Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» 623107, город Первоуральск Свердловской области, улица Зои Космодемьянской, дом 20 телефон: 63-15-47, факс 63-13-97. E-mail: chkola28@mail.ru Принято с учётом мнения представительного органа работников – первичной профсоюзной организации МАОУ СОШ № 28 (протокол от 24.02.2021 г. № 2) Согласовано на заседании Педагогического совета (протокол от «24» февраля 2021 г. № 5) Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 28 Общие положения. 1. 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 28 (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25.12. 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая осуществляющая дополнительным модель наставничества образовательную общеобразовательным МАОУ СОШ деятельность № 28 по программам (далее (далее - Школа), общеобразовательным, - целевая модель наставничества) разработана в целяхдостижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины. 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования 1 навыков, компетенций, компетенций и ценностей через неформальное взаимное общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержкипроцессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор -сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.). - 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ СОШ № 28. 3.2. Основными задачами школьного наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4.1. 4. Организационные основы наставничества Школьное наставничество организуется на основании приказа директора - школы. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директорашколы по воспитательной работе. 4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.3. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.4. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.5. Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.6. Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.7. Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогическогоопыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся - активные участники родительских советов; выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,учащихся и их родителей (законных представителей). 4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.11. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с про-граммами наставничества. 4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основеи утверждается приказом директора школы. 4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5.1. 5. Реализация целевой модели наставничества. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из - образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель учитель», «Учитель - ученик». 5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарногогода. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.1.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.1.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы. 6.1.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.1.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 6.2. Завершение персонализированной программы наставничества 6.2.1.Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае: завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полномобъеме; по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительнымобстоятельствам); по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора). 6.2.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников: - по обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировкаее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества). 7. 7.2. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которыхосуществляется наставничество Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям: профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должнысоответствовать запросам наставляемого или наставляемых; - у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 7.3. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество пары/группы утверждаются приказом руководителя школы. - - - 8. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 28, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторыразвития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с нимдолгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает нариски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитиеу наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 9. Права наставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованиюработы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества. 10. Права и обязанности куратора целевой модели наставничества в ОУ 10.1. На куратора наставнической деятельности в ОУ возлагаются следующие обязанности: ⎯ формирование базы данных наставников и наставляемых; ⎯ разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОУ; ⎯ организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; ⎯ подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОУ; ⎯ оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; ⎯ количественный анализ результатов Программы наставничества требованиям и принципам целевой модели наставничества на основе анкеты куратора; ⎯ своевременный сбор данных по различным показателям внедрения целевой модели наставничества в ОУ; ⎯ ежемесячное получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; ⎯ анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ОУ. 10.2. Куратор имеет право: ⎯ запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; ⎯ организовывать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); ⎯ вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОУ, которые сопровождают наставническую деятельность; ⎯ инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ОУ; ⎯ принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; ⎯ вносить на рассмотрение руководству ОУ предложения о поощрении участников наставнической деятельности, об организации взаимодействия наставнических пар и т.д. 11. Обязанности наставляемого: - Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативныхактов, Устава МАОУ СОШ № 28, определяющих права и обязанности. - Разработать совместно с наставляемым план наставничества. - Выполнять этапы реализации программы наставничества. 12. Права наставляемого: 12.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованиюработы, связанной с наставничеством. 12.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. 12.3. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. 12.4. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 12.5. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 13. Механизмы мотивации и поощрения наставников. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школь-ном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. - Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник +»; - Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте. Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. Доска почета «Лучшие наставники». Награждение школьными грамотами «Лучший наставник» Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 14. Документы, регламентирующие наставничество. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 28; приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; целевая модель наставничества в МАОУ СОШ № 28. дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ СОШ № 28. приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 28. приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиковобучения наставников. приказ «Об утверждении наставнических пар/групп». приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой моделинаставничества.