 2021 г. № 5)

Положение
о наставничестве в МАОУ СОШ № 28
Общие положения.

1.
1.1.

Настоящее Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 28 (далее - Положение)

разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также во
исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25.12. 2019 г. № Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным

программам

и

программам

среднего

профессионального

образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2.

Целевая

осуществляющая
дополнительным

модель

наставничества

образовательную
общеобразовательным

МАОУ

СОШ

деятельность

№ 28
по

программам

(далее

(далее

- Школа),

общеобразовательным,
-

целевая

модель

наставничества) разработана в целяхдостижения результатов федеральных и региональных
проектов

«Современная

школа»,

«Молодые

профессионалы

(Повышение

конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
1.3.

Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,

регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2.

Основные понятия и термины.

2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
1

навыков, компетенций, компетенций и ценностей через неформальное взаимное
общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержкипроцессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор
-сотрудник
школы,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.).

-

3.
Цели и задачи наставничества
3.1.
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения
и
профессиональной
ориентации
всех
обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов МАОУ СОШ № 28.
3.2.
Основными задачами школьного наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.

4.1.

4. Организационные основы наставничества
Школьное наставничество организуется на основании приказа директора

-

школы. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директорашколы по воспитательной работе.
4.2.
Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора
школы.
4.3.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с
двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.4.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
4.5.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.6.
Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
4.7.
Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных,творческих и адаптационных вопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогическогоопыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся - активные участники родительских советов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели
или общественные
деятели,
которые
чувствуют
потребность передать свой опыт;
ветераны педагогического труда.
4.8.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов,учащихся и их родителей (законных представителей).
4.9.
Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей
(законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.11. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства
с про-граммами наставничества.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной
основеи утверждается приказом директора школы.
4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.

5.1.

5. Реализация целевой модели наставничества.
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из

-

образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель учитель», «Учитель - ученик».
5.2.
Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель
- учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете
и родительском совете.
5.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый.
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарногогода.
5.5.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно
при приведении встречи - планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.1.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.1.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
6.1.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.1.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

6.2. Завершение персонализированной программы наставничества
6.2.1.Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
завершения
плана
мероприятий
персонализированной
программы
наставничества в полномобъеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительнымобстоятельствам);
по
инициативе
куратора
(в
случае
недолжного
исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со
стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
6.2.2. Изменение
сроков
реализации
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников:
- по обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно
продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировкаее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
7.
7.2.

Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которыхосуществляется наставничество
Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным

критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должнысоответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный
интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в
рамках программы наставничества.
7.3.
Сформированные на
добровольной
основе
с
непосредственным
участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество пары/группы утверждаются приказом руководителя школы.

-

-

-

8.
Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 28, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторыразвития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с
нимдолгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает
нариски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитиеу наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
Личным
примером
развивать
положительные
качества
наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора.
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
9. Права наставника:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованиюработы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.
10. Права и обязанности куратора целевой модели наставничества в ОУ
10.1. На куратора наставнической деятельности в ОУ возлагаются следующие
обязанности:
⎯ формирование базы данных наставников и наставляемых; ⎯ разработка проекта
ежегодной Программы наставничества ОУ;
⎯ организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
⎯
подготовка
проектов
документов,
сопровождающих
наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю
ОУ;

⎯ оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
⎯ количественный анализ результатов Программы наставничества требованиям и
принципам целевой модели наставничества на основе анкеты куратора;
⎯ своевременный сбор данных по различным показателям внедрения целевой модели
наставничества в ОУ;
⎯ ежемесячное получение обратной связи от участников Программы наставничества
и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
⎯ анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ОУ.
10.2.
Куратор имеет право:
⎯ запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления,
анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников
наставнической деятельности;
⎯ организовывать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты
и др.);
⎯ вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОУ, которые
сопровождают наставническую деятельность;
⎯ инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в
ОУ;
⎯ принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
⎯ вносить на рассмотрение руководству ОУ предложения о поощрении участников
наставнической деятельности, об организации взаимодействия наставнических пар и
т.д.
11.
Обязанности наставляемого:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативныхактов, Устава МАОУ СОШ № 28, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Выполнять этапы реализации программы наставничества.
12. Права наставляемого:
12.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованиюработы, связанной с наставничеством.
12.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
12.3. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
12.4. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
12.5. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
13. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников
на школь-ном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
- Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник
года»,
«Лучшая пара», «Наставник +»;
- Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
Создание на школьном сайте методической копилки с программами

наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами «Лучший наставник»
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.
14.
Документы, регламентирующие наставничество.
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 28;
приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
целевая модель наставничества в МАОУ СОШ № 28.
дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ СОШ № 28.
приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества
МАОУ СОШ № 28.
приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и
графиковобучения наставников.
приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой
моделинаставничества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».